Дело № 2-437/13РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Камышинский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Холод А.Ю.,
при секретаре Коломейцевой А.П.,
с участием прокурора Ларина А.А.,
представителей заявителя ФИО1,
ФИО2,
представителя Камышинской гор. Думы ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО4 о признании незаконными действия и бездействия Камышинской городской Думы, признании незаконным Постановления Камышинской городской Думы от 15.11.2012 года за № 8/68 «О проверке соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 5 Закона Волгоградской области «О местном референдуме в Волгоградской области», возложении на Камышинскую городскую Думу обязанности устранения в полном объеме допущенных вышеуказанным Постановлением нарушений действующего законодательства, прав и свобод граждан, препятствий к осуществлению гражданами их конституционных прав и свобод,
У С Т А Н О В И Л:
11.10.2012 г. в г. Камышине Волгоградской области, в помещении находящемся по ул. Комсомольской д. 48 «б», было проведено собрание инициативной группы граждан по выдвижению инициативы о проведении местного референдума с постановкой следующего вопроса: «Поддерживаете ли Вы отзыв Главы городского округа - город Камышин ФИО5 избирателями?».
Всеми присутствующими членами инициативной группы, единогласно, было принято решение о выдвижении инициативы о проведении местного референдума с постановкой вышеуказанного вопроса.
Так же, собранием указанной группы ФИО4 был избран лицом, уполномоченным действовать от имени инициативной группы на территории городского округа - город Камышин по всем вопросам, связанным с проведением референдума.
11.10.2012 г. в Территориальную избирательную комиссию г. Камышин было направлено ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума с вопросом об отзыве Главы городского округа - г. Камышин.
26.10.2012 г. Территориальная избирательная комиссия г. Камышина направила в Камышинскую городскую Думу ходатайство о регистрации вышеуказанной инициативной группы по проведению местного референдума.
15.11.2012 года Камышинской городской Думой было вынесено постановление за № 8/68 «О проверке соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 5 Закона Волгоградской области «О местном референдуме в Волгоградской области», в резолютивной части которого, было указано на несоответствие предлагаемого для вынесение на местный референдум вопроса нормам действующего федерального и областного законодательства.
Полагая данное постановление необоснованным и незаконным, ФИО4, в интересах себя и инициативной группы по проведению местного референдума, обратился в суд с заявлением, в котором просит:
Признать незаконным действие Камышинской городской Думы, выразившееся в принятии правового акта в форме Постановления Камышинской городской Думы от 15.11.2012 г. за № 8/68 «О проверке соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьи 5 Закона Волгоградской области «О местном референдуме в Волгоградской области».
Признать незаконным бездействие Камышинской городской Думы, выразившееся в непринятии нормативно - правового акта Камышинской городской Думы в форме решения, дающего правовую оценку соответствию вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, а именно вопросу: «Поддерживаете ли Вы отзыв Главы городского округа - город Камышин ФИО5 избирателями?», требованиям действующего законодательства.
Признать незаконным Постановление Камышинской городской Думы от 15.11.2012 г. за № 8/68 «О проверке соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьи 5 Закона Волгоградской области «О местном референдуме в Волгоградской области».
Возложить на Камышинскую городскую Думу обязанность устранения в полном объеме допущенных вышеуказанным Постановлением Камышинской городской Думы от 15.11.2012 г. за № 8/68 «О проверке соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" нарушений действующего законодательства Российской Федерации, законодательства Волгоградской области, Устава городского округа - город Камышин, конституционного права на проведение и участие в местном референдуме граждан Российской Федерации зарегистрированных на территории муниципального образования городской округ - город Камышин, препятствий к осуществлению ими их конституционных прав и свобод.
Требования мотивированы тем, что по мнению заявителя указанный правовой акт, вынесенный Камышинской городской Думой, грубо нарушает действующее федеральное и областное законодательство, конституционные, избирательные права и свободы граждан Российской Федерации проживающих на территории городского округа - город Камышин. Более того, оно не соответствует и нарушает требования Устава городского округа - город Камышин, как акта высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеющего прямое действие и обязательного для исполнения на всей территории городского округа.
Так, постановление Камышинской городской Думы за № 8/68 от 15.11.2012 года конкретно указывает на то, что вопрос отзыва главы муниципального образования не является вопросом местного значения. При этом приводится ссылка на то, что Устав городского округа - город Камышин и ФЗ № 131 - ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержат исчерпывающий перечень вопросов местного значения. Данная правовая позиция, по мнению заявителя, является юридически не верной и не соответствующей положениям Конституции Российской Федерации, Устава городского округа - город Камышин, ФЗ № 131 - ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Волгоградской области № 222 - ОД от 16.11.1998 года «О местном референдуме Волгоградской области».
Ссылаясь на ч. 3 статьи 3, ч. 2 статье 130 Конституции РФ, Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 24), Закон Волгоградской области № 222 - ОД от 16.11.1998 года «О местном референдуме Волгоградской области», а также ст. 9 п. 1, ст. 10, ст. 11, ст. 13, ст. 27 п. 5 Устава городского округа - город Камышин, полагает, что вопрос отзыва главы муниципального образования городского округа - город Камышин является вопросом местного значения.
Вторым доводом за незаконность оспариваемого постановления, согласно заявления, является то, что предложенный вопрос местного референдума: «Поддерживаете ли Вы отзыв Главы городского округа - город Камышин ФИО5 избирателями?», по мнению заявителя, соответствует нормам действующего законодательства, в то время, как Дума усматривает его неконкретность. Вопрос, по мнению заявителя, соответствует критерию исключения возможности его множественного толкования в силу того, что гражданин будет иметь возможность ответить на него только в бинарном варианте. При проставлении отметки в поле бюллетеня «ДА» - волеизъявление выражено за отзыв Главы городского округа. При проставлении отметки в поле бюллетеня «НЕТ» - волеизъявление выражено против отзыва Главы городского округа, а в соответствии с ст. 13 ч. 3 Устава городского округа - город Камышин, при волеизъявлении на референдум не менее половины избирателей зарегистрированных на территории городского округа за отзыв Главы городского округа - Глава будет отозван с выборной должности Главы городского округа.
Третьим доводом к отмене оспариваемого постановления, является то, что постановление Камышинской городской Думы от 15.11.2012 г. за № 8/68 «О проверке соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 5 Закона Волгоградской области «О местном референдуме в Волгоградской области», не соответствует и грубо нарушает нормы действующего законодательства, а именно нормы Устава городского округа - город Камышин, Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Волгоградской области № 222 - ОД от 16.11.1998 года «О местном референдуме Волгоградской области», т.к. правовые отношения, регулирование которых отражено в вышеуказанном Постановлении относимы к вопросу проведения местного референдума по отзыву главы городского округа - город Камышин и таким образом, к участию в нем всех граждан Российской Федерации проживающих на территории городского округа - город Камышин. Полагает, что вышеуказанное Постановление является правовым актом Камышинской городской Думы затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, повлекшим юридически значимые последствия. Постановление вступило в силу 15 ноября 2012 года, со дня его принятия и подписания Председателем, то есть без элементов его опубликования или обнародования. Однако, считает, что правовые акты Камышинской городской Думы затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны выноситься форме нормативно - правового акта. Из чего делает вывод, что правовой акт Камышинской городской Думы от 15.11.2012 г. за № 8/68, принятый в форме Постановления, напрямую и непосредственно относимый к вопросу проведения местного референдума, затрагивающий права, свободы и обязанности человека и гражданина определённых ст. 32 Конституция Российской Федерации, вступивший в силу со дня его принятия, является незаконным, т.к. положения Устава закрепляют в компетенции Думы принятие правового акта о местном референдуме исключительно в форме решения, т.е. нормативно - правового акта. Определение формы правового акта Думы, фактически определяет механизм его вступления в силу. То есть - или сразу после принятия (как в рассматриваемом случае), или после опубликования. Таким образом считает правовой акт Камышинской городской Думы от 15.11.2012 г. за № 8/68, принятый в качестве Постановления, является незаконным в силу несоответствия его правовой формы требованиям статьи 6 Закона Волгоградской области № 222 - ОД от 16.11.1998 года «О местном референдуме Волгоградской области», ст. 27 ч. 5 Устава городского округа - город Камышин, статье 15 ч. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. 43, 47 Федерального закон Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
ФИО4 просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представитель Камышинской городской думы заявленные требования не признал, указав, что доводы заявителя о том, что вопрос, предлагаемый инициативной группой для вынесения на местный референдум, относится к вопросам местного значения, не обоснованы и не основаны на нормах права. Местный референдум по вопросу отзыва главы городского округа проведен быть не может в силу прямого запрета закона.
Что касается вопроса неопределенности содержания постановления, а также формулировки вопроса, предлагаемого на референдум, и правовых последствий принятия вопроса, то при рассмотрении вопроса на заседании Камышинской городской Думы представитель инициативной группы (ФИО4) не дал пояснений по вопросу, предлагаемому на референдум. Не дал ответа на вопросы депутатов состоится ли в результате принятия вопроса, предлагаемого на референдум, отзыв. Кроме того, большинство депутатов сделали вывод, что на вопрос «поддерживаете ли Вы отзыв Главы городского округа ФИО5?» однозначно ответить нельзя, кроме того, в случае положительного голосования по данному вопросу на референдуме невозможно определить правовые последствия, так как «поддержка отзыва Главы» не является основанием для отзыва Главы городского округа.
Относительно формы вынесенного правового документа пояснил, что согласно Устава городского округа - город Камышин, а именно статьи 28 «Правовые акты Камышинской городской Думы», разделение на «решение» и «постановление» произведено именно на нормативные, то есть обязательные для исполнения на всей территории города, подписываемые Главой городского округа и ненормативные - правовые, носящий индивидуальный характер, подписываемые Председателем городской Думы. Определение Постановления, как акта, относящегося только к регулированию внутренней организации и формы деятельности Камышинской городской Думы в корне неверно, так как в форме Постановления принимаются те акты Камышинской городской Думы, которые в первую очередь не обладают признаками нормативности.
Вывод заявителя ФИО4 о том, что по процедуре проверки вопроса, выносимого на местный референдум Камышинской городской Думой должен был быть принят акт именно в форме решения не соответствует действительности и не основан на нормах права.
Территориальная избирательная комиссия просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Заслушав явившиеся в судебное заседание стороны, заключение прокурора, полагавшего постановление Думы по существу законным, однако в части неотнесения вопроса об отзыве Главы к вопросам местного значения необоснованным, исследовав материалы дела, суд находит заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, 26.10.2012 г. Территориальная избирательная комиссия г. Камышин направила в Камышинскую городскую Думу ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума по вопросу «Поддерживаете ли Вы отзыв Главы городского округа - город Камышин ФИО5 избирателями?».
В соответствии с протоколом№ 33 заседания Камышинской городской Думы от 15 ноября 2012 г., на заседании присутствовали 23 депутата, 15 приглашенных, представители СМИ. На повестке дня стоял вопрос о проверке соответствия указанного вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 5 Закона Волгоградской области «О местном референдуме в Волгоградской области». В процессе обсуждения выдвигалась точка зрения, что указанный вопрос вообще не может быть вынесен на референдум, депутатами высказана точка зрения о том, что предлагаемый вопрос не содержит однозначного толкования в части отзыва главы муниципального образования (например: отзыв поддерживаю, но голосовать за него не буду).
Депутаты решили: признать вопрос «Поддерживаете ли Вы отзыв Главы городского округа - город Камышин ФИО5 избирателями?», предлагаемый для вынесения на местный референдум, не соответствующим требованиям пунктов 3,6,1 статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и аналогичных положений пунктов 1, 2, 4 статьи 5 Закона Волгоградской области от 16 ноября 1998 года № 222-ОД «О местном референдуме в Волгоградской области».
№ ....
(2)">Голосовали:
за - 20 чел.;
против - 2 чел.;
воздержались - 1 чел.
Голосование по предложению ФИО4 о соответствии вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям закона:
№ .... (2)">Голосовали:
за - 1 чел.;
против - 20 чел.;
воздержались - 2 чел.
На основании принятого решения Думы 15.11.2012 г. вынесено постановление № 8/68, из прямого текста которого усматривается, что «вопрос «Поддерживаете ли Вы отзыв Главы городского округа - город Камышин ФИО5 избирателями?», предлагаемый для вынесения на местный референдум не является вопросом местного значения, содержит неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения, поскольку из вопроса не ясно, какие правовые последствия произойдут, если избиратели выразят свое мнение за или против поддержки за отзыв главы городского округа, произойдет ли само голосование (основания для проведения такого голосования указаны в статье 13 Устава городского округа - город Камышин)». Из постанавливающей части следует:
Признать вопрос «Поддерживаете ли Вы отзыв Главы городского округа - город Камышин ФИО5 избирателями?», предлагаемый для вынесения на местный референдум, не соответствующим требованиям пунктов 3, 6, 7 статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и аналогичных положений пунктов 1, 2, 4 статьи 5 Закона Волгоградской области от 16 ноября 1998 года № 222-ОД «О местном референдуме в Волгоградской области».
Направить настоящее постановление в Территориальную избирательную комиссию города Камышина.
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Фактически, суть заявления сводится к оспариванию обжалуемого постановления по следующим основаниям:
- не согласны с тем, что поставленный вопрос не является вопросом местного значения, который может быть вынесен на местный референдум;
- не согласны с тем, что вопрос не является конкретным;
- не согласны с облачением решения Думы в форму постановления, а соответственно - с его неопубликованием в СМИ и немедленным вступлением в законную силу.
При этом, заявление подано «в порядке ст.ст. 254 - 259,261 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст. 52 ч. 1 Закона Волгоградской области от 16.11.1998 г. «О местном референдуме в Волгоградской области», т.е. в рамках глав 25 - производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих и 26 - производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, по которым различен как порядок рассмотрения заявлений, так и сроки рассмотрения заявлений.
Рассматривая вопрос о том, по правилам какой главы надлежит рассматривать представленный спор, суд исходит из следующего.
В данном случае стоит вопрос по спору в связи с инициированием голосования по отзыву выборного должностного лица местного самоуправления.
На основании п.п. 1, 2 ст. 24 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2007 года голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом; основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования.
В силу п.п. 3, 8 ст. 12 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года, п.п. 1, 2 ст. 5 Закона Волгоградской области "О местных референдумах в Волгоградской области " N 222-ОД от 16.11.1998 года на местный референдум не могут быть вынесены вопросы, в частности, о досрочном прекращении полномочий органов местного самоуправления; на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения, к которым статьями 14, 15, 16 Федерального закона N 131-ФЗ не отнесен вопрос о досрочном прекращении главы муниципального образования.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах.
Под избирательной кампанией понимается деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то органа должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов (п. 19 ст. 2 Федерального закона N 67-ФЗ).
В то же время голосование по отзыву направлено на прекращение полномочий уже избранного должностного лица местного самоуправления или депутата, то есть находится за пределами избирательной кампании.
Кроме того, процедура голосования по отзыву не совпадает с процедурой инициирования и организации местного референдума, представляя собой специальную форму голосования.
Так, в силу положений ч. 1 и 2 ст. 24 Федерального закона N 131-ФЗ голосование по отзыву проводится в порядке, установленном федеральным законом и законом субъекта для проведения местного референдума, при том, что в целом процедура отзыва устанавливается уставом муниципального образования.
Из определения референдума (п. 53 ст. 2 Федерального закона N 67-ФЗ), а также из словосочетания "вопрос, выносимый на референдум" (ст. 36 настоящего Федерального закона) видно, что референдум представляет собой непосредственное голосование.
Поэтому в силу прямого указания закона (ч. 1 ст. 24 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года) к процедуре отзыва применяется только порядок голосования на местном референдуме (без учета норм о его инициировании и назначении), при том, что в целом процедура отзыва (включая стадии инициирования отзыва и назначения голосования по отзыву с указанием органа, правомочного назначить голосование по отзыву) не может быть установлена федеральным и (или) региональным законодательством и подлежит обязательной регламентации в уставе муниципального образования.
В связи с этим положения ряда норм законодательства о референдумах, например, об обязанности представительного органа местного самоуправления проверить соответствие вопроса, предлагаемого для голосования, требованиям закона, не применимы к спорам в связи с инициированием отзыва выборного должностного лица местного самоуправления.
К спорным правоотношениям положения ст. 9 (глава 2) Закона Волгоградской области "О местных референдумах в Волгоградской области " не применимы, порядок голосования установлен главой 7 названного Закона и, кроме того, применительно к процедуре отзыва на голосование можно вынести только один вопрос об отзыве и лишено всякого смысла проверять соответствие этого вопроса каким-либо требованиям.
Таким образом, голосование по отзыву выборного должностного лица местного самоуправления является самостоятельной и отличной от местного референдума формой непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления, а отзыв, представляющий собой меру ответственности за ненадлежащее исполнение уже избранными лицами возложенных на них обязанностей, не включен в систему избирательного права, являясь предметом права муниципального, в связи с чем споры в связи с отзывом избранного на муниципальных выборах лица подлежат рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ, которой определены соответствующие круг участников процесса и процессуальные сроки.
Кроме того, приведенные нормы права, в частности п.п. 3, 8 ст. 12 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года, п.п. 1, 2 ст. 5 Закона Волгоградской области "О местных референдумах в Волгоградской области " N 222-ОД от 16.11.1998 года, свидетельствуют о том, что на местный референдум не может быть вынесен вопрос о досрочном прекращении полномочий органов местного самоуправления, в том числе - и вопрос отзыва главы городского округа, а следовательно, уже только исходя из этого, поставленный инициативной группой вопрос обоснованно был признан несоответствующим для вынесения на местный референдум.
Рассматривая основания заявления, суд усматривает, что довод заявителя о том, что «городская Дума считает сам вопрос проведения местного референдума, не относимым к вопросам местного значения» является надуманным, ввиду того, что из обжалуемого постановления этого не усматривается. В постановлении идет речь о проверке предлагаемого для вынесения на местный референдум вопроса. Само по себе рассмотрение вопроса Думой прямо указывает на то, что указанный орган местного самоуправления исходит из того, что это находится в ее компетенции.
В тоже время, суд не может согласиться с позицией участвующего в рассмотрении дела представителя городской Думы о том, что вопрос, предлагаемый инициативной группой для вынесения на местный референдум, не относится к вопросам местного значения.
Статьей 12 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ установлено, что «на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения».
То, что по мнению представителя Думы, статья 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статья 5 Устава городского округа - город Камышин, содержат исчерпывающий перечень вопросов, относимых к вопросам местного значения, является не обоснованным, т.к. п. 39 ч. 1 ст. 5 Устава, к вопросам местного значения отнесены «иные вопросы местного значения, относимые к ведению городского округа Федеральным законом. Т.е. изложенный в Уставе перечень вопросов местного значения не является исчерпывающим.
В тоже время, право на отзыв выборного должностного лица прямо предусмотрено как Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", так и ст. 13 Устава городского округа - город Камышин. Из указанного и элементарной логики следует, что вопрос об отзыве главы городского округа является вопросом исключительно местного значения, т.к. очевидно, что он не может находиться в ведении субъекта РФ, или РФ в целом.
Одновременно суд находит, что по сути, в постановлении Думы верно указано, что вопрос об отзыве Главы городского округа не является вопросом, который может быть вынесен на местный референдум, ввиду того, что Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает, что на местный референдум не могут быть вынесены вопросы об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности». То есть местный референдум по вопросу отзыва главы городского округа проведен быть не может в силу прямого запрета закона.
Отсутствие такого запрета могло бы привести к использованию референдума, как института, подменяющего иные институты непосредственной демократии, либо как противовес представительной демократии.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в главе 5 в числе форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления выделяет две самостоятельные формы: местный референдум - статья 22 указанного Федерального закона, а также голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления - статья 24 того же Федерального закона. Аналогичные статьи содержаться и в Уставе городского округа - город Камышин: ст. 10 - «Местный референдум», ст. 13 - «Голосование по отзыву депутата, выборного должностного лица городского округа».
Каждая форма непосредственной демократии имеет собственное предназначение в системе народовластия, и реализация одной из них не должна препятствовать осуществлению других, необоснованно замещать их (Постановление Конституционного Суда РФ от 10 июня 1998 г. N 17-П).
Рассматривая доводы заявителя о несогласии с тем, что поставленный вопрос является неоднозначным, суд усматривает следующее.
В данном случае, трактовка сути вопроса носит субъективный характер. Как следует из исследованного в судебном заседании Протокола № 33 заседания Камышинской городской Думы, при рассмотрении вопроса представитель инициативной группы ФИО4 не дал пояснений по вопросу, предлагаемому на референдум, не дал ответа на вопросы депутатов, состоится ли в результате принятия вопроса, предлагаемого на референдум, отзыв Главы городского округа. Кроме того, большинство депутатов сделали вывод, что на вопрос «поддерживаете ли Вы отзыв Главы городского округа ФИО5?» однозначно ответить нельзя, кроме того, в случае положительного голосования по данному вопросу на референдуме невозможно определить правовые последствия, так как «поддержка отзыва Главы» не является основанием для отзыва Главы городского округа.
Таким образом, с учетом запрета на вынесение на местный референдум вопроса об отзыве Главы городского округа, предлагаемый инициативной группой вопрос может быть расценен, как вопрос направленный на удовлетворение обывательского интереса, ответ на который, по сути, правовых последствий не повлечет.
Относительно формы принятого Камышинской городской Думой правового акта, суд усматривает следующее.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в статье 43 «Система муниципальных правовых актов» установил, что в систему муниципальных правовых актов входят:
устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Согласно Устава городского округа - город Камышин, а именно статьи 28 «Правовые акты Камышинской городской Думы», по вопросам своей компетенции Камышинская городская Дума принимает нормативные правовые акты в форме решений, а также правовые акты в форме постановлений.
Решение - нормативно-правовой акт, устанавливающий правила, обязательные для исполнения на территории городского округа.
Постановление - правовой акт, носящий индивидуальный характер, регулирующий внутреннюю организацию и формы деятельности Камышинской городской Думы.
Суд согласен с позицией городской Думы, что такое разделение на «решение» и «постановление» предусмотрено Уставом в целях деления всех актов Камышинской городской Думы именно на нормативные, то есть обязательные для исполнения на всей территории города, подписываемые Главой городского округа и ненормативные - правовые, носящий индивидуальный характер, подписываемые Председателем городской Думы.
В обоснование своих требований, заявитель ссылается на:
- ст. 27 Устава, которая относит к компетенции Камышинской городской Думы, в том числе, принятие решения о проведении местного референдума;
- ст. 15 ч. 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которой орган местного самоуправления по существу вопроса, который может быть вынесен на местный референдум, принимает решение;
- ст. 6 Закона Волгоградской области № 222 - ОД от 16.11.1998 года «О местном референдуме Волгоградской области», содержащую аналогичные положения.
Заявитель полагает, что указанные положения закона предписывают форму нормативного акта, что по убеждению суда, является необоснованным.
Во-первых, все указанные нормы права говорят о решении по местному референдуму. Однако, как указывалось выше, в данном случае назначение референдума запрещено.
Во-вторых, указанные положения предписывают действия, а не форму правового акта (Дума должна рассмотреть вопрос и решить его судьбу).
Суд отвергает позицию заявителя относительно определение Постановления, как акта, относящегося только к регулированию внутренней организации и формы деятельности Камышинской городской Думы.
Как усматривается из Устава, предусмотрены только две формы постановлений Думы - решение для нормативно-правовых актов и постановление для остальных правовых актов, не обладающих признаком нормативности. Соответственно, в форме постановления принимаются те акты Камышинской городской Думы, которые в первую очередь не обладают признаками нормативности.
Вывод заявителя о том, что по процедуре проверки вопроса, выносимого на местный референдум Камышинской городской Думой должен был быть принят акт именно в форме решения не соответствует действительности и не основан на нормах права.
Согласно пункта 6 статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум, требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.
Процедура проверки вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум - это лишь промежуточный этап всей процедуры проведения местного референдума, заключительным этапом которого является назначение референдума представительным органом местного самоуправления. При этом, ни Федеральным законом №67-ФЗ, ни другими законодательными актами, ни Уставом городского округа - город Камышин не предусмотрено на этапе проверки на соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум вынесение документа именно в виде нормативного правового акта в форме решения.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 определено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений» (п.9).
Согласно Концепции системы классификации правовых актов Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 15.03.2000 №511 (в редакции от 28.06.2005) «О классификаторе правовых актов», нормативно-правовой акт - это правовой акт, который содержит правовые нормы, общие установления, рассчитанные, как правило, на длительное применение и распространяющиеся на неопределенный круг лиц. Нормативный акт, являясь предписанием общего значения, распространяет свое действие не на одно конкретное отношение, а на тот или иной вид общественных отношений.
Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.
Оспариваемый правовой акт Камышинской городской Думы не обладает перечисленными признаками нормативности. Это индивидуальный правовой акт, рассчитанный на однократное применение и адресованный определенному кругу лиц (членам инициативной группы). Для вступления его в силу публикации не требовалось.
Постановление вступило в силу в порядке, установленном Уставом городского округа, со дня его принятия.
Учитывая изложенное, суд приходит к убеждению, что городской Думой по вопросу соответствия вопроса, предлагаемого на референдум, был принят правовой акт установленной Уставом городского округа формы - постановление, то есть правовой акт, носящий индивидуальный характер. Постановление Камышинской городской Думы от 15 ноября 2012 года № 8/68 «О проверке соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 5 Закона Волгоградской области «О местном референдуме в Волгоградской области» принято полномочным органом в полном соответствии с законом.
Таким образом, суд не усматривает незаконности оспариваемого постановления. Также суд не усматривает незаконности действий Камышинской городской Думы по его изданию и неизданию решения.
В соответствии со ст. 258 ч.4 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении заявления ФИО4 о:
- признании незаконными действий Камышинской городской Думы, выразившихся в принятии правового акта в форме Постановления Камышинской городской Думы от 15.11.2012 г. за № 8/68 «О проверке соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьи 5 Закона Волгоградской области «О местном референдуме в Волгоградской области»;
- признании незаконным бездействия Камышинской городской Думы, выразившегося в непринятии нормативно - правового акта Камышинской городской Думы в форме решения, дающего правовую оценку соответствию вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, а именно вопросу: «Поддерживаете ли Вы отзыв Главы городского округа - город Камышин ФИО5 избирателями?», требованиям действующего законодательства;
- признании незаконным Постановления Камышинской городской Думы от 15.11.2012 г. за № 8/68 «О проверке соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьи 5 Закона Волгоградской области «О местном референдуме в Волгоградской области»;
- возложении на Камышинскую городскую Думу обязанности устранения в полном объеме допущенных вышеуказанным Постановлением Камышинской городской Думы от 15.11.2012 г. за № 8/68 «О проверке соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предполагаемых заявителем нарушений действующего законодательства Российской Федерации, законодательства Волгоградской области, Устава городского округа - город Камышин, конституционного права на проведение и участие в местном референдуме граждан Российской Федерации зарегистрированных на территории муниципального образования городской округ - город Камышин, препятствий к осуществлению ими их конституционных прав и свобод.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Камышинский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий А.Ю. Холод