ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-436/2016 от 29.04.2016 Тавдинского районного суда (Свердловская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тавда 29 апреля 2016 года

мотивированное решение от 04 мая 2016 года

Тавдинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Дубовской И. Н., с участием представителя истца помощника Тавдинского городского прокурора ФИО5, с участием представителей ответчика ФИО2, ФИО3, при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело г. по иску Тавдинского городского прокурора, в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в интересах неопределенного круга лиц к ответчику Администрации Тавдинского городского округа об обязании Администрации Тавдинского городского округа провести лесоустройство: проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на территории поселения, и разработке лесохозяйственного регламента в отношении указанных категорий лесов, расположенных на территории <адрес> района,

УСТАНОВИЛ:

Тавдинский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Тавдинский районный суд <адрес> с исковым заявлением в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к ответчику Администрации Тавдинского городского округа об обязании Администрации Тавдинского городского округа провести лесоустройство: проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на территории поселения, и разработке лесохозяйственного регламента в отношении указанных категорий лесов, расположенных на территории <адрес><адрес> района.

В судебном заседании помощник Тавдинского городского прокурора ФИО5 заявленные исковые требования поддержала. Просила возложить на Администрацию Тавдинского городского округа обязанность провести лесоустройство: проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на территории поселения, и разработке лесохозяйственного регламента в отношении указанных категорий лесов, расположенных на территории <адрес>ДД.ММ.ГГГГ района.

Представители ответчика исковые требования прокурора не признали, пояснили, что Постановлением Администрации ТГО от ДД.ММ.ГГГГ «О включении имущества в реестр муниципальной собственности Тавдинского городского округа», в реестр муниципальной собственности включен объект недвижимого имущества: земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земли занятые лесом, площадью ДД.ММ.ГГГГ кв.м. В соответствии со статьей 87 Лесного кодекса основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Освоение городских лесов должно осуществляться в соответствии с мероприятиями, предусмотренными лесохозяйственным регламентом. Для разработки лесоустроительной инструкции и лесохозяйственного регламента в подпрограмме 4 «Экология и природные ресурсы Тавдинского городского округа на 2014 - 2020 годы» муниципальной программы «Социально-экономическое развитие Тавдинского городского округа на 2014 - 2020 годы» в 2016 г. запланировано мероприятие по разработке материалов лесоустройства городских лесов и лесохозяйственного регламента с объемом финансирования <адрес>

Подготовлена информация, необходимая для подготовки конкурсной документации об аукционе, в том числе: Информация для подготовки конкурсной документации об аукционе; техническое задание; сводная смета на выполнение работ по лесоустройству лесов населенных пунктов и разработке лесохозяйственного регламента.

В апреле 2016 г. администрацией Тавдинского городского округа организовано проведение аукциона на выбор подрядной организации на выполнение работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента городских лесов на территории

Аукцион выигран <адрес>. Подписание контракта состоится ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, администрацией Тавдинского городского округа требования Тавдинского городского прокурора фактически исполнены.

Представители ответчика при удовлетворении исковых требований просили установить срок для исполнения обязанности – не ранее декабря 2017 года, так как в настоящее время все денежные средства направлены на устранение последствий паводка. В настоящее время в бюджете отсутствует денежные средства для завершения проведения процедуры лесоустройства и разработке лесохозяйственного регламента.

Выслушав объяснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением администрации Тавдинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «О включении имущества в реестр муниципальной собственности Тавдинского городского округа» в реестр муниципальной собственности включен объект недвижимого имущества: земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земли, занятью лесом, площадью <адрес>

Согласно п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесены: организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа, а также осуществление муниципального лесного контроля и надзора.

Аналогичное положение закреплено в пункте 25 пункта 1 статьи 6 Устава Тавдинского городского округа.

В соответствии с положениями ст. 67, п. 2 ч. 3 ст. 23 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

В силу ст. 68 Лесного кодекса РФ лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

В соответствии с ч. 2 ст. 70 Лесного кодекса РФ органы местного самоуправления обязаны организовать проведение лесоустройства в отношении городских лесов, разместить заказы на выполнение работ, оказание услуг по - лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; установление ставок платы за единицу объема древесины; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах; учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности; представление информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней.Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Согласно ч. 1 ст. 87 Лесного кодекса РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.

В соответствии с ч. 3 ст. 87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.

В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются: виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса; возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 Лесного Кодекса; требования к охране, защите, воспроизводству лесов.

Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.

Статьей 70 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено Лесным кодексом РФ. Органы государственной власти или органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Порядок проведения лесоустройства определяется Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ N 516, устанавливающей требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, землях обороны и безопасности и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Согласно пункту 3 данной Лесоустроительной инструкции лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

Нарушения правил пожарной безопасности в лесах создают реальную угрозу возникновения пожароопасной ситуации, поскольку согласно части 2 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах осуществляются, среди прочего, в соответствии лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.

Невыполнение обязанностей по проведению лесоустройства и разработке лесохозяйственного регламента приводит к невозможности осуществления надлежащего муниципального лесного контроля; обеспечения рационального использования городских лесов; организации мер пожарной безопасности в городских лесах, и, соответственно, угрожает причинением вреда жизни и здоровью людей.

В судебном заседании установлено, что субъектом, обладающим полномочиями по инициированию проведения работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является Администрация Тавдинского городского округа. Ответчик не отрицает, что в его обязанность входит проведение лесоустройства и разработка лесохозяйственного регламента в отношении указанных категорий лесов, расположенных на территории <адрес> района.

Ответчиком начата работа по проведению лесоустройства, проводится комплекс лесоустроительных работ и начата разработка лесохозяйственного регламента.

Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду в силу статьи 42 Конституции Российской Федерации.

Однако, в действиях ответчика прослеживается бездействие по своевременному выполнению предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей по отношению к лесам, находящимся в ее собственности, что создает реальную угрозу потери леса как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, является нарушением прав жителей района и других граждан на благоприятную окружающую природную среду, поскольку препятствует надлежащему использованию и охране указанных лесов вследствие отсутствия мероприятий по лесоустройству в виде их охраны, защиты и таксации.

Отсутствие денежных средств, финансирования, не является основанием для освобождения муниципального органа от возложенных на него законом обязанностей.

Таким образом, невыполнение обязанностей по проведению лесоустройства и разработке лесохозяйственного регламента приводит к невозможности осуществления надлежащего муниципального лесного контроля; обеспечения рационального использования городских лесов; организации мер пожарной безопасности в городских лесах, и, соответственно, угрожает причинением вреда жизни и здоровью людей.

С учетом изложенного, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора об обязании Администрации Тавдинского городского округа провести лесоустройство: проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на территории поселения, и разработке лесохозяйственного регламента в отношении указанных категорий лесов, расположенных на территории района.

Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В случае, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия с последующим взысканием с ответчика необходимых расходов.

Представитель ответчика просила установить срок для исполнения обязанности – до декабря 2017 года. Поскольку для проведения лесоустройства необходимо время, суд считает возможным установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено – до ДД.ММ.ГГГГ, что является разумным.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Тавдинского городского прокурора, в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в интересах неопределенного круга лиц к ответчику Администрации Тавдинского городского округа удовлетворить.

Обязать Администрацию Тавдинского городского округа провести лесоустройство: проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на территории поселения, и разработке лесохозяйственного регламента в отношении указанных категорий лесов, расположенных на территории района, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 04 мая 2016 года в Свердловский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы, через Тавдинский районный суд Свердловской области, принявший решение.

Решение изготовлено в совещательной комнате, машинописным способом.

Председательствующий судья Дубовская И.Н.