Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 2-4361/16
г. Нальчик 15 сентября 2016г.
Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики в составе: председательствующего, судьи - Блиевой Р.С., при секретаре - Казиевой Р.Д., с участием: истицы - ФИО6, её представителей - ФИО2, ФИО3, действующих по доверенности от 30.10.2015г. <адрес>7, удостоверенной Нотариусом Нальчикского нотариального округа ФИО8, реестровый №, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6 к Открытому акционерному обществу «<данные изъяты> в котором она просит признать составление акта допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя в <адрес> в <адрес> от 25.09.2013г., состоящий из ТВ-7, РС ДУ-50, КТС-Б, незаконным, -
установил:
ФИО6 обратилась в суд с иском к <данные изъяты> котором она просит суд признать составление акта допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя в <адрес> в <адрес> от 25.09.2013г., состоящий из ТВ-7, РС ДУ-50, КТС-Б, незаконным, мотивируя тем, что она является сособственником <адрес> в <адрес>.
25.09.2013г. инженером энергонадзора <данные изъяты> совместно был составлен акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя, расположенного в <адрес> по Чернышевского в <адрес>.
Считает действия работников <данные изъяты>» по составлению данного акта и введения в эксплуатацию узла учета тепловой энергии незаконными и необоснованными.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов<данные изъяты>, но здесь же указано, что требования данной статьи (13) в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на объекты, подлежащие капитальному ремонту до ДД.ММ.ГГГГ.
В данном случае законодатель сделал оговорку в связи с тем, что если инженерные коммуникации требуют капитальною ремонта, то установка общедомового узла учета противоречит самому же закону «Об энергосбережении», т.к. вместо сбережения энергии, наоборот будет необоснованный расход энергии.
Их дом введен в эксплуатацию в 1991г., следовательно, на 25.09.2013г. ему было 22 года.
Ведомственными строительными нормами ВСН 58-88 (р), утвержденными приказом Госкомархитектуры Российской Федерации при Госстрое СССР от 23.11.1988г. № (действующими и сегодня) были утверждены критерии минимальной продолжительности эксплуатации элементов зданий и объектов после которого здание или его инженерные коммуникации подлежат капитальному ремонту.
Согласно данным нормам ресурс открытых стояков отопления составляет 15 лет, закрытых домовых магистралей 20 лет, задвижек и вентилей 10 лет, изоляция трубопровода 10 лет.
Отопительная система домов подлежала капитальному ремонту до установки индивидуального теплового пункта (далее ИТП) и узла учета тепловой энергии, в соответствии с требованиями ст. 13 ФЗ «Об энергоснабжении» не распространяется на <данные изъяты>».
Ответчики же без проведения капитального ремонта установили прибор учета тепловой энергии на тепловую систему сильно изношенную и требующую капитального ремонта.
Постановлением Правительства Российской Федерации «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» за № были утверждены «Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя». В соответствии с п.62 указанных Правил, ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией, в том числе и в составе представителя потребителя.
При составлении оспариваемого нами акта допуска в эксплуатацию, ни один из представителей жильцов не был приглашен.
Вместо акта ввода в эксплуатацию, как того требуют правила учета тепловой энергии, ответчиками был составлен акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя. Данная форма акта никем и нигде не предусмотрена, нормативными актами не утверждена, при составлении акта лишь присутствовал главный инженер <данные изъяты>», который не обладал достаточными полномочиями.
Спорные акты допуска узла учета в эксплуатацию датированы сентябрем 2013г., между тем как видно из выписки ЕГРЮЛ полученной на официальном сайте Федеральной налоговой службы <данные изъяты>» было зарегистрировано как юридическое лицо лишь 26.06.2014г., а единственным лицом имеющим право действовать от Общества без доверенности указана ФИО4.
При этом здесь необходимо отметить, что в 2013г. существовала другая управляющая организация которая называлась ООО «Управляющая Организация «Общий дом»
Из письма <данные изъяты> установку общедомовых счетчиков.
ФИО9, просила удовлетворить исковые требования, считая их обоснованными.
Представители истицы - ФИО2 и ФИО3, поддержали исковые требования ФИО6 и просил их удовлетворить, считая, что счетчик учета тепловой энергии введен в эксплуатацию с нарушением Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, поэтому акт допуска в эксплуатацию учета тепловой энергии у потребителя от 25.09.2013г., составленный в нарушение указанных Правил, нельзя признать законным.
Ответчик - <данные изъяты>», надлежащим образом извещенная о времени и месте проведения судебного заседания, не обеспечила явку в суд своего представителя.
Соответчик - ООО <данные изъяты>», надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного заседания, не обеспечил явку в суд своего представителя.
Суд по правилам п. 4 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решил рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя ответчика.
Третье лицо - <данные изъяты>», надлежащим образом извещенное о времени и месте проведения судебного заседания, не обеспечило явку в суд своего представителя.
Суд по правилам п. 3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решил рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя третьего лица
Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
ФИО6 является сособственником <адрес> в <адрес>.
25.09.2013г. инженером энергонадзора <данные изъяты> совместно был составлен акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя, расположенного в <адрес> по Чернышевского в <адрес>.
К отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не установлено законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 548 ГК РФ).
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию и (или) теплоноситель по регулируемым ценам или по ценам, определяемым соглашением сторон договора (пункт 2 статьи 13 Закона о теплоснабжении).
Оплата потребленной энергии является одной из основных обязанностей абонента. По общему правилу оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии (статьи 539, 544 ГК РФ, пункт 2 статьи 13, пункт 9 статьи 15 Закона о теплоснабжении).
В соответствии со ст. 19 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении", ч. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях:
1) отсутствие в точках учета приборов учета;
2) неисправность приборов учета;
3) нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
Ввод в эксплуатацию источников тепловой энергии и подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок новых потребителей без оборудования точек учета приборами учета согласно правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя не допускаются. Приборы учета устанавливаются собственниками вводимых в эксплуатацию источников тепловой энергии или теплопотребляющих установок и эксплуатируются ими самостоятельно либо по договору оказания услуг коммерческого учета, заключенному со специализированной организацией. Приборы учета во вводимых в эксплуатацию многоквартирных домах устанавливаются застройщиками за свой счет до получения разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.
Коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии. Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя может включать в себя:
1) установку приборов учета;
2) эксплуатацию приборов учета, в том числе снятие показаний приборов учета и передачу их заказчикам данной услуги, поверку, ремонт и замену приборов учета.
Следовательно, количество тепловой энергии, поставляемой по договору теплоснабжения, подлежит коммерческому учету. По общему правилу коммерческий учет осуществляется путем измерения энергоресурсов приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности. При отсутствии в точках учета приборов учета допускается осуществление коммерческого учета расчетными способами определения количества энергетических ресурсов, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункты 1, 2 статьи 19 Закона о теплоснабжении, пункты 1, 2 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Жилищный кодекс Российской Федерации (далее ЖК РФ) в статье 157 предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 во исполнение статьи 157 ЖК РФ, определено, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Пункт 7.7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГг. N Вк-4936, устанавливает, что перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется соответствующий акт
В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов, но здесь же указано, что требования данной статьи (13) в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на объекты, подлежащие капитальному ремонту до ДД.ММ.ГГГГ.
В данном случае законодатель сделал оговорку в связи с тем, что если инженерные коммуникации требуют капитальною ремонта, то установка общедомового узла учета противоречит самому закону «Об энергосбережении», т.к. вместо сбережения энергии, наоборот будет необоснованный расход энергии.
Дом истицы введен в эксплуатацию в 1991г., следовательно, на 25.09.2013г. ему было 22 года.
Ведомственными строительными нормами ВСН 58-88 (р), утвержденными приказом Госкомархитектуры Российской Федерации при Госстрое СССР от 23.11.1988г. № (действующими и сегодня) были утверждены критерии минимальной продолжительности эксплуатации элементов зданий и объектов после которого здание или его инженерные коммуникации подлежат капитальному ремонту.
Согласно данным нормам ресурс открытых стояков отопления составляет 15 лет, закрытых домовых магистралей 20 лет, задвижек и вентилей 10 лет, изоляция трубопровода 10 лет.
Согласно пункту 1.1 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденного Приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от ДД.ММ.ГГГГг. N 285 "Об утверждении Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения", тепловой пункт - это совокупность устройств, предназначенных для присоединения к тепловым сетям систем отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, горячего водоснабжения и технологических теплоиспользующих установок промышленных и сельскохозяйственных предприятий, жилых и общественных зданий.
При этом пунктом 3 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвнржденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя", определено, что индивидуальный тепловой пункт - комплекс устройств для присоединения теплопотребляющей установки к тепловой сети, преобразования параметров теплоносителя и распределения его по видам тепловой нагрузки для одного здания, строения или сооружения; центральный тепловой пункт - комплекс устройств для присоединения теплопотребляющих установок нескольких зданий, строений или сооружений к тепловой сети, а также для преобразования параметров теплоносителя и распределения его по видам тепловой нагрузки.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011г. № были утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможностиустановки индивидуального, общего, коллективного приборов учета.
В соответствии с п.п. «а» п.2 данных критериев, установка прибора учета соответствующего вида в МКД не возможна без капитального ремонтасуществующих внутридомовых инженерных систем.
Изсмысла данной нормы во взаимосвязи со ст. 13 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ «Об энергоснабжении» следует, что в многоквартирном (далее МКД) должна быть техническая возможность ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета.
Кроме этого в соответствии с п.6 указанных критериев, результаты обследования технической возможности установки прибора учета указываются в акте обследования, форма которого утверждена данным приказом.
Судом установлено, что акт обследования в рассматриваемом случае не составлялся.
В соответствии с п.п. 6 ч.3 ст. 15 Федерального закона от 21.07.2007г. № «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», установка общедомового прибора учета является увеличением структуры общего имущества МКД и относится к работам по капитальному ремонту.
Из пп.1 ч.2 ст.44 ЖК РФ следует, что принятие решения о проведении капитального ремонта общего имущества относится к компетенции общего собрания собственников помещений, причем проголосовать за установку общедомового прибора учета должно не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД (пп.1 п.46 ЖК РФ).
При этом ни <данные изъяты> не только не созвали собрание собственников, но и не уведомили о желании самовольно произвели работы, связанные с установкой общедомового прибора учета тепловой энергии.
Работники <данные изъяты>» при вводе в эксплуатацию узла учета тепловой энергии проигнорировали данные критерии и даже без обследования технической возможности установки общедомового счетчика и без ведома и согласия жильцов в нарушение ст. 13 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ «Об энергоснабжении» самостоятельно произвели ввод в эксплуатацию данных счетчиков и производят начисления за тепло.
Постановлением Правительства Российской Федерации «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» 18.11.2013г. за № были утверждены «Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя».
В соответствии с п.61 «Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя» следует, что не только смонтированный узел учета, но и прошедший опытную эксплуатацию, подлежит вводу в эксплуатацию.
В соответствии с п.62 указанных Правил, ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией, в том числе и в составе представителя потребителя.
В соответствии с п. 63 «Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя» комиссия создается владельцем узла учета.
При составлении оспариваемого истицей акта допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, ни один из представителей жильцов не был приглашен для подписания акта допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.
При этом, вместо акта ввода в эксплуатацию как того требуют Правила учета тепловой энергии, ответчиками был составлен акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя. Данная форма акта никем и нигде не предусмотрена, нормативными актами не утверждена, при составлении акта лишь присутствовал гл. инженер <данные изъяты>
При этом, спорный акт допуска узла учета в эксплуатацию датирован сентябрем 2013г., между тем как видно из выписки ЕГРЮЛ, полученной на официальном сайте Федеральной налоговой службы <данные изъяты>» было зарегистрировано как юридическое лицо лишь 26.06.2014г., а единственным лицом имеющим право действовать от Общества без доверенности указана ФИО5.
При этом, необходимо отметить, что в 2013г. существовала ещё другая управляющая организация, которая называлась <данные изъяты>».
Но из письма <данные изъяты> от 15.07.2015г. №, подписанного генеральным директором следует, что данная организация никогда не согласовывала с <данные изъяты>» установку общедомовых счетчиков.
Таким образом, главный инженер <данные изъяты> не мог подписать данные акты от имени жильцов, т.к. данное общество к тому времени еще не было зарегистрировано как юридическое лицо, а существовавшее общество <данные изъяты>» с несколько иным названием, не давало согласия на установку счетчиков и на их пуск. Кроме этого в акте не указаны реквизиты доверенности, на основании которого главный инженер выступает от имени Общества, т.к. единственное лицо, имеющее право действовать от <данные изъяты> доверенности указана только ФИО5
Установка самого узла учета тепловой энергии была произведена с техническими нарушениями.
На территории всей Российской Федерации в многоквартирных домах (далее МКД) где установлены ИТП потребители освобождаются от уплаты за ГВС, они оплачивают лишь стоимость холодной воды, поступающей в ИТП, а дальше они получают горячую воду без оплаты, т.к. стоимость той энергия, которая тратиться на подогрев воды, уже заложена в счете оплаты на отопление, рассчитанном в соответствии с общедомовым прибором учета тепловой энергии.
Вышеизложенное подтверждает, что суммы, указанные в счетах и рассчитанные подобным способам, нарушают права потребителей и приводит к двойной оплате за поставленный ГВС, что является нарушением всех правил учета и методик расчета стоимости тепловой энергии.
Судом установлено, что проекты узла учета тепловой энергии с техническими условиями, акта ввода первичных данных в прибор учета тепловой энергии и акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии не составлялись, что является грубейшим нарушением норм права, регулирующих взаимоотношения в сфере выработки и подачи тепловой энергии.
Акт допуска в эксплуатацию отличается от акта ввода в эксплуатацию тем, что при составлении первого акта лишь подтверждается, что приборы подобного типа допускаются для учета тепловой энергии.
А при составлении акта ввода узла учета в эксплуатацию подтверждается, что конкретные приборы вводятся в эксплуатацию с указанного числа и так же указываются параметры, при которых узел вводится в эксплуатацию и первичные данные, заложенные во вторичном вычислителе корректоре.
Вторичный вычислитель - корректор, является электронным устройством, которое приводит в соответствие с нормой количество поставленной энергии с учетом температуры окружающей среды, атмосферного давления, давления в трубопроводе, температуры поставляемой энергии и т.д.
При этом, не известно при каких заданных параметрах работает корректор, т.к. не предоставлен ни акт ввода в эксплуатацию, ни акт ввода первичных данных, а при составлении акта допуска в эксплуатацию никто из представителей жильцов не участвовал.
При этом из п.61 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя следует, что смонтированный узел учета, прошедший опытную эксплуатацию, подлежит вводу в эксплуатацию.
В соответствии с п.64 указанных Правил, необходимо соблюдение следующих условий при вводе узла учета в эксплуатацию:
для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия и паспорт узла учета или проект паспорта, который включает в себя:
а) схему трубопроводов (начиная от границы балансовой принадлежности) с указанием протяженности и диаметров трубопроводов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, грязевиков, спускников и перемычек между трубопроводами;
б) свидетельства о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя;
в) базу данных настроечных параметров, вводимую в измерительный блок или тепловычислитель;
г) схему пломбирования средств измерений и оборудования, входящего в состав узла учета, исключающую несанкционированные действия, нарушающие достоверность коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя;
д) почасовые (суточные) ведомости непрерывной работы узла учета в течение 3 суток (для объектов с горячим водоснабжением - 7 суток).
Из вышеизложенного следует, что работники <данные изъяты>» 25.09.2013г. составили акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя в <адрес> в <адрес>, не имея на то оснований и на основании данного акта, с нарушениями нормативно - правовых актов, ввели в эксплуатацию узел учета тепловой энергии, чем нарушили права истицы как жильца данного дома, т.к. учет тепловой энергии стали производить по прибору, незаконно смонтированному и незаконно введенному в эксплуатацию.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд -
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО6 удовлетворить.
Признать составление акта допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя в <адрес> в <адрес> от 25.09.2013г., состоящий из ТВ-7, РС ДУ-50, КТС-Б, незаконным.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики через Нальчикский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий- подпись
Копия верна:
Судья Нальчикского горсуда- Р.С.Блиева
Решение ступило в законную силу «____» _____________________________2016г.
Судья Нальчикского горсуда- Р.С.Блиева