ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4363/2016 от 30.09.2016 Заельцовского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 2-4363/2016

Заочное решение

Именем Российской Федерации

30 сентября 2016 г. г. Новосибирск

Заельцовский районный суд города Новосибирска

в составе:

судьи Елапова Ю.В.,

при секретаре Ковалишиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Акционерному обществу «Сони Электроникс» о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, обратившись с данным иском, указал следующие обстоятельства.

xx.xx.xxxx. истец приобрел в магазине RBT телевизор SONY __, стоимостью __ руб. Гарантия изготовителя с учетом гарантии на сервисное обслуживание, составляет 2 года, то есть до xx.xx.xxxx., истец имеет право на бесплатный ремонт своего телевизора в случае поломки являющейся гарантийным случаем, так же потребитель имеет право на платный, не гарантийный ремонт в течение всего срока службы указанного товара, то есть в течение 7 лет с момента приобретения.

xx.xx.xxxx., истец обратился в АСЦ (авторизованный сервисный центр) компании «СОНИ» к третьей стороне по иску, с заявлением, устранить неисправность, связанную с искажением изображения.

В ходе проведенной диагностики, в телевизоре было обнаружено механическое повреждение ЖК-панели, в связи, с чем в гарантийном ремонте было отказано. Так как телевизор для истца является необходимым товаром, он согласился на платный ремонт, не являющийся гарантийным случаем. Однако в ремонте телевизора ему было отказано из-за отсутствия деталей, после чего он неоднократно обращался в авторизованный сервисный центр по поводу ремонта. До настоящего времени, по причине отсутствия запчастей, АСЦ «СОНИ» не может выполнить ремонт телевизора.

Ответчику и третьему лицу ООО «Плазма-Сервис», АСЦ «СОНИ» была направлена претензия от xx.xx.xxxx., в которой истец просил: произвести ремонт телевизора, произвести замену на аналогичный телевизор, произвести возврат уплаченных им денежных сумм, данные требования ими удовлетворены не были.

На основании изложенного истец просит суд: Обязать ответчика произвести возврат денежных средств, в размере стоимости телевизора ____ в сумме __ рублей, в пользу истца; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме __ руб.; взыскать расходы на юридические услуги в сумме __ руб.; взыскать расходы на доверенность для представителя в сумме __ руб.; штраф.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО2 поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д. 190), в письменном отзыве на иск указал, что полагает иск не подлежащим удовлетворению, поскольку ответчик не является изготовителем спорного телевизора, не должен обеспечивать возможность использования товара в течение его срока службы, несмотря на не основанное на законе утверждение истца, что ответственность за ассортимент и поставку запасных частей по техническому обслуживанию и ремонту несет изготовитель в лице созданных им мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту либо заключение на эти работы договоров с другими предприятиями. Что касается компенсации морального вреда, ответчик считает, что моральный вред истцу причинен не был, так как ответчик не нарушал права потребителя, также и требования о возмещении расходов на представителя не подлежат удовлетворению, в связи с тем, что ответчиком не были нарушены права истца и ответчик не является лицом, отвечающим перед истцом за обеспечение возможности ремонта и технического обслуживания товара.

Представитель третьего лица ООО «Плазма-сервис», АСЦ «СОНИ» в судебное заседание не явился, извещен (л.д. 191), причины неявки суду не сообщил.

Дело, с согласия представителя истца, рассмотрено в порядке заочного производства, по правилам ст. 233-344 ГПК РФ.

Суд, исследовав письменные доказательства, находит исковые требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению частино, по следующим основаниям.

Согласно ст. 454 ГК РФ По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определённую денежную сумму (цену).

Согласно ст. 469 ГК РФ и ст.4 Закона «О защите прав потребителей» продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.

В соответствии со ст. 18 ФЗ «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли- продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар друге (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении такого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара, нарушение установленных настоящим законом сроков устранения недостатков товара, невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Под существенным недостатком согласно преамбуле Закона «О защите прав потребителей» понимается неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

В соответствии ч.6 ст. 19 Закона Российской Федерации от xx.xx.xxxx года __ «О защите прав потребителей» в случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы. Если указанное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) иные предусмотренные пунктом 3 статьи 18 настоящего Закона требования или возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

Согласно разъяснениям, изложенным в подп. "б" п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 __ "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", исходя из преамбулы и пункта 1 статьи 20 Закона о защите прав потребителей, ч.2 ст. 475 ГК РФ, под существенным недостатком товара (работы, услуги), при возникновении которого наступают правовые последствия, предусмотренные статьями 18 и 29 Закона, следует понимать недостаток товара (работы, услуги), который не может быть устранен без несоразмерных расходов, -недостаток, расходы на устранение которого приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара (работы, услуги) либо выгоду, которая могла бы быть получена потребителем от его использования.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства по делу, установил следующие обстоятельства.

xx.xx.xxxx. истец приобрёл в магазине RBT телевизор SONY __, стоимостью __ руб. (л.д.10).

xx.xx.xxxx. указанный телевизор принят от истца на сервисное обслуживание в ООО «Плазма-сервис», в ходе проведенной проверки, было выявлено, что имеется механическое повреждение ЖК – панели, в связи с чем в гарантийном ремонте истцу было отказано (л.д. 12-13). Истец дал согласие на платный ремонт, однако до настоящего времени, ремонт телевизора произведен не был.

xx.xx.xxxx. ответчику и третьему лицу направлена претензия (л.д. 22), в которой истец предлагал исполнитель одно из трёх требований, а именно: произвести платный ремонт телевизора, произвести замену товара на аналогичный, произвести возврат денежных средств, уплаченных истцом за телевизор.

В возражениях на претензию (л.д. 23) третье лицо ООО «Плазма-сервис», АСЦ «СОНИ» указало, что оно не является изготовителем, продавцом приобретенного телевизора, а является организацией которая осуществляет гарантийный ремонт в рамках договора заключенного с представителем завода изготовителя. Осуществление платного ремонта осуществляется при наличии на складе ООО «Плазма-сервис», АСЦ «СОНИ» необходимых запчастей.

В соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих доводов или возражений.

В соответствии с п. 28 постановления Пленума Верховного суда РФ от xx.xx.xxxx г. __ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на исполнителе.Ответчик в судебное заседание не являлся, доказательств своих доводов, суду не представил.

Сервисный центр ООО «Плазма-сервис», АСЦ «СОНИ», сообщил истцу, что не может устранить недостатки в телевизоре и осуществить его ремонт, в связи с тем, что отсутствуют запасные части для телевизора.

Из разъяснений, данных в подп. «а» п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от xx.xx.xxxx__ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», следует, что исходя из преамбулы и пункта 1 статьи 20 Закона о защите прав потребителей под существенным недостатком товара (работы, услуги), при возникновении которого наступают правовые последствия, предусмотренные статьями 18 и 29 Закона, следует понимать неустранимый недостаток товара (работы, услуги) -недостаток, который не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара (работы, услуги) в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке, или условиями договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемыми требованиями), приводящий к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцом и (или) описанием при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

При этом, на основании ст. 5 Закона Российской Федерации __ от xx.xx.xxxx г. «О защите прав потребителей» на товар (работу), предназначенный для длительного использования, изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать срок службы - период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки на основании пункта 6 статьи 19 и пункта 6 статьи 29 настоящего Закона. Изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы товара (работы) длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде.

Изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы. Для этой цели изготовитель обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю (ст. 6 Закона).

Производитель спорного товара установил официальный срок службы на свою технику предназначенную для использования в быту - 7 лет при условии соблюдения правил эксплуатации.

Из представленных документов видно, что телевизор имеет существенный недостаток, поскольку требуется замена ЖК дисплея без которого данный товар невозможно использовать по прямому назначению, возникший в период установленного срока товара.

При этом, производитель в нарушение требований ст. 6 Закона Российской Федерации __ от xx.xx.xxxx г. «О защите прав потребителей» не обеспечил возможность использования спорного товара в течение его срока службы, в том числе путем предоставления возможности приобрести вышеназванную деталь.

Таким образом, неисправность в спорном товаре возникла в сентябре 2015г., то есть до истечения, установленного в гарантийном талоне официального срока его службы.

Принимая во внимание положения п.6 ст.19 Закона Российской Федерации __ от xx.xx.xxxx г. «О защите прав потребителей"», поскольку выявленный недостаток телевизора является неустранимым, препятствует его эксплуатации и его устранение невозможно без замены детали, требования истца о расторжении договора купли-продажи товара и возврата уплаченной за него денежной суммы в размере 38 780 рублей, являются обоснованными и подлежат взысканию с АО «Сони Электроникс» поскольку, именно это юридическое лицо осуществляет сервисную политику компании «Сони Корпарейшен»( являющийся изготовителем спорного телевизора) на территории России и стран СНГ.

На основании п. 1 ст. 23-1 и п.1 ст.23 Закона «О защите прав потребителей» неустойка не может превышать сумму предварительной оплаты товара, в связи с этим подлежит взысканию с ответчика неустойка в размере __ руб.

Согласно ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей (ст. 94 ГПК РФ).

На основании ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии с постановлением пленума ВС РФ № 1 от xx.xx.xxxx г., расходы на оформление доверенности представителя, также могут, признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.

Из содержания представленной доверенности истцом на представителя (л.д.189) усматривается, что она выдана не по конкретному к делу, а поэтому расходы на ее оформление не могут быть взысканы с ответчика в пользу истца.

В соответствие с ч. 1 ст.100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах, в связи с этим суд, полагает взыскать с ответчика расходы по оплате услуг представителя в размере __ руб.

Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Истцом заявлено требование о компенсации причиненного морального вреда в сумме __ рублей.

Согласно п.45 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от xx.xx.xxxx года __ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда, достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Суд считает, что заявленный размер компенсации морального вреда подлежит удовлетворению в размере __ рублей.

В соответствии с п.6 ст.13 Закона «О защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Пунктом 46 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от xx.xx.xxxx года __ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», предусмотрено, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф в размере __ руб. независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика должна быть взыскана госпошлина, пропорционально удовлетворенным требованиям в размере __ руб.

Руководствуясь статьями ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковые требования ФИО1 частично.

Взыскать с Акционерного общества «СОНИ ЭЛЕКТРОНИКС» в пользу ФИО1 (сумму оплаты за телевизор в размере __ руб.; неустойку в размере __ руб.; компенсацию морального вреда в размере __ руб.; штраф в размере __ руб. за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя; расходы на оказание юридические услуги в размере __ руб.), а всего общую сумму __

В остальной части исковых требований ФИО1, отказать.

Взыскать с Акционерного общества «СОНИ ЭЛЕКТРОНИКС» госпошлину в доход бюджета в размере __ руб.

Заочное решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца в апелляционном порядке. Ответчик, не присутствовавший в судебном заседании, вправе подать в суд, принявший решение, заявление о его отмене в течение семи суток со дня получения его копии.

Судья __ Елапов Ю.В.

xx.xx.xxxx __