ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4360/2021 от 29.12.2021 Ленинскогого районного суда г. Омска (Омская область)

55RS0003-01-2021-006652-29

2-4360/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Омск 29 декабря 2021 года

Ленинский районный суд г. Омска

в составе председательствующего судьи Савчук А.Л.,

при секретаре судебного заседания Зыбаревой Е.В.

с участием помощника судьи Вилкс Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, дающие право на назначение страховой пенсии по старости, назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с названным иском к ГУ УПФР В Ленинском АО г. Омска, в обоснование указав, что 30.06.2021 обратился в ГУ УПФР В Ленинском АО г. Омска с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, так как считал, что приобрел право на нее в связи с работой в тяжелых условиях труда. Решением ответчика от 12.07.2021 в установлении досрочной страховой пенсии отказано, в связи с отсутствием требуемого специального стажа. При этом в его специальный стаж не включен период работы с 26.08.1991 по 30.12.1997 в должности мастера, затем прораба/ затем старшего производителя работ в СМУ -2 Треста № 4 в г. Омске. Просит признать незаконным решение ответчика об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязать ГУ УПФР В Ленинском АО г. Омска включить в его специальный стаж периоды работы в СМУ-2 треста № 4 в г. Омске с 26.08.1991 по 30.09.1993 в должности мастера, с 01.10.1993 по 29.12.1993 в должности прораба, с 30.12.1993 по 30.12.1997 в должности старшего производителя работ, обязать ответчика назначить истцу страховую пенсию по старости с 25.09.2021, взыскать с ГУ УПФР В Ленинском АО г. Омска в пользу ФИО1 расходы на оплату услуг представителя в размере 22 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины 300 рублей, расходы по составлению доверенности в размере 2 200 рублей.

В ходе судебного разбирательства в связи с произведенной реорганизацией с согласия истца произведена замена ответчика ГУ УПФ РФ по ЛАО г. Омска на его правопреемника Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области.

Истец ФИО1 в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежащим образом.

Представитель истца ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель ответчик ГУ ОПФРФ по Омской области ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требований не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление. Полагала, что не доказан факт занятости истца в условиях, предусмотренных Списком № 2.

Изучив материалы дела, проверив доводы сторон, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Статьей 39 Конституции РФ гарантировано право каждому гражданину на социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно статье 8 Федерального закона от 28.12.2013 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» предписано, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.

Ранее применявшийся Федеральный закон «О трудовых пенсиях» (статья 27) содержал в себе аналогичные положения.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения 30.06.2021 обратился в ГУ – УПФ РФ в Ленинском АО г. Омска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400 «О страховых пенсиях».

Решением пенсионного органа от 12.07.2021 в установлении пенсии было отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа.

По подсчетам ответчика, продолжительность страхового стажа истца на дату обращения за пенсией составляла 29 лет 9 месяцев 26 дней, специальный стаж, засчитываемы при назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», составил 8 лет 11 месяцев 17 дней. Периоды включенные и не включенные в специальный стаж в тексте решения не указаны.

Согласно ответу ГУ – УПФ РФ в Ленинском АО г. Омска на обращение истца в его специальный стаж учтены периоды с 01.10.1993 по 30.09.1993, с 01.10.2001 по 31.12.2001, с 04.04.2002 по 31.12.2002, с 04.01.2003 по 30.04.2004, с 06.05.2004 по 30.04.2009, с 04.05.2009 по 30.09.2010.

Не согласившись с данным решением, ФИО1 обратился в суд с настоящим иском, просит включить в специальный стаж периоды работы в СМУ-2 треста № 4 в г. Омске с 26.08.1991 по 30.09.1993 в должности мастера, с 01.10.1993 по 29.12.1993 в должности прораба, с 30.12.1993 по 30.12.1997 в должности старшего производителя работ.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. п. 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.

Списком № 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 в разделе XXVII Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов предусмотрено право на досрочную пенсию мастеров строительных и монтажных работ (позиция 2290000б-23419) и производители работ (позиция 2290000б-24441), должность старшего производителя работ не предусмотрена.

Вместе с тем, в целях обеспечения рационального разделения труда, правильного подбора, расстановки и использования кадров, единства в определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 10 ноября 1992 г. № 30 были утверждены Тарифно-квалификационные характеристики по общеотраслевым должностям служащих, которые действовали в спорный период.

Как следует из тарифно-квалификационной характеристики по должности производителя работ (включая старшего) (прораба), утвержденной Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 10 ноября 1992 г. N 30, должностные обязанности прораба и старшего прораба, а также требования к знаниям и к квалификации по разрядам оплаты являются по указанным должностям идентичными. Установлена лишь дифференциация требований к квалификации по разрядам оплаты, которая обусловлена различиями в сложности выполняемых работ исходя из ответственности, разнообразия и других факторов, определяющих сложность выполняемых должностных обязанностей.

В соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 года № 367, предусмотрена профессия "производитель работ" ("прораб"). Обязанности старшего прораба как производной должности определяются на основе базовой должности - производитель работ.

Таким образом, из материалов дела следует, что трудовая функция по должности старшего прораба тождественна трудовой функции по должности прораба, характер и условия труда по ним идентичны, а установленная между названными выше должностями дифференциация обусловлена лишь различиями в сложности выполняемых работ исходя из ответственности, разнообразия и других факторов, определяющих сложность выполняемых должностных обязанностей, в том числе функцией руководства.

Для включения спорных периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, истец должен был доказать, что он работал мастером строительных и монтажных работ и производителем работ в сфере строительства, реконструкции, технического перевооружения, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов.

Постановлением Министерства труда РФ от 22.05.1996 № 29, Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 предусмотрено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н.

В системе обязательного пенсионного страхования истец ФИО1 зарегистрирован 30.11.1999, таким образом спорные периода работы протекали до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица.

В силу п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца, при ее отсутствии, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Исходя из трудовой книжки, выданной на имя ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ истец 26.08.1991 принят мастером в СМУ -2 треста № 4, 03.08.1992 Строительно-монтажный трест № 4 реорганизован в АО закрытого типа «СМТ-4», 01.10.1993 истец переведен прорабом, 30.12.1993 переведен старшим производителем работ, 30.12.1997 уволен переводом в СМУ-2-39» (л.д.66-77).

Согласно архивным справка, предоставленным КУ г. Омска «Муниципальный архив города Омска» по запросу суда, в архивном фонде Строительно-монтажного управления № 2 ЗАО «Строительно-монтажный трест № 4» (ранее СМУ № 2 АОЗТ «СМТ-4», СМУ № 2 АО «СМТ-4», СМУ № 2 треста № 4) ФИО1 с 26.08.1991 принят мастером (приказ от 28.08.1991 № 47 к), с 01.10.1993 назначен прорабом (приказ от 01.10.1993 № 51 к), с 30.12.1993 переведен ст. производителем работ (приказ от 30.12.1993 № 63 к. Приказом от 30.2.1997 ст. прораб ФИО1 уволен 30.12.1997 по п. <данные изъяты> в ООО «СМУ-2-39». В личной карточке (форма Т-2) ФИО1 в графе дата рождения имеется запись ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34-35).

В расчетных листках по заработной плате работников с августа 1991 года по декабрь 1995 года, за 1996-1997 года значиться ФИО1, должность не указана (таб. 212) (л.д. 37-38).

Указанный период работы с 26.08.1991 по 30.12.1997 в СМУ-2 треста № 4 также отражен на индивидуальном лицевой счете истца как период работы, отметок о продолжительности периода и наличии периодов, подлежащих исключению из стажа не содержится (л.д. 42-48).

Данных, свидетельствующих о неполной занятости истца при работе в спорные периоды, суду не представлено. Случаев отвлечения истца от основанной работы по представленным документам не установлено. Место работы истца в СМУ-2 треста № 4 являлось для него основным, сведения о том, что он работал не полный рабочий день, отсутствуют.

В приведенной связи суд приходит к выводу, что работа истца в СМУ-2 треста № 4 с 26.08.1991 по 30.09.1993 в должности мастера, с 01.10.1993 по 29.12.1993 в должности прораба, с 30.12.1993 по 30.12.1997 в должности старшего производителя работ по условиям труда соответствует профессиям, предусмотренным Списком № 2 и подлежит включению в его специальный стаж.

Вместе с тем из расчета стажа, содержащегося в пенсионном деле истца следует, что период работы истца с 01.10.1993 по 29.12.1993 в должности прораба СМУ-2 треста № 4 включен в специальный стаж истца как работа в тяжелых условиях труда, предусмотренная Списком № 2 (л.д. 55).

В приведенной связи, учитывая, что оснований для повторного включения периода работы истца в специальный стаж с 01.10.1993 по 29.12.1993 не имеется, исковые требования в данной части подлежат частичному удовлетворению с возложением на ответчика обязанности включить в специальный стаж ФИО1 периодов работы в СМУ-2 треста № 4 с 26.08.1991 по 30.09.1993 в должности мастера, с 30.12.1993 по 30.12.1997 в должности старшего производителя работ.

Принимая во внимание продолжительность специального стажа, зачтенного в добровольном порядке ГУ УПФ РФ в ЛАО г. Омска (8 лет 11 месяцев 17 дней) и периодов, включенных судом (6 лет 1 месяц 6 дней) специальный стаж ФИО1 на момент обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости (30.06.2021) превышал продолжительность стажа, необходимую в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Закон о страховых пенсиях для назначения досрочной страховой пенсии по старости с 55 лет, однако на дату обращения в пенсионный орган ФИО1 55 летнего возраста не достиг, поскольку родился ДД.ММ.ГГГГ.

Положения части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» устанавливают, что страховая пенсия назначается со дня обращения за ней (за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В приведенной связи, учитывая, что на дату рассмотрения судом настоящего иска ФИО1 достиг установленного законом возраста, суд полагает возможным назначить истцу пенсию со дня возникновения права на нее, т.е. с 25.09.2021.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при удовлетворении требований гражданина понесенные им по делу судебные расходы подлежат возмещению ответчиком по правилам, предусмотренным статьями 98 и 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Следовательно, органы Пенсионного Фонда Российской Федерации не освобождены от возмещения стороне, выигравшей спор, судебных расходов.

Как разъяснено в абз. 2 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек не подлежат применению при разрешении иска неимущественного характера.

Принимая во внимание, что предметом спора были неимущественные требования истца, решение состоялось в пользу истца, истец имеет право на возмещение судебных расходов.

Поскольку в материалах дела имеются сведения об уплате истцом государственной пошлины при обращении с иском, суд, применительно к положениям ст. 98 ГПК РФ, считает возможным взыскать в пользу ФИО1 с ГУ ОПФ РФ по Омской области расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Применительно к положениям ст. 100 ГПК РФ, соотнося заявленную сумму расходов на оплату услуг представителя с объемом защищенного права, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, характер спорного правоотношения, объем фактически выполненной представителем истца работы, его временные и интеллектуальные затраты, сложность спора, правовою позицию сторон в ходе его рассмотрения, содержание составленных представителем процессуальных документов, сложность и объем материала, изучение которого требовалось для их составления, количество судебных заседаний с участием представителя и их продолжительность, причины отложения судебных заседаний, а также степень участия представителя, размер вознаграждения, обычно получаемый за аналогичные услуги, суд полагает возможным заявленные требования о возмещении судебных расходов удовлетворить частично, взыскав с ответчика в пользу истца судебные расходы в размере 5 000 рублей, считая данную сумму расходов на оплату услуг представителя соответствующей принципу разумности.

Из разъяснений в абз. 3 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» следует, что расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.

В данном случае оснований для взыскания расходов за составление доверенности не имеется, так как из доверенности от 31.08.2021 не следует, что она выдана ФИО1 представителю ФИО2 исключительно для участия в настоящем деле, указанная доверенность предусматривает широкий круг полномочий представителя том числе во взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами, различными государственными органами.

Само по себе приобщение оригинала доверенности к материалам дела не свидетельствует о ее выдаче для участия в конкретном деле, поскольку такое приобщение не исключает выдачу оригинала документа из материалов дела по заявлению стороны после вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области включить в специальный стаж ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в тяжелых условиях труда периоды работы:

с 26.08.1991 по 30.09.1993 в должности мастера Строительно-монтажного управления № 2 Строительно-монтажного треста №4;

с 30.12.1993 по 30.12.1997 в должности старшего прораба Строительно-монтажного управления № 2 Строительно-монтажного треста №4;

Обязать Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области назначить ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страховую пенсию по старости с 25.09.2021.

Взыскать с Государственного учреждения Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области в пользу ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения расходы на оплату услуг представителя 5 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины 300 рублей.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Омский областной суд через Ленинский районный суд города Омска в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья А.Л. Савчук

Мотивированный текст решения изготовлен 13 января 2022 года.

Судья А.Л. Савчук