ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4373/2021 от 24.11.2021 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 2-4373/2021

51RS0001-01-2021-007184-94

Решение в окончательной форме изготовлено 24.11.2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

17 ноября 2021 года город Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска в составе

председательствующего судьи Линчевской М.Г.,

при секретаре Бабушкиной Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному областному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» об обязании предоставить субсидию, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ГОКУ «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» об обязании предоставить субсидию, взыскании судебных расходов. В обоснование требований указывает, что решением ответчика №1176/17 от 06.08.2017 ему отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по причине того, что расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не превышают сумму эквивалентную максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе. При этом в ответе на обращение истца от 13.09.2021 ГОКУ «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» разъяснено, что совокупный доход истца за период с июля по декабрь 2020 года составил 60 677 рублей 51 копейка в месяц. Полагает, что ответчиком неверно рассчитан его доход, в связи с чем нарушено его право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Полагает, что доход должен определяться исходя из пенсии по старости и разницы между суммой, затраченной на покупку ценных бумаг, и суммой, полученной от продажи данных ценных бумаг. На основании изложенного, истец просит суд обязать ответчика предоставить субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг, взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, по оплате услуг представителя 20 000 рублей, по оплате услуг нотариуса 2 200 рублей

Истец ФИО1 и его представитель ФИО2 в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивали по доводам, изложенным в исковом заявлении, просили исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представители ответчика ФИО3 и ФИО4 в судебном заседании возражали против удовлетворения требований, представили письменные возражения.

Суд, выслушав истца и его представителя, представителей ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

По смыслу ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам ч. 6 ст. 159 Жилищного Российской Федерации, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (ч. 1 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники помещений (ч. 2 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей. Состав членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма определяется в соответствии со ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, членов семьи собственника - в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 7 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с предписанием ч. 7 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).

Размер субсидии определяется уполномоченным органом по соответствующим формулам, указанным в п. 23, 24 и 25 Правил, в зависимости от среднедушевого дохода семьи по отношению к прожиточному минимуму, установленному органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме.

В соответствии со ст. 7 указанного Федерального закона доходы каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина учитываются до вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 34 Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".

Порядок исчисления совокупного дохода семьи получателя субсидии урегулирован разделом V Правил, пункты 32 - 35 которого содержат перечень видов доходов граждан, как учитываемых, так и не учитываемых при исчислении совокупного дохода семьи или одиноко проживающего гражданина, в целях предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Среднемесячный доход каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина определяется путем деления суммы его доходов, полученных в течение расчетного периода, на количество месяцев этого расчетного периода, в течение которых он имел данные доходы (п. 37 постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761).

Во исполнение Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" утвержден прилагаемый перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.

Пунктом первым Постановления утвержден прилагаемый перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.

Согласно подпункту ж пункта 1 названного перечня при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе: доходы по акциям и другие доходы от участия в управлении собственностью организации.

Согласно п. 1 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 Кодекса.

Пунктом 3 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13 процентов, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 - 221 Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 221 Налогового кодекса Российской Федерации при исчислении налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 Кодекса право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики, указанные в п. 1 ст. 227 Кодекса, в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что ФИО1 26.07.2021 обратился в ГОКУ «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» с заявлением на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Решением ГОКУ «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» №1176/17 от 06.08.2021 ФИО1. отказано в предоставлении субсидии по причине того, что расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не превышают сумму, эквивалентную максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе (субсидия по расчету имеет отрицательную величину).

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Отказывая в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ответчик указал, что доход истца за период с июля по декабрь 2020 года состоит из пенсии в сумме 158 065 рублей 08 копеек и дохода от продажи ценных бумаг в декабре 2020 года в сумме 206 000 рублей, всего доход составил 364 065 рублей 08 копеек. Среднемесячный доход за шесть месяцев составил 60 677 рублей 51 копейку.

Поскольку при расчете показано, что расходы ФИО1 на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (субсидия по расчету имеет отрицательную величину), суд приходит к выводу об обоснованности вывода ответчика об отсутствии оснований для предоставления истцу субсидии.

Доводы истца о том, что ответчиком неверно рассчитан его доход, указывая, что им понесены расходы на приобретение ценных бумаг, при этом налоговая база для расчет налога составляет 4 731 рубль 24 копейки, и именно она должна быть включена в расчет общего дохода, следовательно, фактический доход за период с июль-декабрь 2020 года составляет 162 796 рублей 24 копейки, а ежемесячный доход составляет 27 132 рубля 71 копейка, отклоняются судом.

Как указано в пункте 7 статьи 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации, доходами по операциям с ценными бумагами признаются доходы от реализации (погашения) ценных бумаг, полученные в налоговом периоде.

Доход, полученный от реализации акций или иных ценных бумаг, находящихся в собственности гражданина, облагается налогом на доходы физических лиц (подпункт 5 пункта 1, подпункт 5 пункта 3 статьи 208, статья 209, пункт 17.2 статьи 217, пункт 2 статьи 284.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Расходами по операциям с ценными бумагами и расходами по операциям с производными финансовыми инструментами признаются документально подтвержденные и фактически осуществленные налогоплательщиком расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг, с совершением операций с производными финансовыми инструментами, с исполнением и прекращением обязательств по таким сделкам (пункт 10 статьи 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации).

К таким расходам относятся:

- денежные суммы, а также иное имущество (имущественные права) в сумме расходов на их приобретение, уплачиваемые (передаваемые) эмитенту ценных бумаг или уплачиваемые (передаваемые) по договору купли-продажи ценных бумаг, договору мены ценных бумаг (подпункт 1).

- оплата услуг профессиональных участников, оказываемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также биржевыми посредниками и клиринговыми центрами (подпункт 3).

По общему правилу на налоговые вычеты уменьшить можно основную налоговую базу (подпункт 9 пункта 2.1, пункт 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с Приказом ФНС России от 10 сентября 2015 года N ММВ-7-11/387@ "Об утверждении кодов видов доходов и вычетов" к кодам вычетов, уменьшающих налоговую базу в соответствии со статьей 214.1 Налогового кодекса, относится код вычета "201" - расходы по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

При этом необходимо определять финансовый результат от реализации ценных бумаг, то есть уменьшить полученный доход на сумму расходов, понесенных в связи с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг, в том числе с исполнением и прекращением обязательств по таким сделкам (подпункт 3 пункта 2.1, пункт 2.3 статьи 210, пункты 12 - 13.5 статьи 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, налоговый вычет по налогам на доходы физических лиц - это сумма, которая уменьшает налоговую базу (величину облагаемого налога на доходы физически дохода).

Такое уменьшение приводит лишь к уменьшению суммы налога и об отсутствии дохода у физического лица за данный период не свидетельствует, что подтверждается в данном случае, прежде всего представленными истцом в материалы справками о доходах, где отражены суммы его дохода.

По смыслу положений вышеприведенных норм при определении размера среднедушевого дохода семьи принимаются во внимание только доходы каждого из членов семьи. При этом в законе указан перечень выплат, которые не принимаются во внимание при определении размера дохода, к которым расходы на осуществление предпринимательской деятельности не отнесены.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что доводы истца основаны на неверном применении и толковании норм права, поскольку налоговый вычет, в том числе под кодом "201", применяется в рамках общей системы налогообложения и правового значения для определения права заявителя на получение спорной субсидии не имеет.

Учитывая, что требования о взысканы расходов по оплате государственной пошлины, услуг представителя, услуг нотариуса производны от основного требования об обязании предоставить субсидию, в удовлетворении которого отказано, то основний для их удовлетворения у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к государственному областному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» об обязании предоставить субсидию, взыскании судебных расходов - отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий М.Г. Линчевская