ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4368 от 07.09.2011 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

                                                                                    Центральный районный суд г. Омска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Центральный районный суд г. Омска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-4368/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 сентября 2011 года г. Омск

Центральный районный суд г. Омска в составе: председательствующего судьи Соснина И.И., при секретаре судебного заседания Костючко Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Министерства природных ресурсов и экологии Омской области к администрации г.Омска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство природных ресурсов и экологии Омской области (далее - Министерство) обратилось в Центральный районный суд г.Омска с настоящим иском.

В обоснование заявленных требований в тексте иска, судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО1 ссылался на те обстоятельства, что в результате проверки, проведенной работниками истца, установлено наличие несанкционированной свалки твердых бытовых отходов в районе улиц Беломорстроя и Березовского в г.Омске площадью 1 000 кв.м. Наличие свалки, по мнению представителя истца, связано с ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязанностей по очистке территории муниципального образования от отходов и приводит к ухудшению экологической обстановки на территории г.Омска, что нарушает права жителей города на благоприятную окружающую среду, в связи с чем представитель истца просит суд признать бездействие ответчика в части недопущения образования несанкционированной свалки в районе улиц Беломорстроя и Березовского в г.Омске площадью 1 000 кв.м. незаконным, обязать ответчика организовать на данной территории сбор бытовых отходов и ликвидировать образовавшуюся свалку.

Представитель Администрации г.Омска в судебное заседание не явился. Извещен о дате рассмотрения иска надлежащим образом.

Представитель Администрации Центрального округа г.Омска по доверенности ФИО2 в судебном заседании с требованиями иска не согласился.

Пояснил суду, что в рассматриваемом случае отсутствует факт бездействия со стороны администрации г.Омска, так как ответственность за организацию свалки несет лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность или жители близлежащих домов, которые осуществляют выброс мусора в неположенном месте. У администраций города и округа первоначально отсутствовали сведения о наличии несанкционированной свалки в указанном истцом месте, после получения такой информации свалка была ликвидирована силами служб администрации города. При этом, в настоящее время имеется техническое задание БУ г.Омска «Управление благоустройства ЦАО», по которому твердые бытовые отходы в районе улиц Беломорстроя и Березовского вывозятся 2 раза в неделю.

Просит отказать в удовлетворении иска.

Заслушав представителей Министерства природных ресурсов и экологии Омской области, Администрации Центрального административного округа г.Омска, исследовав предоставленные доказательства, судом достоверно установлено и не оспаривается сторонами наличие в период времени с 18.07.2011 года в районе улиц Беломорстроя и Березовского в г.Омске образовалась свалка твердых бытовых отходов площадью 1 000 кв.м., имеется акт обследования территории, подтверждающий наличие такой свалки (л.д. 7-11). Работы по вывозу мусора осуществлены БУ г.Омска «Управление благоустройства ЦАО» 23.07.2011 года и 10 и 31.08.2011 года (л.д. 26, 34, 41). Представителем третьего лица представлено техническое задание БУ г.Омска «Управление благоустройства ЦАО», по которому твердые бытовые отходы в районе улиц Беломорстроя и Березовского вывозятся 2 раза в неделю (л.д. 51).

При таких обстоятельствах, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду урегулированы нормами Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно ст. 13 Закона, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

07.12.2005 года Омским Городским Советом утвержден Порядок сбора отходов на территории г.Омска (Решение от 07.12.2005 года № 305).

Согласно п. 2.7. Порядка, сбор твердых бытовых отходов в секторе индивидуальной застройки производится специальным автотранспортом по графику, согласованному с председателями квартальных комитетов, бункеровозами по заявке председателей квартальных комитетов.

Рассматривая требования иска в части возложении на Администрацию г.Омска обязанности ликвидировать свалку твердых бытовых отходов и организовать на территории ее образования вывоз таких отходов, суд учитывает, что в настоящее время, исходя из предоставленных Администрацией округа сведений, свалка ликвидирована, в связи с чем у суда отсутствуют основания для возложения на ответчика подобной обязанности.

При этом, представителем администрации округа в судебное заседание предоставлено техническое задание по которому вывоз мусора в районе улиц Беломорстроя и Березовского осуществляется БУ г.Омска «Управление благоустройства ЦАО» 2 раза в неделю, следовательно, возложенные на ответчика обязанности в указанной части им исполняются надлежащим образом.

Рассматривая заявленные требования в части признания незаконным бездействие ответчика по недопущению (предупреждению) образования свалки твердых бытовых отходов в районе улиц Беломорстроя и Березовского, суд учитывает, что в силу ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются, в том числе, сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Рассматриваемая свалка является самовольной, то есть организованной без согласования с органами местного самоуправления, в связи с чем у ответчика отсутствует обязанность по организации планового вывоза мусора с территории на которой возникла свалка, так как невозможно заранее определить место возникновения очередного несанкционированного сброса мусора.

В данном случае, имеет место обязанность администрации города по регулярной очистке территории от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Работы по ликвидации несанкционированных свалок администрации г.Омска возможно проводить после обнаружения таких свалок.

Поскольку сроки ликвидации свалок прямо не предусмотрены действующим законодательством, суд полагает, что подобные работы должны производиться в разумные сроки с учетом требований законодательства о правах граждан на благоприятную окружающую среду.

Как отмечалось выше, в судебном заседании установлено наличие свалки 18.07.2011 года, по акту от 25.07.2011 года свалка ликвидирована.

Таким образом, свалка была ликвидирована ответчиком в течение 7 дней с момента ее возникновения.

Данные сроки устранения выявленных нарушений прав граждан на благоприятную окружающую природную среду со стороны администрации г.Омска суд находит разумными, учитывая при этом отсутствие какой-либо вины ответчика в возникновении свалки бытовых отходов.

Также суд учитывает, что ответчиком приняты меры по регулярному вывозу твердых бытовых отходов с указанной территории с учетом тех обстоятельств, что свалка на данной территории образуется постоянно.

При таких обстоятельствах, требования иска о признании незаконным бездействия администрации г.Омска в части недопущения образования несанкционированной свалки в районе улиц Беломорстроя и Березовского в г.Омске суд не находит обоснованными.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Министерству природных ресурсов и экологии Омской области в удовлетворении иска к администрации г.Омска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд с подачей жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательном виде.

Судья И.И. Соснин