дело № 2-4371/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 ноября 2018 года
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Абрамовой Ж.И.,
при секретаре Андриановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к Министерству социального развития <адрес> о признании незаконным решения об отказе в выдаче сертификата на региональный материнский капитал, обязании выдать сертификат на распоряжение средствами регионального материнского капитала,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО5 обратилась в суд с иском к Пушкинскому управлению социальной защиты населения о признании незаконным решения об отказе в выдаче сертификата на региональный материнский капитал, обязании выдать сертификат на распоряжение средствами регионального материнского капитала.
В обоснование иска указано, что истец в октябре 2017 г. подала документы на получение сертификата на региональный материнский капитал и последующем распоряжении им. Пушкинское управлением социальной защиты населения <дата> отказало в выдаче сертификата, поскольку ребенок, в связи с рождением которого истец обратилась за материнским капиталом, имеет место жительства не в <адрес>. Истец с указанным отказом не согласна, поскольку ребенок имеет место жительства в <адрес> по адресу: <адрес>. Выплата регионального материнского капитала необходима для улучшения жилищных условий.
Истец просит признать незаконным решение Пушкинского управления социальной защиты населения № от <дата> об отказе в выдаче сертификата на региональный (семейный) капитал, обязать ответчика выдать сертификат на распоряжение средствами регионального материнского капитала.
В порядке ст. 41 ГПК РФ произведена замена ненадлежащего ответчика Управления социальной защиты населения на надлежащего – Министерство социального развития <адрес>.
В судебном заседании истец ФИО5 поддержала требования, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика - Министерства социального развития <адрес> по доверенности ФИО1 в судебном заседании поддержал письменные возражения, пояснил, что необходимым условием получения материнского капитала является наличие у второго и последующих детей гражданства РФ и места жительства в <адрес>. На момент обращения истца место жительства ее дочери было в <адрес>, в связи с чем истцу было отказано в выдаче сертификата. Доказательств, что ребенок с 2013 г. проживал в Пушкинском р-не, не представлено.
Суд, выслушав стороны, проверив материалы дела, полагает иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии с пунктом «ж» ч. 1 ст.72 Конституции Российской Федерации, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ч.2 ст.76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 1 Закона Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» (далее – Закон №1/2006-ОЗ), действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области, за исключением части 3 статьи 16, части 2 статьи 19.
Статьей 20.2 Закона №1/2006-ОЗ установлено право на предоставление регионального материнского (семейного) капитала. Оно возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей) у женщин, родивших (усыновивших) второго и последующих детей и имевших на дату рождения (усыновления) ребенка место жительства в Московской области, если ранее они не воспользовались правом на получение материнского капитала.
Право на получение материнского капитала возникает со дня рождения (усыновления) второго и последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано однократно не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго и последующих детей.
Условием получения материнского капитала является наличие у второго и последующих детей, в связи с рождением (усыновлением) которых возникло право на получение материнского капитала, гражданства Российской Федерации и места жительства в <адрес>.
Из материалов дела следует, что ФИО5<дата> обратилась в Пушкинского управление социальной защиты населения с заявлением о выдаче сертификата на региональный материнский капитал. Решением № от <дата> отказано в выдаче сертификата, поскольку ребенок, в связи с рождением которого истец обратилась за региональным материнским (семейным) капиталом, имеет место жительства не в Московской области (л.д.6).
Истец является матерью несовершеннолетних ФИО3, <дата> года рождения, и ФИО4, <дата> года рождения (л.д.7,8).
<дата> брак с отцом детей ФИО2 прекращен.
Согласно выписке из домовой книги, истец с <дата>, ее сын ФИО3 с <дата> зарегистрированы по адресу: <адрес> (л.д.25).Согласно финансовому лицевому счету и выписке из домовой книги, ФИО4 с <дата> имеет постоянную регистрацию по адресу: <адрес> (л.д.24,30), а регистрацию по месту пребывания - по адресу: <адрес><дата> по <дата> (л.д.10).
Согласно представленным справкам, ФИО4 наблюдалась в ГБУЗ «<данные изъяты>» с рождения по 06.2016 г. С сентября 2017 г. по настоящее время стоит на учете в <данные изъяты> поликлинике (л.д.18,19).
С <дата> по настоящее время ФИО4 посещает МБДОУ детский сад № «<данные изъяты>» в <адрес> (л.д.20).
Какими-либо мерами социальной поддержки по месту регистрации в <адрес> ребенок – ФИО4 не пользуется, что следует из справки МФЦ района Северное Медведково <адрес> и справки ГУ УПФР № по <адрес> и <адрес> (л.д.29).
Оснований не доверять представленным доказательствам не имеется.
Согласно ч.2 ст.7 Конституции РФ, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
В соответствии с Конституцией РФ принят Закон Московской области, устанавливающий для семей, проживающих в Московской области, меры социальной поддержки, в частности получение регионального материнского капитала при рождении второго ребенка.
Согласно ст. 21 Закона Московской области №1/2006-ОЗ, финансирование мер социальной поддержки, предоставляемых семье и детям в Московской области, установленных настоящим Законом, осуществляется за счет средств бюджета Московской области.
Предоставление мер социальной поддержки связано с наличием у гражданина места жительства на территории Московской области.
В соответствии со ст.20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» определено, что место жительства - это жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Этой же нормой установлено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 06.10.2008 года №619-О-П, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
Из письменных доказательств установлено, что ребенок истицы имеет место жительства в <адрес> – проживает вместе с матерью по адресу: <адрес>, проходит медицинское обслуживание по данному адресу и посещает детское дошкольное учреждение по данному адресу, меры социальной поддержки по месту регистрации в <адрес> ей не предоставлялись.
Поскольку установлено, что место жительства семьи истца находится в <адрес>, и семья не пользуется мерами социальной поддержки на территории другого субъекта Российской Федерации, то истец имеет право на получение мер социальной поддержки по месту своего жительства - в <адрес>, требование истца суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению, а доводы ответчика – подлежащими отклонению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО5 к Министерству социального развития <адрес> о признании незаконным решения об отказе в выдаче сертификата на региональный материнский капитал, обязании выдать сертификат на распоряжение средствами регионального материнского капитала удовлетворить.
Признать незаконным решение Пушкинского управления социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес>№ от <дата> об отказе ФИО5 в выдаче сертификата на региональный материнский (семейный) капитал.
Обязать Министерство социального развития <адрес> выдать ФИО5 сертификат на распоряжение средствами регионального материнского (семейного) капитала.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 24.01.2019г.
СУДЬЯ: