ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-437 от 20.12.2010 Кольчугинского городского суда (Владимирская область)

                                                                                    Кольчугинский городской суд Владимирской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Кольчугинский городской суд Владимирской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-437/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 декабря 2010 года город Кольчугино

Кольчугинский городской суд Владимирской области в составе: председательствующего судьи Поляковой Т.В., при секретаре Сорокиной О.Е., с участием старшего помощника Кольчугинского межрайонного прокурора Потапкова Г.А., представителя несовершеннолетнего истца ФИО1 ФИО2, ответчиков представителей администрации Кольчугинского района ФИО3 и ФИО4, ответчика представителя администрации города Кольчугино ФИО5, представителя Управления образования администрации Кольчугинского района ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кольчугинского межрайонного прокурора в интересах ФИО7 и несовершеннолетней ФИО1 о признании договора приватизации жилого помещения недействительным, о принятии на внеочередной учёт в качестве нуждающихся, о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

Кольчугинский межрайонный прокурор обратился в суд с требованиями, измененными в ходе рассмотрения дела, заявленными в интересах ФИО8 и несовершеннолетней ФИО1 о признании договора (...), заключенного между Муниципальным образованием «Кольчугинский район» ФИО9 и ФИО1, на передачу каждой в собственность, в порядке приватизации, 685/1000 доли в коммунальной квартиры (...), недействительным, по причине его ничтожности. Просит обязать Администрацию города Кольчугино и Администрацию Кольчугинского района принять ФИО7 на внеочередной учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма. Обязать Администрацию города Кольчугино в течение двух лет до дня окончания пребывания в учреждении социального обслуживания принять на внеочередной учёт ФИО1 в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.. Просит обязать администрацию Кольчугинского района в течение 2011 года предоставить ФИО11 (Старостиной ) К.О. жилое помещение пригодное для постоянного проживания и отвечающее санитарно-техническим требованиям по договору социального найма.

В суде прокурор Потапков Г.А. требования поддержал, по изложенным в иске основаниям. Указал, что при заключении (...) договора на передачу несовершеннолетним ФИО10 в долевую собственность квартиры, вопреки требованиям ст. 21 Федерального закона №28 - ФЗ от 24.04. 2008 года «Об опеке и попечительстве», сделка совершена без разрешения опеки и попечительства. Совершение такой сделки ущемило права С-ных, имеющих правовой статус детей, оставшихся без попечения родителей, так как им в собственность в порядке приватизации передано жилое помещение непригодное для проживания. Квартира полностью разрушена и для её восстановления С-ны материальных средств не имеют, жить в ней не могут. Просит признать сделку приватизации не соответствующей требованиям закона, то есть ничтожной. Просит признать недействительным зарегистрированное за ФИО13 право собственности (...). Иного жилого помещения за ФИО1 и ФИО11 (Старостиной ) К.О. не закреплено, их родители умерли. Они, являясь детьми сиротами, подлежат принятию на внеочередной учёт для предоставления жилья по договору социального найма. ФИО7 в настоящее время достигла совершеннолетия, она вышла из детского дома, нигде не обучается, вышла замуж, имеет семью и грудного ребёнка, (...) с которым зарегистрирована в спорной квартире(...). В связи с чем, просит обязать администрации города или района поставить ФИО7 на внеочередной учёт получения жилья по договору социального найма. Администрации района в течение 2011 года предоставить ФИО11 пригодное для постоянного проживания жильё. Несовершеннолетняя ФИО1 в настоящее время является воспитанницей (...) и после её окончания будет не обеспечена жильём, поэтому следует Администрацию города Кольчугино за два года до её окончания пребывания в учреждении социальной защиты обязать принять на внеочередной учёт получения жилья по договору социального найма.

Истец ФИО11 ( Старостина ) К.О. надлежаще извещена, в суд не явилась, представив заявление о поддержании исковых требований прокурора и просит рассмотреть их без её участия по причине ухода за грудным ребёнком.

Представитель ФИО1 - инспектор опеки и попечительства Управления образования администрации Кольчугинского района ФИО2 требования поддержала и просила удовлетворить, так как несовершеннолетняя, выйдя из школы-интерната, останется без жилья и ей рассчитывать на помощь близких родственников не придётся.

Представитель администрации Кольчугинского района ФИО3 в требованиях прокурора просит отказать. Считает, что приватизация с признанием несовершеннолетними ФИО10 права долевой собственности в коммунальной квартире не имела нарушений закона. Жилое помещение, по данным технического паспорта на момент приватизации составляло лишь 48% износа, являлось муниципальной собственностью Кольчугинского района. Подготовкой документов на приватизацию занималось Муниципальное учреждение «Управление муниципальным имуществом района". В иных предоставленных документах на передачу в собственность не содержалось информации о ненадлежащем состоянии квартиры и для приватизации препятствий не существовало. Разрешения в этой части сейчас спора и в части постановки ФИО1 и ФИО7 на внеочередной учёт получения жилья оставляет на усмотрение суда. С требованием об обязании администрации района предоставить ФИО7 пригодное для проживания жилое помещение по договору социального найма не согласна. В администрацию района ФИО11 с заявлением на внеочередной учёт не обращалась, отказа в предоставлении жилья соответственно не получала. По данным требованиям прокурора отсутствует предмет спора.

Представитель администрации Кольчугинского района ФИО4 исковые требования не поддержала. В дополнении к позиции первого представителя ФИО3 сообщила, что зарегистрированных или постоянно проживающих в городской черте принимает на внеочередной учёт администрация города Кольчугино. Через постановление Главы в последующем она обязана передать учётные дела в районную администрацию для их дальнейшего ведения и предоставления этой категории лиц жилья по договору социального найма.

Представитель администрации города Кольчугино ФИО5 исковые требования в части постановки ФИО14 на учёт в получении жилья не признал. Сослался на Закон Владимирской области № 201-ОЗ от 28.12. 2005 года о том, что отдельными государственными полномочиями по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены органы местного самоуправления Кольчугинского района. В связи с этим на муниципальное учреждение «Управление районного хозяйства» возложено ведение учёта указанной категории граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В Администрацию города по заявлениям граждан, проживающих в городе, действительно по Жилищному Кодексу РФ приняты на учёт лица, имеющие право внеочередного получения жилья, таковых в настоящее время двое, но дальнейшее ведение этой очереди по областному Закону возложено лишь на администрацию района. С чем они в общем не согласны, так как эти действия по областному Закону возложены на администрацию района. Поэтому в удовлетворении требований прокурора в части принятия администрацией города Кольчугино на внеочередной учёт ФИО8 и ФИО1 следует отказать. Считает их не надлежащими ответчиками по иску.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, «Управление муниципальным имуществом Кольчугинского района» в суд не явилось, представив отзыв, в котором указали, что суду доверяют и просят принять решение в соответствии с законодательством без их участия. Общество с ограниченной ответственностью « Жилищно-эксплуатационный участок №2» города Кольчугино в отзыве высказалось по существу аналогично Управлению. Федеральное Управление государственной регистрации, кадастра и картографии и Кольчугинский филиал ГАУ Владимирской области « Бюро технической инвентаризации» представили ходатайство о рассмотрении дела без их участия, полагаясь по решению суда на усмотрение суда.

Представитель Отдела опеки и попечительства Управления образования администрации района ФИО6 просила исковые требования полностью удовлетворить. При приватизации (...) девочками через опекуна П. доли собственности в коммунальной квартире - бараке, опека с таким решением была не согласна. Письменно перед Главой района ставила вопрос о ненадлежащем состоянии жилого помещения, требующего капитального ремонта, представив фотографии и акты по квартире. Считают, что передачей (...) в собственность доли в коммунальном разрушенном помещении существенно нарушаются права детей С-ных, так как привести жильё в пригодное для проживание они не могут. Родителей и близких родственников не имеют. Их следует поставить на внеочередной учёт и предоставить социальное жилье.

Суд, изучив исковые требования, заслушав доводы участвующих лиц, исследовав материалы дела, считает, что требования Кольчугинского межрайонного прокурора подлежат частичному удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Федерального Закона № 1541-1 от 04.07. 1991 года (в редакции Федерального Закона от 28.03. 1998 года № 50-ФЗ) жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.

То есть, если следовать требованиям вышеуказанного Закона, опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать сделки, влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, в частности отказ от права на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма и учитывая, что передача (...) долей собственности в квартире тогда несовершеннолетним ФИО13 произошла без разрешения органа опеки и попечительства, эта сделка является не законной или ничтожной и для признания её таковой не истекли сроки давности.

Согласно ст. 4. Федерального Закона № 1541-1 от 04.07. 1991 года ( в редакции Федерального закона №55-ФЗ от 20.05. 2002 года) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии. А в соответствии со ст. 16 данного Закона приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, может осуществляться в соответствии с настоящим Законом, но при этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность провести капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

По делу установлено, что до октября 2008 года квартира (...) имела два собственника. С 1998 года собственником 658 /1000 доли квартиры являлось Муниципальное образование «Кольчугинский район», а собственником другой 342/1000 доли с 07 марта 2001 года по настоящее время по договору купли-продажи является А., который, как следует по делу, длительное время в квартире не проживает.

27 октября 2008 года договором (...) Муниципальное образование «Кольчугинский район», являясь с 1995 года сособственником жилого помещения, передало ФИО1, (...), и ФИО14, (...), от имени которых действовал опекун П., передоверив свои права Ш.., в общую долевую собственность каждой 658 /1000 доли в коммунальной квартире (...) в одноэтажном бревенчатом доме, а не квартире, имеющей 48% износа. В соответствии со сложившимся порядком в пользовании указанных лиц находятся две жилые комнаты (...), в которых проживают два человека, и места общего пользования пропорционально доли. Право общей долевой собственности зарегистрировано (...) 2008 года в Управлении Федеральной регистрационной службы (...). То есть, при передаче (...) двух комнат в коммунальной квартире в собственность несовершеннолетних С-ных, техническое состояние указанного жилого помещения не проверялось. Из договора приватизации также следует, что данная сделка осуществлялась без разрешения опеки и попечительства Управления образования.

На бесспорное обязательное участие представителя Опеки и попечительства в передаче в собственность несовершеннолетних указанного помещения указывает то обстоятельство, что в договоре (...) передачи жилья в собственность отраженно участие от имени несовершеннолетних опекуна П., назначенной таковой (...) постановлением Главы (...), по причине смерти (...) отца девочек О. и лишением судом (...) родительских прав их матери Н..

Суду также представлено письмо Управления образования (...) в адрес Главы округа Кольчугино из которого следует, что без проведения капитальных работ по указанному в иске жилому помещению и изыскании на это средств местного бюджета, передача указанного жилья в собственность несовершеннолетних не возможна. То есть, администрация Кольчугинского района, будучи извещённой о несогласии Управления образования района о приватизации несовершеннолетними такого помещения, всё же передала его в собственность ФИО13

Относительно ненадлежащего непригодного для проживания состояния на момент приватизации несовершеннолетними Старостиными квартиры (...) суду, кроме письма Управления образования Главе округа Кольчугино, представлены акты обследования помещения на протяжении нескольких лет, начиная с июля 2002 года. Решением Кольчугинского городского суда (...) 2003 года в связи с длительным разрушением указанной квартиры матерью несовершеннолетних Н. из неё она была выселена. Суду представлены фотографии о состоянии в 2003году, в 2009 году спорного жилья, их которых следует, что оно является значительно разрушенным и без проведения капитального ремонта проживать в нём не возможно. Из акта о сохранности жилой площади, закреплённой за несовершеннолетними, (...) составленного Управлением образования Кольчугинского района, также следует, что жилое помещение по прежнему требует капитального ремонта и для проживания в том варианте не пригодно. По акту проверки от 02 июня 2010 года Кольчугинской межрайонной прокуратурой и Управлением «Роспотребнадзора» следует, что инженерно-техническое оборудование (отопление, водоснабжение, газоснабжение) в доме отключено. Санитарное состояние квартиры неудовлетворительное. В акте отмечено, что нарушается п.9 «Санитарно-эпидимелогических требований к жилым зданиям и сооружениям».

В ходе рассмотрения настоящего дела представителями сторон проведёно комиссионное обследование квартиры (...) и Актом (...) установлено, что в ней длительное время никто не проживал. На потолке, стенах квартиры видны трещины и нарушение штукатурного слоя. Дощатые полы просели и в некоторых местах отсутствуют доски. Входные двери требуют значительного ремонта, санитарно-технические приборы и газовая плита, осветительные приборы отсутствуют. Фундамент дома частично разрушен. Комиссия пришла к заключению, что квартира и в настоящее время требует капитального ремонта.

Согласно Объектного Сметного расчёта, составленного в ноябре 2010 года привлечённой Кольчугинским межрайонным прокурором с согласия участвующих лиц независимой строительной организацией, стоимость текущих работ по ремонту квартиры составляет более полумиллиона рублей. В стоимость ремонта указанной квартиры включены капитальные ремонты: двух комнат общей стоимостью более 190 тысяч рублей, мест общего пользования квартиры на сумму 150 тысяч рублей, кухни на сумму 76 тысяч рублей, ремонт крыльца, фасада и цокольной части дома на сумму 125 тысяч рублей.

То есть судом установлено, что на период передачи квартиры в собственность (...), были существенно нарушены права несовершеннолетних ФИО10, которые являются детьми, оставшимися без попечения родителей, и следовательно наделены поддержкой со стороны государства, в том числе в решении их жилищных прав, когда им в собственность передали непригодное для постоянного проживания жилое помещение. С (...) периода приватизации, по настоящее время, вопреки ст. 16 Федерального Закона № 1541-1 от 04.07. 1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», бывший собственник жилья Муниципальное образование «Кольчугинский район» не произвёл капитального ремонта квартиры, доведя её полностью до непригодного к постоянному проживанию состояния. О проведении в настоящее время такого ремонта за свой счёт ответчики не согласны, ссылаясь друг на друга в отсутствии материальных средств, большой текущей задолженности на содержание указанного жилья и по размеру необходимого капитального ремонта.

Поскольку мать несовершеннолетних ФИО10, как и отец, умерла (...), что подтверждается свидетельством о смерти (...), указанные лица являются детьми - сиротами, пользующимся поддержкой государства, им следует восстановить нарушенное право на получение вне очереди жилого помещения, признав недействительным договор передачи квартиры в собственность № 131 от 27 октября 2008 года, в порядке приватизации. Соответственно, признав недействительным зарегистрированное (...) в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии право общей долевой собственности С-ных на данное жильё.

Относительно требований обязать органы местного самоуправления поставить на внеочередной учёт ФИО7 и ФИО1 на получение жилья по договору социального найма, суд принимает во внимание ч.3- ч.5 ст. 52 Жилищного Кодекса РФ, согласно которой постановка на учёт лиц нуждающихся в получении жилья осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства с документами, подтверждающими право состоять на учёте. Решение о принятии на учёт принимается не позднее тридцати рабочих дней со дня предоставления документов в данный орган.

Так как квартира (...), в которой согласно справки с 1995 года по настоящее время постоянно зарегистрированы ФИО7 и ФИО1, расположена в черте города Кольчугино. ФИО7 временно, без регистрации, проживает в пос. (...), а ФИО14 (...) по настоящее время находится в (...) школе - интернате (...), расположенной в ином районе, что является также её временным местом проживания, то местом жительства девочек следует считать место их регистрации, то есть в указанной в иске квартире на территории города Кольчугино. Соответственно, органом местного самоуправления для постановки на учёт является Муниципальное Образование города Кольчугино в лице его Администрации.

Судом установлено, и ни кем из сторон по делу не оспаривается, что ФИО8, (...) и ФИО1, (...) имеют статус детей - сирот. Их мать Н., (...) умерла 00.00.0000 года, а отец ФИО12, исходя из свидетельства о смерти (...) умер 00.00.0000 года.

ФИО11 ( Старостина ) К.О., согласно свидетельству о заключении брака (...) вышла замуж за Е. и сменила фамилию. Она 00.00.0000 года родила дочь (...), что подтверждается свидетельством о рождении (...), которую зарегистрировала в спорной квартире. Их семья временно проживает в муниципальной собственности по месту постоянной регистрации (...) Е. в кв.(...) пос. (...) Кольчугинского района.

В соответствии со справкой (...) Администрации Сельского Поселения «Н-кое.» Кольчугинского района в данном жилом помещении зарегистрировано 9 человек. Исходя из данных Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Государственного учреждения « Бюро технической инвентаризации» семья ФИО7 в собственности закреплённого за ней и её членами семьи, кроме спорной доли в коммунальной квартире, жилья не имеет. Охранных свидетельств на жилое помещение ей также не выдалось. В июле 2010 года, в связи с совершеннолетием, она является выпускником (...) детского дома, куда поступила (...) по путевке Департамента образования администрации Владимирской области. Нигде не обучается и в настоящее время жильём не обеспечена.

Она по делу является истцом и поддерживает требование, в том числе, о принятии её на внеочередной учёт получения социального жилья. То есть суд, принимая во внимание требования ФИО11 ( Старостиной ) К.О., исследовав правовые основания постановки на внеочередной учёт получения жилья по договору социального найма, считает, что суду представлен весь необходимый пакет документов, подтверждающих необходимость получения такого жилья и органы местного самоуправления следует обязать незамедлительно поставить ФИО7 на внеочередной учёт в получении жилья по договору социального найма для последующего выделения ей пригодного для постоянного проживания жилого помещения.

Поскольку по п.1, ст.1. и ст.2 Закона Владимирской области от 28 декабря 2005 года №201-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Кольчугинский район вправе приобретать таким лицам жильё для предоставления вне очереди по договорам социального найма и, принимая во внимание, что ФИО7 является таковым лицом и подлежит принятию на внеочередной учёт, суд обязывает ответчика Администрацию Кольчугинского района выполнить указанные действия.

ФИО1, являясь несовершеннолетней, находится и до совершеннолетия будет проживать и находиться в (...) специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате (...), являющейся Учреждением социального обслуживания Департамента образования Администрации области, после выпуска из неё не имеет закреплённого жилья и в дальнейшем ей проживать негде.

Согласно п. 16. Закона Владимирской области № 29-ОЗ от 6 мая 2005 года ( в редакции Областных Законов №11-ОЗ от 09. 02. 2007 года и № 121-ОЗ от 09.12. 2010 года) « О порядке введения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей по окончании или в течение двух лет до окончания их пребывания, в том числе, в учреждениях социального обслуживания, включаются в отдельные списки внеочередного получения жилья. Включение в Список внеочередного получения жилья имеет заявительный характер с предоставлением необходимых документов, подтверждающих право получения такого жилья. Рассмотрение заявлений с принятием решения, на основании вышеуказанного Закона и п.5 ст. 52 Жилищного Кодекса РФ, допускается не позднее тридцати рабочих дней со дня предоставления документов.

Так как в настоящем деле, кроме имеющегося у ФИО1 статуса сироты и отсутствия закреплённого за ней жилого помещения, иные документы не исследовались, заявлений о постановке на внеочередной учёт не поступило и её право на подачу заявления при соблюдении определенных условий возникнет в будущем, суд, закрепив за ней такое право, считает необходимым обязать администрацию города Кольчугино, которая согласно их же сведениям осуществляет первичный учёт внеочередного получения жилья по месту жительства ( регистрации) ФИО1, при её обращении с заявлением и предоставлении необходимого пакета документов за два года до окончания пребывания в учреждении социального обслуживания в течение тридцати рабочих дней принять её на внеочередной учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма.

Вместе с тем следует признать, что исковые требования Кольчугинского межрайонного прокурора в части предоставления ФИО7 в течение года жилого помещения по договору социального найма, заявлены преждевременно. Администрация Кольчугинского района этот вопрос не рассматривала и прав ФИО7 не нарушала, ей в этом отказано не было, поэтому доводы на этот счёт её представителей об отсутствии, как в исковом порядке так и в порядке Главы 25 ГПК РФ - об оспаривании решений и действий органа местного самоуправления, предмета спора, суд считает убедительными.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Кольчугинского межрайонного прокурора, заявленные в интересах ФИО11 (Старостиной ) К.О., несовершеннолетней ФИО1, удовлетворить частично.

Договор (...), заключенный между Муниципальным образованием «Кольчугинский район» и ФИО9, ФИО1, о признании каждой, в порядке приватизации, право собственности на 685 /1000 доли в квартире (...) города Кольчугино, признать недействительным.

Признать недействительным зарегистрированное (...) за ФИО9 и ФИО1 право в общей долевой собственности, в размере по 685/2000 доли за каждой, на кв.(...) города Кольчугино Владимирской области.

Администрации Кольчугинского района принять ФИО8 на внеочередной учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.

Обязать Администрацию города Кольчугино за два года до окончания пребывания в учреждении социального обслуживания ФИО1, 00.00.0000 года рождения, по истечении тридцати рабочих дней со дня её обращения с заявлением и предоставления обязательного пакета документов, принять ФИО1 на внеочередной учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма.

В части исковых требований Кольчугинского межрайонного прокурора о предоставлении ФИО9 в срок до 00.00.0000 года жилого помещения по договору социального найма, пригодного для проживания, отвечающего установленным санитарно- техническим нормам и правилам, отказать.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Кольчугинский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий судья Т.В. Полякова