Дело № 2-4366/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 августа 2015 г.
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А., при секретаре Гармаш А.А.,
с участием истца ФИО1,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, возложении обязанности выдать решение о предварительном согласовании места размещения объекта,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации <Адрес> (далее – Департамент) о признании незаконным решения Департамента об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории от ДД.ММ.ГГГГ В обоснование своих требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ ею было подано в Департамент заявление о выборе земельного участка примерной площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <Адрес>, восточнее дома по <Адрес>, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта –многофункционального рекреационно-оздоровительного центра, испрашиваемое право на земельный участок – аренда, и предварительном согласовании места размещения объекта с приложением согласованного акта о выборе земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, разработанной ООО «Пермархбюро». Департаментом отказано в согласовании схемы по тем основаниям, что схема не соответствует требованиям, установленным действующими на момент подачи заявления правилами разработки схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории. Считает данный отказ незаконным, поскольку ст. 31 Земельного кодекса РФ оснований для отказа в размещении объекта и утверждении согласованного акта о выборе земельного участка не содержит. Департаментом было опубликовано объявление о предстоящем согласовании места размещения объекта в соответствии со ст. 31 Земельного кодекса РФ, следовательно, следующим шагом должно было стать принятие решения относительно места размещения объекта. Вместо этого Департамент принял решение об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка, не разрешив вопрос о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта выбора земельного участка. В силу п. 5 ст. 31 Земельного кодекса РФ утверждение и выдача схемы расположения земельного участка является обязанностью Департамента. Отдельного решения об утверждении схемы законодательством не предусмотрено, схема согласно п. 5 ст. 31 Земельного кодекса РФ является приложением акта о выборе земельного участка и должна выдаваться Департаментом после его оформления.
В судебном заседании заявитель на требованиях настаивала по основаниям, изложенным в заявлении.
Департамент своего представителя в судебное заседание не направил, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Из представленного отзыва на заявление следует, что Департамент с требованиями не согласен, указывает, что оспариваемое решение принято в соответствии со ст. 31, 30 Земельного кодекса РФ, Положением о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории <Адрес>, утвержденным решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 г. № 315. Предоставление земельных участков в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется при наличии положительных заключений соответствующих функциональных органов администрации <Адрес>; при условии предварительной публикации сообщения о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, согласованного к размещению объекта капитального строительства (пункт 4.3 Положения). Также утвержден Регламент взаимодействия Департамента с функциональными и территориальными органами администрации <Адрес> при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов (постановление администрации <Адрес> от 12.11.2009 г. № 857). В соответствии с данными нормативными актами ответ об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта подготавливается при невозможности размещения объекта согласно выводам, содержащимся в заключениях, представленных функциональными и территориальными органами администрации <Адрес>. Постановлением администрации <Адрес> от 06.03.2009 N 108 утверждены Правила разработки схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Представленная заявителем схема не была согласована департаментом градостроительства и архитектуры <Адрес>, кроме того в границах образуемого земельного участка находятся объекты недвижимости (ЛЭП), копии правоудостоверяющих документов на которые в материалах дела отсутствуют, что противоречит п. 2.2, 3.2.3.2 указанных Правил. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ была произведена публикация в Официальном бюллетене органов местного самоуправления о предстоящем предоставлении земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ поступила заявка от ФИО2 о намерении приобрести данный земельный участок в аренду на торгах. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, то в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была уведомлена о том, что земельный участок будет выставлен на торги. Кроме того с ДД.ММ.ГГГГ ст. ст. 30, 31 Земельного кодекса РФ признаны утратившими силу, следовательно, процедура предоставления земельных участков предусмотренная данными нормами, с ДД.ММ.ГГГГ не проводится. До ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со ст. 31 и 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до ДД.ММ.ГГГГ, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка (п. 1 ст. 34 Федерального закона № 171-ФЗ). Поскольку решение о предварительном согласовании места размещения объекта не было принято до ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок не может быть предоставлен по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, требования истца о предварительном согласовании места размещения объекта неисполнимы.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению на основании следующего.
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Решением Пермской городской Думы N 315 от 28.10.2008 "Об утверждении положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории <Адрес>" утверждено Положение, которое определяет единые на территории <Адрес> условия предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на определенном виде права для целей, связанных со строительством, а также под существующие объекты капитального строительства и объекты, связанные с их обслуживанием.
В силу п. 4.2 указанного Положения (в редакции решения Пермской городской Думы N 315 от 22.10.2013, действующей на момент обращения с заявлением) предварительное согласование места размещения объектов осуществляется, в частности для строительства объектов социально-культурного назначения (объекты образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и массового спорта), имеющих общественное значение для городского округа.
Согласно п. 4.3 Положения предоставление земельных участков в аренду с предварительным согласованием места размещения объектов осуществляется при наличии положительных заключений соответствующих функциональных органов администрации <Адрес>.
Регламентом взаимодействия департамента с функциональными и территориальными органами администрации <Адрес> при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов, утвержденным постановлением администрации <Адрес> от 12.11.2009 N 857, регулируются процедуры, связанные с рассмотрением соответствующих заявлений заинтересованных лиц о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Пунктом 4.2 Регламента предусмотрено, что ответ об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта подготавливается при невозможности размещения объекта согласно выводам, содержащимся в заключениях, представленных в соответствии с п.п. 3.2, 3.3 данного Регламента.
В п. 3.1.2 Регламента указаны следующие органы: УЭиП (управление по экологии и природопользованию администрации <Адрес>), ДГА (департамент градостроительства и архитектуры администрации <Адрес>), УВБ, (управление внешнего благоустройства администрации <Адрес>) территориальный орган, на территории которого находится земельный участок.
Постановлением администрации <Адрес> от 06.03.2009 N 108 утверждены Правила разработки схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - Правила), которые действовали на момент рассмотрения обращения истца.
Указанные Правила определяют форму схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема), требования к ее разработке, утверждению и выдаче (п. 1.2 Правил).
Данным Постановлением (пункт 2) на департамент градостроительства и архитектуры администрации <Адрес> возложено согласование схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на предмет их соответствия градостроительным требованиям.
Согласно п. 1.4 Правил разработка и оформление Схем должны производиться в соответствии с требованиями, установленными настоящими Правилами и действующим законодательством. Органы, участвующие в процессе согласования и утверждения Схем, осуществляют проверку представленных Схем на соответствие требованиям Правил и действующего законодательства, в случае необходимости устранения допущенных нарушений отказывают в согласовании, утверждении и возвращают Схемы на доработку. Нарушения требований к разработке и оформлению Схем являются также основанием для отмены их утверждения.
Согласно п. 3.2.3.2. Правил схему согласовывает функциональный орган администрации <Адрес>, уполномоченный в области градостроительной деятельности, на предмет соответствия участка(ов) градостроительным требованиям, в том числе: обоснованности площади участка(ов), соответствия местоположения границ участка(ов) документации по планировке территории, Правилам землепользования и застройки <Адрес>, красным линиям, соответствия адреса участка(ов), указанным на схеме зонам ограничений в использовании земельных участков.
В соответствии с п. 3.2.3.3. Правил орган, уполномоченный в области градостроительной деятельности, согласовывает схему путем проставления согласующей подписи должностного лица, даты согласования на графической части схемы (согласовывается каждый лист графической части схемы), подпись должностного лица заверяется печатью органа. Решение о согласовании или об отказе в согласовании схемы принимается в течение 30 дней с даты регистрации заявления о согласовании схемы. В случае отказа в согласовании орган, уполномоченный в области градостроительной деятельности, выдает заявителю заключение по результатам проведенного согласования.
Согласно п. 3.3.1 Правил функциональный орган администрации <Адрес>, уполномоченный в сфере земельных отношений (далее - орган, уполномоченный в сфере земельных отношений), в месячный срок со дня поступления заявления утверждает согласованные материалы Схемы и выдает заявителю. Схема утверждается путем проставления утверждающей подписи должностного лица, даты утверждения на графической части Схемы (утверждается каждый лист графической части Схемы) и титульном листе Схемы.
В судебном заседании установлено, что решением Ленинского районного суда <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, признано незаконным решение Департамента от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 в оформлении акта выбора земельного участка примерной площадью 2422 кв. м, расположенного по адресу: <Адрес>, восточнее дома по <Адрес> для размещения объекта – многофункционального рекреационного оздоровительного центра; на Департамент возложена обязанность оформить результаты выбора земельного участка по заявлению ФИО1 актом о выборе земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом на основании ст. 31 Земельного кодекса РФ оформлен акт о выборе земельного участка для строительства (л.д. 33). Согласно данному акту размещение планируемого объекта на выбранном земельном участке невозможно в связи с заключениями:
Управления внешнего благоустройства администрации <Адрес> от 21.22.2013г., согласно которому часть испрашиваемого земельного участка перекрывает дорогу (местный проезд);
Департамента градостроительства и архитектуры администрации <Адрес> от 21.11.2013г., согласно которому испрашиваемый земельный участок в соответствии с картой градостроительного зонирования и градостроительными регламентами, утвержденными решением <данные изъяты> городской Думы от 26.01.2010 № 16, расположен в территориальной зоне индивидуальной усадебной жилой застройки Ж-3. Цель предоставления земельного участка не соответствует Правилам землепользования и застройки <Адрес>, утвержденным решением <данные изъяты> городской Думы от 26.06.2007г. № 143. Представленное обоснование примерного размера земельного участка не содержит расчета, подтверждающего испрашиваемую площадь земельного участка, в соответствии с требованиями местных нормативов градостроительного проектирования <Адрес>, СП, СНиП, СанПиН и расчета потребности строительства спортивного сооружения на данной территории;
Комитета по физической культуре и спорту администрации <Адрес> от 9.12.2013г., согласно которому размещение объекта восточнее <Адрес> не имеет общественного значения для городского округа (п. 4.2 решения <данные изъяты> городской Думы № 315 от 28.10.2008г.).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Департамент с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта – многофункционального рекреационно-оздоровительного центра, предполагаемое место размещения объекта – <Адрес>, район Ленинский, восточнее дома по <Адрес>, испрашиваемое право на земельный участок – аренда, примерная площадь земельного участка – 2 422 кв. м. (л.д. 10). К заявлению была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, разработанная ООО «Пермархбюро».
Решением от ДД.ММ.ГГГГ Департамент отказал в утверждении схемы, поскольку она не соответствует требованиям, установленным действующими на момент подачи заявления правилам разработки схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории – отсутствует согласование функционального органа администрации <Адрес> в области градостроительной деятельности на предмет соответствия образуемого земельного участка градостроительным требованиям; также отсутствуют правоудостоверяющие документы на объекты недвижимости, находящиеся в границах образуемого земельного участка (ЛЭП), что противоречит п. 2.2 Правил; материалы дела не прошиты и не пронумерованы, что противоречит п. 3.2.2 Правил.
Проанализировав представленные сторонами доказательств в совокупности с изложенными нормами права, суд приходит к выводу о том, что отказ Департамента в утверждении схемы расположения земельного участка является законным на основании следующего.
Из положений ст. 31 Земельного кодекса РФ следует, что орган местного самоуправления по результатам рассмотрения заявления должен принять решение о предварительном согласовании месте размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта. Принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства должно предшествовать проведение работ по его формированию, в том числе предварительное согласование места размещения объекта, которое оформляется актом о выборе земельного участка с указанием проекта его границ. Решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта или положительное решение может быть принято только после обеспечения выбора земельного участка органом местного самоуправления. Выбор земельного участка имеет целью определить, имеются ли какие-либо препятствия к размещению указанного объекта недвижимости, что отражается в акте выбора земельного участка. В случае установления препятствий в размещении объекта на испрашиваемом участке в предварительном согласовании места размещения объекта может быть отказано, но только после оформления акта о выборе земельного участка. Возможность отказа в осуществлении процедуры выбора земельного участка законодательством не предусмотрена.
Таким образом, процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, предусматривает принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта только после предложения органом местного самоуправления вариантов выбора земельного участка, что является предусмотренной законом обязанностью органа местного самоуправления, поскольку только выбор земельного участка позволяет определить, имеются ли какие-либо препятствия к размещению указанного объекта недвижимости, что отражается в акте выбора.
То обстоятельство, что Департаментом был оформлен акт выбора земельного участка примерной площадью 2422 кв. м, расположенного по адресу: <Адрес>, восточнее дома по <Адрес> для размещения объекта – многофункционального рекреационного оздоровительного центра, не свидетельствует о том, что Департаментом принято положительное решение о возможности предоставления указанного земельного участка истцу. Данным актом выбора установлено наличие препятствий для размещения указанного объекта недвижимости на испрашиваемом земельном участке.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Кодекса. При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Градостроительные условия использования территорий содержатся в Правилах землепользования и застройки <Адрес>, утвержденных Решением <данные изъяты> городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № 143, которые являются официально опубликованным и общедоступным нормативным актом.
Так по заключению Департамента градостроительства и архитектуры администрации <Адрес> испрашиваемый земельный участок в соответствии с картой градостроительного зонирования и градостроительными регламентами, утвержденными решением <данные изъяты> городской Думы от 26.01.2010 № 16, расположен в территориальной зоне индивидуальной усадебной жилой застройки Ж-3. Цель предоставления земельного участка не соответствует Правилам землепользования и застройки <Адрес>, утвержденным решением Пермской городской Думы от 26.06.2007г. № 143.
Согласно ст. 52.3 Правил землепользования и застройки <Адрес>, утвержденных Решением <данные изъяты> городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, зона Ж-3 - зона смешанной застройки индивидуальными жилыми домами, блокированными жилыми домами и многоквартирными домами не выше 4 этажей. Зона Ж-3 выделена для обеспечения правовых условий формирования многофункциональных городских территорий с размещением многоквартирных жилых домов разных типов и индивидуальных жилых домов с ограниченно разрешенным набором услуг. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не предусматривают размещение в данной зоне такого объекта, как многофункциональный рекреационно-оздоровительный центр.
Кроме того, из заключения Департамента градостроительства и архитектуры администрации <Адрес> следует, что представленное обоснование примерного размера земельного участка не содержит расчета, подтверждающего испрашиваемую площадь земельного участка, в соответствии с требованиями местных нормативов градостроительного проектирования <Адрес>, СП, СНиП, СанПиН и расчета потребности строительства спортивного сооружения на данной территории, в то время, как п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации требует, чтобы в соответствующем заявлении было указано обоснование примерного размера земельного участка.
Как следует из положений ст. 30, 31 Земельного кодекса РФ, они не предусматривают отдельной процедуры утверждения схемы расположения земельного участка, данная схема должна прилагаться к оформленному акту выбора земельного участка. Между тем, из материалов дела следует, что истец самостоятельно изготовила схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и обратилась в Департамент с заявлением, в котором просила выбрать земельный участок и предварительно согласовать место размещение объекта, предоставив схему расположения земельного участка и акт о выборе земельного участка.
Согласно ст. 31 Земельного кодекса РФ Департамент по результатам рассмотрения заявления должен был принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее представленный акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта и выдать заявителю копию решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта.
При этом пунктом 3.3.1 Правил разработки, утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утвержденных Постановлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 106, предусмотрено, что в случае если схема разрабатывается в рамках процедуры предварительного согласования места размещения объекта, утвержденная схема выдается заявителю вместе с копией решения о предварительном согласовании места размещения.
Рассмотрев заявление истца, в котором она просила согласовать место размещения объекта, и установив, что актом выбора установлено наличие препятствий для размещения указанного объекта недвижимости на испрашиваемом земельном участке, Департамент фактически принял решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта. Тот факт, что данное решение изложено в виде отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, сам по себе не может являться основанием для признания его незаконным, поскольку по существу данное решение об отказе в утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории означает отказ в предварительном согласовании места размещения объекта, который является законным и обоснованным, с учетом установленных в заключении департамента градостроительства и архитектуры препятствий для размещения объекта недвижимости на испрашиваемом земельном участке.
Кроме того, исходя из положений ст. 34 Федерального закона N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым признаны утратившими силу ст. ст. 30-32 Земельного кодекса РФ, следует, что до ДД.ММ.ГГГГ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, лицу в аренду в соответствии со ст. 31 и 32 Земельного кодекса РФ на основании заявления без проведения торгов, возможно, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до ДД.ММ.ГГГГ
Поскольку решение о предварительном согласовании места размещения объекта не было принято до ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок не может быть предоставлен по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, в связи с чем исковые требования ФИО1 о выдаче решения о предварительном согласовании места размещения объекта не могут быть удовлетворены.
Кроме того, судом установлено, что в процессе рассмотрения заявления ФИО1 на основании информации о предстоящем предварительном согласовании места размещения объекта и последующем предоставлении земельного участка для строительства, размещенной в Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования <Адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в Департамент поступило заявление ФИО2 о намерении приобрести в аренду земельный участок в <Адрес>, восточнее дома по <Адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м (л.д. 58).
ДД.ММ.ГГГГ Департамент обратился к начальнику Департамента градостроительства и архитектуры администрации <Адрес> с просьбой сформировать указанный земельный участок для предоставления на торгах (л.д. 60).
Пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса). Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Кодекса стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
В силу правила пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом Земельный кодекс РФ не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, законом не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Земельного кодекса РФ, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Таким образом, предоставлению испрашиваемого земельного участка в порядке предварительного согласования места размещения объекта препятствовало и наличие на него нескольких заявок, в связи с чем требования истца удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Департаменту земельных отношений администрации <Адрес> о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, возложении обязанности выдать решение о предварительном согласовании места размещения объекта отказать.
Решение может быть обжаловано в <Адрес>вой суд через Ленинский районный суд <Адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий /подпись/ Иванова Н.А.
Копия верна. Судья Иванова Н.А.