ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-436/2022 от 30.08.2022 Карпинского городского суда (Свердловская область)

УИД 66RS0-73

Дело № 2-436/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30.08.2022 город Карпинск

Карпинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Базуевой В.В.,

при секретаре судебного заседания Чешуиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Территориальному отраслевому органу государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №15, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в Карпинский городской суд Свердловской области с исковым заявлением к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Территориальному отраслевому органу государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №15, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о взыскании денежных средств, указав, что приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 14.10.2013 № 370 она принята на учет для предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда. Жилых помещений для проживания на основании права собственности или по договору социального найма у нее не имеется. Решением суда от 19.08.2021 установлено, что жилые помещения предоставляются лицам из числа детей сирот по их заявлению в письменной форме по достижению ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Решением суда возложена обязанность на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести (построить) ФИО1 жилое помещение, на государственное казённое учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» возложена обязанность заключить договор найма специализированного жилого помещения с ФИО1 и возложена обязанность на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 15 обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения. Апелляционным определением от 11.01.2022 решение в данной части оставлено без изменения. Считает, что жилое помещение ФИО1 должно было быть предоставлено в момент исключения из учебного учреждения ГКОУ СО «Карпинский детский дом им. Ю.Гагарина», порядок очередности в данном случае не применяется, тем самым действия ответчиков несли незаконный характер. ФИО1 заключила договор найма квартиры от 06.06.2018, и осуществляла оплату за найм жилого помещения в размере 5 000 руб. с июля 2018 года по июнь 2019 года в общей сумме 60 000 руб.. Дополнительным соглашением к договору найма квартиры от 01.07.2019 стороны внесли изменение в п. 4.1 Договора, изменив стоимость оплаты за найм квартиры, которая составила 5 500 руб., срок договора продлен на один год, стоимость с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 66 000 руб.. Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ стороны продлили срок исполнения договора на один год, при этом сумма платежей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 65 500 руб.. Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ стороны продлили срок исполнения обязательств по договору на один год и ответчик внес сумму в размере 36 000 руб.. Просит суд взыскать солидарно с Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Территориального отраслевого органа государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №15, Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» денежные средства в размере 167 500 руб., а также судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 4 550 руб..

Истцом ФИО1 внесено уточнение заявленного основного требования, согласно которому она просит взыскать с ответчиков солидарно в свою пользу расходы на оплату аренды жилого помещения в сумме 167 500 руб. за период с 01.06.2019 по 10.12.2021.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, доверив представлять ее интересы ФИО2.

Представитель истца ФИО2, действующий на основании нотариальной доверенности, в судебное заседание не явился, заявив письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (далее Министерства) в судебное заседание не явился, представив письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя и возражения по иску. Согласно возражениям, с иском не согласен, просит в иске отказать, указав, что Министерством в адрес ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» были направлены указанные бюджетные ассигнования на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения. Согласно п.6 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 № 527-ПП, Фонд размещает государственный заказ на строительство (приобретение, реконструкцию) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства и заключает государственные контракты на приобретение (строительство, реконструкцию) жилых помещений для государственных нужд Свердловской области. Своевременное исполнение решения суда обусловлено объективными, не зависящими от Министерства причинами, а именно заложенным финансированием на обеспечение жильем детей-сирот в Свердловской области. Министерство не усматривает оснований для взыскания суммы в размере 167 500 руб. как убытков, поскольку истцом не были представлены достаточные доказательства, подтверждающие наличие причинной связи между не предоставлением истцу жилого помещения и расходами на арендную плату, что в свою очередь исключает возможность привлечения ответчика к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков. Сам по себе факт отсутствия у ФИО1 в собственности жилого помещения не означает отсутствия реальной возможности проживания в жилом помещении на ином праве, кроме аренды. Так, истцом не представлены доказательства обращения с заявлением в Управление социальной политики № 15 о предоставлении жилого помещения для временного проживания. Действующим законодательством не предусмотрено право детей-сирот на возмещение им затрат за наем жилого помещения до момента обеспечения их жильем.

Представитель ответчика ГКУ «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явился, представив письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя и возражения по иску. Согласно возражениям, с иском не согласен, просит в иске отказать, указав, что финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке льготных категорий граждан является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. В соответствии с Положением о Министерстве финансов Свердловской области, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 18.10.2010 №1524-ПП, Министерство финансов Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по управлению средствами областного бюджета. В функции указанного Министерства входит, в том числе непосредственное составление проекта областного бюджета, утверждение лимитов бюджетных обязательств и доведение их до главных распорядителей средств областного бюджета. Постановлением Правительства Свердловской области № 491-ПП от 16.04.2013 определены уполномоченные исполнительные органы государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот. Согласно п. 3 Порядка приобретения жилых помещений для детей-сирот за счет средств областного бюджета (№527-ПП от 24.04.2013), главным распорядителем бюджетных средств является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, получателем указанных средств является Фонд. Согласно п. 7 Порядка распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в порядке очередности, по дате возникновения права. Списки детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, формируются органами социальной политики. Истец состоит в списке детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда под № 41. Фондом в рамках выделенных денежных средств, принимаются достаточные меры для обеспечения жильем детей-сирот, состоящих на учете на территории городского округа Карпинск, в том числе и истца.

Представитель ответчика Территориального отраслевого органа государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №15 в судебное заседание не явился, представив письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя и возражения по иску. Согласно возражениям, с иском не согласен, просит в иске отказать, указав, что на основании приказа Управления от ДД.ММ.ГГГГ, истец принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области и числится под номером 40. На основании представления прокуратуры Свердловской области № 21-12-2016, с 2017 года распределение жилых помещений для детей-сирот осуществляется строго в соответствии со списком детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Свердловской области. До предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда ФИО1 имела возможность воспользоваться правом и обратиться в органы социальной политики для получения временной регистрации и временного жилья.

Суд, рассмотрев материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что на основании приказа Управления № 370 от 14.10.2013 истец ФИО1 принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области и числится под номером 40 в настоящее время.

В связи с тем, что ФИО1 длительное время, с 2013 года, не была обеспечена жилым помещением специализированного жилищного фонда, прокурор города Карпинска обратился с иском в суд в защиту интересов ФИО1. Решением Карпинского городского суда Свердловской области от 19.08.2021 по данному иску на ответчиков возложена обязанность на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести (построить) ФИО1 жилое помещение, на государственное казённое учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» возложена обязанность заключить договор найма специализированного жилого помещения с ФИО1 и на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 15 - обязанность обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения. Апелляционным определением Свердловского областного суда от 11.01.2022 решение в части требований к ответчикам по данному иску, оставлено без изменения.

В силу ст.40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Несмотря на то, что с 2017 года в силу внесения прокуратурой Свердловской области представления , очередность предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда детям-сиротам, принятыми в их пользу решениями судов, не изменяется, за период с момента постановки истца на учет (октябрь 2013 года) по настоящее время жилое помещение истцу не предоставлено, что свидетельствует о нарушении ее права, гарантированного Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ.

Согласно ч. 8 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Также суд обращает внимание, что положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ и Порядка предоставления жилых помещений для детей-сирот за счет средств областного бюджета, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области №527-ПП от 24.04.2013, не содержат нормы, обязывающие детей-сирот, которые включены в очередь на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, до получения указанного жилья, обращаться в органы исполнительной власти за получением другого социального жилья для временного проживания. Соответственно, проживание указанной категории граждан в арендуемом на коммерческой основе жилье, не противоречит указанным правовым актам.

Действительно, положениями нормативных актов органов исполнительной власти Свердловской области не предусмотрена компенсация детям-сиротам до получения жилого помещения специализированного жилищного фонда расходов на аренду жилого помещения.

Следовательно, в силу принципов гражданского законодательства, в данном случае подлежат применению общие нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, возмещения убытков.

В силу ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

С учетом смысла ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, применительно к рассматриваемому случаю, к деликтной ответственности публичного субъекта можно привлечь при наличии следующих обстоятельств: специальный непосредственный причинитель вреда, в качестве которого выступает орган государственной власти или местного самоуправления; наличие вреда; презюмируемая причинная связь между поведением причинителя вреда и наступившими негативными последствиями - убытками (или вредом нематериального характера), а также презюмируемая вина публичного субъекта.

Согласно п. 3 Порядка приобретения жилых помещений для детей-сирот за счет средств областного бюджета (№527-ПП от 24.04.2013), главным распорядителем бюджетных средств является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.

В силу того, что Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, является главным распорядителем бюджетных средств, и на данного ответчика законом и вышеупомянутым решением суда возложена обязанность приобрести (построить) жилое помещение для ФИО1, а именно эта обязанность имеет прямую причинно-следственную связь с наступившими для ФИО1 убытками, суд приходит к выводу, что именно с Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области подлежат взысканию убытки ФИО1 в виде расходов на аренду жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в заявленном истцом размере 167 500 руб.. Период несения расходов на оплату аренды жилья соотносим с периодом не исполнения возложенной на данного ответчика обязанности.

Обязанности Территориального отраслевого органа государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №15, Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства», возложенные на них законодательством и вышеуказанным решением суда, в настоящий момент не могут быть реализованы по причине не исполнения своей обязанности Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, так как являются производными от факта исполнения данной обязанности. По этим причинам, ввиду отсутствия реальной возможности исполнить свои обязательства перед ФИО1, указанные ответчики не могут быть признаны лицами, виновными в причинении вреда ФИО1 в виде необходимости арендовать жилое помещение и вносить арендную плату.

В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

С ответчика Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области подлежит взысканию в пользу истца государственная пошлина в размере 4 550 руб. 00 коп..

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО1 к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Территориальному отраслевому органу государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №15, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о взыскании денежных средств удовлетворить в части.

Взыскать с Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в пользу ФИО1 компенсацию причиненных убытков в размере 167 500 (сто шестьдесят семь тысяч пятьсот) руб. и судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 550 (четыре тысячи пятьсот пятьдесят) руб., всего взыскать 172 050 (сто семьдесят две тысячи пятьдесят) руб..

В иске к Территориальному отраслевому органу государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №15, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления черезКарпинский городской суд Свердловской области.

Дата изготовления решения в окончательной форме – 05.09.2022.

Председательствующий: В.В. Базуева