9
Дело № 2- 436/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд города Кемерово
В составе председательствующего Исаковой Е.И.
При секретаре Бочарниковой М.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кемерово
«12» февраля 2018 года
Дело по иску ФИО1 к Департаменту социальной защиты населения Кемеровской области о признании решения государственного органа незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ДСЗН КО об оспаривании решения.
Свои требования мотивирует тем, что С 14.05. 1985 года по настоящее время истец работает в ЗАО «Фрипон», её общий трудовой стаж составляет более 38 лет, 12 марта 2016 г. истец достигла пенсионного возраста.
В период трудовой деятельности **.**.**** постановлением Правления Российского объединения работодателей сферы бытового обслуживания населения и ремесленников "Росбытсоюз" и Президиумом ЦК Общероссийского профессионального союза работника жизнеобеспечения была награждена нагрудным значком «Отличник бытового обслуживания населения и ремесленничества», что подтверждается Постановлением правления ### от **.**.**** и выданным удостоверением.
Принимая во внимание, что в соответствии с п.2 ч.1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995г. №5-ФЗ (в ред. от 16.10.2012 г.), а также Законом Кемеровской области N 78-03 от 16 июня 2006 года «Об установлении порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда" ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии.
**.**.**** истец обратился в Департамент социальной защиты населения Кемеровской области с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда».
Однако ответчик решением от **.**.****. ### отказал, в присвоении звания «Ветеран труда» сославшись на п.3.6.1. постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 6 сентября 2006 г. N 177 «О порядке присвоения звания "ветеран труда" (Отсутствие права на присвоение звания "Ветеран труда" в соответствии с Федеральным законом от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах", Законом Кемеровской области от 16.06.2006 N 78-03 "Об установлении порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда"), т.к. нагрудный значок «Отличник бытового обслуживания населения и ремесленничества» врученный в соответствии с постановлением Правления Российского объединения работодателей сферы бытового обслуживания населения и ремесленников "Росбытсоюз" и Президиумом ЦК Общероссийского Профессионального союза работника жизнеобеспечения не может быть отнесен к наградам федеральных органов исполнительной власти.
Отказ ответчика в присвоении звания «Ветеран труда» считает незаконным.
Федеральное законодательство не содержит определения ведомственного знака отличия в труде и понятия ведомства. В ст.7 ФЗ «О ветеранах» не указан круг (видовая принадлежность) органов и учреждений (ведомств), которые награждали граждан ведомственными знаками отличия в труде, поскольку в различные периоды законодательством СССР, РСФСР и Российской Федерации изменялись предписания, на основании которых регламентировались вопросы награждения различного рода ведомственными наградами- знаками отличия в труде.
Вместе с этим, согласно общероссийскому классификатору информации о населении "ОК 018-2014 принятым и введенным в действие Приказом Росстандарта от **.**.****###-ст (с **.**.****)» к ведомственным нагрудным знакам, знакам, значкам относится нагрудный значок "Отличник бытового обслуживания населения" Росбытсоюза и ЦК профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий РФ (позиция 8225).
На основании Постановления Совета Министров РСФСР от 06.07.1990 года №227 Росбытсоюзу» были переданы функции упраздненного Министерства бытового обслуживания населения РСФСР. Учитывая, что в системе министерств и ведомств Правительства РФ отрасль бытового обслуживания не значится, следует руководствоваться общими принципами правопреемства гражданского законодательства, а также равенством конституционных прав граждан, применительно к лицам, награжденным ведомственным знаком отличия в труде "Отличник бытового обслуживания населения", являющимся основанием для присвоения звания «Ветеран труда».
Отсутствие государственного ведомства в сфере бытового обслуживания населения, а также отсутствие Перечня ведомственных знаков отличия в труде при присвоении звания "Ветеран труда" не может умалять трудовые заслуги истицы и ее права на получение указанного звания. При осуществлении правового регулирования в сфере социальной защиты должен соблюдаться конституционный принцип равенства, в силу требований которого различия в социальных правах допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; напротив, введение различий, не имеющих объективного и разумного оправдания, для лиц, принадлежащих к одной и той же категории (находящихся в одинаковых или сходных ситуациях), нарушает принцип равенства и противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации.
Так же постановлением Правлением Правления от **.**.**** года награждена нагрудным значком «Отличник бытового обслуживания населения и ремесленничества» и коллега Р., которой на основании данной награды было присвоено звание «Ветеран труда».
Законодатель установил для субъекта Российской Федерации возможность определять только порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», но не устанавливать Перечень который сужает круг лиц имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда». Согласно Определению Верховного суда РФ от 06.07.2011 №31-Г 11-3 субъект Российской Федерации вправе дополнять, расширять перечень ведомственных наград, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», следовательно, её права на присвоение звания «Ветеран труда» были грубо нарушены.
Просит суд признать незаконным решение ответчика от **.**.**** года. ### об отказе учесть награждение нагрудным Знаком «Отличник бытового обслуживания населения и ремесленничества» как ведомственного знака отличия в труде и обязать Департамент социальной защиты населения Кемеровской области присвоить истцу звание «Ветеран труда».
Истец в суд не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть в её отсутствие.
Представитель ДСЗН КО ФИО2, действующая на основании доверенности, требования не признала.
Суд, выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, считает требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» определены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почёт и уважение в обществе.
Статьёй 1 названного закона установлены категории ветеранов с учётом заслуг и продолжительного добросовестного труда.
В соответствии с ч. 1, 2, 3 ст. 7 настоящего закона, ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почётных званий СССР или Российской Федерации, либо награждённые ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" в Кемеровской области регулируются Положением о порядке присвоения звания «Ветеран труда», утвержденным постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.09.2006г. № 177, принятым в соответствии с Законом Кемеровской области «Об установлении порядка и условий присвоения звания Ветеран труда» от 16.06.2006г. № 78-ОЗ.
Подпунктом 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ установлено, что ветеранами труда являются лица награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
В соответствии с п. 4 ст. 7 данного Федерального закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Законом Кемеровской области от 16.06.2006 № 78-03 «Об установлении порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» предусмотрено, что порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», в том числе с целью реализации п. 4 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах», устанавливаются Коллегией Администрации Кемеровской области.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.09.2006 № 177 «Об утверждении Положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда», Положения об удостоверении «Ветеран труда» и Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений «Ветеран труда» утверждено Положение о порядке присвоения звания «Ветеран труда».
В соответствии с пунктом 1.3 Положения звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Из материалов дела следует, что ФИО1 с **.**.**** по настоящее время работает в ЗАО «Фрипон».
С **.**.****ФИО1 достигла пенсионного возраста.
В период трудовой деятельности **.**.**** постановлением Правления Российского объединения работодателей сферы бытового обслуживания населения и ремесленников "Росбытсоюз" и Президиумом ЦК Общероссийского профессионального союза работника жизнеобеспечения была награждена нагрудным значком «Отличник бытового обслуживания населения и ремесленничества», что подтверждается Постановлением правления ### от **.**.**** и выданным удостоверением..
**.**.****ФИО1 обратилась с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда»
Решением Департамента социальной защиты населения Кемеровской области от **.**.****###ФИО1 отказано в присвоении звания «Ветеран труда» в соответствии с п.п.3.6.1 п. 3 Положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда», утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.09.2006 г. № 177.
Оспаривая решение ДСЗН Кемеровской области истцом заявлено о том, что на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 06.07.1990 года №227 Росбытсоюзу» были переданы функции упраздненного Министерства бытового обслуживания населения РСФСР. Учитывая, что в системе министерств и ведомств Правительства РФ отрасль бытового обслуживания не значится, следует руководствоваться общими принципами правопреемства гражданского законодательства, а также равенством конституционных прав граждан, применительно к лицам, награжденным ведомственным знаком отличия в труде "Отличник бытового обслуживания населения", являющимся основанием для присвоения звания «Ветеран труда». Отсутствие государственного ведомства в сфере бытового обслуживания населения, а также отсутствие Перечня ведомственных знаков отличия в труде при присвоении звания "Ветеран труда" не может умалять трудовые заслуги истицы и ее права на получение указа иного звания.
Однако суд считает указанные доводы необоснованными.
Российское объединение работодателей сферы бытового обслуживания в ремесленников «Росбытсоюз», от имени которого в 2009 году произведено награждение истца, согласно ст. 33 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей в 2009), Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Федерального закона от 27.11.2002 № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» имело статус некоммерческой организации объединяющей на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, к общественным объединениям (организациям).
Согласно ст. 5 Федеральному закону от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.11.2002 № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» объединение работодателей - вид ассоциации (союза), основанной на добровольном членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц) и (или) объединений работодателей. Объединение работодателей является социально ориентированной некоммерческой организацией.
Ссылка истца на постановление Совета Министров РСФСР от 06.07.1990 года № 227 о передаче упразднённого Министерства бытового обслуживания населения РСФСР является несостоятельной.
В соответствии с постановлением Совета Министерства РСФСР от 06.07.1990 № 227 созданный Росбытсоюз наделялся полномочиями упраздненного Министерства бытового обслуживания РСФСР, в том числе по награждению ведомственными наградами работников сферы обслуживания.
В дальнейшем Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» Росбытсоюз был преобразован в АО «Росбытсоюз», при этом указания о сохранении функций Министерства бытового обслуживания данный Указ Президента Российской Федерации не содержит.
На дату награждения истца нагрудным значком «Отличник бытового обслуживания населения и ремесленничества», то есть на 15.12.2009 АО «Росбытсоюз» в структуре федеральных органов исполнительной власти не значится, о чем свидетельствует Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
Таким образом, Росбытсоюз государственных функций не осуществлял, не являлся и не является федеральным органом исполнительной власти, сами полномочия такого характера к предмету правопреемства не относятся и требуют самостоятельного закрепления (делегирования) посредством издания соответствующего правового акта.
29.12.2005 постановлением Правления Росбытсоюз и Президиума ЦК Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения (профсоюз жизнеобеспечения) утверждено Положение о нагрудном значке «Отличник бытового обслуживания населения и ремесленничества» (далее - Положение о нагрудном значке).
Данное положение не содержит указаний на предоставление Росбытсоюзу полномочий на награждение соответствующими знаками, званиями от имени министерств (ведомств, агентств). При этом Росбытсоюз был вправе обратиться в указанные федеральные органы государственной власти, для награждения истца ведомственными наградами (знаками, званиями) в пределах предоставленных им полномочий.
Пунктом 2 Положения о нагрудном значке предусмотрено, что награждение значком «Отличник бытового обслуживания населения и ремесленничества» производится Правлением Российского объединения работодателей сферы бытового обслуживания населения и ремесленников «Росбытсоюз» и Президиумом ЦК Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения по представлению администрации или работодателей, входящих в их объединения либо ремесленных палат совместно с территориальными комитетами отраслевого профсоюза.
Таким образом, нагрудный значок «Отличник бытового обслуживания населения и ремесленничества», которым была награждена ФИО1, не является ведомственным знаком отличия в труде, являющимся основанием для присвоения звания «Ветеран труда», так как награждение произведено от имени объединения работодателей, а не от имени федерального органа исполнительной власти Российской Федерации.
Учитывая изложенное, награждение истца от имени Росбытсоюз и Президиума ЦК Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения нагрудным значком «Отличник бытового обслуживания населения и ремесленничества» не может являться основанием, для присвоения звания «Ветеран труда».
Так же не являются основанием для удовлетворения исковых требований доводы истца о том, что согласно общероссийскому классификатору информации о населении "ОК 018-2014 принятым и введенным в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 г. №2019-ст (с 01.07.2015 г.)» к ведомственным нагрудным знакам, знакам, значкам относится нагрудный значок "Отличник бытового обслуживания населения" Росбытсоюза и ЦК профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий РФ (позиция 8225) и нагрудный значок «Отличник бытового обслуживания населения и ремесленничества» так же относится к ведомственным нагрудным знакам.
Общероссийский классификатор информации о населении (ОКИН) является документом по стандартизации, введён в действие 1 июля 2015 года.
ОКИН предназначен для использования при сборе, обработке и анализе демографической, социальной и экономической информации о населении, решения задач учета, анализа и подготовки кадров предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности.
ОКИН состоит из фасетов, которые можно использовать независимо друг от друга при решении различных задач.
В фасетах в наименованиях позиций указываются учредившие награды федеральные органы исполнительной власти в том случае, если по наименованию наград не может быть установлена их принадлежность этим органам.
В фасете 67 «Ведомственные награды в СССР» назван нагрудный значок «Отличник бытового обслуживания населения» Росбытсоюза и ЦК профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий Российской Федерации. Указанный в ОКИН нагрудный значок «Отличник бытового обслуживания населения» не имеет тождества с нагрудным значком «Отличник бытового обслуживания населения и ремесленничества», которым награждена ФИО1. и который в ОКИН не указан.
Кроме того, из указанного классификатора не следует, что он применяется при решении вопроса о присвоении звания «ветеран труда».
Таким образом, в данном случае отсутствует совокупность условий, необходимых для присвоения звания «Ветеран труда».
Следовательно, оснований для признания незаконным решения департамента социальной защиты населения Кемеровской области от **.**.****###об отказе ФИО1 в присвоении звания «Ветеран труда» не имеется.
Доводы истца о присвоении звания «Ветеран труда» при аналогичных обстоятельствах иным лицам, так же получившим нагрудной значок «Отличник бытового обслуживания населения и ремесленничества» не имеют значения для рассмотрения дела, поскольку в данном случае возник индивидуальный спор.
При этом суд принимает во внимание, что в соответствии с п.3.5.3 Положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда» Департамент социальной защиты населения Кемеровской области принимает решение о включении в проект распоряжения Коллеги Администрации Кемеровской области о присвоении звания «Ветеран труда» или решение об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и на него не может быть возложена обязанность по присвоению данного звания.
Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд считает, что требования ФИО1 о признании незаконным решения Департамента социальной защиты населения Кемеровской области от **.**.****### об отказе истцу в присвоении звания «Ветеран труда» и об обязании департамента присвоить ей звание «Ветеран труда» удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца.
Судья Исакова Е.И.
В окончательной форме решение изготовлено «16» февраля 2018 года