ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4360/16 от 08.12.2016 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 2- 4360/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Гараниной С.А.

при секретаре ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда <адрес> гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации <адрес> о признании незаконным бездействия по расселению жильцов и обязании предоставить жилое помещение

установил:

ФИО2 обратилась с вышеуказанным иском в суд, мотивировав свои требования следующим.

На основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ истец является нанимателем квартиры общей площадью 29,8 кв.м, жилой 16.8 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>. В указанном жилом помещении зарегистрирована член ее семьи: дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Данное жилое помещение находится в собственности: городского округа Иваново. Ранее данное жилое помещение было предоставлено истцу Ивановским ПЖРТ на основании ордера на жилое помещение серия КТ-2580Ч от ДД.ММ.ГГГГ и в связи с изменением статуса общежития на жилой дом закреплено за нею ДД.ММ.ГГГГ. В собственности какого-либо помещения ни у истца, ни у ее дочери не имеется. ДД.ММ.ГГГГ постановлением временно исполняющего обязанности главы Администрации г. ФИО4 ФИО9 дом <адрес><адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в 6 месячный срок после получения уведомления от управления жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации <адрес> о выполнении в полном объеме мероприятий по расселению. Этим же постановлением управлению жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации <адрес> поручено подготовить предложения по включению указанного многоквартирного жилого дома в специальную подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилого фонда» муниципальной программы «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства насечения города», утвержденного постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Порядком принятия решений о разработке муниципальных программ <адрес>, их формировании и реализации, утвержденным постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени ответчиком не принято решение о включении многоквартирного <адрес> в специальную подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилого фонда» и о расселении жильцов дома в другие жилые помещения с заключением договора социального найма. Истцу до настоящего времени благоустроенное жилое помещение не предоставлено, никакие действия по обеспечению истца и ее дочери благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим нормам, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению администрацией не принимаются.

Истец и ее дочь на основании договора найма жилого помещения коммерческого использования в соответствии с протоколом от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по жилищным вопросам Администрации <адрес> временно проживают в предоставленном жилом помещении с ограниченным уровнем благоустройства муниципального жилищного фонда коммерческого использования в комнате площадью 18,5 кв.м <адрес>.

На неоднократные требования о включении аварийного многоквартирного жилого <адрес> в специальную подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилого фонда» муниципальной программы «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно- коммунального хозяйства насечения города» и о выделении в соответствии со ст. 89 Жилищного кодекса РФ благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим нормам, равнозначного по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, в пределах <адрес>, администрация <адрес>, действующая от имени собственника жилого помещения, присылает отписки. Никаких реальных действий администрация <адрес>, действующая от имени собственника аварийного дома городского округа Иваново, по расселению жильцов аварийного многоквартирного дома и о предоставлении им другого жилого помещения по договору социального найма не принимает. Таким образом, ответчик в лице администрации <адрес>, действующей от имени собственника аварийного дома, незаконно бездействует и нарушает жилищные права истца. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.

На основании изложенного, просила суд признать бездействие администрации <адрес> по непринятию своевременных мер по принятию подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда» муниципальной программы «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно- коммунального хозяйства насечения города» с включением в нее многоквартирного <адрес> и определением финансирования, по отселению истца и членов его семьи из жилого дома, признанного непригодным для проживания, незаконным, нарушающим права и законные интересы истца; обязать администрацию <адрес> предоставить истцу благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте <адрес>.

В судебном заседании истец ФИО2 и ее представитель по доверенности ФИО5 поддержали заявленные исковые требования, просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Третье лицо ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена в установленном порядке, о причинах неявки не сообщила.

Представители ответчика Администрации <адрес> и третьего лица Управления жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации <адрес> по доверенности ФИО6 и ФИО7 в судебном заседании возражали против удовлетворения иска, представили отзыв на исковое заявление, в котором указали, что в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> на 2013 - 2017 годы». Участниками региональной адресной программы являются муниципальные образования <адрес>, на территории которых имеются многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в установленном законодательством порядке до ДД.ММ.ГГГГ.

Глава 6.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ предусматривает возможность использования финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства для расселения домов, признанных в установленном порядке аварийными после ДД.ММ.ГГГГ. При этом часть 2 статьи 20.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ устанавливает общие условия подачи региональных заявок на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, на переселение граждан из многоквартирных домов, которые в установленном порядке признаны после ДД.ММ.ГГГГ аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, а именно: исполнение регионом обязательств, предусмотренных пунктом 9.10 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ (в части обеспечения переселения граждан из всего аварийного жилищного фонда, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации) ; пределы лимита средств на переселение, установленного для данного субъекта Российской Федерации. Таким образом, <адрес> сможет обратиться за поддержкой Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на расселение домов, признанных аварийными после ДД.ММ.ГГГГ, только после переселения граждан из всего аварийного жилищного фонда, расположенного на территории <адрес>, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ. В рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> на 2013 - 2017 годы», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, в других муниципальных образованиях <адрес> продолжается расселение аварийных домов, признанных аварийными до ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 20.8 Федерального закона № 185-ФЗ установлено финансовая поддержка за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства на расселение домов, признанных аварийными после ДД.ММ.ГГГГ предоставляется при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> действует специальная подпрограмма «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» муниципальной программы «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения города», утвержденной постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в рамках которой осуществляется расселение 24 многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными. Срок реализации Подпрограммы - 2014-2017 годы. При этом срок реализации муниципальной программы «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения города» установлен до 2018 года. Мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного аварийным после ДД.ММ.ГГГГ, финансируются исключительно за счет средств бюджета <адрес>.

Включение многоквартирного дома в Подпрограмму, а также распределение домов по годам расселения происходит исходя из очередности принятия Администрацией <адрес> решения о признании дома аварийным, с учетом финансовых возможностей бюджета <адрес>. В соответствии с Подпрограммой в 2016 году расселению подлежат 4 аварийных жилых дома, в 2017 году - 3 аварийных жилых дома. Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно- коммунального хозяйства населения города», в том числе в части включения <адрес> на 2018 год, со сроком расселения до ДД.ММ.ГГГГ. Удовлетворение исковых требований и предоставление жилого помещения взамен аварийного жилого помещения в нарушение срока расселения многоквартирного дома но адресу: <адрес>, установленного Подпрограммой, повлечет нарушение прав жителей многоквартирных домов, признанных аварийными ранее, чем многоквартирный <адрес>.

Пункт 2 постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирного жилого <адрес> аварийным и подлежащим сносу» гласит: «Управлению жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации <адрес> подготовить предложения по включению многоквартирного жилого дома, указанного в пункте 1 настоящего постановления, в специальную подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» муниципальной программы «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения города», утвержденной постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Порядком принятия решений о разработке муниципальных программ <адрес>, их формирования и реализации, утвержденным постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.». В соответствии с пунктом 10 постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка составления проекта бюджета <адрес> на очередной финансовый год и плановый период» головные исполнители (разработчики) муниципальных программ до 20 июля должны представить в финансово-казначейское управление Администрации <адрес> следующие сведения по каждой из действующих и разрабатываемых муниципальных программ, реализация которых планируется в очередном финансовом году и плановом периоде: перечень специальных подпрограмм (в том числе разрабатываемых) с указанием сроков реализации; перечень аналитических подпрограмм и составляющих их аналитических мероприятий. На основе вышеуказанного, управлением жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации <адрес> в июле 2015 и 2016 годов направлялись письма с предложением включить <адрес> в программу переселения на 2018 год.

В целях обеспечения безопасных условий проживания на период до расселении аварийного дома граждане в соответствии с решением Ивановской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений собственникам (нанимателям) жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными» имеют право на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений па рынке недвижимости. В случае, если ФИО2 воспользуется правом на выплату указанной денежной компенсации, предельный размер ежемесячной денежной компенсации за счет средств бюджета <адрес> за наем (поднаем) однокомнатной квартиры на рынке недвижимости составит не более 8 600 рублей в месяц.

Представитель третьего лица по доверенности ФИО8 в судебном заседании разрешение исковых требований оставила на усмотрение суда, пояснив, что мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного аварийным после 2012г. финансируются исключительно за счет средств бюджета <адрес>. В региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> на 2013-2017г.» спорный жилой дом не включен. В данную программу включен только жилой фонд, признанный аварийным до 2012г.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что однокомнатная квартира общей площадью 29, 8, жилой площадью 16,8 кв.м по адресу: <адрес> предоставлена ДД.ММ.ГГГГ. по ордеру ФИО2 Ивановским производственным жилищно-ремонтным трестом ( л.д. 13). В данной квартире зарегистрированы по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 и ее дочь ФИО1 ( л.д. 9, 18). Квартира находится в муниципальной собственности <адрес> (л.д. 60-65). ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией <адрес> с ФИО2 заключен договор социального найма данного жилого помещения, в качестве члена семьи в договоре указана дочь нанимателя – ФИО1 ( л.д. 10,11).

ДД.ММ.ГГГГ Постановлением временно исполняющего обязанности главы Администрации г. ФИО4 ФИО9 многоквартирный жилой дом N 116 по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Управлению жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации <адрес> поручено подготовить предложения по включению указанного многоквартирного жилого дома в специальную подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилого фонда» муниципальной программы «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства насечения города», утвержденного постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Порядком принятия решений о разработке муниципальных программ <адрес>, их формировании и реализации, утвержденным постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Истец и ее дочь на основании договора найма жилого помещения коммерческого использования от ДД.ММ.ГГГГ. с февраля 2015г. проживают в предоставленном Администрацией <адрес> жилом помещении муниципального жилищного фонда коммерческого использования в комнате площадью 18,5 кв.м <адрес> (л.д. 15, 57), что подтверждено истцом и третьим лицом ФИО1 в судебном заседании. По данным ЕГРП за истцом и третьим лицом ФИО1 права не недвижимое имущество не зарегистрированы. ( л.д. 106,108).

Истец в 2016г. неоднократно обращалась в Администрацию <адрес>, Управление жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации <адрес>, Президенту Российской Федерации по вопросу предоставления ей жилого помещения взамен признанного аварийным ( л.д. 20-33).

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> на 2013 - 2017 годы». Участниками региональной адресной программы являются муниципальные образования <адрес>, на территории которых имеются многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в установленном законодательством порядке до ДД.ММ.ГГГГ. Многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> данную программу не включен.

С ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> действует специальная подпрограмма «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» муниципальной программы «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения города», утвержденной постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в рамках которой осуществляется расселение 24 многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными. Срок реализации Подпрограммы - 2014-2017 годы. При этом срок реализации муниципальной программы «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения города» установлен до 2018 года. Мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного аварийным после ДД.ММ.ГГГГ, финансируются исключительно за счет средств бюджета <адрес>.

Включение многоквартирного дома в Подпрограмму, а также распределение домов по годам расселения происходит исходя из очередности принятия Администрацией <адрес> решения о признании дома аварийным, с учетом финансовых возможностей бюджета <адрес>. Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно- коммунального хозяйства населения города», в том числе в части включения <адрес> на 2018 год, со сроком расселения до ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, в настоящее время спорный жилой дом включен в муниципальную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда, предусмотрено финансирование и установлены конкретные сроки расселения и предоставления жилья взамен признанного аварийным. В связи с этим права истца на представление жилого помещения взамен признанного аварийным не нарушены.

Суд не находит оснований для признания незаконным бездействия ответчика по непринятию своевременных мер по принятию подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда» муниципальной программы «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно- коммунального хозяйства насечения города» с включением в нее спорного жилого дома и по отселению истца и членов его семьи из данного жилого дома в силу следующего.

В соответствии со ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 49).

В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что сроки отселения граждан из многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, зависят от наличия источников финансирования.

Включение перечня домов, признанных в установленном законом порядке непригодными для проживания и аварийными, в городскую целевую программу переселения граждан из аварийного (непригодного для проживания) жилищного фонда законодательством входит в компетенцию органов местного самоуправления. При этом законодательством на орган местного самоуправления не возложена обязанность по включению в программу всех домов, являющихся аварийными и непригодными для проживания сверх объема финансирования переселения граждан из аварийных домов в муниципальной программе, осуществляемой за счет средств местного бюджета. Орган местного самоуправления не может выйти за пределы бюджетного финансирования и включить в муниципальную адресную программу все дома, которые в установленном законом порядке признаны непригодными для проживания и аварийными.

Из материалов дела следует, что Администрация <адрес> проводит мероприятия по переселению граждан из многоквартирных аварийных жилых домов только за счет средств муниципального бюджета. Данный вопрос решается постепенно исходя очередности принятия Администрацией <адрес> решения о признании дома аварийным, с учетом финансовых возможностей бюджета <адрес>. В связи с этим с этим основания для признания незаконным бездействия Администрации <адрес> отсутствуют.

Суд не находит оснований и для обязания Администрации <адрес> предоставить истцу благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте <адрес>.

Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

Из материалов дела следует, что истец и член ее семьи отселены из аварийного дома и с февраля 2015 г. в нем не проживают, в связи с чем угрозы их жизни и здоровью не существует. При этом Администрацией <адрес> им предоставлено жилое помещение из муниципального жилищного фонда коммерческого использования. Кроме того, истец в соответствии с решением Ивановской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений собственникам (нанимателям) жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными» имеет право на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на рынке недвижимости.

При таких обстоятельствах, учитывая, что реальная угроза жизни и здоровью истца и членов его семьи не имеется, аварийный жилой дом включен в муниципальную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда, предусмотрено финансирование и установлен конкретный срок расселения и предоставления жилья (4 квартал 2018г.), основания для удовлетворения иска об обязании Администрации <адрес> предоставить жилое помещение взамен аварийного отсутствуют.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Исковые требования ФИО2 к Администрации <адрес> о признании незаконным бездействия по расселению жильцов и обязании предоставить жилое помещение оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательном виде.

Председательствующий : С.А.Гаранина

Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГг.