Дело №2-4378/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г.Волгограда в составе:
председательствующего судьи – Полянского О.А.,
при секретаре судебного заседания – Отришко Ю.Н.,
с участием представителя истца – ФИО1, представителей ответчика ООО «Концессии теплоснабжения» - ФИО2, ФИО3, представителя ответчика администрации Волгограда – ФИО4, представителя ответчика департамента муниципального имущества администрации Волгограда – ФИО5 и представителя ответчика МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство» - ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 ноября 2018 года в городе Волгограде гражданское дело по иску ФИО6 к ООО «Концессии теплоснабжения», администрации Волгограда, департаменту муниципального имущества администрации Волгограда, МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство», ООО УК «ЖКХ Дзержинского района г.Волгограда», Нижне-Волжскому управлению Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору, Управлению Росреестра по Волгоградской области о признании сделок недействительными, деятельности незаконной, признании незаконным требований об оплате услуг и применении последствий недействительности сделок,
установил:
Истец обратился в суд с иском к ответчикам с вышеуказанными требованиями.
Исковые требования мотивированы тем, что 22.09.2016 между Администрацией г.Волгограда, МУП «ВКХ» и ООО «Концессии теплоснабжения» заключена сделка о передачи по Концессионному соглашению объектов теплоснабжения, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем г.Волгограда.
В соответствии с п. 4.4 указанного Концессионного соглашения и распоряжения Администрации г.Волгограда №77-рот 12.02.2014, Департамент муниципального имущества Администрации г.Волгограда по акту приема-передачи от 28.09.2016 предал ООО «Концессии теплоснабжения» объекты теплоснабжения, тепловые сети, центральные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем города.
Указанная сделка является недействительной (ничтожной), т.к. нарушает требования действующего законодательства, предусмотренного главой 53, статьями 1012-1026 Гражданского кодекса Российской Федерации. В рассматриваемом случае мог быть заключен договор доверительногоуправления. Договор доверительного управления недвижимым имуществом и передача недвижимого имущества в доверительное управление подлежит государственной регистрации в том же порядке, что и переход права собственности на это имущество. Однако такой договор заключен не был.
В настоящее время ООО «Концессии теплоснабжения» не обладает правом владения и пользования тепловым хозяйством г.Волгограда, и, следовательно, не обладает правом предъявления истцу каких-либо требований на оплату услуг по поставке тепловой энергии, горячей воды, тем более переуступать данное требование кому-либо.
Помимо этого, сама передача вышеуказанного имущества произведена с грубым нарушением действующего законодательства, свою деятельность ООО «Концессии теплоснабжения» осуществляет в отсутствии необходимого пакета разрешительной документации.
На основании изложенных обстоятельств, истец просила признать недействительным сделку по передачи по Концессионному соглашению от 22.09.2016объектов теплоснабжения, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем г.Волгограда между Администрацией г.Волгограда, МУП «ВКХ» и ООО«Концессии теплоснабжения» сроком на 30 лет.
Признать недействительным сделку по заключенному договору от 01.01.2017 между ООО «УК ЖКХ Дзержинского района г.Волгоград» и ООО «Концессии теплоснабжения» на поставку коммунального ресурса, теплоснабжения и горячего водоснабжения с условием расчетного обслуживания №007584, а также обязательства права уступки требования (цессии) между сторонами в счет оплаты задолженности передачи права требований с потребителей задолженности за оказанные коммунальные услуги.
Признать незаконной коммерческую деятельность ООО «Концессии теплоснабжения» на территории г.Волгограда без правоустанавливающих документов(договора доверительного управления согласно гл.53 ГК РФ ) и разрешительных документов (гослицензия «Ростехнадзора»), как не соответствующей действующему законодательству Российской Федерации.
Признать незаконной выставление платежных документов за услуги ЖКУ за отопление и горячее водоснабжение с 30.09.2016 от ООО «Концессии теплоснабжения» истцу, как собственнику жилого помещения – квартиры №... дома №... по ул.....
Применить последствия недействительности ничтожности сделки в виде возврата муниципальной собственности Департаменту муниципального имущества г.Волгограда объектов теплоснабжения, тепловых сетей, центральных систем горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем г.Волгограда.
В дальнейшем истец требования неоднократно уточняла, в итоге просит признать недействительной сделку, по передачи по концессионному соглашению от 22.09.2016 объектов теплоснабжения, тепловых сетей централизованных систем горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем г.Волгограда между администрацией г.Волгограда, МУП «ВКХ» и ООО «Концессии теплоснабжения» сроком на 30 лет.
Признать недействительным сделку по заключенному договору от 01.01.2017 между ООО «УК ЖКХ Дзержинского района г.Волгоград» и ООО «Концессии теплоснабжения» на поставку коммунального ресурса, теплоснабжения и горячего водоснабжения с условием расчетного обслуживания №007584, а также обязательства права уступки требования (цессии) между сторонами в счет оплаты задолженности передачи права требований с потребителей задолженности за оказанные коммунальные услуги.
Признать незаконной коммерческую деятельность ООО «Концессии теплоснабжения» на территории г.Волгограда без правоустанавливающих документов (договора доверительного управления городским имуществом согласно гл.53 ГК РФ) и разрешительных документов (государственной лицензии «Ростезнадзора») как не соответствующих действующему законодательству Российской Федерации.
Признать незаконным выставление платежных требований (документов) за услуги ЖКУ за отопление и горячее водоснабжение с 30.09.2016 от ООО « Концессии теплоснабжении»жителям г.Волгограда и истцу, как собственнику жилого помещения - квартиры №... дома №... по ....
Применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде возврата муниципальной собственности департаменту муниципального имущества г.Волгоград объектов теплоснабжения, тепловых сетей, центральных систем горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем г.Волгограда.
Истец в судебное заседание не явилась, доверила участие в деле своему представителю.
Представитель истца в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении. Дополнительно обосновал заявленные требования тем, что со стороны ответчиков имеет место быть злоупотребление правом. В связи с этим, с учетом положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, это обстоятельство также является основанием для удовлетворения требований истца.
Представители ответчиков ООО «Концессии теплоснабжения», администрации Волгограда, департамента муниципального имущества администрации Волгограда и МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство» в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, считают их необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
Другие стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с этим, суд посчитал возможным рассмотреть дело без их участия.
Представитель ответчика Управления Росреестра по Волгоградской области суду представил письменные возражениям, согласно которым просит в удовлетворении исковых требований, заявленных к Управления Росреестра по Волгоградской области отказать в полном объеме.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ст.168 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Порядок заключения концессионного соглашения не регламентируется главой 53 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, предусмотрены статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», которая содержит закрытый перечень оснований перехода прав на муниципальные объекты теплоснабжения, а именно: договор аренды; концессионное соглашение; реализация в процедуре банкротства (как исключительный случай); приватизация (как исключительный случай).
Договор доверительного управления не входит в данный закрытый перечень.
В соответствии с п. 3 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 №115-ФЗ концессионное соглашение являемся договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения.
Обязанности концессионера при исполнении концессионного соглашения установлены ст. 8 Федерального закона от 21.07.20105 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
В соответствии с пп. 4 п.2 ст. 8 Федерального закона от 21.07.2015 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, концессионер обеспечивает возможность получения потребителями соответствующих товаров, работ, услуг.
Исходя из положений ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации исполнитель коммунальных услуг является кредитором в обязательстве внесения платы за потребленные коммунальные услуги и одновременно должником в обязательстве предоставления услуг собственникам или нанимателям.
В силу положений п. 1 ст. 382 Гражданского кодекса Российской Федерации право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.
Согласно п. 2 ст. 382 Гражданского кодекса Российской Федерации для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором.
В судебном заседании установлено, что между администрацией Волгограда (Концедент), МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство» (Предприятие) и ООО «Концессии теплоснабжения» (Концессионер) заключено концессионное Соглашение от 22.09.2016 в отношении системы коммунальной инфраструктуры, находящейся в собственности муниципального образования городской округ город-герой Волгоград.
Из предмета концессионного Соглашения следует, что Концессионер обязуется за свой счет в порядке, в сроки и на условиях, установленных настоящим Соглашением осуществлять, теплоснабжение и горячее водоснабжение потребителей с использованием объекта Соглашения и имущества, принадлежащего Концеденту на праве собственности, образующего единое целое с объектом Соглашения и (или) предназначенного для использования в целях создания условий осуществления Концессионером деятельности, предусмотренной в пункте 1.1. настоящего Соглашения (подпункт «б» пункта 1.1. концессионного Соглашения), а Концедент обязуется предоставить Концессионеру на срок, установленный настоящим Соглашением права владения и пользования объектом Соглашения и иным имуществом для осуществления указанной деятельности.
Объектом концессионного соглашения является система коммунальной инфраструктуры, а именно объекты теплоснабжения, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения, отдельные объекты таких систем, предназначенные для осуществления Концессионером деятельности, указанной в пункте 1.1. настоящего Соглашения.
Состав и описание объектов имущества приведены в Приложении № 1 к данному Соглашению. Срок действия концессионного соглашения определен с даты его подписания, т.е. 22.09.2016, и до 31.12.2045 (пункт 3.1. концессионного Соглашения).
В соответствии с пунктом 6 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 № 190 «О теплоснабжении», пунктом 5 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 07.12.2011 № 416 «О водоснабжении водоотведения», пунктом 4.4 Концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры, находящейся в собственности муниципального образования городской округ город-герой Волгоград от 22.09.2016 и распоряжения Администрации Волгограда от 12.02.2014 № 77-р Департамент муниципального имущества Администрации Волгограда по акту приема-передачи от 28.09.2016 передал ООО «Концессии теплоснабжения» объекты теплоснабжения, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем.
Государственная регистрация прав владения и пользования Концессионера объектами недвижимого имущества осуществлена 30.09.2016.
Пункты 5.30 и 5.31 Соглашения предусматривают, что концессионер обязан использовать (эксплуатировать) объекты Соглашения в целях осуществления деятельности, указанной в пункте 1.1 настоящего Соглашения и не прекращать (не приостанавливать) деятельность, указанную в пункте 1.1 настоящего Соглашения, без согласия Концедента, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Осуществляя свою деятельность ООО «Концессии теплоснабжения», как ресурсоснабжающая организация, заключает договора ресурсоснабжения на поставку теплоснабжения и/или горячего водоснабжения с условием расчетного обслуживания с соответствующими Исполнителями коммунальных услуг (Управляющими компаниями, ТСЖ).
Условия данных договоров предусматривают обязанность заключения договоров уступки права требования (цессии), в соответствии с которым Исполнители коммунальных услуг в счет оплаты задолженности по договору теплоснабжения и горячего водоснабжения передают ООО «Концессии теплоснабжения» право требования задолженности за оказанные коммунальные услуги (отопление и горячее водоснабжение) с потребителей, образовавшейся за соответствующий период действия договора.
Учитывая отсутствие оснований, предусмотренных в пункте 12 Правил № 124, при наличии которых исполнитель вправе отказаться от заключения договора, ресурсоснабжающая организация вправе требовать заключения соответствующего договора с управляющей организацией, на которую как на исполнителя возложена обязанность по предоставлению коммунальных услуг потребителям.
Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору ООО «Концессии теплоснабжения» выдана лицензия №ВХ-390-14863 от 29.06.2017 на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности, в Приложении к которой поименованы места осуществления лицензируемого вида деятельности.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами по делу, а именно копиями: переписки истца с ответчиками и надзирающими, контролирующими органами; платежными документами на имя истца; решения Волгоградской городской думы от 15.07.2015 № 32/1009 «О даче согласия администрации Волгограда и МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство» на заключение и передачу по концессионному соглашению объектов теплоснабжения, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем»;решения Волгоградской городской думы от 27.04.2016 № 43/1271 «О внесении изменений в решение Волгоградской городской Думы от 15.07.2015 № 32/1009 «О даче согласия администрации Волгограда и МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство» на заключение и передачу по концессионному соглашению объектов теплоснабжения, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем»;постановления Администрации Волгограда от 01.06.2016 № 803 «О проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры (объекты теплоснабжения, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения, отдельные объекты таких систем), находящейся в собственности муниципального образования городской округ город-герой Волгоград и заключении концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры (объекты теплоснабжения, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения, отдельные объектытаких систем), находящейся в собственности муниципального образования городской округ город-герой Волгоград»; постановления Администрации Волгограда от 16.09.2016 № 1425 «О принятии решения о заключении концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры (объекты теплоснабжения, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения, отдельные объекты таких систем), находящейся в собственности муниципального образования городской округ город-герой Волгоград, с обществом с ограниченной ответственностью «Концессии теплоснабжения»;банковской гарантии от 21.09.2016 № 02-6-3/09/044-1/16; акта приема-передачи банковской гарантии обеспечения исполнения соглашения от 22.09.2016; концессионного соглашения от 22.09.2016 в отношении системы коммунальной инфраструктуры (объекты теплоснабжения, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения, отдельные объекты таких систем), находящейся в собственности муниципального образования городской округ город-герой Волгоград; актов приема-передачи имущества по концессионному соглашению №№ 1, 2, 3, 4 от 28.09.2016;решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 13.08.2016 № 05-13/5065 о даче согласия на заключение концессионного соглашения; ходатайства МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство» о даче согласия на совершение сделки от 03.08.2016 № ВКХ/7775-16; паспорта готовности к отопительному периоду 2017/2018 гг.; акта проверки готовности к отопительному периоду 2017/2018 гг. от 12.10.2017; акта о результатах контроля за исполнением концессионного соглашения за 2016 г. от 03.07.2017; акта о результатах контроля за исполнением концессионного соглашения за 2017 г. от 10.08.2018; лицензии на осуществление эксплуатации взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности; выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25.10.2016 № 34/001/001/2016-17274; кадастрового паспорта сооружения «тепловые сети и централизованные системы горячего водоснабжения ООО «Теплогенерирующая компания»; технического плана сооружения «тепловые сети и централизованные системы горячего водоснабжения ООО «Теплогенерирующая компания»;договора от 05.10.2016 № 14/тэр-16 о поставке энергетических ресурсов между ООО «Концессии теплоснабжения» и ООО «Теплогенерирующая компания»; договора теплоснабжения и горячего водоснабжения от 01.01.2017 № 007584 между ООО «Концессии теплоснабжения» и ООО «УК ЖКХ Дзержинского района»; договора от 30.04.2017 № 007584-ц уступки права требования; договора от 31.01.2017 №006352-ц уступки права требования; бухгалтерского баланса; выпиской из ЕГРП.
В соответствии со ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценивая представленные суду доказательства, с учетом требований ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что заявленные истцом требования основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и не подлежат удовлетворению.
Истец ошибочно полагает, что концессионное соглашение от 22.09.2016, заключенное между администрацией Волгограда, МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство» и ООО «Концессии теплоснабжения» является недействительной (ничтожной) сделкой.Правовых оснований для признания данной сделки недействительной (ничтожной) у суда не имеется. Следовательно, не имеется правовых оснований для применения последствий недействительности ничтожной сделки в виде возврата муниципальной собственности департаменту муниципального имущества г.Волгоград объектов теплоснабжения, тепловых сетей, центральных систем горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем г.Волгограда.
Также с учетом вышеприведенных правовых норм и установленных судом обстоятельств, ошибочны доводы истца о том, что недействительна сделка между ООО «УК ЖКХ Дзержинского района г.Волгоград» и ООО «Концессии теплоснабжения» на поставку коммунального ресурса, теплоснабжения и горячего водоснабжения с условием расчетного обслуживания, а также обязательства права уступки требования (цессии) между сторонами в счет оплаты задолженности передачи права требований с потребителей задолженности за оказанные коммунальные услуги.
Правовых оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным выставление платежных требований (документов) за услуги ЖКУ за отопление и горячее водоснабжение с 30.09.2016 от ООО « Концессии теплоснабжении» жителям г.Волгограда и истцу, как собственнику жилого помещения - <...> не имеется.
Ни одного доказательства, указывающего на то, что коммерческая деятельность ООО «Концессии теплоснабжения» на территории г.Волгограда является незаконной, осуществляется без правоустанавливающих документов и разрешительных документов, суду не представлено.
Утверждения стороны истца о наличии факта злоупотребления ответчиками своими правами в ходе судебного разбирательства своего подтверждения не нашли.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении исковых требований ФИО6 к ООО «Концессии теплоснабжения», администрации Волгограда, департаменту муниципального имущества администрации Волгограда, МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство», ООО УК «ЖКХ Дзержинского района г.Волгограда», Нижне-Волжскому управлению Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору, Управлению Росреестра по Волгоградской области о признании сделок недействительными, деятельности незаконной, признании незаконным требований об оплате услуг и применении последствий недействительности сделок.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца через Центральный районный суд г.Волгограда.
Судья-подпись О.А. Полянский