Дело № 2-436/2023
59RS0005-01-2022-005635-77
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
21 ноября 2023 года г. Пермь
Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Славинской А.У.,
при секретаре Исуповой К.И.,
с участием представителя истца ФИО1, по доверенности, представителя ответчика ФИО2, по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления по экологии и природопользованию администрации города Перми к ФИО3 о возмещении убытков,
установил:
Управление по экологии и природопользованию администрации города Перми обратилось в суд с иском к ФИО3 о возмещении убытков, указав, что в ходе обследования территории Орджоникидзевского района 11.08.2021 вблизи земельного участка с кадастровым № по <адрес> был выявлен факт вырубки зеленых насаждений, в количестве 4 штук породы «клен ясенелистный» (диаметром 7 см – 2 шт., диаметром 11 см – 2 шт). Факт сноса зеленых насаждений ответчиком подтверждается материалами уголовного дела, которое 11.08.2022 прекращено по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ. Ущерб, причиненный в результате сноса зеленых насаждений, подлежит возмещению в форме выплаты восстановительной стоимости, порядок расчета которой установлен постановлением администрации города Перми от 26.02.2015 № 101 «Об утверждении Порядка расчета восстановительной стоимости зеленых насаждений, снесенных на территории города Перми» и учитывает в том числе затраты, связанные с выращиванием зеленых насаждений до возраста уничтоженных. В результате сноса 4 деревьев причинен ущерб в размере 317 095 рублей 35 копеек, который просят взыскать с ответчика, за вычетом суммы 20 000 рублей, перечисленных в качестве частичной компенсации восстановительной стоимости зеленых насаждений г.Перми, соответственно всего 297 095 рублей 35 копеек.
Уточнив исковые требования, определив размер затрат при проведении восстановительного озеленения в соответствии с федеральными единичными расценками ( ФЕР 81-02-47-2001 и ФССЦ 81-01-2001, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от 26.12.2019 № 876/пр), просят взыскать с ответчика 46 227 рублей.
Представитель истца в судебном заседании уточненное исковое заявление поддержала, дала пояснения аналогичные изложенным в нем доводам.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ранее направил возражения, указав, что методика и таксы возмещения вреда, причиненного лесным насаждениям, а также деревьям, кустарникам и лианам, не отнесенным к лесным насаждениям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства", при производстве по уголовному делу, возбужденному по факту сноса зеленых насаждений близи земельного участка с кадастровым № по <адрес> была проведена судебная экспертиза, в рамках которой, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации №, по результатам которой размер ущерба определен в сумме 10 рублей. В этой связи, уголовное преследование было прекращено в виду отсутствия в действиях ответчика состава преступления, предусмотренного ст. 260 Уголовного кодекса Российской Федерации. Кроме того, по данному факту ФИО3 не привлекался к административной ответственности, в настоящее время не имеется документов, подтверждающих противоправное поведение ФИО3.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в возражениях, дополнив, что истцом не доказана ни законность размера определенного в иске ущерба, ни реально понесенные расходы, которые были направлены для восстановления, допущенного ответчиком нарушения. Кроме того, Пермским краевым судом 16.11.2023 по апелляционной жалобе ФИО3 был признан недействующим со дня принятия раздел II «Расчет восстановительной стоимости деревьев, снесенных на территории города Перми», а также пункт 4.1 раздела IV «Расчет восстановительной стоимости кустарников, снесенных на территории города Перми» Порядка расчета восстановительной стоимости зеленых насаждений, снесенных на территории города Перми, утвержденным постановлением Администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ№. В настоящее время на территории города Перми действует порядок проведения работ по озеленению территорий общего пользования, утвержденный Постановлением Администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ№. В соответствии с п. 3.1.3.3 указанного порядка, выбор видового разнообразия осуществляется в соответствии с ассортиментом деревьев и кустарников, рекомендуемым для городского озеленения, согласно приложению к Порядку посадка в городе тополя бальзамического (женские экземпляры), клена ясенелистного не допускается. В данном случае истец не понес фактических затрат (убытков) на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, а именно, не осуществил посадку 4 деревьев породы «клен ясенелистный», поскольку посадка такого дерева запрещена на территории муниципального образования г. Пермь. Следовательно, реально понесенные расходы по настоящему делу у истца отсутствуют.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд считает исковые требования не обоснованы и удовлетворению не подлежат.
Из материалов дела следует, что решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение об управлении и природопользованию администрации города Перми согласно которому, Управление является функциональным органом администрации города Перми в сфере организации обеспечения благоприятной окружающей среды, создания условий для обеспечения благоприятной окружающей среды, создания условий для обеспечения экологической безопасности и эффективного природопользования как основы жизни и деятельности населения, проживающего на территории города Перми. Для достижения данной цели перед Управлением поставлен ряд задач, указанных в пункте 2.2 Положения об управлении, среди которых выделена защита зеленых насаждений при осуществлении градостроительной и иных видов хозяйственной деятельности на территории города Перми. Защита зеленых насаждений осуществляется как на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, так и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с пунктом 3.4.8 Положения Управление осуществляет расчет размера ущерба, причиненного зеленым насаждениям в рамках реализации задач по защите зеленых насаждений при осуществлении градостроительной и иных видов хозяйственной деятельности на территории города Перми.
В соответствии с пунктом 2.1.18 Правил благоустройства территории города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ зелеными насаждениями являются древесные, кустарниковые и травянистые растения естественного происхождения или посаженные на определенных территориях, в том числе в парках, садах, скверах, на бульварах, в городских лесах, в границах улично-дорожной сети, на местах погребения, а также газонах, цветниках.
В соответствии с пунктом 12.1 Правил благоустройства установлено, что все зеленые насаждения, расположенные на территории общего пользования, земельных участках (землях), находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, в том числе на территории городских лесов, образуют городской зеленый фонд.
В соответствии с пунктом 12.12 Правил благоустройства запрещается осуществлять самовольную посадку и вырубку деревьев и кустарников, уничтожение газонов и цветников в садах, парках, скверах, на бульварах, на придомовых территориях, газонах, цветниках, иных озелененных территориях.
В целях обеспечения единых требований к сносу зеленых насаждений на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, утвержден Порядок сноса и выполнения компенсационных посадок зеленых насаждений на территории города Перми, в соответствии с пунктом 1.1. которого снос зеленых насаждены на территории города Перми осуществляется на основании акта комиссионного обследования зеленых насаждений, в котором зафиксирован результат изучения, анализа места произрастания зеленых насаждений, их состояния с учетом имеющихся сведений, зафиксировано количество зеленых насаждений, подлежащих сносу, который содержит информацию о предоставлении прав на снос зеленых насаждений в течение срока, указанного в заявлении о предоставлении права на снос зеленых насаждений, но не более одного года.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Для наступления деликтной ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между двумя первыми элементами и вину причинителя вреда.
Таким образом, по смыслу указанных норм заявитель при предъявлении требования о возмещении вреда должен обосновать совершение виновным лицом противоправных действий, которые повлекли возникновение вредных последствий.
Согласно пункту 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных рабой, и их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (пункт 1 статьи 78 Закона «Об охране окружающей среды»).
Как приведено выше, из текста искового заявления и пояснений представителя истца следует, что ФИО3, находящийся вблизи земельного участка с кадастровым № (<адрес>) при помощи топора осуществил рубку 4 деревьев породы «клен ясенелистный». С заявлением на проведение комиссионного обследования зеленых насаждений, произрастающих вблизи земельного участка с кадастровые № по <адрес> в установленном порядке ФИО4 не обращался, Акты комиссионного обследования на снос указанных насаждений отсутствуют.
Согласно Акта планового ( рейдового) осмотра, обследования особо охраняемых природных территорий местного значения города Перми, лесных участков, расположенных в границах города Перми, в ходе обследования территории администрацией Орджоникидзевского района 11.08.2021 в период с 15:05 до 15:10, вблизи земельного участка с кадастровым № по <адрес> был выявлен факт вырубки зеленых насаждений, в количестве 4 штук породы «клен ясенелистный», что является нарушением п.12.12 Правил благоустройства территории города Перми, утвержденных решением Пермской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ№.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается ответчиком, что вырубка деревьев была произведена в отсутствие оформленного разрешения на снос зеленых насаждений.
Принимая во внимание, что ответчиком произведена незаконная вырубка зеленых насаждений в отсутствие разрешения на проведение таких работ, суд приходит к выводу о причинении ущерба окружающей среде и возложении ответственности на ответчика.
В судебном заседании установлено, что 10.09.2021 в отношении ФИО3 старшим следователем ОРПОТ Орджоникидзевского района СУ УМВД России по г. Перми было возбуждено уголовное дело № по признакам преступления предусмотренного ч.3 ст.260 УК РФ по факту : 09.08.2021 по адресу <адрес> установлен факт незаконного сноса четырех деревьев породы «клен ясенелистный», чем Управлению по экологии и природопользования причинен материальный ущерб на сумму 317 095 рублей 35 копеек, в особо крупном размере.
Как следует из постановления от 19.10.2022 в ходе предварительного расследования размер ущерба незаконной рубки деревьев, в сумме 317 095 рублей 35 копеек был определен не в соответствии с таксами и методикой, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства», а на основании нормативно- правового акта органа местного самоуправления – постановления Администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении порядка и расчета восстановительной стоимости зеленых насаждений, снесенных на территории города Перми».
Согласно справки, подготовленной заместителем начальника отдела лесоустройства, лесного планирования и проектирования Пермского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» Федерального агентства лесного хозяйства о размере вреда, причиненного в результате рубки 4 деревьев породы «клен ясенелистный», расположенных вблизи участка с кадастровым № по адресу <адрес>, объем срубленной древесины составил 0, 154 куб.м., сумма ущерба составила 579 рублей 30 копеек.
Согласно заключения дендрологической судебной экспертизы по уголовному делу № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного экспертом ФИО7, стоимость ущерба от вырубки 4 деревьев породы «клен ясенелистный» на участке по адресу <адрес> по методике утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства» составила 10 рублей.
06.06.2022 уголовное дело в отношении ФИО3 прекращено на основании п.2 ст. 24 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации, то есть в связи с отсутствием в его действиях состава преступления, предусмотренного ч.3 ст. 260 Уголовного кодекса Российской Федерации, признано право ФИО3 на реабилитацию.
В дальнейшем, указанное постановление было отменено, производство по делу возобновлено, 11.08.2022 уголовное дело в отношении ФИО3 прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации, то есть в связи с отсутствием в его действиях состава преступления, предусмотренного ч.3 ст. 260 Уголовного кодекса Российской Федерации, за ФИО3 признано право на реабилитацию. В дальнейшем указанное постановление было отменено, производство по делу возобновлено.
19.10.2022 уголовное дело в отношении ФИО3 прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием в его действиях состава преступления, предусмотренного ч.3 ст. 260 Уголовного кодекса Российской Федерации, за ФИО3 признано право на реабилитацию.
18.10.2021 ФИО3 на счет управления по экологии и природопользованию администрации города Перми были перечислены денежные средства в размере 20 000 рублей в качестве частичной компенсации восстановительной стоимости зеленых насаждений г. Перми, что подтверждается чек-ордером от 18.10.2021.
Как приведено ранее, при обращении в суд истцом приведен расчет стоимости ущерба в порядке установленном постановлением администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка расчета восстановительной стоимости зеленых насаждений, снесенных на территории города Перми».
Вместе с тем, определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № отменено решение Ленинского районного суда г. Перми от 06.07.2023, принято по делу новое решение, удовлетворен административный иск ФИО3, ФИО5 к администрации города Перми, признан недействующими со дня принятия раздел II «Расчет восстановительной стоимости деревьев, снесенных на территории г.Перми», пункт 4.1 раздела IV «Расчет восстановительной стоимости кустарников, снесенных на территории г. Перми» постановления администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении порядка расчета восстановительной стоимости зеленых насаждений, снесенных на территории г. Перми», на администрацию города Перми возложена обязанность в течение месяца, опубликовать данное решение в ближайшем номере официального печатного издания органа местного самоуправления, о чем сообщить суду.
Также не обосновано, по мнению суда, определен истцом расчет ущерба исходя их федеральных единичных расценок, на основании утвержденного локально – сметного расчета.
Как обосновано отмечено стороной ответчика, фактические затраты на восстановление нарушенного состояния окружающей среды истцом не понесены, в соответствии Порядком проведения работ по озеленению территорий общего пользования города Перми посадка деревьев породы «клен ясенелистный» на территории муниципального образования г. Пермь запрещена.
Заключение судебной экспертизы о стоимости ущерба от вырубки четырех деревьев вида «клен ясенелистный» истцом не оспорено.
Суд полагает, что оснований не согласиться с заключением судебной дендрологической экспертизы от 06.06.2022, выполненным экспертом ФИО7, не имеется.
Заключение эксперта содержит описание объекта оценки, обоснование использования методов при проведении экспертизы, перечень использованных данных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении экспертизы корректировки; последовательность определения стоимости объекта оценки и его итоговую величину; перечень документов, используемых экспертом; выводы эксперта мотивированы. Эксперт, проводивший экспертизу, имеет специальное образование, соответствующую квалификацию, достаточный для проведения экспертизы стаж работы. Кроме того, эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
Учитывая тот факт, что ФИО3 18.10.2021 на счет Управления по экологии и природопользованию администрации города Перми были перечислены денежные средства в размере 20 000 рублей в качестве компенсации восстановительной стоимости зеленых насаждений г. Перми, что подтверждается чек-ордером от 18.10.2021, оснований для удовлетворения исковых требований судом не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Управления по экологии и природопользованию администрации города Перми к ФИО3 о возмещении ущерба, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня изготовления мотивированной части решения.
Судья: подпись. Копия верна. Судья –
Мотивированная часть решения изготовлена 14.12.2023.
Решение не вступило в законную силу. Секретарь -