ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-436 от 07.07.2011 Кавказского районного суда (Краснодарский край)

                                                                                    Кавказский районный суд Краснодарского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Кавказский районный суд Краснодарского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

К делу № 2-436/2011.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07.07.2011 года ст. Кавказская

Кавказский райсуд Краснодарского края в составе:

председательствующего- Агеевой Н.Г.,

при секретаре- Кирилловой Е.А.,

с участием пом. прокурора- Хорошайло А.А.,

рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Мирского сельского поселения Кавказского района, выразившееся в неисполнении требований законодательства о пожарной и террористической безопасности,

у с т а н о в и л:

Прокурор Кавказского района обратился в суд с заявлением, просит признать незаконным бездействие администрации Мирского сельского поселения, выразившееся в неисполнении требований законодательства о пожарной и террористической безопасности и обязать администрацию Мирского сельского поселения выполнить мероприятия по устранению имеющихся нарушений законодательства о пожарной безопасности.

Свои требования обосновывает тем, что проведенной проверкой

соблюдения законодательства пожарной безопасности в Мирском сельском поселении установлены нарушения правил пожарной безопасности:

не в полном объеме реализованы полномочия по решению вопросов
финансового и материально-технического обеспечения пожарной
безопасности, исполнение, соответствующих бюджетов в части расходов на
пожарную безопасность (организацию выполнения целевых программ и
муниципальных правовых актов в области пожарной безопасности), (ст. 19
Федерального закона «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21.12.1994г.; п.
1,3 ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях
пожарной безопасной» № 123-ФЗ от 22.07.2008г.).

не в полном объеме реализованы полномочия по созданию необходимых условий для организации добровольной пожарной охраны и ее успешной деятельности, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, (ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21.12.1994г.; п.9 ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ от 22.07.2008г.; абз. 7 п. 11 ППБ 01-03).

не в полном объеме реализованы мероприятия по обеспечению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, а также мероприятия по созданию в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях (ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994г.; п.2 ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ от 22.07.2008г.; п.94, 95 ППБ 01-03).

не реализованы полномочия по установлению в границах поселения
особого противопожарного режима, а также не осуществлен контроль за
состоянием пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов
с установлением на время его действия дополнительных требований
пожарной безопасности (ст. 19 Федерального закона «О пожарной
безопасности» №69-ФЗ от 21.12.1994г.; п.5 ст. 63 Федерального закона
«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ
от 22.07.2008г.).

не определен порядок, а также не должным образом осуществляется информирование населения о принятых органами местного самоуправления решениях по обеспечению пожарной безопасности (ст. 19, п. 5 ст. 26 Федерального закона «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21.12.1994г.; п.8 ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» №123-Ф3 от 22.07.2008г.).

Невыполнение указанных требований закона может повлечь невозможность обеспечения безопасности граждан и привести к причинению вреда их жизни и здоровью.

В судебном заседании помощник прокурора Кавказского района Хорошайло А.А. подтвердила требования, изложенные в заявлении, просит их удовлетворить. Пояснила суду, что в доказательство заявленных требований имеется только информация отдела надзорной деятельности, доказательств нарушения прав граждан не имеется.

Глава администрации Мирского сельского поселения Шишикин А.А. с требованиями прокурора не согласен.. Пояснил суду, что согласно утвержденной целевой программе на пожарную безопасность территории сельского поселения в бюджете утверждено 100000 рублей. В настоящее время администрацией заключен договор с ИП Куликовым для установки на территории поселения громкоговорящей связи для оповещения населения о возможной пожарной ситуации не территории поселения, а также в целях информирования населения о принятых мерах по пожарной безопасности. Также информирование населения проводится в средствах массовой информации, на собраниях через территориальные органы самоуправления (квартальных). На территории поселения установлены три гидранта и имеется пожарная часть МЧС России, которая на своей территории имеет резервуар. Постановлением главы поселения утверждено положение о создании и деятельности добровольной пожарная охрана, утвержден реестр добровольных пожарных в котором зарегистрировано 11 лиц, которые добровольно изъявили желание участия в деятельности добровольных пожарных. На территории ОАО «Кавказ» имеется свой водоисточник для заправки пожарной машины, которая имеется в собственности хозяйства. Деятельность добровольных пожарных хозяйства и администрации согласуется. Добровольные пожарные обеспечены администрацией первичными средствами: трактор с плугом, косилка, емкость для доставки воды (передвижная), хлопуши для отсекания огня, огнетушители. В зданиях муниципальных учреждений установлены пожарные сигнализации. Просит отказать прокурору в удовлетворении заявления., так как никаких нарушений прав граждан в области пожарной безопасности не имеется.

Третье лицо - отдел надзорной деятельности Кавказского района МЧС России в судебное заседание не явился, согласно заявления просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему :

В соответствие с требованиями ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативно-правовых актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных актов органов государственной власти субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. В соответствие со ст. 12 ГПК РФ правосудие осуществляется на основании состязательности и равноправия сторон.

Анализируя представленные сторонами доказательства, исходя из принципа состязательности и равноправия сторон, суд приходит к выводу об отсутствие доказательств требований в заявлении прокурора, также не представлено таких доказательств в судебном заседании. В заявлении прокурора изложены обстоятельства., на которых он основывает свои требования и ссылка на нормы материального права, однако в подтверждение доводов представлена только информация отдела надзорной деятельности.

В соответствии со статьи 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров и т.д. Статьями 38-39 названного Закона установлена ответственность за нарушение законодательства о пожарной безопасности.

Во исполнение вышеназванного закона МЧС России утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Судом установлено, что со стороны органов местного самоуправления приняты установленные законом меры по решению вопросов организационно-правого, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности, о чем свидетельствуют нормативные акты, изданные на местном уровне поселения. Акты администрации Мирского сельского поселения являются организационно-правовым обеспечением первичных мер пожарной безопасности, поскольку определяют порядок создания и организацию деятельности добровольной пожарной охраны, определяют меры по предупреждению и тушению пожаров в населенном пункте, объектах сельскохозяйственного назначения муниципального образования, устанавливают порядок обучения населения мерам пожарной безопасности, также утвержден план привлечения сил и средств на тушение пожаров на территории населенного пункта и перечень первичных средств пожаротушения. .

Нормативными актами представительного органа местного самоуправления утверждена целевая программы, утвержден бюджет поселения на 2011 финансовый год, что говорит о финансовом обеспечении первичных мер пожарной безопасности.

Согласно статье 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», органы местного самоуправления создают условия для организации добровольной пожарной дружины, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности. Следовательно, первоосновой в разрешении данного вопроса, прежде всего, является создание органами местного самоуправления необходимых для этого условий, то есть, создание организационно-правовой базы, финансирования и материально-технического обеспечения.

Постановлением администрации поселения от 10.03.2009 № 28 утверждено Положение о создании и организации деятельности добровольной пожарной охраны, утверждена муниципальная целевая программа по пожарной безопасности., представительным органом Мирского сельского поселения, внесены изменения в бюджет 21.01.2011. в части увеличения бюджетных средств на обеспечение пожарной безопасности. на 2011 год, создана добровольная пожарная дружина в количестве 11 зарегистрированных граждан..

. Федеральным законом «О пожарной безопасности» полномочия органов местного самоуправления в разрешении вопросов пожарной безопасности и в частности обеспечения первичных ее мер, ограничены рамками компетенции органов местного самоуправления.

На территории Мирского сельского поселения имеется пожарная часть МЧС с резервуаром, установлены три гидранта. Кроме того СПК «Кавказ» в ст. Мирской имеет своей водоисточник, а также пожарную машину.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ администрация поселения является всего лишь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, тогда как формирование и утверждение бюджета находится в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления. В бюджете поселения в 2011 финансовом году на противопожарную безопасность предусмотрено 100 тысяч рублей., в рамках которых Администрация и может реализовать свои полномочия в области пожарной безопасности.

Администрация муниципального образования имеет строгие рамки бюджетных обязательств, вследствие чего, вопросы местного значения поселения, администрация решает только в рамках бюджетных обязательств и не может выполнить действие, если такое действие не подкреплено финансированием. Кроме этого, исходя из норм БК РФ, административный орган не вправе вмешиваться в бюджетный процесс.

Во исполнение требований закона об информировании населения о принятых решениях проводятся собрания с жителями поселения, собрания членов квартальных комитетов, которые информируются о принятых решениях администрацией. Информирование населения также проводится через средства массовой информации –муниципальный вестник Мирского сельского поселения.

Кроме того, Администрацией приняты меры установки громкоговорящей связи для оповещения населения, что подтверждается заключенным 22.06.2011.договором на ее установку.

В соответствие со ст. 255 ГПК РФ к действиям (бездействию) органов местного самоуправления относятся действия (бездействие), в результате которых нарушены права о свободы граждан, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена обязанность либо он незаконно привлечен к ответственности.

Под бездействием понимается не совершение действий, выполнение которых относится к функциям органа местного самоуправления.

Сторонами не представлено доказательств нарушения прав граждан в области пожарной безопасности, создание препятствий к осуществлению гражданами этих прав, а также фактов незаконного возложения на граждан обязанностей в области обеспечения мер пожарной безопасности либо незаконного привлечения в такой ответственности, и судом таких доказательств не добыто.

В подтверждение отсутствия таких доказательств в заявлении прокурор указывает, что невыполнение указанных требований закона может повлечь невозможность обеспечения безопасности граждан и привести к причинению вреда их жизни и здоровью.

Предусмотренные нормами законодательства о пожарной безопасности мероприятия Администрацией Мирского о сельского поселения исполнены.

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что Администрация Мирского сельского поселения не бездействует и в рамках своих полномочий и компетенции принимает меры по обеспечению пожарной безопасности.

Мероприятия Администрацией Мирского сельского поселения в области обеспечения пожарной безопасности проводятся в соответствие с принятым бюджетом, в рамках имеющегося финансирования Суд не вправе возлагать на Администрацию поселения обязанности по выполнению мероприятий по пожарной безопасности в отсутствие для этого средств в бюджете, что будет являться вторжением в деятельность органа местного самоуправления и в его бюджет.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необоснованности заявления прокурора и отказе в удовлетворении заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 257-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать прокурору Кавказского района в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия администрации Мирского сельского поселения Кавказского района, выразившееся в неисполнении требований законодательства о пожарной и террористической безопасности.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Кавказский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий: Н.Г. Агеева