ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4368/2013 от 14.08.2013 Советского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

к делу №

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ             Советский районный суд г. Краснодара

в составе

председательствующего Кантимир И.Н.

при секретаре Черкашиной И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Федорова Александра Валентиновича и Федорова Валентина Дмитриевича об оспаривании решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Федоров А.В. и Федоров В.Д. обратились в суд с заявлением об оспаривании решений органов местного самоуправления указав, что 1 ноября 2011 года администрацией Прикубанского внутригородского округа города Краснодара им были выданы разращения за №№ RU23306000-821, RU23306000-823 на строительство индивидуальных жилых домов на земельных участках с кадастровыми номерами № по <адрес>. Разрешенный вид использования земельных участков «для индивидуального жилищного строительства». В дальнейшем распоряжением Главы администрации Прикубанского округа г. Краснодара от 07.05.2013 г. № 33 признано утратившим силу разрешение на строительство RU23306000-823, распоряжением Главы администрации Прикубанского округа г. Краснодара от 26.06.2013 г. № 54 отменено разрешение на строительство № RU23306000-821.Основанием для принятия указанных муниципальных актов послужили приказы департамента архитектуры и градостроительства муниципального образования город Краснодар № 132 от 29.04.2013 г. и № 152 от 28.05.2013 г. об отмене градостроительных планов земельных участков в связи с технической ошибкой. Граждане Федоров А.В. и Федоров В.Д. считают указанные акты органов местного самоуправления незаконными и просят их отменить ссылаясь на то, что пунктом 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень случаев прекращения действия разрешения на строительство. Указанный перечень не содержит в себе техническую ошибку в градостроительном плане земельного участка в качестве безусловного основания прекращения действия разрешения на строительство.

Представитель администрации муниципального образования город Краснодар – Ешугова С.А., и представитель администрации Прикубанского внутригородского округа города Краснодара – Беглецов Д.А., возражали против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Прикубанского округа г. Краснодара, было установлено, что земельный участок по адресу: <адрес>, фактически расположен в зоне Ж2, в которой строительство индивидуальных жилых домов относится к условно разрешенному виду использования. Кроме того, процедура получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка регламентирована ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которой указанный вопрос подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, предусмотренной ст. 39 Градостроительного кодекса РФ. Таким образом, градостроительный план указанного земельного участка от 17.10.2012г., выданный департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар содержит недостоверные сведения о территориальной зоне (Ж1.1), установленной Правилами землепользования и застройки МО г. Краснодар, к которой относится указанный земельный участок. Прокуратурой было выдано предписание от 31 мая 2013 года об устранении нарушений земельного и градостроительного законодательства, путем отмены разрешения на строительство от 1 ноября 2012 года. На основании изложенного просили в удовлетворении заявления отказать.

Суд, выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела и оценив доказательства, считает, что требования заявителей обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Так, в ходе судебного заседания было установлено, что Федорову А.В. и Федорову В.Д. на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами № по <адрес>. Вид разрешенного использования земельных участков «для индивидуального жилищного строительства».

В целях строительства индивидуальных жилых домов Федоров А.В. и Федоров В.Д. обратились в администрацию Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара (уполномоченный орган) с заявлением о выдаче разрешений на строительство. В соответствии с частью 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства. Указанные документы были представлены заявителями в полном объёме, в том числе градостроительные планы земельных участков, разработанные и утвержденные департаментом архитекторы и градостроительства муниципального образования г. Краснодар

Частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ регламентирована процедура принятия органом местного самоуправления решения о выдаче разрешения на строительство, а именно орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, проводит проверку соответствия схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. В соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 9 указанной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка. Указанная процедура администрацией Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара соблюдена, несоответствие представленных документов требованиям градостроительных планов не выявлено, в связи с этим 1 ноября 2012 года заявителям выданы разрешения на строительство индивидуальных жилых домов №№ RU23306000-821, RU23306000-823. Судом установлено, что у администрации Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара нет причин для отказа в выдаче разрешений на строительство гражданам Федорову А.В. и Федорову В.Д.

На основании выданных разрешений на строительство граждане Федоров А.В. и Федоров В.Д. приступили к строительству и в период с ноября 2012 года по май 2013 года возвели индивидуальные жилые дома на принадлежащих им земельных участках. 29 апреля 2013 г. и 28 мая 2013 г. департаментом архитектуры и градостроительства муниципального образования город Краснодар изданы приказы №№ 132 и 152 об отмене градостроительных планов земельных участков №№ RU23306000-4000000000005206, RU23306000-4000000000005207 в связи с технической ошибкой в части указания территориальной зоны земельного участка. При этом в указанных приказах департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар не раскрыто содержание допущенной технической ошибки, а также не указана градостроительная территориальная зона с учетом действующих Правил землепользования и застройки, в том числе не указан вид разрешенного использования земельных участков применительно к установленным территориальным зонам, не указаны ранее установленные виды разрешенного использования земельных участков.

Впоследствии, на основании вышеуказанных приказов департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар Главой администрации Прикубанского внутригородского округа города Краснодар изданы распоряжения № 33 от 07.05.2013 г., которым признано утратившим силу разрешение на строительство RU23306000-823, и № 54 от 26.06.2013 г., которым отменено разрешение на строительство № RU23306000-821.

Давая правовую оценку решениям органов местного самоуправления суд исходит из того, что частью 21.1 стати 51 Градостроительного кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для принятия органом местного самоуправления решения о прекращении действия разрешения на строительство, а именно в случае :

1) принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

2) отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;

3) расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;

4) прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Техническая ошибка в градостроительном плане земельного участка, выявленная после выдачи разрешения на строительство, не включена в указанный перечень как безусловное основание для прекращения действия разрешения на строительство. При этом суд не усматривает правовой разницы между «прекращением действия разрешения на строительство» и «отменой разрешения на строительство», так как указанные решения органа местного самоуправления влекут для добросовестного застройщика одинаковые по содержанию негативные последствия. Закон связывает прекращение действия разрешения на строительство исключительно с прекращением у застройщика вещных прав на земельный участок. У граждан Федоров А.В. и Федоров В.Д. право собственности на земельные участки не прекращено.

Кроме того, при разрешении вопроса о возможности применения технической ошибки при определении территориальной зоны в градостроительном плане земельного участка в качестве основания для отмены ранее выданного разрешения на строительство, суд руководствуется нижеследующим.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства земельным участкам. Пунктом 4 части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в составе в составе градостроительного плана земельного участка указывается информация о градостроительном регламенте, при этом в градостроительном плане земельного участка должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка. Подпунктом 2 пункта 1 статьи 4 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» установлено, что в составе градостроительного плана земельного участка также должна указываться информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства. Из смысла данной правовой нормы явствует, что в градостроительном плане земельного участка должны быть указаны все существующие виды разрешенного использования земельного участка, как установленные действующим градостроительным регламентом, так и установленные до принятия градостроительного регламента (ранее установленные).

В соответствии с частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. То есть правообладатель земельного участка с ранее установленным видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» вправе использовать указанный участок для строительства индивидуального жилого дома независимо от градостроительного регламента, действующего в территориальной зоне, где расположен данный земельный участок.

В статье 1 Градостроительного кодекса РФ под территориальной зоной понимается зона, для которой в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. Под градостроительным регламентом понимается установленные в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков. При этом возможно допущенная в градостроительном плане ошибка в части указании территориальной зоны применительно к норме части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ не порождает каких-либо последствий в виде невозможности или запрета строительства индивидуального жилого дома в соответствии с ранее установленным видом разрешенного использования земельного участка. При выявлении в градостроительном плане ошибки в части указания территориальной зоны департамент архитектуры и градостроительства имел возможность внести изменения в градостроительный план с указание видов разрешенного использования земельного участка. В этой части суд не усматривает каких-либо оснований для отмены ранее выданных градостроительных планов №№ RU23306000-4000000000005206, RU23306000-4000000000005207.

Судом установлено, что отношения в области разрешённого использования земельных участков с кадастровыми номерами № для индивидуального жилищного строительства возникли до принятия Градостроительного кодека РФ и градостроительных регламентов. Указанные земельные участки были образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером №. Вид использования указанного земельного для индивидуального строительства возник на основании постановления Главы администрации Калининского поселкового света от 19 ноября 1992 года № 61 и подтверждается правоустанавливающими и правоудостоверяющими документами на земельный участок (договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о государственной регистрации права). Статьей 2 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» предусмотрено, что утвержденная до введения в действие Градостроительного кодекса РФ градостроительная документация действуют в части, не противоречащей Градостроительному кодексу РФ. В соответствии с пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ разрешенным использованием образуемых земельных участков признается разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе образуются земельные участки. Кроме того, раздел земельного участка на два самостоятельных участка произведен на основании решения Прикубанского районного суда города Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ. Судом признано право собственности граждан Федорова А.В. и Федорова В.Д. на вновь образованные земельные участки с кадастровыми номерами № и установлен вид их разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». В соответствии со статьей 61 Гражданского процессуального кодекса РФ ранее установленный судом вид разрешенного использования земельных участков имеет преюдициальное значение.

В соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 7 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр вносятся сведения о разрешенном использовании земельного участка». Судом установлено, что в государственном кадастре недвижимости разрешенным видом использования земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0142044:1326 и 23:43:0142044:1327 является индивидуальное жилищное строительство. Иные виды разрешенного использования указанных земельных участков в государственный кадастр не внесены.

Пунктом 2 статьи 40 Земельного кодекса РФ установлено исключительное право собственника земельного участка возводить жилые здания, строения, сооружения в соответствии с его разрешенным использованием, с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. То есть граждане Федоров А.В. и Федоров В.Д, являясь собственниками земельных участков с кадастровыми номерами № и разрешенным видом использования «для индивидуального жилищного строительства» имеют право на строительство индивидуальных жилых домов на указанных участках при наличии разрешения на строительства, выданного уполномоченным органом местного самоуправления, а орган местного самоуправления не имеет оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство или для отмены или прекращения действия выданного разрешения на строительство.

В соответствии с частью 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, возлагаются на орган, который принял оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Администрация Прикубанского внутригородского округа и департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар не представили доказательств того, что возведение индивидуальных жилых домов на земельных участках с кадастровыми номерами № с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» и в пределах параметров разрешенного строительства каким-либо образом способно создать угрозу для жизни или здоровья человека, окружающей среды и объектов культурного наследия. В том числе не представлены какие-либо доказательства о принадлежности земельных участков с кадастровыми номерами № к зонам с особыми условиями использования территорий, исключающими возможность жилищного строительства.

Руководствуясь статьями 257, 258, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Признать незаконным и отменить приказ департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 29 апреля 2013 года № 132 «Об отмене градостроительного плана земельного участка от 17.10.2012 № RU23306000-4000000000005206.

    Признать незаконным и отменить приказ департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 26 мая 2013 года № 152 «Об отмене градостроительного плана земельного участка от 17.10.2012 № RU23306000-4000000000005207.

    Признать незаконным и отменить распоряжение Главы администрации Прикубанского внутригородского округа города Краснодара от 7 мая 2013 года № 33 «О признании утратившим силу разрешения администрации Прикубанского внутригородского округа города Краснодара на строительство индивидуального жилого дома от 01.11.2012 № RU 23306000-823».

    Признать незаконным и отменить распоряжение Главы администрации Прикубанского внутригородского округа города Краснодара от 26 июля 2013 года № 54 «Об отмене разрешения администрации Прикубанского внутригородского округа города Краснодара на строительство индивидуального жилого дома от 01.11.2012 № RU 23306000-821».

    Решение может быть обжаловано в течение месяца в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд города Краснодара.

Председательствующий: