Дело №2-436/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
02 апреля 2018 года г.Азнакаево
Азнакаевский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Ткачева Д.Г.,
при секретаре Салаховой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполнительного комитета муниципального образования «Вахитовское сельское поселение» Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан к исполнительному комитету Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан о признании земельного участка ранее учтенным объектом недвижимости,
У С Т А Н О В И Л:
Исполком МО «Вахитовское сельское поселение» Азнакаевского муниципального района РТ обратился в суд с иском к исполкому Азнакаевского муниципального района РТ о признании земельного участка ранее учтенным объектом недвижимости мотивируя тем, что в ДД.ММ.ГГГГ году в результате межевания территории кладбища, расположенного по адресу: <адрес> (территория кладбища), выявилось, что образуемый земельный участок пересекает границы смежных земельных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН. Так как действующим законодательством не предусмотрена процедура изменения границ смежных земельных участков при образовании земельного участка, образование земельного участка под территорию кладбища не представляется возможным. В Азнакаевском УФСГРКиК по РТ их государственного фонда получено дело «по вычислению площадей земельных угодий по контурам колхоза имени <адрес>» изготовленный в ДД.ММ.ГГГГ году, где содержится информация о площадях и местоположении земельных участков на которых расположены кладбища, и которое подтверждает факт существования земельного участка на котором расположено кладбище по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год. В ДД.ММ.ГГГГ году был изготовлен технический паспорт на кладбище, по результатам замеров площадь кладбища составляет 21 156,3 кв.м. Внесение сведений в ЕГРН о земельных участках, на которых расположены кладбища, как о ранее учтенных объектах недвижимости, позволит истцу провести кадастровые работы и в последующем оформить надлежащим образом права, также будет осуществлено согласование границ земельных участков с собственниками и иными предусмотренными законодательством лицами, во внесудебном порядке. Просит признать земельный участок площадью 21 156,3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (территория кладбища), категория земель – земли особо охраняемых территорий, разрешенное использование – для размещения места погребения – ранее учтенным объектом недвижимости, внести сведения об этом земельном участке как о ранее учтенном объекте недвижимости в ЕГРН.
Представитель истца исполкома МО «Вахитовское сельское поселение» Азнакаевского муниципального района РТ Х.Р.М., действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика исполкома Азнакаевского муниципального района РТ на судебное заседание не явился, представили заявление о рассмотрении дела без их участия, решение по делу оставляют на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Азнакаевского отдела УФСГРКиК по РТ на судебное заседание не явился, представили заявление о рассмотрении дела без их участия, возражений не имеют, решение по делу оставляют на усмотрение суда.
Представитель третьего лица МКУ «Палата имущественных и земельных отношений Азнакаевского муниципального района РТ» на судебное заседание не явился, были извещены, предоставили отзыв на исковое заявление, в котором, сообщили, что земельные участки для организации кладбищ в границах МО «Вахитовское сельское поселение» не отводились, кладбища, расположенные в границах МО «Вахитовское сельское поселение» являются общественными и находятся в ведении органов местного самоуправления, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав участника процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами. Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: воинскими и гражданскими захоронениями.
В силу ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления. Деятельность общественных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно.
Согласно ч.2 ст.15 вышеуказанного закона решение о создании Федерального военного мемориального кладбища принимается Президентом Российской Федерации. Решение о создании других мест погребения принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются. Места погребения могут быть по принадлежности - государственные, муниципальные.
В силу ч.1 ст.19 Земельного кодекса РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение. Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
Согласно п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии с частью 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Из пункта 1 части 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в случаях образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям. Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что земельные участки, занимаемые общественными кладбищами, в силу прямого указания закона являются муниципальной собственностью, и право собственности на данные земельные участки является разграниченным в силу закона.
Судом установлено, что на территории <адрес> находится земельный участок площадью 21156,3 кв.м., отведенный под кладбище. Документы, подтверждающие отвод земельных участков для гражданских захоронений, отсутствуют. Земельный участок, используемый для размещения мест погребения, на кадастровый учет не поставлен.
Истец провел межевание, находящегося в его ведении, земельного участка, отведенного под кладбище, вследствие чего выявилось, что образуемый земельный участок пересекает границы смежных земельных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН. Так как действующим законодательством не предусмотрена процедура изменения границ смежных земельных участков при образовании земельного участка, образование земельного участка под территорию кладбища не представляется возможным, в связи с чем, истец обратился в суд.
Дата формирования земельного участка площадью 21156,3 кв.м. не установлена, однако в полученном из Государственного фонда данных деле «по вычислению площадей земельных угодий по контурам колхоза имени <адрес>», изготовленный в ДД.ММ.ГГГГ году, содержится информация о площадях и местоположении земельных участков на которых расположены кладбища, в том числе данное кладбище <адрес>.
Из Технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что в <адрес> расположено кладбище площадью 21 156,3 кв.м.
Согласно письму Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ информацией о наличии или отсутствии документов, подтверждающих факты создания (наличия) мест погребения (кладбища), описывающие иные качественные и (или) количественные характеристики мест погребений, расположенных в границах муниципальных образования «Вахитовское сельское поселение», «Сухояшское сельское поселение», «Мальбагушское сельское поселение» Азнакаевского муниципального района Министерство не располагает.
Согласно письму Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан за исх№ от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы содержания на территории муниципального района мест захоронения находятся в ведении местного самоуправления.
Согласно сообщению МКУ «Палата имущественных и земельных отношений Азнакаевского муниципального района РТ» за исх№ от ДД.ММ.ГГГГ земельные участки для организации кладбищ в границах муниципального образования «Вахитовское сельское поселение» не отводились. Кладбища, расположенные в границах муниципального образования «Вахитовское сельское поселение», являются общественными и в соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» находятся в ведении органов местного самоуправления.
Как следует из уведомления филиала ФГБУ «ФКП ФСГРКиК» по РТ за исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ сведения об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 21 156,3 кв.м., отсутствуют.
В силу ч. 4 ст. 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Как следует из положений ч. 3 ст. 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Места гражданских захоронений в силу ст.94, 99 Земельного кодекса Российской Федерации отнесены к землям историко-культурного назначения и являются землями особо охраняемых территорий.
Отсутствие в установленном законом порядке решения по отведению земельного участка для размещения кладбища, находящегося на территории <адрес> не постановка его на государственный кадастровый учет и не регистрация права собственности приводит к нарушению прав жителей <адрес> на организацию и благоустройство территории кладбища.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования исполкома муниципального образования «Вахитовское сельское поселение» Азнакаевского муниципального района РТ подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194, 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
иск исполнительного комитета муниципального образования «Вахитовское сельское поселение» Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан к исполнительному комитету Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан о признании земельного участка ранее учтенным объектом недвижимости удовлетворить.
Признать земельный участок, площадью 21 156,3 кв.м., находящийся по адресу: <адрес>, категория земель – земли особо охраняемых территорий, разрешенное использование – для размещения места погребения – ранее учтенным объектом недвижимости.
Внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке, площадью 21 156,3 кв.м., находящийся по адресу: <адрес>, категория земель – земли особо охраняемых территорий, разрешенное использование – для размещения места погребения, как о ранее учтенном объекте недвижимости.
Копию решения направить в Азнакаевский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке, площадью 21 156,3 кв.м., находящийся по адресу: <адрес>, категория земель – земли особо охраняемых территорий, разрешенное использование – для размещения места погребения, как о ранее учтенном объекте недвижимости.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в течение месяца через Азнакаевский городской суд РТ.
Судья: Ткачев Д.Г.