РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 июля 2016 года г.Самара
Кировский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи: Рандиной О.В.,
при секретаре: Подколодной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4377/16 по иску ФИО1 к АО «Банк Русский Стандарт» об истребовании документов,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчику, мотивируя свои требования тем, что между ней и АО «Банк Русский Стандарт» был заключен договор № № на выпуск кредитной карты с лимитом. По условиям данного договора кредитор открыл текущий счет в рублях и обязался осуществлять его обслуживание. Истец же в свою очередь обязался возвратить кредитору полученные денежные средства и выплатить проценты за их использование на условиях, указанных в договоре. Как потребитель истец не обладает полной и достоверной информацией по кредитному договору. Выписка по лицевому счету необходима ей для выявления незаконно удержанных штрафов, неустоек, комиссий, а также для расчета процентов за пользование чужими денежными средствами. ДД.ММ.ГГГГ ею в адрес ответчика была направлена претензия об истребовании копий документов по кредитному делу заемщика, в число которых входят- копия договора на выпуск кредитной карты, копия приложений к договору на выпуск кредитной карты, расширенная выписка по лицевому счету ввиду их отсутствия у заемщика. Однако по состоянию на сегодняшний день ответа на претензию истец не получил. Просит суд обязать АО «Банк Русский Стандарт» предоставить истцу копии документов по кредитному делу, а именно копию договора на выпуск кредитной карты, копию приложения к договору на выпуск кредитной карты; копию графика платежей, расширенную выписку по лицевому счету с момента заключения договора на момент подачи иска в суд. Рассмотреть дело в отсутствие истца.
В судебное заседание истец не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие истца ФИО1.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о дате и месте судебного заседания, представил суду возражения на иск, где просил в иске ФИО1 отказать и дело рассмотреть в отсутствие их представителя.
Проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в банк с заявлением о заключении с ней договора о карте № № на условиях, изложенных в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, условиях о предоставлении и обслуживании карт «Русский Стандарт» и тарифах по картам «Русский Стандарт». ФИО1 просила банк выпустить на ее имя банковскую карту; открыть ей банковский счёт, используемый в рамках договора о карте, в том числе для совершения операций с использованием карты; для осуществления операций по счету, сумма которых превышает остаток денежных средств на счете, установить ей лимит и осуществлять в соответствии со статьей 850 ГК РФ кредитование счета.
Согласно ст. 819 Гражданского кодекса РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
В соответствии со статьей 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, частности, цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы (п. 2).
Предъявляя к банку исковые требования о предоставлении копий документов по кредитному делу, истец ссылался на приведенную норму, указывая, что данная информация должна быть предоставлена ему бесплатно, а не предоставление информации о состоянии его лицевого счета является нарушением п. 1 ст. 10 приведенного Закона.
Суд считает, что положения ст. 10 ФЗ Закона РФ "О защите прав потребителей" касаются получения достоверной информации при выборе услуги, в тоже время истец в иске просит истребовать у банка копии документов, касающихся уже заключенного договора и исполнения услуги по кредитному договору.
Более того, истец в исковом заявлении указал, что лично заключил с ответчиком договор, при этом не привел ссылок на доказательства того, что ему не были выданы или было отказано в выдаче всех документов по кредитному договору, в том числе графика платежей, либо отказано в ознакомлении с условиями по карте, а также тарифов по карте.
В силу ст. 35 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
В соответствии с ч. 1 ст. 5, ч. 2 ст. 9 ФЗ от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
В силу п. 2 ст. 857 Гражданского кодекса РФ банк гарантирует тайна банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайна, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также предоставлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.
Аналогичные положения содержатся и в ст. 26 Федерального закона РФ "О банках и банковской деятельности", согласно которой кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайна об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайна об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.
При этом, законом установлена ответственность за разглашение банком (то есть передачу иным лицам) указанной информации, составляющей в силу ст. 857 Гражданского кодекса РФ банковскую тайна.
Учитывая прямое требование закона, кредитный договор, приложения к нему, график платежей, выписка по лицевому счету, содержащие информацию о банковском счете, операций по нему и сведений о клиенте, могут быть предоставлены банком только самой ФИО1, либо ее представителю при предъявлении документов, удостоверяющих личность и полномочия (в случае обращения представителя заемщика), что предполагает непосредственное обращение указанных лиц в отделение банка.
Соблюдение предусмотренной законом процедуры проверки обращения о выдаче соответствующих документов, позволяющей идентифицировать заявителя, является необходимым условием обеспечения сохранности и гарантии банковской <данные изъяты>. Банк в целях защиты банковской тайна обязан проверить и идентифицировать поданые в банк заявления.
Истец указывает, что им в адрес ответчика 07.08.2015г. была направлена претензия, которая приложена им к материалам дела (л.д. 5). Вместе с тем, ответчиком суду так же предоставлена копия претензии истца, датированная тем же числом, при этом визуально подписи, выполненные якобы самой ФИО1 в указанных претензиях, а так же почерк, которым они выполнены, отличаются между собой, а в качестве приложения к претензии указана копия паспорта, копия же доверенности какого-либо представителя, не прилагалась, тогда как из представленного истцом в суд списка внутренних почтовых отправлений от 10.08.2015г. (л.д. 8) видно, что отправителем претензии является ООО «Эскалат», место отправления г. Казань, местом жительства истца же указано - г. Самара. Следовательно, достоверных доказательств, подтверждающих факт направления указанной претензии лично истцом или его представителем по доверенности в адрес банка, суду не представлено. Согласно письменным пояснениям ответчика заявление от имени истца, подписано и направлено ООО «Эскалат» без предоставления документов, подтверждающих право быть представителем клиента, банк в письменном ответе от 01.09.2015г. № РС-М0318/81461 предложил истцу обратиться в любое отделение банка лично в целях получения сведений, составляющих банковскую <данные изъяты>. Между тем, истец так и не обратился в банк лично или через представителя в целях надлежащей идентификации лица, требующего предоставить сведения, составляющие банковскую <данные изъяты>. Какие-либо иные обращения ФИО1 в банк не поступали. В банк не поступало от истца/его представителя надлежащим образом оформленное (позволяющее проведение идентификации клиента) заявление о предоставлении копий/дубликатов кредитного договора и приложений к нему, а также выписки по счету.
Таким образом, суд приходит к выводу, что указанный способ истребования истцом документов у банка, не позволял последнему идентифицировать личность заявителя, поскольку соблюдение процедуры идентификации личности клиента, обратившегося с заявлением о выдаче соответствующих документов, является необходимым условием обеспечения и гарантией банковской <данные изъяты>.
В соответствии с п. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.
Таким образом, доказательств, свидетельствующих о совершении ответчиком действий, нарушающих права истца как потребителя банковских услуг, и повлекших для истца неблагоприятные последствия, в материалах дела не содержится. Доказательств того, что право истца на получение информации по кредиту, гарантированное положениями ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей", нарушено ответчиком, суду не представлено. Факта обращения истца к ответчику с требованием о предоставлении документов по договору, которое ответчик проигнорировал либо ответил на него отказом, не установлено.
Доказательств обращения самой ФИО1 либо ее уполномоченного представителя в Банк за предоставлением информации, составляющей банковскую тайна, в материалах дела не имеется.
Документы, представленные истцом в подтверждение направления в адрес ответчика надлежащим образом оформленной претензии, не являются допустимыми доказательствами, свидетельствующих о нарушении ответчиком прав истца, иных документов суду не представлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске ФИО1 к АО «Банк Русский Стандарт» об истребовании документов отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самары в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено: 18.07.2016г.
Председательствующий: О.В. Рандина
Решение вступило в законную силу: