Дело № 2-435/2022 Строка 143 г
36RS0035-01-2022-000598-11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Семилуки 02 июня 2022 г.
Семилукский районный суд Воронежской области в составе судьи Веселкова К.В.,
при помощнике ФИО1,
с участием представителя истца Администрации Семилукского муниципального района Воронежской области по доверенности ФИО2,
представителя третьего лица Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области по доверенности ФИО3,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Администрации Семилукского муниципального района Воронежской области к ФИО4 о признании самовольной постройкой здания и сносе самовольной постройки,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Семилукского муниципального района Воронежской области обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просила признать самовольной постройкой здание (объект капитального строительства), возводимое по адресу: и обязать ответчика за счет собственных средствосуществить снос самовольной постройки, возводимой по адресу: Воронежскаяобласть
В обоснование иска Администрация Семилукского муниципального района Воронежской области указала, что Земельный участок площадью кв. м, расположенный по адресу: , кадастровый №, категория земель — земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование — для дачного строительства, принадлежит на праве собственности ФИО4. Право собственности зарегистрировано в едином государственном реестре недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№.
Данный земельный участок находится на территории особо охраняемого природного объекта - Государственного комплексного природного заказника областного значения «Семилукский».
Согласно п. 3.1 Постановления Воронежской области от 27.01.2014 г. №61 «Об утверждении положения о государственном комплексном природном заказнике областного значения «Семилукский» на территории заказника запрещается строительство объектов капитального строительства, в том числе линейных сооружений, не связанных с выполнением задач, возложенных на заказник, и обеспечением функционирования населенных пунктов, расположенных в границах заказника.
В соответствии с п. 3.3 вышеуказанного Положения на территории заказника проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов, по уничтожению и (или) повреждению зеленых насаждений, а также проведение иных мероприятий и (или) работ допускается при условии согласования с департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства на территории заказника допускаются только после получения разрешения на строительство в департаменте архитектуры и градостроительства Воронежской области в порядке, определенном действующим законодательством.
Уполномоченным органом на проведение государственной экологической экспертизы в соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и п. 2.11 Постановления правительства Воронежской области от 10.05.2012 г. №382 «Об утверждении Положения о департаменте природных ресурсов и экологии Воронежской области» является Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области.
Согласно пп.6 п. 5 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 г. №190-ФЗ, ст. 5 Закона Воронежской области от 07.07.2006 №61-03 «О регулировании градостроительной деятельности в Воронежской области» в случае возведения объекта капитального строительства планируемого в границах особо охраняемой природной территории регионального значения, разрешение на строительство объектакапитального строительства, уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома выдает уполномоченный орган исполнительной власти Воронежской области в сфере градостроительной деятельности, а именно, Департамент архитектуры и градостроительства Воронежской области.
Земельный участок ответчика согласно Постановления Воронежской области от 27.01.2014 г. №61 «Об утверждении положения о государственном комплексном природном заказнике областного значения «Семилукский» (в редакции от 12.01.2022 г.) находится в зоне основных видов разрешенного использования земельных участков (п. 3.1.1 Постановления).
Основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах заказника, в соответствии с классификатором видов раз-решенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 №11/0412:
- растениеводство;
- природно-познавательный туризм;
- охрана природных территорий;
- резервные леса;
- ведение огородничества.
Однако, ответчиком на указанном участке возведен объект капитального строительства. Право собственности не зарегистрировано в установленном законом порядке.
Разрешительная документация на строительство ФИО4 не выдавалась.
Кроме того, данный земельный участок находится в зоне затопления паводком 1% обеспеченности, в водоохранной зоне. Строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по проведению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.
Администрация Семилукского муниципального района Воронежской области полагает данное строение является самовольной постройкой. Уведомления истца от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ о приведении в соответствие с действующим законодательством самовольно построенного объекта ответчик добровольно не удовлетворил.
В связи с изложенными обстоятельствами Администрация Семилукского муниципального района Воронежской области обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просило признать самовольной постройкой здание (объект капитального строительства), возводимое по адресу: и обязать ответчика за счет собственных средств осуществить снос самовольной постройки.
В судебном заседании представитель истца Администрации Семилукского муниципального района Воронежской области по доверенности ФИО2, поддержала иск по изложенным в нем основаниям.
Ответчик ФИО4 извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения гражданского дела, явку в судебное заседание не обеспечил, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении не ходатайствовал.
Представитель Департамента природных ресурсов Воронежской области в отзыве и в судебном заседании вопрос об удовлетворении исковых требований оставил на усмотрение суда, пояснил, что государственный комплексный природный заказник областного значения «Семилукский» образован постановлением администрации Воронежской области от 18.09.2000 № 859. Границы государственного комплексного природного заказника областного значения «Семилукский» утверждены Постановлением правительства Воронежской области от 27.01.2014 № 61 «Об утверждении положения о государственном комплексном природном заказнике областного значения «Семилукский». Постановлением правительства Воронежской области от 27.01.2014 № 61 «Об утверждении положения о государственном комплексном природном заказнике областного значения «Семилукский» официально опубликовано 29.01.2014. Земельный участок с кадастровым номером № расположен на территории государственного природного заказника регионального значения «Семилукский» согласно сведениям публичной кадастровой карты и приложения к указанному Положению, содержащему координаты поворотных точек границ государственного комплексного природного заказника областного значения «Семилукский».
Департамент архитектуры и градостроительства Воронежской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание своего представителя не направил.
Управление Росреестра по Воронежской области, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание своего представителя не направило, в направленном в суд отзыве возражало против удовлетворения исковых требований.
Администрация Семилукского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание своего представителя не направила.
Прокуратура Семилукского района Воронежской области, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание своего представителя не направила, в направленном в суд заявлении просила рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя прокуратуры.
В соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Изучив доводы искового заявления, заслушав представителей истца, ответчика, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Администрацией Семилукского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ составлен акт обследования земельного участка, которым в частности установлено, что земельный участок с кадастровым номером № относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположен по адресу: , площадью кв.м., с видом разрешенного использования - для дачного строительства принадлежит на праве собственности ФИО4 Право собственности на земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, о чем ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №.При обследовании на местности земельного участка с кадастровым номером № установлено следующее.Данный земельный участок огорожен по периметру забором. С фасадной стороны забор деревянный с каменными столбами, установлены железные ворота. По правой, левой и задней меже забор из профлиста (металлического профиля). Доступ на земельный участок ограничен. На земельном участке расположен объекта капитального строительства.Данный земельный участок находится в границах особо охраняемой природной территорииобластного значения - государственного комплексного природного заповедника «Семилукский», ктому же в границах зон затопления территории Семилукского сельского поселения Семилукскогомуниципального района Воронежской области при половодьях и паводках р. Дон, р. Ведуга.
Постановлением администрации Воронежской области от 18.09.2000 № 859 образован государственный комплексный природный заказник областного значения «Семилукский».
Постановлением правительства Воронежской области от 27.01.2014 № 61 «Об утверждении положения о государственном комплексном природном заказнике областного значения «Семилукский» определяет, в частности, задачи заказника, режим особой охраны территории заказника, границы государственного комплексного природного заказника областного значения «Семилукский».
Постановление правительства Воронежской области от 27.01.2014 № 61 «Об утверждении положения о государственном комплексном природном заказнике областного значения «Семилукский» официально опубликовано 29.01.2014.
Право собственности ответчика на земельный участок с кадастровым номером № зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ о чем в ЕГРН запись государственной регистрации №.
Согласно п. 3.1 Постановления Воронежской области от 27.01.2014 г. № 61 «Об утверждении положения о государственном комплексном природном заказнике областного значения «Семилукский» на территории заказника запрещается строительство объектов капитального строительства, в том числе линейных сооружений, не связанных с выполнением задач, возложенных на заказник, и обеспечением функционирования населенных пунктов, расположенных в границах заказника.
В соответствии с п. 3.3 вышеуказанного Положения на территории заказника проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов, по уничтожению и (или) повреждению зеленых насаждений, а также проведение иных мероприятий и (или) работ допускается при условии согласования с департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской Области. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства на территории заказника допускаются только после получения разрешения на строительство в департаменте архитектуры и градостроительства Воронежской области в порядке, определенном действующим законодательством.
Уполномоченным органом на проведение государственной экологической экспертизы в соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и п. 2.11 Постановления правительства Воронежской области от 10.05.2012 г. № 382 «Об утверждении Положения о департаменте природных ресурсов и экологии Воронежской области» является Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области.
Согласно пп. 6 п. 5 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 г. №190-ФЗ, ст. 5 Закона Воронежской области от 07.07.2006 № 61-ОЗ «О регулировании градостроительной деятельности в Воронежской области» в случае возведения объекта капитального строительства планируемого в границах особо охраняемой природной территории регионального значения, разрешение на строительство объекта капитального строительства, уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома выдает уполномоченный орган исполнительной власти Воронежской области в сфере градостроительной деятельности, а именно, Департамент архитектуры и градостроительства Воронежской области.
Порядок определен приказом Департамента архитектуры и градостроительства Воронежской области от 19.08.2020 № 45-01-04/621 «Об утверждении Административного регламента департамента архитектуры и градостроительства Воронежской области по предоставлению государственной услуги "Выдача разрешения на строительство в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территорияхдвух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), и в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории регионального значения (за исключением населенных пунктов, указанных в статье 3.1 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях")».
Основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах заказника, в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 №11/0412:
- растениеводство;
- природно-познавательный туризм;
- охрана природных территорий;
- резервные леса;
- ведение огородничества.
Согласно данных публичной кадастровой карты, представленной истцом,земельный участок с кадастровым номером № не относиться к хозяйственной зоне ХЗ-1, для которой установлены следующие основные виды разрешенного использования земельных участков: для индивидуального жилищного строительства, малоэтажная многоквартирная жилая застройка, для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), блокированная жилая застройка, обслуживание жилой застройки, земельные участки (территории)общего пользования, земельные участки общего назначения, ведение садоводства.
Согласно сведениям Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области ФИО5 с целью согласования проведения работ по строительству на территории заказника в Департаментприродных ресурсов и экологии Воронежской области не обращалась. Размещение спорного объекта капительного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № противоречит требованиям, предусмотренным законодательством об охране окружающей среды.
Согласно статье 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена илисоздана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016) в ст. 222 ГК РФ закреплены три признака, при наличии хотя бы одного из которых строение, сооружение или иное недвижимое имущество является самовольной постройкой, в частности, если строение, сооружение или иное недвижимое имущество возведено без получения на это необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Судом установлено, что необходимая разрешительная документация на фактический возведенный объект, расположенный по адресу , что не позволяет сделать вывод о законности данного строения.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом в предварительном судебном заседании при распределении бремени доказывания настоящему гражданскому делу бремя доказывания несоблюдения процедуры получения разрешения на строительство возложено на истца, при этом ответчику было предложено представить доказательства соблюдения процедуры получения разрешительной документации на строительство. От представления доказательств соблюдения процедуры получения разрешительной документации на строительство ответчик уклонился.
В силу ст. 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Однако, действующее законодательство допускает проведение учетно-регистрационных действий в отношении объект незавершенного строительства без подтверждения законности данного строения, в частности соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Судом установлено, что строение является самовольной постройкой, так как сооружение создано без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Доказательств обратного, ответчиком суду не представлено.
Судом установлено, что ответчик не принимал мер для получения разрешения на строительство, также последним не был получен отказ в получении такого разрешения, суду не представлены доказательства получение согласования уполномоченного органа - департамента природных ресурсов и экологии Воронежской Области, подтверждающегоотсутствие угрозы экологических рисков для природного заказника областного значения «Семилукский».
Часть 1 статьи 55.32 ГрК РФ предусматривает, что снос объектов капитального строительства, являющихся самовольными постройками, или их приведение в соответствие с установленными требованиями в принудительном порядке осуществляется на основании решения суда или органа местного самоуправления, принимаемого в соответствии со статьей 222 ГК РФ.
Снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляет лицо, которое создало или возвело самовольную постройку, а при отсутствии сведений о таком лице правообладатель земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка, в срок, установленный соответствующим решением суда или органа местного самоуправления (часть 6 статьи 55.32 ГрК РФ).
Согласно п. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, орган местного самоуправления муниципального района вправе обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.
Поскольку судом достоверно установлено нарушение строительных норм и правил, допущенных ответчиком при возведении спорного здания (объекта капитального строительства), возводимого по адресу: исковые требования об обязании ответчика снести за свой счет указанную самовольную постройку подлежат удовлетворению. Такой способ защиты полностью соответствует способам, предусмотренным законом, а также объему нарушенных прав истца.
Судом сделан вывод, что в случае необходимости ответчик не лишен возможности возвести на принадлежащем ему земельном участке объект в соответствии с соблюдением строительных норм и правил.
Десятидневный срок исполнения решения суда, является разумным, достаточным и соответствующим балансу законных прав и интересов истца и ответчика, с учетом конкретных обстоятельств дела и объема работ, необходимого для демонтажа фундамента.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации Семилукского муниципального района Воронежской области к ФИО4 о признании самовольной постройкой здания и сносе самовольной постройки– удовлетворить.
Признать самовольной постройкой – здание (объект капитального строительства), возводимое по адресу:
Обязать ФИО4 счет собственных средств осуществить снос самовольной постройкой – здание (объект капитального строительства), возводимой по адресу: в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Семилукский районный суд в течении месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 09.06.2022 года