ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-437/2017 от 05.03.2018 Мантуровского районного суда (Костромская область)

Дело № 2-7/2018

мотивированное решение

изготовлено 05.03.2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 февраля 2018 года

Мантуровский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Праздниковой О.А.,

при секретаре Кузнецовой И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Мантурово Костромской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении пенсии, включении периодов работы в льготный стаж и назначении досрочной пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

В Мантуровский районный суд обратился ФИО1 с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Мантурово о признании незаконным решения от 13.12.2016 г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии и отказе во включении в специальный стаж периода работы старшим электромехаником с 15.03.1984 года по 19.11.1991 года продолжительностью 7 лет 8 месяцев 5 дней, и периода работы в должности начальника района контактной сети с 20.11.1991 года по 04.12.2016 года продолжительностью 25 лет 0 месяцев 15 дней. Просил обязать Пенсионный фонд назначить ему пенсию с 04.12.2016 г.

Свои требования мотивировал тем, что должность «старший электромеханик» производна от должности «электромеханик» и период его работы в данной должности подлежит включению в специальный стаж, ссылаясь на постановление Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 года N 367 принят и введен в действие Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94. Фасет 11 информационного блока должностей служащих предусматривает производные должности, в числе которых имеется наименование «старший». Кроме того, в соответствии с п.9 разъяснения Минтруда России от 22.05.1996 года № 5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право в соответствии со статьями 12, 78, 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утв. Постановлением Министерства труда РФ от 22.05.1996 г. № 29, правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются рабочие, профессии которых являются производными от профессий, предусмотренных Списками.

Также включению в льготный стаж подлежит период работы в должности начальника района контактной сети с 20.11.1991 г. по 04.12.2016 г. продолжительностью 25 лет 0 месяцев 15 дней. Работая в должности начальника района контактной сети и старшего электромеханика, им, помимо основной работы по должности, выполнялись работы в составе бригады электромонтеров контактной сети, особенно в период отпусков на высоте более 5 метров под напряжением, на высоте со снятием напряжения и другие работы, с применением специальных средств защиты, согласно правил безопасности при эксплуатации устройств контактной сети № 103. Также истец ежегодно сдавал экзамены с присвоением и подтверждением пятой группы по электробезопасности, дающей право выполнять любые работы на контактной сети и высоковольтных линиях, включая работы на высоте. Ежегодно проходил медицинскую комиссию по двум приказам № 302 и № 6Ц с вредными и особо вредными условиями труда. Ввиду непосредственного участия в технологическом процессе, ему выдавались все виды спецодежды, спецобуви, моющие средства и индивидуальные средства защиты, которые выдаются электромонтерам контактной сети. Ежемесячно, согласно должностной инструкции, при проведении технической учебы, им проводились показательные работы различных категорий по электробезопасности, на действующих устройствах контактной сети. Поэтому период работы в должности начальника района контактной сети подлежит зачету в льготный стаж, поскольку должность «электромонтер контактной сети» прямо предусмотрена Списком № 2 и дает право на льготное пенсионное обеспечение.

Истец, ссылаясь на пункт 5 части 1 статьи 30 Закона «О страховых пенсиях» и подпункт 5 п. 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 и полагая, что его льготный стаж составил более 25 лет, истец просил назначить ему льготную пенсию с даты обращения в Пенсионный Фонд - с 04.12.2016 г.

В судебном заседании ФИО1 и его представитель ФИО2 исковые требования уточнили и дополнили, просив признать незаконным решение ГУ УПФР в г.Мантурово Костромской области (межрайонное) № 247293/2016 от 13.12.2016 г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии; решение № 247293/2016 от 20.12.2017 года, решение № 247293/2016 от 16.01.2018 года, которыми дополнено первоначальное решение комиссии № 247293/2016 от 13.12.2016 г., и вывод об отсутствии законных оснований для назначения досрочной пенсии оставлен без изменения.

Просили обязать ГУ УПФР в г.Мантурово Костромской области (межрайонное) включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии период работы в должности старшего электромеханика дистанции контактной сети г.Нея с 15.03.1984 г. по 19.11.1991 г. (7 лет 8 мес.5 дн.), мотивируя тем, что в период работы в должности старшего электромеханика его должностные обязанности включали в себя полностью должностные обязанности электромеханика только с более расширенными полномочиями в виде оформления документации и ответственности за организацию и выполнение всех видов работ по обслуживанию устройств контактной сети магистральных железных дорог. При этом пояснил, что работа старшего электромеханика и электромеханика контактной сети, занятых на магистральных железных дорогах, а также электромонтеров контактной сети производится на главных магистралях с интенсивным движением поездов, а также в зоне действия электромагнитного поля высоковольтной линии контактной сети, на высоте. Как старший электромеханик он вел документацию по результатам замеров износа контактного провода, замену дефектных опор контактной сети, воздушных линий и автоблокировки, изоляторов. Все остальное он делал, как и рядовой электромеханик: непосредственно обслуживал контактную сеть, находящуюся под напряжением, занимался ремонтом, монтажом, регулировкой электрооборудования, производил обходы и осмотры устройств контактной сети, устранял аварийные ситуации и ликвидировал неисправности непосредственно на устройствах, находящихся на железнодорожных путях, в тяжелых условиях труда и повышенной опасности наезда подвижного состава. Обеспечивал соблюдение правил техники безопасности при производстве работ непосредственно на обслуживаемом участке. Старший электромеханик также как и электромеханик осуществляет выявление неисправностей в работе электроснабжения, плановый и текущий ремонт электрооборудования.

В судебном заседании истец отказался от требования о назначении досрочной пенсии, включения в специальный льготный стаж периода работы в должности начальника контактной сети с 20.11.1991 г. по 04.12.2016 г. (25 лет 0 мес. 15 дн). Производство по делу по данным требованиям прекращено определением суда от 27.02.2018г.

Ответчик – представитель ГУ УПФ РФ в г. Мантурово Костромской области (межрайонное) по доверенности ФИО3 исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление и приобщенном к материалам дела, просила в иске отказать полностью. Указала, что работа истца в качестве старшего электромеханика с 15.03.1984 года по 19.11.1991 года не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, поскольку указанная должность не предусмотрена списком. Стаж истца на соответствующих видах работ составил всего 1 год 1 месяц и 4 дня, при этом отсутствует льготный стаж 12 лет 6 месяцев.

Выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Согласно ч. 2 и ч. 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч.4 ст.30 Закона).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272 "Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда".

Указанным Списком предусмотрены "электромонтеры контактной сети, занятые на магистральных железных дорогах", и "электромеханики, занятые обслуживанием контактной сети магистральных железных дорог".

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.

Согласно пункту 9 постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», указано, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж определенный период его работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде учреждения, тождественность выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности, тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Как следует из материалов дела и установлено судом, 04 декабря 2016 года истец обратился в Пенсионный фонд РФ с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии.

Решением ГУ УПФ РФ в г.Мантурово Костромской области (межрайонное) от 13.12.2016 года № 247293/16 ФИО1 отказано в назначении страховой пенсии из-за отсутствия требуемого льготного стажа 12 лет 6 месяцев. Дополнительными решениями ответчика от 20.12.2017г и от 16.01.2018г дополнено первоначальное решение об основаниях отказа во включении периодов работы и подтверждено ранее принятое решение об отказе в назначении льготной пенсии с даты обращения с заявлением.

Согласно представленным документам, страховой стаж ФИО1 составил 35 лет 6 месяцев 14 дней, стаж на соответствующих видах работ 1 год 1 месяц 4 дня. Период работы с 15.03.1984 года по 19.11.1991 года (7 лет. 8 мес. 5 дней) зачтен ответчиком как обычные условия ст.8 Закона № 400-ФЗ.

В протоколе заседания Комиссии № 926 от 09.12.2016 г. указано, что согласно записям в трудовой книжке ФИО1 и уточняющей справки № СЕВ ДЭ Э43 от 22.11.201 г. Буйской дистанции электроснабжения структурного подразделения Северной дирекции по энергообеспечению филиала ОАО «РЖД» Трансэнерго ФИО1 работал: в качестве электромонтера контактной сети, занятого обслуживанием контактной сети магистральных железных дорог за периоды с 07.07.1982 г. по 26.10.1982 г. на период практики и с 01.10.1983 г. по 30.11.1983 г.; в качестве электромеханика дистанции контактной сети, занятого обслуживанием контактной сети магистральных железных дорог за период с 01.06.1983 г. по 30.09.1983 г., с 01.12.1983 г. по 14.03.1984г.

Согласно представленным документам, ответчик, руководствуясь подпунктом 5 пункта 1 статьи 30 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года N 272 в льготный стаж счел возможным зачесть периоды работы с 07.07.1982 г. по 26.10.1982 г. – п.п.5 ч.1 ст.30 (Список № 272) – 3 мес. 20 дн.; с 01.06.1983 г. по 30.09.1983 г. - п.п.5 ч.1 ст.30 (Список № 272) 4 мес; с 01.10.1983 г. по 30.11.1983 г. - п.п.5 ч.1 ст.30 (Список № 272) – 2 мес.; с 01.12.1983 г. по 14.03.1984 г. п.п.5 ч.1 ст.30 (Список № 272) – 3 мес.14 дн.; с 15.03.1984 года по 19.11.1991 г. как обычные условия ст.8 закона № 400-ФЗ – 7 лет 8 мес.5 дн, страховой стаж ФИО1 составил 35 лет 6 месяцев 14 дней, стаж на соответствующих видах работ 1 год 1 месяц 4 дня.

Как следует из дополнения № 535 от 11.12.2017 года к протоколу № 926 от 09.12.2016 года заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, протокол № 926 дополнен информацией следующего содержания: «период работы с 15.03.1984 г. по 19.11.1991 г. в льготный стаж не подлежит включению так как должность старший электромеханик дистанции контактной сети г.Нея Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с п. «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 г. № 272 не предусмотрена.

Решением от 20.12.2017 года № 247293/16 решение комиссии № 24793/16 от 13.12.2016 года оставлено без изменения, в связи с тем что период работы с 15.03.1984 г. по 19.11.1991 г. в льготный стаж не подлежит включению, так как должность старший электромеханик дистанции контактной сети г.Нея Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствие с п. «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 г. № 272 не предусмотрена. Период работы с 15.03.1984 г. по 19.11.1991 г. (7 лет 8 мес. 5 дн.) подлежит включению только в страховой стаж.

Решением ответчика от 16.01.2018 года № 247293/16 13.12.2016 года дополнено ранее принятое решение, данным решением отказано во включении в специальный льготный стаж периода работы в должности начальника контактной сети, а также ранее принятое решение комиссии об отказе в назначении льготной пенсии № 24793/16 от 13.12.2016г оставлено без изменения. Решением определено, что страховой стаж ФИО1 составил 35 лет 6 мес. 14 дней, стаж на соответствующих видах работ 1 год 1 месяц 4 дня. Снижение возраста Списком от 24.04.1992 года № 272 не предусмотрено.

Суд не может согласиться с решениями ответчика в части отказа во включении в специальный стаж истца периода работы в должности старшего электромеханика по следующим основаниям.

Согласно ст.66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Аналогичные положения содержала ст.39 КЗоТ РСФСР, действовавшего до 01.02.2002 года.

Как установлено судом и следует из записей в трудовой книжке, ФИО1 принят на Шарьинский энергоучасток электромехаником на дистанцию контактной сети Мантурово 01.06.1983 года, 01.10.1983 года переведен электромонтером 4 разряда на Нейскую дистанцию контактной сети, 01.12.1983 года назначен электромехаником дистанции контактной сети Нея, 15.03.1984 года назначен старшим электромехаником дистанции контактной сети Нея, 20.11.1991 года назначен начальником района контактной сети Нея, трудовые отношения продолжались и на момент обращения в Пенсионный фонд - 04.12.2016 года.

Согласно справке, уточняющей особый характер работы или условий труда, необходимые для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда от 22 ноября 2016 года № СЕВ ДЗ 343., ФИО1 работал полный рабочий день в Буйской дистанции электроснабжения- структурном подразделении Северной дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в качестве электромонтера контактной сети, электромеханика района контактной сети, занятого обслуживанием контактной сети магистральных железных дорог, что предусмотрено списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 года № 272, в соответствии со ст.27 п.1.5 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года и пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в период с 07.07.1982 г. по 26.10.1982 г. – электромонтер контактной сети 3 разряда, занятый обслуживанием контактной сети магистральных железных дорог; с 01.06.1983 г. – электромеханик дистанции контактной сети, занятый обслуживанием контактной сети магистральных железных дорог; с 01.10.1983 г. – электромонтер контактной сети 4 разряда, занятый обслуживанием контактной сети магистральных железных дорог; с 01.12.1983 года – электромеханик дистанции контактной сети, занятый обслуживанием контактной сети магистральных железных дорог. Основание выдачи справки: книги приказов по личному составу, выписки из приказов начальника Шарьинского энергоучастка, лицевые счета за период с 1982 по 1984 годы. Справка заверена подписями должностных лиц предприятия.

Учету подлежат периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, под которым понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени (пункт 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 11.07.2002 N 516; пункт 5 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденного Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 29). При этом в указанное время включается выполнение подготовительных, вспомогательных, текущих работ, а также работ вне своего рабочего места в целях обеспечения выполнения своих трудовых функций.

В силу пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Министерством труда РФ совместно с Министерством социальной защиты населения РФ и Пенсионным фондом РФ разработаны и Постановлением №29 от 22 мая 1996 года утверждены разъяснения, в которых указано (пункт 9), что "правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются рабочие, профессии которых являются производными от профессий, предусмотренных Списками.

Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 г. №367 принят и введен в действие Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, согласно которого должность «электромеханик» (код 27817) отнесена к должности служащих. Фасет 11 информационного блока должностей служащих предусматривает производные должности, в числе которых имеется наименование «старший».

Пунктом 7 Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других должностей, утвержденного постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37 предусмотрено, что применение должностного наименования "старший" возможно при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность "старшего" может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы. Должностные обязанности производных должностей специалистов (старших, ведущих), требования к их знаниям и квалификации определяются на основе содержащихся в справочнике характеристик соответствующих базовых должностей.

При имеющихся по делу обстоятельствах, доводы истца о том, что профессия «старший электромеханик» является производной от профессии «электромеханик» являются обоснованными.

Согласно Указанию МПС от 18.10.1996 года № А-914у «Об утверждении квалификационных характеристик и разрядов оплаты труда», абз.2 п.6 «Квалификационные характеристики и разряды оплаты труда должностей руководителей, специалистов и служащих по отраслевой тарифной сетке», установление должностного наименования «старший » возможно при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями.

Постановлении Правительства Российской Федерации от 08.09.1999 № 1020 «Об утверждении перечня профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам» в разделе 6 «Работники группы энергоснабжения (электрификации), сигнализации, централизации, блокировки и связи» среди профессий указаны «электромеханик (включая старшего)», что также свидетельствует о единстве профессии.

Согласно имеющимся в материалах дела должностным инструкциям электромеханика района контактной сети и старшего электромеханика района контактной

сети, утвержденных в 2014 и 2016 годах начальником Буйской дистанции электроснабжения, в должностные обязанности электромеханика района контактной сети

и старшего электромеханика района контактной сети входит: обслуживание устройств контактной сети, ВЛ, автоблокировки и продольного электроснабжения, волнового провода, кабельных и воздушных линий 380/320В, устройств наружного освещения, трансформаторных подстанций в границах обслуживания района контактной сети; обеспечение безаварийной и надежной работы обслуживаемых устройств; обеспечение содержания обслуживаемых устройств в исправном состоянии в соответствии с требованиями инструкций и нормативных документов; обеспечение готовности аварийно-восстановительных транспортных средств, средств борьбы с гололедом; организация и непосредственное участие в восстановительных работах при повреждениях и отказах обслуживаемых устройств, в ликвидации неисправностей в работе устройств, их ремонте, регулировке и модернизации, электротехнических измерениях и испытаниях; руководство работами по текущему содержанию и усилению и реконструкции контактной сети; участие в проведении обходов и объездов с осмотром устройств контактной сети и линий электропередачи; оформление нарядов, распоряжений на производство работ, выдача предупреждения на поезда и проводит инструктажи по соблюдение правил техники безопасности и охраны труда; руководит работой электромонтеров контактной сети на рабочих местах, контролирует качество и соблюдение технологии выполняемых работ, Правил техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности. Принимает непосредственное участие в работе бригады и другие.

Из должностной инструкции старшего электромеханика следует, что старший электромеханик района контактной сети исполняет обязанности начальника района контактной сети на период его временного отсутствия в соответствии с должностной инструкцией по замещаемой должности. Старший электромеханик района контактной сети на период временного отсутствия подлежит замещению электромехаником района контактной сети соответствующей квалификации, обладающим необходимыми знаниями и навыками.

Согласно должностной инструкции электромеханика, электромеханик района контактной сети исполняет обязанности старшего электромеханика или начальника района контактной сети (при отсутствии в должности старшего электромеханика в штатном расписании) на период их временного отсутствия.

Судом исследовалась должностная инструкция старшего электромеханика ФИО1, от 25.01.1985 г., из которой следует, что в должностные обязанности ФИО1 входили: обеспечение исправного состояния, безаварийной работы обслуживаемых устройств, руководство и непосредственное участие в работе по текущему содержанию и ремонту контактной сети и линии электропередач, автоблокировки, ДПР, низковольтных линий на линейных станциях, участие в проведении обходов и объездов с осмотром устройств контактной сети и линий электропередачи, оформление нарядов, распоряжений на производство работ, принятие непосредственного участия в работе.

Исходя из совокупного анализа обязанностей вышеуказанных должностных обязанностей, следует, что истец, работая в спорный период в должности старшего электромеханика, был непосредственно занят обслуживанием контактной сети магистральных железных дорог, т.е выполнял непосредственные обязанности электромеханика, и дополнительно к данным обязанностям на него возлагались обязанности по оформлению документации и ответственности за выполнение бригадой, состоящей из специалистов, в т.ч электромонтеров и электромехаников. Данный вывод суда подтверждается имеющимися в деле доказательствами..

Из справки от 19.01.2018 г. структурного подразделения Буйская дистанция электроснабжения следует, что ФИО1 работал в должности старшего электромеханика района контактной сети Буйской дистанции электроснабжения в период с 15.03.1984 г. по 19.11.1991 г. Обязанности старшего электромеханика ФИО1 включали в себя обязанности электромеханика и дополнительную ответственность за организацию и выполнение всех видов работ по обслуживанию устройств контактной сети магистральных железных дорог.

Как следует из карточек-справок за 1988-89 г.г., 1990-91 г.г. ФИО1 начислялась надбавка за вредные условия труда в размере 8%., что дополнительно подтверждает доводы истца о фактическом выполнении им обязанностей электромеханика во вредных условиях труда.

Допрошенный в судебном заседании свидетель Свидетель №2 пояснил, что работал электромонтером на ст.Нея вместе с ФИО1, при этом ФИО1 работал старшим электромехаником контактной сети, а он (свидетель) – электромонтером. В тот период электромехаников на ст.Нея не было, был только старший электромеханик. Должность старшего электромеханика от должности электромеханика практически ничем не отличается, они выполняли почти одну и ту же работу в бригаде, однако у старшего электромеханика имелось больше обязанностей, связанных с оформлением работы: выпиской нарядов на конкретную работу, согласование работы и т. д, и поэтому ответственности у него было больше. ФИО1 вместе с членами бригады – электромонтерами, работал на участке, подвергался воздействию вредных и опасных факторов: работа под напряжением, на высоте, в неблагоприятных погодных условиях. Старший электромеханик является ответственным за работу, наблюдает, работает в нарядах, производителем работ, производит обход, дополнительно занимается ведением технической документации, заявок, однако эта работа занимала у него не более 5% рабочего времени, все стальное время он занимался исполнением обязанностей электромеханика, то есть выполнял работу, связанную с поддержанием контактной сети в исправном рабочем состоянии.

Свидетель Свидетель №1, работавший старшим электромехаником района контактной сети ст.Мантурово также в суде пояснил, что работал в 90е годы с истцом, выполнявшим тогда обязанности старшего электромеханика при восстановительных работах после аварий на железной дороге.

Оснований не доверять пояснениям свидетелей у суда не имеется, в совокупности своей они согласуются друг с другом и с иными доказательствами, подтверждают доводы истца о его работе в качестве старшего электромеханика магистральных железных дорог в структурном подразделении ОАО «РЖД».

Суд приходит к выводу о том, что истец, работая в должности старшего электромеханика в соответствии с должностной инструкцией и фактически в течение рабочего дня вместе с другими работниками работал в составе бригады, непосредственно сам выполнял работы по обслуживанию и ремонту контактной сети, осуществлял выходы на повреждения, т.е. выполнял работу электромеханика, - работу, дающую право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с непосредственным осуществлением организации перевозок и обеспечением безопасности движения на железнодорожном транспорте. Кроме того, истец выполнял дополнительно, как старший, функции по организации и планированию работы, составлял наряды и заявки, контролировал и проверял работу подчинённых.

Оценив в совокупности имеющиеся письменные доказательства, пояснения истца, показания свидетелей, суд приходит к выводу, что ФИО1 в оспариваемый период времени выполнял одни и те же функции, что и электромеханик, занятый обслуживанием контактной сети магистральных железных дорог, в связи с чем, указанный период подлежит зачету в его специальный страховой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Тот факт, что наименование должности истца указано в трудовой книжке не в соответствии с наименованием должности, предусмотренной Списком № (имеется указание на то, что он является «старшим» электромехаником), не может являться основанием для отказа во включении в специальный трудовой стаж истца периода его работы по указанной должности. Работа истца в качестве старшего электромеханика непосредственно была связана с обслуживанием контактной сети магистральных железных дорог, судом установлено, что должностные обязанности старшего электромеханика отличались от обязанностей электромеханика лишь большей ответственностью, ведением дополнительной документации, но не самим характером работ, а также условиями труда.

Таким образом, исследовав обстоятельства дела, представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводам о включении спорных периодов работы истца с 15.03.1984 г. по 19.11.1991 г. в должности старшего электромеханика в стаж работы в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте

Истцом заявлялись только неимущественные исковые требования, при подаче иска в суд уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, которая не зависит от размера заявленных требований. Исходя из его неимущественного характера заявленных ФИО1 требований, положения ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующие пропорциональное распределение судебных расходов, применяться не могут. В указанном случае при частичном удовлетворении требований о включении периодов работы в страховой стаж, что имело место в настоящем деле, судебные расходы взыскиваются с ответчика в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление ФИО1 к ГУ УПФР РФ в г. Мантурово Костромской области (межрайонное) о признании незаконным решения УПФР в гор.Мантурово об отказе во включении периодов работы, включении периодов работы в льготный стаж - удовлетворить частично.

Признать незаконным решение ГУ УПФР РФ в г.Мантурово Костромской области (межрайонное)№247293/2016 от 13.12.2016г, решение № 247293/2016 от 20.12.2017г решение №247293/2016 от 16.01.2018г в части отказа во включении в специальный стаж периода работы в должности старшего электромеханика дистанции контактной сети г.Нея с 15.03.1984г по 19.11.1991г.

Включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, период работы в должности старшего электромеханика дистанции контактной сети г.Нея с 15.03.1984г по 19.11.1991г ( 7лет 8 месяцев 5дней).

В остальной части иска – отказать.

Взыскать с ГУ УПФР РФ в г. Мантурово Костромской области (межрайонное) в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в полной форме.

Судья: О.А Праздникова.