ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-436/19 от 06.05.2019 Кировского районного суда (Республика Крым)

Дело № 2-436/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

6 мая 2019 года Кировский районный суд Республики Крым

в составе: председательствующего, судьи Дегтярева И.А.,

при секретаре – Абкаировой З.Э.,

с участием представителя истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Кировское гражданское дело по иску представителя ФИО2 – ФИО1 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, Администрации Журавского сельского поселения Кировского района Республики Крым о снятии с кадастрового учета и исключения сведений из ЕГРН, третьи лица не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрация Кировского района Республики Крым, Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Центр землеустройства и кадастровой оценки", Общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственная компания "Кировское",

УСТАНОВИЛ:

22 марта 2019 года представитель истца обратился в суд иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, с требованиями обязать ответчика снять с государственного кадастрового учета договор аренды земельного участка от 30 ноября 2009 года, заключенного между Кировской районной государственной администрацией АР Крым и ООО «Укрзернопром-Кировское» с кадастровым номером 90:04:0507001:391 и исключить координаты поворотных точек из ЕГРН о вышеуказанном земельном участке.

Исковые требования мотивированы тем, что истец согласно свидетельства о праве на наследство от 19 мая 2009 года является собственником права на земельный пай в коллективной собственности коллективного сельскохозяйственного предприятия «Агрофирма «Приморье» <адрес>, размером 5,11 в условных кадастровых гектарах без определения границ этой части в натуре (на местности), в соответствии в сертификатом на право на земельную долю от ДД.ММ.ГГГГ. Обратившись к Государственному бюджетному учреждению РК "Центр землеустройства и кадастровой оценки" для формирования межевого плана на земельный участок расположенный на территории Журавского сельского поселения <адрес> в лоте участок , кадастровым инженером установлено, что формируемый земельный участок накладывается на земельный участок с кадастровым номером 90:04:0507001:391. Спорный земельный участок принадлежал ранее на праве пользования ООО «Укрзернопром-Кировское», которое ДД.ММ.ГГГГ было перерегистрировано в ООО "Сельскохозяйственная компания "Кировское", которое в свою очередь прекратило деятельность ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в результате автоматической загрузки всех данных о недвижимости, Росреестр поставил на кадастровый учет спорный земельный участок.

Поскольку имеется наложение земельного участка на которое истец имеет право, на земельный участок с кадастровым номером 90:04:0507001:391, не возможно провести формирование земельного участка на который истец имеет право.

В досудебном порядке истцу было отказано в снятии земельного участка с кадастрового учета и рекомендовано обратится в суд.

26 марта 2019 года определением суда, к делу в качестве соответчиков привлечены - Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Администрация Журавского сельского поселения Кировского района Республики Крым.

В судебном заседании представитель истца, иск поддержал, по основаниям изложенным в иске.

Ответчик - Администрация Журавского сельского поселения Кировского района Республики Крым, просила рассматривать дело без их участия, с иском согласились.

Ответчик - Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, просил рассматривать дело без их участия, с иском не согласился только в случае оставления их в статусе ответчика. При исключении из ответчиков, просил иск рассмотреть на усмотрение суда. В своих возражениях, подтвердил, что в рамках ФЦП «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости в 2014-2019 годах», на основании государственного контракта от 12 августа 2015 года №68 выполнены работы по переносу сведений о ранее учтенных земельных участках, расположенных на территории Республики Крым. Сведения о местоположении земельных участков включены в ГКН в соответствии с файлами обмена данными с результатами работ по землеустройству в электронном виде, которые являлись основанием для государственного кадастрового учета. Обстоятельства изложенные истцом не опровергал.

Ответчик - Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, о времени и месте рассмотрения спора уведомлен должным образом, об уважительных причинах неявки не сообщил, ходатайств не заявил.

Третьи лица о времени и месте рассмотрения спора уведомлены должным образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, ходатайств не заявили. Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Центр землеустройства и кадастровой оценки" направило в суд отзыв, в котором полагало иск обоснованным.

Выслушав сторону истца, изучив материалы дела, возражения ответчика, отзыв третьего лица, техническую документацию по землеустройству, суд приходит к выводу об удовлетворении иска к Администрации Журавского сельского поселения Кировского района Республики Крым и Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым.

Положениями статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в суде осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав способами, перечисленными в ст. 12 названного Кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.

В соответствии со ст.12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», на территории Республики Крым действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Статьей 7 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» установлено, что разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона.

В срок до 01 января 2023 года исполнительный орган власти, осуществляющий регистрацию прав, включает в соответствующие разделы Единого государственного реестра недвижимости сведения о ранее учтенных объектах недвижимости, расположенных на территории Республики Крым, обеспечивая при этом внесение в Единый реестр недвижимости сведений об объектах недвижимости с присвоением объектам недвижимости кадастровых номеров в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", с учетом изменения адреса (описания местоположения) объектов недвижимости, категории земель и вида разрешенного использования земельных участков, что предусмотрено статьей 9 Закона Республики Крым N 38-ЗРК.

Осуществление полномочий по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и кадастровому учету на территории Республики Крым, в соответствии с Соглашением от 16.11.2016г. № 2432-р, переданы уполномоченному органу - Госкомрегистру, созданному Постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014г. № 164.

Госкомрегистр является исполнительным органом государственной власти. Республики Крым, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценки объектов недвижимости. Деятельность органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, относится к сфере публично-правовых отношений и регламентирована нормами Федерального закона от 13.07.2016г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ), а также иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, издаваемыми в соответствии с ним.

В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон № 218-ФЗ), государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машиноместах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

В рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости 2014 - 2019 годы» (далее - ФЦП) предусмотрен комплекс мероприятий, обеспечивающих создание на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя информационных ресурсов, содержащих полные и достоверные сведения об объектах недвижимого имущества и о зарегистрированных правах, внедрение системы государственной кадастровой оценки недвижимости.

В соответствии с Постановлением Совета министров Республики Крым от 24.06.2015г. № 348 главным распорядителем бюджетных средств, полученных из федерального бюджета и ответственным за реализацию на территории Республики Крым мероприятия № 18 «Перенос сведений об объектах недвижимости, расположенных на территории Крымского федерального округа, в государственный кадастр недвижимости» федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2019 годы)» назначен Госкомрегистр.

В целях реализации мероприятия № 18 программы ФЦП, Госкомрегистром с АО «ЭЛАР» заключен государственный контракт от 12.08.2015г. № 68 (далее - Контракт) на выполнение работ по переносу сведений о ранее учтенных земельных участках, расположенных на территории Республики Крым.

Осуществление государственной регистрации прав на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых 48 положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Аналогичным образом следует относиться и к значению кадастрового учета в целях признания объекта недвижимой вещью.

Таким образом, при разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью независимо от осуществления кадастрового учета или государственной регистрации права собственности на нее следует устанавливать наличие у вещи признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам. Постановке на кадастровый учет, государственной регистрации прав в ЕГРН должна предшествовать проверка наличия у объекта признаков недвижимого имущества.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом № 218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Материалами дела, установлено и не спаривается ответчиком, что истец на основании свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ, после смерти ФИО3 является собственником права на земельный пай в коллективной собственности коллективного сельскохозяйственного предприятия «Агрофирма «Приморье» <адрес>, размером 5,11 в условных кадастровых гектарах без определения границ этой части в натуре (на местности), в соответствии в сертификатом на право на земельную долю от ДД.ММ.ГГГГ серии КМ , выданного на основании распоряжения Кировской РГА АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ-р.

Из предоставленных суду сведений из администрации Журавского сельского поселения, согласно списка акционеров ЗАО «Агрофирма «Приморье» на выдачу сертификатов зарегистрирован ФИО3 под , которой был выдан сертификат серии КМ от ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок расположен на территории Журавского сельского поселения <адрес> в лоте поле участок .

ДД.ММ.ГГГГ между <адрес>ной государственной администрацией (арендодатель) и Обществом с ограниченной ответственностью «Укрзернопром-Кировское» (арендатор) был заключен Договор аренды земельного участка (зарегистрированный ДД.ММ.ГГГГ), общей площадью 435,92 га, из земель по невостребованным сертификатам лот , 39: уч. -- 11,59 пая, с кадастровым номером 0121681800:07:001:0962, расположенный вне границ населённых пунктов Журавского сельского совета, для ведения товарного сельскохозяйственного производства (далее - договор).

ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 0121681800:07:001:0962 внесен в государственный кадастр недвижимости как «ранее учтенный» и ему присвоен кадастровый . Сведений о собственнике и пользователе земельным участком, ЕГРН не содержит.

В данное время земельный участок, который является предметом Договора аренды от 30.11.2009г., находится в аренде у Общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственная компания "Кировское", то нахождение такого земельного участка в аренде и на кадастровом учете препятствует формированию земельного участка, на которое он имеет право.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с данным иском в суд.

Согласно сведений из ЕГРЮЛ, ООО "Сельскохозяйственная компания "Кировское" являлся правопреемником ООО «Укрзернопром-Кировское».

Как следует из выписки из ЕГРЮЛ, 16.12.2016г. в реестр внесена запись о прекращении деятельности юридического лица - ООО "Сельскохозяйственная компания "Кировское", в связи с исключением из ЕГРЮЛ.

Таким образом, арендатор земельного участка ликвидирован. Данное обстоятельство также подтверждается решением Арбитражного суда РК от 6 сентября 2018 года по делу №А83-1802/2018.

Земельный участок с кадастровым номером 90:04:0507001:391, согласно сведений из ЕГРН, не имеет установленных границ в соответствии с требованиями земельного законодательства.

В досудебном порядке истцу было отказано в снятии спорного земельного участка с кадастрового учета.

Положения Федерального закона № 218-ФЗ, Закона о кадастре, регулирующие основания и порядок снятия с кадастрового учета земельных участков, позволяют сделать вывод об отсутствии правового регулирования снятия с кадастрового учета земельных участков, имеющих статус «ранее учтенные», по обстоятельствам, установленным при рассмотрении настоящего спора.

Частью 4 статьи 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи (далее также - суд) применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).

В целях обеспечения гарантии на судебную защиту отсутствие соответствующих норм, определяющих порядок и основания снятия с кадастрового учета земельных участков, имеющих статус «ранее учтенный», не может лишать права обращения в суд заинтересованного лица в случае, если защита его прав не может быть осуществлена специальными исками, в том числе о правах на недвижимость либо при оспаривании действий (бездействий) органов кадастрового учета.

В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.04.2010г. № Д23-1342 разъяснено, что ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета по основаниям, предусмотренным частями 3, 3.1 статьи 24 Закона о кадастре, а также на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.

В случае отсутствия спора относительно принадлежности земельных участков, не исключается возможность разрешения данного спора в сфере земельных правоотношений в соответствии со статьей 64 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2 этой статьи).

Отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков при отсутствии спора о правах на недвижимость не должно служить препятствием участникам гражданского оборота права на судебную защиту, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации.

Разрешение заявленных истцом требований позволит реализовать ему своё право на оформление права на имущество и не затрагивает законных интересов иных лиц.

При указанных обстоятельствах, заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

иск представителя ФИО2 – ФИО1, удовлетворить.

Снять с государственного кадастрового учета земельный участок площадью <данные изъяты>.м. с кадастровым номером , расположенный на территории <адрес> сельского совета Кировского района Республики Крым, с исключением сведений о его координатах и поворотных точках.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд РК через Кировский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение составлено в окончательной форме 10 мая 2019 года.

Председательствующий И.А. Дегтярев