Дело № 2-44/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Село Глядянское 25 апреля 2022 г.
Притобольный районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Трифоновой М.Н.,
с участием помощника прокурора Притобольного района
Курганской области ФИО1
при секретаре Комогоровой Н.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Притобольного района Курганской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Притобольного района Курганской области о возложении обязанности привести защитное сооружение гражданской обороны- противорадиационное укрытие, расположенное по <адрес> в <адрес> в соответствии с требованиями законодательства.
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Притобольного района Курганской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Челябинской и Курганской областях о возложении обязанности привести защитное сооружение гражданской обороны- противорадиационное укрытие, расположенное по <адрес> в <адрес> в соответствии с требованиями законодательства.
Свои требования истец мотивирует тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства при создании, содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны собственниками таких объектов. Надзорными мероприятиями установлено, что защитное сооружение гражданской обороны- противорадиационное укрытие (инвентарный №, дата приема в эксплуатацию: 1989 год, класс убежища: П-4), находящееся в ведении Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях (номер в реестре федерального имущества: №), расположенное в здании МКОУ «Межборное основная общеобразовательная школа» по адресу: <адрес>, содержится с нарушением требований действующего законодательства в обозначенной сфере. В соответствии со ст. 1, 2, 6 и 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. №28-ФЗ «О гражданской обороне» ( далее –Закон №28-ФЗ) гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации. Указанный порядок утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 №1309 « О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (далее – постановление Правительства №1309). Приказом МЧС России от 15.12.2002 №583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее Правила), рассчитанные на случаи режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В силу пункта 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий №575 от 21.07.2005 утвержден порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время (далее –Порядок №575). В ходе проведения проверки установлено, что в нарушение перечисленных норм действующего законодательства, а также пунктов 10.1.1, 10.4.8, 11.1.1, 11.2.1 СП 88.13330.2014 «Свод правил. Защитные сооружения гражданской обороны», утвержденного Приказом Минстроя России от 18.02.2014 №59/пр (далее- СП 88.13330.2014), в противорадиационном укрытии №449-46, отсутствует система отопления, что не позволяет поддерживать необходимый температурный режим, не проведена система электроснабжения. Помещение противорадиационного укрытия частично разрушено, что свидетельствует о его неготовности к эксплуатации по назначению в полном объеме. Защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании п.3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 « О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санк -Петербурга и муниципальную собственность» находятся в федеральной собственности. Согласно п. 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 №2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена. Противорадиационное укрытие №449-46 является федеральной собственностью и находится в ведении Межрегионального территориального управления Росимущества в Челябинской и Курганской областях, ему присвоен номер в реестре федерального имущества В1240004941. Просит суд признать незаконным бездействие, допущенное ответчиком, выразившееся в непринятии мер по содержанию защитного сооружения гражданской обороны- противорадиационное укрытия №, расположенного по адресу: <адрес><адрес>, в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской федерации от 29 ноября 1999 г. №1309, приказом МЧС России от 15.12.2002 №583, приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий №575, СП 88.13330.2014. Возложит на ответчика обязать провести в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу защитное сооружение гражданской обороны в соответствии с вышеуказанным законодательством, а именно: провести систему отопления, систему электроснабжения, восстановить разрушенные помещения защитного сооружения.
Определением Притобольного районного суда Курганской области от 17.02.2022 приняты измененные исковые требования, в части предъявляемых к ответчику дополнительных требований, о возложении на ответчика обязанности: установить защитно- герметические и герметические двери; освободить пути движения в укрытие; проведения системы воздухоснабжения и водоснабжения; установить напорные емкости для аварийного запаса воды ; установить санузлы.
Определением Притобольного районного суда Курганской области от 30.03.2022 по ходатайству истца произведена замена ненадлежащего ответчика по делу –Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Челябинской и Курганской областях на надлежащего ответчика- Администрацию Притобольного района Курганской области.
Истец в судебном заседании поддержал свои требования с учетом измененных исковых требований, дополнил, что защитное сооружение гражданской обороны – противорадиационное укрытие, расположенное в здании по адресу: <адрес><адрес>, принадлежащем на праве собственности муниципальному образованию Притобольный район, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Распоряжением Администрации Притобольного района от 16.09.2005 №160-р рассматриваемый объект недвижимости закреплен на праве оперативного управления за МКОУ «Межборская ООШ» с целью осуществления образовательной деятельности по образовательным программам различных видов, уровней и направленностей. Согласно техническому паспорту здания, составленному в декабре 2010 года, объект недвижимости состоит из двух этажей, а также подвала, в котором по факту и устроено противорадиационное укрытие, представляющее собой защитное сооружение гражданской обороны. Согласно Уставу Притобольного района, Администрация Притобольного района, наделена полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Притобольного района федеральными законами и законами Курганской области. К вопросам местного значения Притобольного района относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории Притобольного района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ( п. 27 ст. 6 Устава). Администрация Притобольного района управляет и распоряжается имуществом, которое находится в муниципальной собственности (п.4 ст. Устава).
Представитель ответчика- Администрации Притобольного района Курганской области ФИО2( доверенность от 22.04.2022г.), иск не признала, в возражение показала, что рассматриваемое защитное сооружение гражданской обороны не поставлено на кадастровый учет, право муниципальной собственности на него не зарегистрировано, в реестре муниципального имущества данный объект не числится. Поэтому расходование денежных средств на содержание и ремонт данного объекта бюджетом не предусмотрено. Кроме того, на территории района нет объектов атомной энергетики, и необходимости в таком укрытии нет.
Представитель 3-го лица- Межрегионального территориального управления Росимущества в Челябинской и Курганской областях, в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом и в срок, в отзыве на исковое заявление указал, что в соответствии с данными реестра федерального имущества по состоянию на 14.01.2022, защитное сооружение гражданской обороны- противорадиационное укрытие общей площадью 318 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, учтено в реестре федерального имущества под временным реестровым номером № в связи, с чем, что в отношении указанного объекта недвижимости отсутствуют достаточные документы, подтверждающие право федеральной собственности в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 №447 «О совершенствовании учета федерального имущества». В соответствии со ст. 8.1 ГК РФ права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения. Право на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр. Спорное ПРУ не поставлено на кадастровый учет, право федеральной собственности на него не зарегистрировано в установленном порядке. МТУ Росимущества не является главным распорядителем средств федерального бюджета. Росимущество направило в адрес МТУ Росимущества поручения от 24.10.2018 №ДС-06/35443, от 07.11.2018 №СА-06/37383 по работе с ЗС ГО. Письмом от 14.12.2018 №14339 МТУ Росимущества направило в Росимущество информацию о необходимости приведения ЗС ГО в состояние готовности к приему укрываемых, для чего требуются денежные средства в размере 1 097 148 000 руб.. Ответ на письмо не получен, денежные средства на указанные цели не выделены. Бюджетной сметой МТУ за период с 2019 по 2022 годы по целевой статье расходов «Содержание и обслуживание казны Российской Федерации» не предусмотрены расходы на содержание и ремонт ЗС ГО, расположенных на территории Курганской области. Так как право федеральной собственности на спорное ЗС ГО, расположенное по адресу: <адрес> не зарегистрировано, согласно письму Росимущества от 24.10.2018 № ДС-06/35443 целевой финансирование Росимущества, как главное распорядителя бюджетных средств, из федерального бюджета на осуществление указанных мероприятий не осуществляет Министерством финансов Российской федерации. Ввиду того, что ЗС ГО не поставлено на кадастровый учет, право собственности РФ на него не зарегистрировано, отсутствуют достаточные документы, подтверждающие право федеральной собственности, проведение капитального ремонта, восстановление и инженерных коммуникаций и иного оборудования, предназначенного для его эксплуатации, за счет средств федерального бюджета не представляется возможным, в связи с законодательным запретом на нецелевой использование бюджетных средств в силу 306.4 БК РФ. В п. 3 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 №1309, указаны категории лиц, для кого создаются противорадиационные укрытия. В соответствии с требованиями п. 7.32 СП 165.1325800.2014, защита населения в районах размещения объектов использования атомной энергии, проживающего за границей проектной застройки указанных объектов, но в пределах зоны возможного радиоактивного загрязнения, должна осуществляться в противорадиационных укрытиях. На территории Курганской области отсутствуют объекты использования атомной энергии. Следовательно, на территории <адрес> с населением 800 человек отсутствует категория населения, подлежащая укрытию в противорадиационных укрытиях, а также организации, отнесенные к первой или второй категории по гражданской обороне. В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ « О гражданской обороне» создание и поддержание ЗС ГО в состоянии постоянной готовности к использованию отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. В 2018-2019 годах МТУ Росимущества было предложено органам местного самоуправления и субъекту Российской Федерации в лице Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области принять ЗС ГО для решения вопросов местного значения и вопросов, отнесенных к ведению субъекта Российской Федерации, однако указанные органы власти от принятия ЗС ГО уклонились. Также МТУ Росимущества 20.05.2021 направлено письмо в адрес ФГУП « Дирекция по инвестиционной деятельности» (далее –ФГУП «ДИД») № об определении потребности в ЗС ГО для федеральных нужд и принятии на баланс и в хозяйственное ведение ФГУП «ДИД» ЗС ГО. Согласно ответу ФГУП «ДИД» проводит мероприятия по закреплению 165 объектов ЗС ГО от ФГУП «Экран», ФГУП «ФТ-Центр» и ФГУП «Росразмешение». МТУ Росимущества предприняты все необходимые и зависящие от него меры, направленные на проведение ЗС ГО в исправное состояние и использование по назначению. Ссылка прокурора на п.11.1.1, п.10.4.8 СП 88.13330.2014 « Свод правил, Защитные сооружения гражданской обороны», утвержденный приказом Минстроя России от 18.02.2014 №59/пр, применяются при проектировании ПРУ, создаваемых после введения в действие Свода правил и не могут распространены на объект, принятый в эксплуатацию в 1989 году. Постановление Правительства РФ от 29.11.1999 №1309, приказ МЧС России от 15.12.2002 №583, Приказ МЧС России от 21.07.2005 №585 указанный на обязанность по проведению в ПРУ систем отопления, электроснабжения не содержат (в частности, поддержание необходимой температуры в случае необходимости использования ЗС ГО в мирное время может быть обеспечено нагревательными приборами, работающими за счет передвижных генераторов и пр.). Требования прокурора о восстановлении разрушенных помещений защитного сооружения не конкретизированы, не указано, какие помещения, какой площадью, в каком количестве необходимо восстановить, какие конкретно мероприятия по восстановлению необходимо провести.
Представитель 3-его лица- МКОУ «Межборная ООШ» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом и в срок.
Представитель 3-го лица-Главного управления МЧС России по Курганской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом и в срок, в отзыве на исковое заявление указал, что поддерживает правовую позицию прокурора. Добавил, что в защитном сооружении гражданской обороны- противорадиационное укрытие №449-46 ( далее –ЗС ГО), не обеспечивается постоянная готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их к использованию по предназначению, условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО в военное время, чрезвычайной ситуации мирного времени (отсутствуют системы отопления и электроснабжения, помещение частично разрешено). Выявлены нарушения обязательных требований в области гражданской обороны: половое покрытие засыпано песком и обвалившиеся с потолочного перекрытия и стен штукатуркой, обустроено повешение мастерской, в нарушение требований пожарной безопасности, загромождены пути движения в укрытии, а именно на всей площади складируется неиспользуемое школьное имущество (парты, доски и прочее), защитно-герметические и герметические двери отсутствуют, текущий и плановый ремонт не проводится, отсутствует система воздухоснабжения и водоснабжения, отсутствуют санузлы, отсутствуют напорные емкости для аварийного запаса воды, чем нарушены п.1 ст. 9 Федерального закона №28-ФЗ; п. 13 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 №1309 « О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны»; п. 2, 3, 5, 6, 7, 9, 11, 14 Порядка содержания и использования защитных сооружений, утвержденных приказом МЧС России №575 от 21.07.2005 №575, п.п. 3.2.1, 3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 №583.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту- ГПК Российской Федерации), ввиду надлежащего извещения сторон о дате, месте и времени судебного заседания, отсутствия заявлений об отложении слушания, суд считает необходимым рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьями 1, 2 и 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон о гражданской обороне) гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Требованиями в области гражданской обороны являются специальные условия ( правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средства индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства ( п.1 ст.4 названного Закона).
Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, в силу пункта 2 которого к объектам гражданской обороны относится убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и техники и иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
В соответствии с п. 13 Порядка, в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.
Согласно Порядку содержания использования ЗС ГО в мирное время от 21.09.2005 №7032, утвержденному Приказом МЧС России от 21.07.2005 №575, компетенцию органов исполнительной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления составляет: обеспечение постоянной готовности помещений и оборудование систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Согласно ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22.12.1994 №327, защитное сооружение- инженерное сооружение, предназначенное для укрытие людей, техники имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий или катастроф на потенциально опасных объектов либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения (подпп.2.3.10); убежище – защитное сооружение, в котором в течение определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов и воздействий опасных химических и радиоактивных веществ ( подп. 2.3.11).
На основании пункта 8 указанного Порядка, федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; организуют создание объектов гражданской обороны; принимают в пределах своей компетенции нормативные акты по созданию объектов гражданской обороны, доводят их требования до сведения указанных организаций и контролируют их выполнение; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны. В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам утверждены Правила N 583, в пункте 1.2 которых указано требование на выполнение при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны. В пунктах 1.3, 1.7, 1.8 указанных Правил определено, что организации, на учете которых находятся защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов.
Разделом 3.2 вышеназванных Правил предусмотрены также требования к содержанию и эксплуатации защитных сооружений в режиме повседневной деятельности (пункты 3.2.1 - 3.2.2), содержанию входов в защитные сооружения, защитных устройств 28 и помещений для укрываемых (пункты 3.2.3 - 3.2.10), к содержанию инженерно-технического оборудования (пункты 3.2.11 - 3.2.25), требования к техническому обслуживанию и ремонту защитных сооружений (пункты 5.2.1 - 5.2.4).
Согласно п.21 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относиться организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Данные требования также закреплены в Порядке содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденном приказом МЧС РФ от 21.07.2005 №575, согласно п. 2 раздела II которого содержание защитных сооружений гражданской обороны в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила), рассчитанные на случаи: режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п.3.2.1 Правил, при эксплуатации ЗС ГО в мирное время должны быть обеспечены сохранность защитных свойств как сооружений в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно- герметичных и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств, герметизации и гидроизоляции всего сооружения, инженерно- технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации, в напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды должен обеспечивать проток воды с полным объемом в течении 2 суток, при наличии проектного то обоснования и согласования допускается устройство временных легкосъемных перегородок из негорючих и нетоксичных материалов с учетом возможности их демонтажа в период приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых.
Согласно материалам дела прокуратурой Притобольного района Курганской области в ходе надзорных мероприятий исполнения требований законодательства при создании, содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны собственниками таких объектов, установлено, что защитное сооружение гражданской обороны- противорадиационное укрытие (инвентарный номер №, дата приема в эксплуатацию: 1989 год, класс убежища: П-4), расположенное в здании МКОУ «Межборсная основная общеобразовательная школа» по адресу: <адрес>, содержится с нарушением требований действующего законодательства в обозначенной сфере.
Из учетной карточки ЗС ГО ( убежище, противорадиационного укрытия) №, составленной ДД.ММ.ГГГГ, площадью 318 кв.м., класс убежища П-4, дата ввода в эксплуатацию 1989 год, находится в муниципальной собственности.
Согласно паспорту убежища (противорадиационного укрытия) №, оформленного ДД.ММ.ГГГГ, класс убежища П-4, эксплуатация МКОУ «Межборная ООШ», дата приема в эксплуатацию 1989 год, общая его площадь составляет 318 кв.м., встроенное в 2 этажное здание.
Согласно техническому паспорту школы, с инвентарным номером №, расположенной в <адрес>, составленного на 21.12.2010 г., год постройки школы- 1989, школа имеет 2 этажа и подвал.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что противорадиационное укрытие расположено в подвальном помещении МКОУ «Межборная ООШ», данное помещение находится в муниципальной собственности <адрес>, передано в оперативное управление МКОУ « Межборская ООШ». Иных собственников на данное подвальное помещение, используемое для целей противорадиационного укрытия, не установлено.
Согласно Приложению №5 Перечня защитных сооружений гражданской обороны, утвержденного главой Притобольного района 03.09.2018, по результатам проведенной в 2013-2014 годах инвентаризации, числиться ЗС ГО №, по адресу: <адрес>.
Из ответа главного управления МЧС России по Курганской области, следует, что согласно инвентаризации, проведенной в 2018 году, в реестре защитных сооружений гражданской обороны МЧС России в Притобольном районе Курганской области числится объект гражданской обороны, тип ЗС ГО- ПРУ, год ввода в эксплуатацию 1989 г., инв. №, № в реестре ЗСГО МЧС России №, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно приложению к письму МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях противорадиационное укрытие, РНФИ –№, расположено по адресу: <адрес>.
Согласно реестра федерального имущества МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях значится противорадиационное укрытие, РНФИ –№, расположено по адресу: <адрес>.
Из письма МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях в адрес Глав административных районов <адрес> от 28.10. 2019г, следует, что МТУ Росимущество предлагает рассмотреть вопрос о передачи в собственность муниципальных образований объектов гражданской обороны, в отношении которых возникает обязанность по их сохранности и выполнению мероприятий гражданской обороны.
В приложенном перечне объектов гражданской обороны значится противорадиационное укрытие №, расположенное в <адрес>.
Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ здание школы, кадастровый №, год строительства 1988 года, находящееся по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию <адрес>.
Распоряжением Администрации Притобольного района от 16.09.2005 №160-р рассматриваемый объект недвижимости закреплен на праве оперативного управления за МКОУ «Межборская СОШ» с целью осуществления образовательной деятельности по образовательным программам различных видов, уровней и направленностей, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 02.12.2011.
Согласно п. 1 ст. 32 Устава Притобольного района, Администрация Притобольного района, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Притобольного района федеральными законами и законами Курганской области. К вопросам местного значения Притобольного района относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории Притобольного района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ( п. 27 ст. 6 Устава). Администрация Притобольного района управляет и распоряжается имуществом, которое находится в муниципальной собственности.
Как следует из представленных материалов дела, в ходе выездной проверки в рамках федерального государственного надзора в области гражданской обороны выявлены нарушения обязательных требований в области гражданской обороны: не обеспечивается постоянная готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их к использованию по предназначению, условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО в военное время, чрезвычайной ситуации мирного времени (номер ЗС ГО в реестре федерального имущества № № чем нарушены п.1 ст. 9 Федерального закона №28-ФЗ; п. 13 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 №1309 « О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны»; п. 2-15 Порядка содержания и использования защитных сооружений, утвержденных приказом МЧС России №575 от 21.07.2005 №575, п.п. 3.2.1, 3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 №583, о чем составлен акт №3/9 Управления надзорной деятельности и профилактической работы от 01.10.2021.
Так, в ходе проверки установлены недостатки эксплуатационного состояния противорадиационного укрытия: половое покрытие засыпано песком, фрагментами обрушения стен и потолка, что нарушает требования п.1.ст.9 Закона № 28-ФЗ, п.13 постановления Правительства № 1309; п.2,3,6,9,11 Порядка № 575, п.п.3.2.1 Правил. Отсутствуют защитно – герметические и герметические двери, чем нарушаются требования п.1.ст.9 Закона № 28-ФЗ, п.13 постановления Правительства № 1309; п.2,3,6,9,11 Порядка № 575, п.п.3.2.1, 3.2.2 Правил. Отсутствует половое покрытие засыпано мусором, песком, и обвалившиеся с потолочного перекрытия и стен штукатуркой, обустроено повешение мастерской, в нарушение требований пожарной безопасности, загромождены пути движения в укрытии, а именно на всей площади складируется неиспользуемое школьное имущество ( парты, доски и прочее), защитно-герметические и герметические двери отсутствуют, текущий и плановый ремонт не проводится, отсутствует система воздухоснабжения и водоснабжения, отсутствуют санузлы, отсутствуют напорные емкости для аварийного запаса воды, что нарушает положения п.1 ст. 9 Федерального закона №28-ФЗ; п. 13 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 №1309 « О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны»; п. 2, 3, 5, 6, 7, 9, 11, 14 Порядка содержания и использования защитных сооружений, утвержденных приказом МЧС России №575 от 21.07.2005 №575, п.п. 3.2.1, 3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 №583.
Таким образом, судом установлено, что защитное сооружение гражданской обороны- противорадиационное укрытие, расположенное по <адрес> находится в муниципальной собственности, обязанность по его содержанию лежит на Администрации Притобольного района, на объекте установлены разрушения, препятствующие использованию данного противорадиационного укрытия по назначению, собственник данного помещения мер к его надлежащему состоянию не предпринимает, в связи с чем, требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о нецелесообразности наличия противорадиационного укрытия в с.Межборное, ввиду отсутствия на территории объектов атомной энергетики не освобождает от обязанности по содержанию данного объекта в технически исправном состоянии.
Указания ответчика на необоснованность избранного способа защиты ввиду отсутствия категорий населения, подлежащего укрытию в спорном убежище,, наличие оснований для снятия данного защитного сооружения гражданской обороны с учета в качестве убежища, отклоняются судом, поскольку указываемые ответчиком фактические обстоятельства, в отсутствие доказательств снятия объекта с учета в качестве защитного сооружения гражданской обороны либо изменения его типа не подтверждают устранения обязанности ответчика по поддержанию объекта в надлежащем состоянии в соответствии с его действующим статусом.
С учетом объема требований, ходатайства истца об установлении срока исполнения решения суда, суд считает необходимым установить срок исполнения решения в 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, полагая, что данного времени будет достаточно для выполнения указанных в решении суда действий.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Притобольного района Курганской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Притобольного района Курганской области о возложении обязанности привести защитное сооружение гражданской обороны- противорадиационное укрытие, расположенное по <адрес> в <адрес> в соответствии с требованиями законодательства, удовлетворить.
Признать бездействие, допущенное ответчиком, выразившееся в непринятии мер по содержанию защитного сооружения гражданской обороны- противорадиационного укрытия №, расположенного по адресу: <адрес><адрес>, в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28 –ФЗ « О гражданской обороне», постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. №1309, приказа МЧС России от 15.12.2002 №583, приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий №575, противоправными.
Возложить на Администрацию Притобольного района Курганской области обязанность привести в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу защитное сооружение гражданской обороны- противорадиационное укрытие №, расположенное по адресу: <адрес><адрес> (номер в реестре федерального имущества №), в соответствие с требованиями Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28 –ФЗ « О гражданской обороне», постановления Правительства Российской федерации от 29 ноября 1999 г. №1309, приказа МЧС России от 15.12.2002 №583, приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий №575: установить защитно- герметические и герметические двери; освободить пути движения в укрытие; провести систему воздухоснабжения; установить санузлы; установить напорные ёмкости для аварийного запаса воды; провести систему водоснабжения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, через Притобольный районный суд Курганской области.
Председательствующий судья: подпись М.Н. Трифонова.