ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4365/15 от 16.12.2015 Видновского городского суда (Московская область)

Дело №2-4365/15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Видновский городской суд Московской области в составе: председательствующего федерального судьи Смирнова М.В., при секретаре Онищук А.С., с участием истца Черникова В.П., представителя ответчика Государственного унитарного предприятия города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен им. В.И. Ленина» - Сергеевой Т.В., представителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы – Лавровой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании иск Черникова В.П. к Государственному унитарному предприятию города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен им. В.И. Ленина» и Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы о защите прав потребителя,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском, в котором просил об установлении факта нарушения прав потребителя, обязании обеспечить потребителю своевременное получение необходимой и достоверной информации детализации по транспортной карте «Тройка», взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>.

В обоснование иска указано, что в ДД.ММ.ГГГГ года истец приобрел транспортную карту «Тройка» за номером

При пополнении баланса проездного билета на карте «Тройка» и осуществлении поездки, Истец обнаружил излишне списанные денежные средства. В связи с чем, решил проверить информацию посредством валидатора, расположенного в вестибюле метрополитена. Однако, валидатор показал только баланс транспортной карты (остаток на карте денежных средств).

Далее Истец решил получить информацию с официального сайта Московского метрополитена и Департамента транспорта г.Москвы однако, также обнаружил отсутствие информации по списанию денежных средств и учету количества поездок.

Истец обратился за разъяснением в Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г.Москвы. Департамент ответил, что данный вопрос только прорабатывается.

Информацию по транспортной карте «Тройка» можно получить с сайтов: <данные изъяты> но ни один из указанных сайтов, не предоставляет потребителю необходимую и достоверную информацию.

У Истца имеется основания полагать, что Ответчики сознательно вводят Потребителя в заблуждение, не предоставлением возможности Потребителю проверить движение собственных денежных средств, направленных на пополнение баланса транспортной карты «Тройка», что влечет к получению Ответчиками неучтенного поступления денежных средств.

В судебном заседании истец иск поддержал, указал, что по его мнению движение денежных средств по карте «Тройка» должно быть доступно пользователю через сеть интернет.

На вопросы суда пояснил, что непосредственно к ответчику Государственному унитарному предприятию города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен им. В.И. Ленина» он с какими-либо обращениями о предоставлении информации о движении денежных средств по карте тройка не обращался.

Также он не обращался с какими-либо обращениями о предоставлении информации о движении денежных средств по карте тройка и ко второму ответчику - Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы. Его обращение в департамент транспорта носило общий характер и указывало на невозможность посмотреть движение денежных средств через интернет.

Представитель ответчика Государственного унитарного предприятия города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен им. В.И. Ленина» в судебном заседании иск не признал, указав, что в метрополитен истец с какими-либо обращениями о предоставлении информации о движении денежных средств по карте тройка , не обращался. Тогда как такая информация без проблем предоставляется при обращении пассажиров и указании номера карты. Представитель ответчика представил такую информацию в судебное заседание. Обязанности предоставлять такую информацию обязательно через сеть интернет нет.

Кроме того, представил отзыв, в котором указал, что Транспортная карта «Тройка» - бесконтактная смарт-карта стандарта MIFARE, один из видов материальных носителей, на который записываются оплаченные проездные билеты, впоследствии используемые пассажиром для получения услуг проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования в г. Москве, эмитентом которой является Перевозчик. Карта не является средством платежа в понятиях Федерального закона от 27.06.2011 № 161- ФЗ «О национальной платежной системе». В отличие от прочих носителей, на Карте одновременно могут быть записаны разные виды проездных билетов, в том числе билет «Электронный кошелек».

«Электронный кошелек» - проездной билет, предоставляющий право физическому лицу на совершение поездок в пределах уплаченной суммы на городском пассажирском транспорте общего пользования в г. Москве (п.3.3 Постановления № 706-ПП).

Представитель ответчика Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы иск не признал, указал, что истец к ним с какими-либо обращениями о предоставлении информации о движении денежных средств по карте тройка , не обращался, представил отзыв, в котором указал, что в соответствии с публичной офертой использования транспортной карты «Тройка» оператором электронных денежных средств, которое на основании лицензии Центрального банка Российской Федерации имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные № 395-1-ФЗ от 2 декабря 1990г., и осуществляющее переводы электронных денежных средств без открытия банковского счета по поручению Пассажира (Плательщика) в счет оплаты услуг Городских сервисов является ООО Небанковская кредитная организация «МОБИ.Деньги».

В силу п. 6.7.4. оферты кредитная организация осуществляет безналичные расчеты по Операциям в валюте Российской Федерации в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и внутренними нормативными и распорядительными документами Кредитной организации.

На основании п. 6.7.14. Кредитная организация предоставляет Пассажиру (Плательщику) всю необходимую информацию путем размещения ее на интернет- сайте Кредитной организации <данные изъяты>, оказывает информационную поддержку по телефонам: , рассматривает вопросы и претензии, связанные с безналичными расчетами по Операциям в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации. 6.7.15. Кредитная организация обязуется информировать Пассажира (Плательщика) о совершении каждой Операции путем размещения соответствующей информации в личном кабинете Пассажира (Плательщика) на интернет-сайте Кредитной организации <данные изъяты>, вход в который осуществляется Пассажиром (Плательщиком) путем введения в соответствующее информационное поле интернет-сайта номера транспортной карты «Тройка» или номера Транспортного приложения.

Таким образом, данная информация помимо получения сведений на сайте может быть предоставлена различными способами, в том числе посредством: получения информационной поддержки по телефону: <данные изъяты>; обращения непосредственно в Кредитную организацию;

Более того, данная информация по запросу пользователя транспортной карты тройка может быть предоставлена непосредственно ГУП «Московский метрополитен».

3-и лица в суд не прибыли, извещены.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в иске по следующим основаниям.

В соответствие с ч.1 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 789 ГК РФ, перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица, а в силу ст. 426 ГК РФ договор, заключаемый организацией, отнесенной к транспорту общего пользования, является публичным договором.

Таким образом, в силу ст. 428 ГК РФ истец, приобретая в ДД.ММ.ГГГГ проездной билет - транспортную карту «Тройка» (далее карта «Тройка», проездной билет), добровольно присоединился к предложенным условиям в целом.

В соответствии с п. 3.2 Постановления Правительства Москвы от 07.12.2012г. № 706-ПП «О проездных билетах на наземном городском пассажирском транспорте общего пользования города Москвы, Московском метрополитене и Московской монорельсовой транспортной системе» инструкции о порядке обращения проездных билетов ГУП «Московский метрополитен», утверждаются ГУГ1 «Московский метрополитен» и доводятся до сведения пассажиров указанным предприятием.

Таким образом, законодателем прямо предусмотрено, что ГУП «Московский метрополитен» самостоятельно устанавливает порядок пользования проездными билетами.

Условия договора перевозки пассажира как договора присоединения формулируются Перевозчиком, излагаются в утверждаемых им правилах перевозки и содержат информацию, указанную, в том числе, в ст.10 Закона. Эта информация доступна для ознакомления неограниченному кругу лиц до заключения договора перевозки в местах получения билетов (кассах всех станций метрополитена), а также на информационных ресурсах Перевозчика (<данные изъяты>, и предполагает ознакомление Истца с условиями, на которых заключается договор перевозки.

В соответствии с вышеуказанным Постановлением, ДД.ММ.ГГГГ первым заместителем начальника метрополитена Дегтяревым Ю.С. ДД.ММ.ГГГГ был утвержден Порядок пользования транспортными картами «Тройка» (Порядок пользования проездными билетами, записанными на транспортную карту «Тройка» или иные носители, имеющие транспортное приложение «Тройка», в Московском метрополитене, включая Московскую монорельсовую транспортную систему (далее Порядок).

Согласно Порядку, транспортная карта «Тройка» предназначена для записи информации об оплате проездных билетов и совершения поездок на городском пассажирском транспорте общего пользования г. Москвы. Порядком предусмотрено, какие проездные билеты могут быть записаны на Карту (п. 1.2 Порядка).

Судом установлено, что истец приобрел в ДД.ММ.ГГГГ проездной билет - транспортную карту «Тройка» и использовал ее для совершения поездок на Московском метрополитене.

Ответчиками по запросу суда представлена подробная информация и детализация использования истцом карты «Тройка» .

Поскольку истец непосредственно к ответчикам за предоставлением информации о движении денежных средств (детализации) по карте тройка , не обращался, при этом данная информация могла быть ему предоставлена при таком обращении (в том числе и через официальные сайты ответчиков), а какой-либо обязанности предоставлять такую детализацию непосредственно через интернет законодательство не содержит, в иске надлежит отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В иске Черникова В.П. к Государственному унитарному предприятию города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен им. В.И. Ленина» и Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы об установлении факта нарушения прав потребителя, обязании обеспечить потребителю своевременное получение необходимой и достоверной информации детализации по транспортной карте «Тройка», взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>. и штрафа, - отказать.

Мотивированное решение изготовлено 21 декабря 2015 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Видновский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Федеральный судья Смирнов М.В.