<№>
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
11 ноября 2013 года
Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе:
председательствующего судьи Никулиной А.Л.,
при секретаре Шелеповой Е.А.,
с участием заявителя,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным бездействия и действия должностных лиц Администрации Президента Российской Федерации, обязании устранить нарушения,
установил:
заявитель ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия и действия должностных лиц Администрации Президента Российской Федерации, обязании устранить нарушения, указав, что 26.07.2013 он через сайт www.kremlin.ru подал заявление, которое было зарегистрировано 28.07.2013 за номером <№>. В этом заявлении заявитель просил признать незаконным действие (бездействие) начальника Управления Президента Российской Федерации по применению информационных технологий и развитию электронной демократии, которое выразилось в не рассмотрении всех вопросов, указанных в обращении от 02.07.2013, а также обязать его устранить допущенные нарушения и привлечь к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона Российской Федерации от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. 18 октября 2013 года заявителем получен ответ <№> от 26.08.2013. В ответе было указано, что его заявления рассмотрены, и, что в Фонд развития информационной демократии и гражданского общества «Фонд информационной демократии» направлены разъяснения о необходимости размещения инициатив для голосования на сайте Российской общественной инициативы. Согласно ч. 6 ст. 8 ФЗ № 59-ФЗ запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется. В заявлении от 26 июля 2013 года заявитель обжаловал действия (бездействия) начальника Управления Президента Российской Федерации по применению информационных технологий и развитию электронной демократии. Однако ответ на это заявление был также подписан и.о. начальника Управления Президента Российской Федерации по применению информационных технологий и развитию электронной демократии, то есть, ответ был рассмотрен тем должностным лицом, чьи действия (бездействия) обжалуются. Что является незаконным. Согласно ч. 1 ст. 10 ФЗ №59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. То есть, ответ должен быть дан на каждый вопрос. В данном случае - на каждый пункт просительной части заявления. Однако, исходя из ответа, заявитель делает вывод, что ответ не соответствует ч. 1 ст.10 ФЗ №59-ФЗ. Не был рассмотрен ни одни пункт просительной части заявления. Что является грубым нарушением ФЗ №59-ФЗ. Права заявителя на объективное, всестороннее рассмотрение обращения были нарушены. На основании вышеизложенного, ФИО1 просил признать незаконным бездействие должностных лиц Администрации Президента Российской Федерации, которое выразилось в не рассмотрении по существу всех поставленных в заявлении от 26.07.2013 пунктов просительной части; обязать Администрацию Президента Российской Федерации устранить допущенные нарушения, то есть рассмотреть каждый пункт просительной части заявление от 26 июля 2013 года; признать незаконным действие должностных лиц Администрации Президента Российской Федерации, которое выразилось в перенаправлении заявления от 26.07.2013 для рассмотрения по существу тому должностному лицу, чьи действия (бездействия) обжалуются; взыскать с Администрации Президента Российской Федерации в пользу заявителя расходы по уплате госпошлины в размере 200 (двести) рублей 00 копеек.
Заявитель ФИО1 в судебном заседании на заявлении настаивал, просил также суд вынести частное определение в адрес Администрации Президента Российской Федерации.
Представитель Администрации Президента Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, просил рассмотреть дело без его участия. Предоставил в суд возражения, в котром указал, что рассмотрены оба обращения заявителя от 30.07.2013 <№> и от 28.07.2013 <№> и в Фонд развития информационной демократии и гражданского общества «Фонд информационной демократии» напрпавлены разъяснения о необходимости размещения инициатив для голосования на интернет-ресурсе «Российская общественная инициатива» в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 04.03.2013 № 183. Данный ответ был дан по электронной почте 16.08.2013. Никаких прав заявителя нарушено не было.
Заслушав заявителя, исследовав письменные материалы дела, сопоставив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд пришел к следующему.
В силу ст. 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ст. ст. 2, 7-10, 12 Федерального закона Российской Федерации № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.
Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется. В случае, если в соответствии с запретом, предусмотренным частью 6 настоящей статьи, невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом. Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Судом установлено, что 26.07.2013 ФИО1 через сайт www.kremlin.ru подал заявление, которое было зарегистрировано 28.07.2013 за номером <№>.
Согласно данному заявлению, ФИО1 просил признать незаконным действие (бездействие) начальника Управления Президента Российской Федерации по применению информационных технологий и развитию электронной демократии, которое выразилось в не рассмотрении всех вопросов, указанных в обращении от 02.07.2013, обязать устранить допущенные нарушения; привлечь начальника Управления Президента Российской Федерации по применению информационных технологий и развитию электронной демократии к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации; признать незаконным решение уполномоченной некоммерческой организации, на которую возложены функции, предусмотренные Правилами рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием итернет-ресурса «Российская общественная инициатива», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 04.03.2013 № 183 об отказе в размещении общественной инициативы № 66Ф3371 на интернет-ресурсе «Российская общественная инициатива».
Судом установлено, что 26.08.2013 на электронный адрес ФИО1 Artyom.p.a@mail.ru, указанный при подаче обращения, Управлением Президента Российской Федерации по применению информационных технологий и развитию электронной демократии Администрации Президента Российской Федерации был направлен ответ на поданное 26.07.2013 обращение, в котором содержится ответ по существу обращения заявителя.
Исходя из анализа вышеуказанных правовых норм, должностные лица или соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления должны дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, но не имеется указания, что должен быть дан ответ на каждый поставленный вопрос в отдельности.
Согласно ответу, он дан по существу поставленных заявителем вопросов. То обстоятельство, что заявителя не устроил ответ правового значения не имеет, так как удовлетворенность либо неудовлетворенность данным ответом является оценочной категорией и зависит от личностных особенностей лица, которому ответ дается, что не может быть расценено, как нарушение права заявителя.
Заявителем ФИО1 в своем заявлении оспаривается бездействие заинтересованного лица. Однако согласно представленным доказательствам, бездействий с его стороны не усматривается, так как все предусмотренные Федеральным законом Российской Федерации № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» действия должностными лицами Администрации Президента Российской Федерации совершены.
Заявителем ФИО1 не представлено доказательств подачи какого-либо обращения в Администрацию Президента Российской Федерации 02.07.2013. Не представлено доказательств, что на это обращение не получен ответ. Не представлено доказательств обращения с законодательной инициативой № <№>.
На заявителя ФИО1 судом в определении о подготовке дела к судебному разбирательству была возложена обязанность предоставить доказательства направления в адрес заинтересованного лица соответствующего обращения и получения данного обращения заинтересованным лицом. Однако, дав согласие на смс-извещение о времени и месте рассмотрения дела, зная о сокращенных сроках рассмотрения дел данной категории (10 дней), ФИО1 отказался явиться в суд для получения судебной повестки определения о подготовке дела к судебному разбирательству, что подтверждается телефонограммой секретаря (л.д. 17). Данное определение было направлено заявителю почтой. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что вся ответственность в не предоставлении заявителем доказательств обращения к заинтересованному лицу 02.07.2013 лежит на заявителе.
Из представленного ответа от 26.08.2013 следует, что у заинтересованного лица имеется информация и данные только по двум законодательным инициативам: № <№> и № <№>, по которым, как следует из ответа, доводы заявителя были приняты во внимание и отказ в их размещении признан незаконным.
Отсутствие в ответе заявителю сообщения о привлечении либо не привлечении начальника управления к какой-либо ответственности, в данном случае правового значения не имеет, так как применение мер дисциплинарного воздействия к работникам не подлежит обязательному сообщению все заинтересованным лицам и не является обязанностью работодателя, а лишь его правом. Никаких прав заявителя не нарушает.
Не подлежат также удовлетворению и требования заявителя о признании незаконным действие должностных лиц Администрации Президента Российской Федерации, которое выразилось в перенаправлении заявления от 26.07.2013 для рассмотрения по существу тому должностному лицу, чьи действия (бездействия) обжалуются, так как заявителем оспаривались действия начальника Управления по факту обращения заявителя от 02.07.2013. Доказательств того, что у заявителя такое обращение было не представлено. Ответ на обращение от 26.07.2013 подписан исполняющим обязанности начальника Управления, а не начальником, следовательно, обращение было рассмотрено иным должностным лицом, а не лицом, действие которого было оспорено.
Более того, заявителем суду не представлено доказательств нарушения заинтересованным лицом каких-либо прав заявителя.
При таких обстоятельствах, с учетом того обстоятельства, что порядок рассмотрения обращения и сроки дачи ответа соблюдены, суд приходит к выводу, что заявление ФИО1 необоснованно и удовлетворению не подлежит, поскольку факт нарушения прав и свобод заявителя не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Руководствуясь ст. ст. 12, 194-199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга.
Мотивированное решение будет составлено в течение пяти дней.
Судья А.Л. Никулина.
Мотивированное решение составлено 11.11.2013.
Судья А.Л. Никулина.