ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-436/18 от 22.11.2018 Щучанского районного суда (Курганская область)

КОПИЯ:

Дело №2-436/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 ноября 2018 года г.Щучье

Щучанский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи - Макаровой Е.А.,

при секретаре судебного заседания - Быстрицкой Т.В.,

с участием представителя истца - ФИО1,

ответчика - ФИО2,

представителя ответчика - ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Щучанского районного суда Курганской области гражданское дело по исковому заявлению Курганского межрайонного природоохранного прокурора Курганской области в интересах Российской Федерации и Курганской области к ФИО2 о возложении обязанности и взыскании ущерба, причиненного окружающей среде,

УСТАНОВИЛ:

Курганский межрайонный природоохранный прокурор Курганской области в интересах Российской Федерации и Курганской области обратился в суд с иском к ФИО2 о возложении обязанности и взыскании ущерба, причиненного окружающей среде, указывая, что проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды при использовании водного объекта, расположенного на особо охраняемой природной территории. В ходе проверки установлено, что на береговой полосе и части акватории озера Горькое-ФИО4 района Курганской области проводятся работы по установке железобетонных плит и отсыпке грунтом. Работы проводились напротив жилой территории по адресу: <адрес>. Установка плит, встроенных в дно озера и отсыпка грунтом в глубь акватории озера составила 15м в ширину и 27 м в длину, на глубину около 1 м. В 15 м от уреза воды расположены отвалы грунта. Также было установлено, что на жилой территории по адресу: <адрес>, проводятся землеройные работы с изъятием грунта. Грунт загружался трактором при помощи ковша в автомобиль ЗИЛ и вывозился на берег озера. Согласно информации Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области разрешительных документов на проведение работ на берегу озера не выдавалось. Из содержания федерального классификационного каталога отходов, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 22.05.2017 г. № 242 следует, что грунт при проведении земляных работ является отходом (код 811110000000). В соответствии с Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 05.02.2001 г. № 52 «О памятниках природы Курганской области», озеро Горькое- ФИО4 района Курганской области является памятником природы регионального значения, на территории которого запрещено размещение отходов. Согласно п. 72 Постановления и паспорта памятника природы регионального значения озеро Горькое- ФИО4 района Курганской области в целях защиты памятника природы от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к нему участках создана охранная зона, в границах которой запрещается размещение объектов, не связанных с обеспечением охраны памятника природы и осуществлением разрешенных видов пользования природными ресурсами, размещение отходов. Также, озеро Горькое- Виктория – это мелководное озеро, известно уникальной минеральной водой, иловой грязью и рапой. Грязь озера относится к илам материковых соленых озер, по своему химическому составу и физическим свойствам занимает особое положение среди целебных грязей, является объектом пользования недрами с целью добычи полезных ископаемых, отнесенных к природным лечебным ресурсам. Проведение работ по укладке железобетонных плит и отсыпке грунтом береговой полосы и части акватории озера на площади 405 кв.м, которые являются отходами от земляных работ не связано с обеспечением охраны памятника природы и, может нанести значительный вред месторождению лечебных грязей, загрязнению недр. Месторождение лечебной грязи относится к участкам недр федерального значения. Данные действия ответчика являются нарушением режима особой охраны памятника природы, повлекшим причинение значительного ущерба, который согласно расчета составляет 4 091 148 руб. Расчет выполнен согласно «Методики исчисления размера, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства», утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13.04.2009г. №87. Просит суд обязать ФИО2 снести самовольно возведенные железобетонные плиты в акватории озера Горькое- ФИО4 района Курганской области напротив дома по адресу: <адрес>; очистить от грунта береговую полосу и часть акватории озера Горькое- ФИО4 района Курганской области напротив дома по адресу: <адрес>., и взыскать с ФИО2 ущерб, причиненный окружающей среде в результате отсыпки грунтом акватории озера Горькое- ФИО4 района Курганской области напротив дома по адресу: <адрес>, в пользу Российской Федерации и Курганской области в бюджет Щучанского района Курганской области в размере 4 091 148 руб.

Представитель истца ФИО1 в судебном заседании на иске настаивал, дал пояснения согласно изложенным в иске доводам, просил иск удовлетворить.

Ответчик ФИО2 в судебном заседании иск прокурора не признал в полном объеме, просил в удовлетворении иска отказать.

Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании иск не признал, пояснил, что окружающая среда, будучи особым объектом охраны, обладает исключительным свойством самостоятельной нейтрализации негативного антропогенного воздействия, что в значительной степени осложняет возможность точного расчета причиненного ей ущерба. Проявление последствий причинения вреда окружающей среде в силу своей природы не может иметь четко определенных ни временных, ни пространственных границ. На практике механизм компенсации фактически заменен на исчисление размера причиненного вреда по Методике, расчетные показатели которой не имеют прямой связи с причиненным вредом, и безусловное взыскание исчисленной суммы с хозяйствующего субъекта. В действующем законодательстве отсутствует разграничение между негативным воздействием и вредом, причиненным окружающей среде. Факт причинения вреда окружающей среде характеризуется квалифицирующим признаком, а именно - наступившими последствиями в виде деградации естественных экологических систем и истощения природных ресурсов. При этом вид и форма, а также критерии деградации конкретных объектов в законе не определены, а существующие подзаконные акты не всегда позволяют однозначно идентифицировать событие причинения вреда и объективно оценить наступившие в результате этого негативные последствия. В Методике не разграничены два понятия: негативное воздействие, оказываемое на водный объект, и вред, причиненный водному объекту. Ключевой "недостаток" Методики (ключевое положение, на котором основан расчет причиненного вреда водному объекту) заключается в том, что отсутствует разграничение понятий "негативное воздействие на водный объект" и "вред". Отметил, что негативное воздействие на окружающую среду - это такое воздействие, которое может привести к негативным последствиям (негативному изменению свойств и качественных характеристик природных объектов). Негативное воздействие на окружающую среду создает условие, при котором возможно негативное изменение окружающей среды, признаками которых является деградация естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. Вред окружающей среде - это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. Загрязнение, истощение, деградация, порча, уничтожение приравнены к негативному воздействию на окружающую среду. Следовательно, если толковать данные нормы во взаимосвязи, получается, что вред окружающей среде - это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения (или в результате негативного воздействия), повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов (или повлекшее за собой негативное воздействие). Лица, причинившие вред окружающей среде в результате её загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Из чего следует, что деградация экологических систем, истощение природных ресурсов являются не обязательными признаками наличия вреда, а причинами, вызвавшими причинение вреда окружающей среде, что не соответствует определению вреда, установленному в ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Ответчик в соответствии с паспортом памятника природы Озеро Горькое-Виктория производил разрешенные им мероприятия: обустройство пляжа и очистку берега и дна от захламления. В соответствии с Правилами установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 г. № 17, какие-либо границы зон и прибрежных защитных полос оз. Горькое- Виктория - не установлены. Считает, что истцом в материалы дела не представлены документы, подтверждающие внесение сведений о границах озера Горькое- Виктория в государственный кадастр недвижимости. Поэтому невозможно установить, действительно ли грунт был размещен в границах охранной зоны озера и был ли нанесен ущерб. Кроме того, для определения площади использовался измерительный прибор -спутниковый навигатор GPS оборудование марки Garmin. В материалах дела отсутствуют сведения о поверке оборудования, сертификаты, лицензии на программное обеспечение, сертификаты на иностранное программное обеспечение, неизвестно, откуда взят и загружен картографический материал, невозможно определить точность измерений. Указанный измерительный прибор не аккредитован и не сертифицирован. Считает, что расчет, произведенный указанным измерительным прибором ничтожен и не подлежит применению. Считает, что протокол осмотра, приложенный к исковому заявлению, не соответствует требованиям законодательства. Поскольку вреда окружающей среде ответчик не причинил, требования по очистке акватории от плит и грунта выполнены незамедлительно после получения соответствующего предписания, считает исковые требования необоснованными, подлежащими отклонению.

Представитель третьего лица Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В письменном отзыве указал, что исковые требования Курганского межрайонного природоохранного прокурора Курганской области к ФИО2 поддерживает по следующим основаниям. 18 июля 2018 года на основании планового рейдового задания № 58 от 16.07.2018 г. выявлен факт проведения работ по установке железобетонных плит и отсыпке грунтом береговой полосы и части акватории озера Горькое- ФИО4 района. Работы проводились напротив жилой территории по адресу <адрес>. При обследовании установлено, что установка плит, встроенных в дно озера, и отсыпка грунтом в глубь акватории озера составила 15 м в ширину и 27 м в длину, на глубину около 1 м. В 15 м от уреза воды расположены отвалы грунта. Замеры координат проводились, посредством GPS навигатором Garmin etrex Vista НСХ. Замеры отсыпанной грунтом площадки проводились посредством рулетки измерительной металлической, откалиброванной измерительной лентой № 0215- 3 разряда. Обследование и замеры проводились в присутствии государственного инспектора отдела государственного контроля по Курганской области по контролю и охране водных биологических ресурсов ФИО5, государственного инспектора ГИМС ФИО6, а также в присутствии понятых Т.М.И. и С.В.А. Также было установлено, что на жилой территории по адресу <адрес> проводятся землеройные работы с изъятием грунта. Предположительно работы проводились с целью обустройства фундамента под дом. Погрузка грунта осуществлялась трактором с ковшом (гос. номером 0867 КВ45) в автомобиль ЗИЛ (гос. номер ). На тракторе имелась табличка «Водоканал» г. Щучье. Водитель трактора отказался давать объяснения своим действиям. Водитель автомобиля ЗИЛ М.Д.М. пояснил, что его направил проводить работы ФИО2 – директор ООО «Водоканал» Щучье в районе озера Горькое -Виктория в п. Курорт Озеро по адресу <адрес> между домами и . Грунт загружался трактором при помощи ковша (гос. ) в автомобиль ЗИЛ (гос. номер ) и он вывозил его на берег озера Горькое - Виктория. Подписывать письменные объяснения М.Д.М. отказался. По результатам рейда составлен протокол осмотра территории, план -схема отсыпки береговой полосы и части акватории озера с указанием координат береговой линии. Координаты береговой полосы озера Горькое- Виктория определены согласно проведенным в 2017 г. институтом Гипроводхоз, г. Кострома проектно -изыскательских работ- по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос озер Курганской области в том числе и озера Горькое-Виктория в Щучанском районе. Проводилась фото и видеосъемка. 19 июля 2018 г. ФИО2 было выдано предписание об устранении нарушений - не осуществлять строительные работы (засыпка грунтом, укладка железобетонных изделий и другие работы) в прибрежной полосе и акватории озера Горькое- Виктория, Щучанского района. 20.08.2018 г. от ФИО2 поступило письмо, что предписание № 14-11/34-П от 19.07.2018 года выполнено в полном объеме. Согласно преамбуле ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 № 33-ФЗ особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Озеро Горькое- Виктория является памятником природы регионального значения, определен правовой статус зоны Памятника природы, допустимые виды использования. В целях защиты Памятника природы от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к нему участках создана охранная зона, в границах которой запрещается размещение объектов, не связанных с обеспечением охраны памятника природы и осуществлением разрешенных видов пользования природными ресурсами, размещение отходов и др. В соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Ширина водоохранной зоны озера Горькое-Виктория составляет 50 м. В водоохранной зоне запрещено движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие. Фотоматериалы подтверждают, что в водоохранной хоне наблюдалось движение автотранспортных средств. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются размещение отвалов размываемых грунтов. Результаты обследования показывают, что грунты расположены не только в акватории, но и в береговой полосе и прибрежной -защитной полосе. Проведение работ по укладке железобетонных плит и отсыпке грунтом береговой полосы, акватории озера не связано с обеспечением охраны памятника природы. Данные действия являются нарушением режима особой охраны памятника природы, повлекшее причинение ущерба водному объекту. Лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденного Приказом МПР и экологии РФ от 22 мая 2017 г. № 242, отходу (грунт при проведении земляных работ), присвоен код 811110000000. Расчет выполнен согласно «Методики исчисления размера, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства» (в дальнейшем Методика), утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 апреля 2009 года № 87 по пункту 16 - исчисление размера вреда, причиненного водным объектам загрязнением (засорением) водных объектов мусором, отходами производства и потребления. Исчисление размера вреда, причиненного водному объекту проведено в соответствии с формулой, указанной в п. 16 Методики -исчисление размера вреда, причиненного водным объектам загрязнением, засорением водных объектов мусором, отходами производства и потребления, в том числе с судов и иных плавучих и стационарных объектов и сооружений. Формула содержит следующие показатели: коэффициенты, учитывающие природно-климатические условия в зависимости от времени года, экологические факторы устанавливаются таблицами 1 и 3, согласно приложению 1 к Методики. Коэффициент характеризующий степень загрязненности акватории водного объекта отходами также определяется в зависимости от площади загрязненной акватории согласно данным, указанным в таблице 10 приложения 1 Методики. При проведении обследования была определена площадь акватории загрязненной грунтом. Площадь составляет 15 м (ширина) х 27 м (длина) = 405 кв.м, Sm = 405 кв.м. Расчет вреда, причиненного водному объекту, составил – 4 091 148 руб. В тоже время согласно главе 2 Методики исчисление размера вреда основывается на компенсационном принципе оценки и возмещения размера вреда по величине затрат, необходимых для установления факта причинения вреда и устранения его причин и последствий, в том числе затрат, связанных с разработкой проектно-сметной документации, и затрат, связанных с ликвидацией допущенного нарушения и восстановлением состояния водного объекта до показателей, наблюдаемых до выявленного нарушения, а также для устранения последствий нарушения. Сумма размера вреда снижается на сумму, потраченную на ликвидацию указанного нарушения. В ходе проведенного выезда 19.10.2018г. проверки выполнения предписания было установлено, что работы прекращены, техника в районе водоохранной зоны озера Горькое-Виктория в Щучанском районе напротив дома по <адрес> отсутствовала. Также было установлено, что акватория озера Горькое-Виктория очищена от железобетонных плит, которые ранее были расположены в акватории и не засыпаны грунтом. Также в ходе проверки установлено, что ранее отсыпанная в прибрежной защитной полосе и акватории озера площадка (в том числе и расположенные под слоем грунта железобетонные плиты) не демонтированы, проведена работа по озеленению площадки, посеву травы и посадке древесно-кустарниковой растительности. Повторно были проведены замеры координат угловых точек отсыпанной площадки. Результаты замеров от 19.10.2018г. и 18.07.2018г. совпадают, следовательно, площадь территории, отсыпанной ФИО2 береговой полосы, прибрежной защитной полосы, акватории озера Горькое-Виктория напротив дома по <адрес> п. курорт Озеро не изменилась.

Суд, заслушав представителя истца, ответчика, представителя ответчика, исследовав письменные материалы, оценив представленные суду доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу ст. 3 Водного кодекса РФ использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

На основании ч. 1 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

В силу пункта 2 статьи 27 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

Согласно ст. 95 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

В соответствии с п. "д" ст. 72 Конституции РФ природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле; негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

В соответствии со ст.1064 ГК РФ причиненный вред подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со ст.77 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Судом установлено и из материалов дела следует, что согласно приложению №1 к постановлению Администрации (Правительства) Курганской области от 05.02.2001г. №52 озеро Горькое- Виктория является памятником природы регионального значения.

18 июля 2018 года на основании планового рейдового задания № 58 от 16.07.2018 г. выявлен факт проведения работ по установке железобетонных плит и отсыпке грунтом береговой полосы и части акватории озера Горькое- ФИО4 района. Работы проводились напротив жилой территории по адресу <адрес>. При обследовании установлено, что установка плит, встроенных в дно озера, и отсыпка грунтом в глубь акватории озера составила 15 м в ширину и 27 м в длину, на глубину около 1 м. В 15 м от уреза воды расположены отвалы грунта.

Озеро Горькое- Виктория известно уникальной минеральной водой, иловой грязью и рапой. Грязь озера Горькое- Виктория относится к илам материковых соленых озер по своему химическому составу и физическим свойствам занимает особой положение среди лечебных грязей. Озеро Горькое- Виктория является объектом пользования недрами с целью добычи полезных ископаемых, отнесенных к природным лечебным ресурсам. Лицензия КУГ №01139 МЭ выдана Департаментом по недропользованию по Уральскому федеральному округу 29.06.2017 ГУБ «Санаторий Озеро Горькое».

Осуществление отсыпки грунтом береговой полосы и части акватории озера Горькое- Виктория на площади 405 кв.м., в границах горного отвода, обозначенного в лицензии, причиняет значительный ущерб не только памятнику природы, как природному уникальному объекту, но и может нанести значительный ущерб месторождению лечебных грязей озера Горькое- Виктория, загрязнению недр. Границы горного отвода ориентировочно совпадают с границами озера. Месторождение лечебной грязи относится к участкам недр федерального значения.

В ходе проверки не установлен факт того, что отсыпка грунтом береговой полосы и части акватории озера какого-либо влияния на полезные свойства и добычу иловой грязи и рапы не повлияли.

По результатам рейда составлен протокол осмотра территории, план -схема отсыпки береговой полосы и части акватории озера с указанием координат береговой линии. Координаты береговой полосы озера Горькое- Виктория определены согласно проведенным в 2017 г. институтом Гипроводхоз, г. Кострома проектно -изыскательских работ- по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос озер Курганской области в том числе и озера Горькое-Виктория в Щучанском районе. Проводилась фото и видеосъемка.

19 июля 2018 г. ФИО2 было выдано предписание об устранении нарушений - не осуществлять строительные работы (засыпка грунтом, укладка железобетонных изделий и другие работы) в прибрежной полосе и акватории озера Горькое- Виктория, Щучанского района. 20.08.2018 г. от ФИО2 поступило письмо, что предписание № 14-11/34-П от 19.07.2018 года выполнено в полном объеме.

19.10.2018г. Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области проведена внеплановая проверка выполнения ФИО2 предписания № 14-11/34-П от 19.07.2018 года. Проверкой установлено, работы прекращены, бетонные плиты, техника в районе водоохранной зоны озера Горькое- Виктория, Щучанского района, напротив дома по адресу: <адрес>, отсутствовали. Строительные работы в прибрежной защитной полосе и акватории озера Горькое- Виктория на момент проведения проверки не осуществлялись, следы присутствия техники на территории прибрежной защитной полосы, акватории, не выявлены. Также в ходе проверки установлено, что ранее отсыпанная в прибрежной полосе и акватории озера Горькое- Виктория площадка, не демонтирована, проведены работы по озеленению площадки, посеву травы и посадке древесно- кустарниковой растительности. На момент обследования в ходе проверки установлено, что уровень воды в озере понизился по сравнению с уровнем воды на момент предыдущего обследования 18.07.2018г. В ходе обследования повторно были проведены замеры координат угловых точек отсыпанной площадки. Результаты замеров от 19.10.2018г. и 18.07.2018г. совпадают, следовательно, площадь территории, отсыпанной ФИО2 береговой полосы, прибрежной защитной полосы, акватории озера Горькое- Виктория, напротив дома по адресу: <адрес>, не изменилась.

25.10.2018г. заместителем руководителя Щучанского МСО СУ СУ РФ по Курганской области ФИО7 вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО2 по факту нарушения режима особо охраняемой природной территории – памятника природы регионального значения «Озеро Горькое – Виктория», в связи с отсутствием в действиях ФИО2 состава преступления, предусмотренного ст.262 УК РФ.

Согласно федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденного Приказом МПР и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ, отходу (грунт при проведении земляных работ), присвоен код 8111 100 00000.

Расчет ущерба выполнен согласно «Методики исчисления размера, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства», утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 апреля 2009 года № 87 по пункту 16 - Исчисление размера вреда, причиненного водным объектам загрязнением (засорением) водных объектов мусором, отходами производства и потребления.

Исчисление размера вреда, причиненного водному объекту проведено в соответствии с формулой, указанной в п. 16 Методики -исчисление размера вреда, причиненного водным объектам загрязнением, засорением водных объектов мусором, отходами производства и потребления, в том числе с судов и иных плавучих и стационарных объектов и сооружений. Формула содержит следующие показатели: коэффициенты, учитывающие природно-климатические условия в зависимости от времени года, экологические факторы устанавливаются таблицами 1 и 3, согласно приложению 1 к Методики. Коэффициент характеризующий степень загрязненности акватории водного объекта отходами также определяется в зависимости от площади загрязненной акватории согласно данным, указанным в таблице 10 приложения 1 Методики. При проведении обследования была определена площадь акватории загрязненной грунтом. Площадь составляет 15 м (ширина) х 27 м (длина) = 405 кв.м, Sm = 405 кв.м. Расчет вреда, причиненного водному объекту, составил - 4091148 руб.

В соответствии со ст. 77 «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В силу руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, указанных в п. 27 Постановления от 18.10.2012 № 21 (ред. от 30.11.2017) «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» при разрешении вопроса о том, причинен ли в результате нарушения режима особо охраняемой природной территории значительный ущерб, судам надлежит исходить из конкретных обстоятельств дела, в частности способности природного ресурса к самовосстановлению, количества и стоимости истребленных, поврежденных компонентов природной среды.

Судом установлено, что проведение работ по укладке железобетонных плит и отсыпке отходами от земляных работ не связано с обеспечением охраны памятника природы. Действия ответчика ФИО2 являются нарушением режима особой охраны памятника природы, повлекшее причинение ущерба водному объекту. Засыпка грунтом вглубь акватории озера составила 15м в ширину и 27м в длину=405 кв.м., следовательно, часть акватории памятника природы была ликвидирована (заложена железобетонными плитами и засыпана грунтом).

Вред памятнику природы заключается в загрязнении озера грунтом, установкой плит, приведшим к ликвидации озера. ФИО2 не имел законного права проводить работы по обустройству береговой полосы с заходом в акваторию озера, ликвидируя часть территории.

Доводы ответчика направлены на несогласие с проверкой, предписанием, произведенным расчетом ущерба окружающей среде Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, однако действия Департамента, либо вынесенные Департаментом акты, не оспаривались ответчиком в установленные законом сроки после проведенной в июле 2018 года проверке, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, поэтому не принимаются во внимание судом.

При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования Курганского межрайонного природоохранного прокурора Курганской области в интересах Российской Федерации и Курганской подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ:

Исковые требования Курганского межрайонного природоохранного прокурора Курганской области в интересах Российской Федерации и Курганской области удовлетворить.

Обязать ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, снести самовольно возведенные железобетонные плиты в акватории озера Горькое - ФИО4 района Курганской области, напротив дома по адресу: <адрес>; очистить от грунта береговую полосу и часть акватории озера Горькое - ФИО4 района Курганской области напротив дома по адресу: <адрес>.

Взыскать с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ущерб, причиненный окружающей среде, в результате отсыпки грунтом акватории у береговой полосы озера Горькое - ФИО4 района Курганской области напротив дома по адресу: <адрес>, в пользу Российской Федерации и Курганской области в бюджет Щучанского района Курганской области в размере 4 091 148 (Четыре миллиона девяноста одна тысяча сто сорок восемь) рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Щучанский районный суд Курганской области.

Мотивированное решение составлено 27 ноября2018 года.

Судья п/п Е.А. Макарова

«КОПИЯ ВЕРНА»

Судья Е.А.Макарова