ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4371/2022 от 28.07.2022 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

2-4371/2022

...

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 июля 2022 года г. Оренбург

Ленинский районный суд г.Оренбурга

в составе: председательствующего судьи Перовских И.Н.,

при секретаре Спиндовской Л.С.

с участием представителя истца Самедова Р.Ш.

представителя ответчика Дзугкоева Н.Д.

представителя третьего лица Пятиной О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ... в интересах неопределенного круга лиц к МОАУ «Средняя общеобразовательная школа N» об обязании устранения нарушения требований антитеррористической безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

... обратился в суд с вышеуказанным иском указав, что прокуратурой района проведен мониторинг соблюдения и исполнения должностными лицами МОАУ «Средняя общеобразовательная школа N» федерального законодательства в сфере образования и антитеррористической защищенности.

В ходе проверки в МОАУ «СОШ N» выявлены многочисленные нарушения: не имеется системы охраной сигнализации, контроля и управления доступом, отсутствует оборудованный контрольно-пропускной пункт при входе (въезде) на прилегающую территорию школы, въезд на объект не обеспечен средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами, охрана объекта сотрудниками лицензированных охранных организаций не обеспечена, отсутствует специально оборудованное помещение для охраны на 1 этаже, ворота при въезде на территорию объекта не имеют жесткой фиксации. По результатам проведенной проверки прокуратурой района в адрес директора МОАУ «СОШ N» внесено представление об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности, которое рассмотрено и удовлетворено, однако нарушения до настоящего времени не устранены. Таким образом, ввиду указанных нарушений в МОАУ «СОШ N» должным образом не обеспечено безопасное пребывание работников и посетителей.

Просили суд обязать МОАУ «СОШ N» устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности здания по адресу: ..., в срок до ...:

- оборудовать системой контроля и управления доступом;

- оборудовать системой охранной сигнализации;

- оборудовать контрольно-пропускной пункт при входе (въезде) на прилегающую территорию образовательного учреждения;

- обеспечить наличие при въездах на территорию МОАУ «Средняя общеобразовательная школа N» средств снижения скорости и (или) противотаранных устройств;

- обеспечить круглосуточную охрану МОАУ «Средняя общеобразовательная школа N» сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

- оборудовать на 1-м этаже здания образовательного учреждения помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

- установить ворота при въездах на территорию образовательной организации, обеспечивающие жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.

В судебном заседании представитель истца, помощник прокурора ...Самедов Р.Ш. исковые требования поддержал, просил суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика - Дзугкоева Н.Д., действующий на основании доверенности, в судебном заседании наличие выявленных нарушений не оспаривал, указал, что в настоящее время подготовлена смета на проектные работы по контролю и управлению доступом в школу, установку покатов противотаранных, системы охранной сигнализации, монтажа контрольно-пропускного пункта, монтажа системы оповещения. Кроме того, ссылаясь на положения санитарных правил СП 2.4.3648-20 просил установить срок для выполнения необходимых действий не ранее ....

Представитель третьего лица Пятина О.А., действующая на основании доверенности, поддержала позицию, изложенную представителем МОАУ «Средняя общеобразовательная школа N».

Заслушав представителей истца и ответчиков, исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч.1 ст. 24 ФЗ от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ», представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Частью 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации определено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Пунктом 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «Об образовании в Российской Федерации» установлена обязанность образовательной организации создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся.

Исходя из содержания п. 8, 9 ч. 1 ст. 41 Федеральный закон № 273-ФЗ, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении, профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно ч. 7 ст. 28 Федеральный закон № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее Требования № 1006) установлены требования антитеррористической защищенности к образовательным организациям.

Судом установлено, что в соответствии с пп.2 п. 3.3 Устава МОБУ «Средняя общеобразовательная школа N» ..., утвержденного распоряжением Управления образования администрации ... от ...N, данное образовательное учреждение несет ответственность за материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

В соответствии с пп. 2 п.3.5. Устава образовательное учреждение обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержание в соответствии с установленными нормами, обеспечивающие жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

... проведен мониторинг соблюдения и исполнения должностными лицами МОАУ «Средняя общеобразовательная школа N» федерального законодательства в сфере образования и антитеррористической защищенности.

В ходе проверки в МОАУ «СОШ N» выявлены многочисленные нарушения: не имеется системы охраной сигнализации, контроля и управления доступом, отсутствует оборудованный контрольно-пропускной пункт при входе (въезде) на прилегающую территорию школы, въезд на объект не обеспечен средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами, охрана объекта сотрудниками лицензированных охранных организаций не обеспечена, отсутствует специально оборудованное помещение для охраны на 1 этаже, ворота при въезде на территорию объекта не имеют жесткой фиксации.

По результатам проведенной проверки прокуратурой района в адрес директора МОАУ «СОШ N» внесено представление об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности.

Согласно Паспорту безопасности МОАУ «Средняя общеобразовательная школа N» имеет первую категорию опасности объекта.

Подпунктом «а, б, в» пункта 25 Требований № 1006 установлена необходимость оснащения объектов (территорий) системами охранной сигнализации, обеспечения охраны сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, а также оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).

Согласно пп. «а, б» п. 26 Требований № 1006, в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 24 и 25 настоящих требований, необходимо оборудовать объект (территорию) системой контроля и управления доступом, обеспечить въезды на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.

В соответствии с п. 27 Требования № 1006, в отношении объектов (территорий) первой категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 24, 25 и 26 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:

а) оборудование контрольно-пропускных пунктов при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории);

б) оснащение въездов на объект (территорию) средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами.

На основании п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от дата N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и уход за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение, в том числе бюджетное, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как ранее было установлено судом, уставом МОАУ «СОШ N» установлено обязательство образовательного учреждения по созданию безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В ходе судебного разбирательства ответчик МОАУ «СОШ N» наличие выявленных нарушений не оспаривал, указал, что в соответствии с рекомендациями по укреплению антитеррористической защищенности здания школы, указанными в паспорте безопасности от 2018 года, МОАУ «СОШ N» было запланировано выполнение работ по замене ограждения школы. В связи с этим, в ... году МОАУ «СОШ N» извещением о закупке N от ... был объявлен запрос котировок в электронной форме на «Оказание услуг по заменен ограждения в МОАУ «СОШ N». В соответствии с протоколом подведения итогов от ...N закупка признана несостоявшейся, в связи с тем, что на участие в закупке не было подано ни одной заявки. Учитывая, что ворота являются составной частью ограждения, выполнить требования истца об установке ворот целесообразно одновременно с заменой ограждения. В настоящее время МОАУ «СОШ N» с учетом имеющегося финансирования запланировано проведение работ по замене западной части ограждения школы, с учетом установки ворот, подготовлен локальный сметный расчет и проведена его негосударственная экспертиза.

Также МОАУ «СОШ N» подготовлены локальные сметные расчеты и проведена негосударственная экспертиза сметной документации на следующие виды работ:

- «Монтаж системы контроля и управления доступом в МОАУ СОШ N»;

- «Установка покатов противотаранных в МОАУ СОШ N»;

- «Монтаж системы охранной сигнализации в МОАУ СОШ N»;

- «Монтаж контрольно-пропускного пункта в МОАУ СОШ N»;

- «Монтаж системы оповещения в МОАУ СОШ N».

Вместе с тем, договоры подряда на выполнение вышеуказанных видов работ на сегодняшний день не заключены.

Поскольку доказательств выполнения работ, на которые ссылается истец, суду не представлено, суд находит исковые требования прокурора законными и обоснованными.

Руководствуясь вышеперечисленными требованиями закона, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, принимая во внимание, что здание МОАУ «СОШ N» не соответствует требованиям антитеррористической безопасности, выявленные нарушения создают угрозу для жизни и здоровья граждан, приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора в полном объеме.

Обеспечение антитеррористической безопасности является одной из важнейших функций государства. Нормативное правовое регулирование в области антитеррористической безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением антитеррористической безопасности, которые разрабатываются в порядке, установленном Правительством РФ. На образовательную организацию возложена обязанность, в числе прочего, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, а также ответственность за ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции и жизнь, здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Руководствуясь положениями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, предусматривающей право суда установить в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд считает возможным установить истребуемый истцом срок исполнения указанной выше обязанности, т.е. до ..., с учетом необходимости формирования бюджета, смет, проведения в необходимых случаях конкурсных процедур, а также выполнения работ по заключенным договорам и контрактам, в то же время судом учитывает, что работы должны проводится во внеучебное время.

На основании изложенного, требования искового заявления прокурора ... являются обоснованными и подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ... в интересах неопределенного круга лиц к МОАУ «Средняя общеобразовательная школа N» об обязании устранения нарушения требований антитеррористической безопасности, - удовлетворить.

Обязать Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа N» устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности здания по адресу ... срок до ...:

- оборудовать системой контроля и управления доступом;

- оборудовать системой охранной сигнализации;

- оборудовать контрольно-пропускной пункт при входе (въезде) на прилегающую территорию образовательного учреждения;

- обеспечить наличие при въездах на территорию МОАУ «Средняя общеобразовательная школа N» средств снижения скорости и (или) противотаранных устройств;

- обеспечить круглосуточную охрану МОАУ «Средняя общеобразовательная школа N» сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

- оборудовать на 1-м этаже здания образовательного учреждения помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

- установить ворота при въездах на территорию образовательной организации, обеспечивающие жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 08.08.2022 года.

Судья: Перовских И.Н.