ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-437/2021 от 21.07.2021 Орловского районного суда (Ростовская область)

61RS0048-01-2021-000641-07

Дело №2-437\21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 июля2021 года п. Орловский Ростовской области

Орловский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Лазуревской В.Ф.

с участием прокурора Серенко К.В.

при секретаре Пикаловой О.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Орловского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Островянского сельского поселения Орловского района Ростовской области, Комитету по имуществу Орловского района об обязании провести работы по образованию земельных участков

УСТАНОВИЛ:

Исковые требования прокурора Орловского района обоснованы тем, что Прокуратурой Орловского района, в соответствии с заданием прокуратуры области от 02.04.2021 № 7/1-58-2021, во исполнение приказа Генпрокуратуры России от 15.04.2021 № 198 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере», проведена проверка соблюдения требований законодательства к содержанию мест захоронения (кладбищ), расположенных на территории Островянского сельского поселения.

В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон № 8-ФЗ) определено, что местами погребения являются отведённые в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших, крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

Согласно ст. 18 Закона № 8-ФЗ общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с и. 5 ст. 16 вышеприведенного Закона. Предоставление земельного участка для размещения места погребения, как следует из ч. 4 ст. 16 Закона № 8-ФЗ осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утверждённой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 16 Закона № 8-ФЗ выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учётом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределённо долгий срок существования места погребения.

Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (СанПиН 2.1.3684-21), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, устанавливают гигиенические требования к содержанию кладбищ.

Согласно ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В соответствии с приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.12.2020 № 61482) вид разрешенного использования земельного участка для размещения кладбища является «ритуальная деятельность».

На основании ст. 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Из информации администрации Орловского района и администрации Островянского сельского поселения следует, что земельные участки под 5 кладбищами, расположенными в х. Островянском, х. Веселом, х. Большевик, х. Верхнезундов, х. Нижнезундов, не выделены, право муниципальной собственности не оформлено. Земельные участки под размещение кладбищ не включены в реестр муниципального имущества, не выделены, право муниципальной собственности не оформлено. Земельные участки под размещение кладбищ не включены в реестр муниципального имущества.

Отсутствие права муниципальной собственности на земельные участки, занятые кладбищами, может привести к их ненадлежащему содержанию, незаконному использованию данных земельных участков, что может повлечь нарушение прав неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Допущенные администрацией Островянского сельского поселения нарушения требований к содержанию мест захоронения (кладбищ) влекут нарушение прав граждан - жителей Островянского сельского поселения на обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия населения, то есть состояния здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности, как одного из условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

По результатам проведенной проверки прокуратурой района 21.04.2021 №7- 27-2021 в адрес главы администрации Островянского сельского поселения направлено представление об устранении нарушений законодательства к содержанию мест захоронения (кладбищ).

Согласно поступившему в прокуратуру района ответа от 13.05.2021г. № 334 в целях устранения нарушений требований к содержанию мест захоронения (кладбищ) средства будут утверждены на очередном Собрании депутатов при получении положительного заключения от финансового отдела Администрации Орловского района. Данный вопрос включен в проект решения Собрания депутатов Островянского сельского поселения Орловского района «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Орловского района от 25.12.202 № 135 «О бюджете Островянского сельского поселения Орловского района на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».

Таким образом, нарушения, отраженные в представлении прокуратуры района от 21.04.2021 № 7-27-2021, в установленный срок не исполнены.

Согласно ст. ст. 17, 18 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельность администрации Островянского сельского поселения Орловского района в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение его в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно положений статей 218, 227 КАС Российской Федерации признание незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженном с нарушением прав и законных интересов граждан.

Указанное свидетельствует о бездействии администрации Островянского сельского поселения Орловского района Ростовской области, создает препятствия для содержания кладбища в соответствии с требованиями законодательства, что нарушает права жителей сельского поселения на благоприятные условия проживания.

Ссылаясь на ст.39 КАС РФ прокурор Орловского района просил признать бездействие администрации Островянского сельского поселения Орловского района Ростовской области, связанное с непринятием необходимых мер по образованию земельных участков под кладбищами, незаконным.

Обязать администрацию Островянского сельского поселения Орловского
района в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу
провести работы по образованию земельных участков их земель государственной или муниципальной собственности под пятью кладбищами, расположенными в
х. Островянском, х. Веселом, х. Большевик, х. Верхнезундов, х. Нижнезундов, и приведению категории или вида разрешенного использования вышеуказанных земельных участков в соответствии с земельным законодательством.

Прокурор Орловского района в судебном заседании настаивала на доводах, изложенных в исковом заявлении.

Представитель Администрации Островянского сельского поселения исковые требования прокурора признала.

Представитель Комитета по имуществу Орловского района исковые требования прокурора признала.

Выслушав участников процесса, проверив и оценив имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 16 Закона № 8-ФЗ выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учётом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределённо долгий срок существования места погребения.

Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (СанПиН 2.1.3684-21), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, устанавливают гигиенические требования к содержанию кладбищ.

Согласно ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В соответствии с приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.12.2020 № 61482) вид разрешенного использования земельного участка для размещения кладбища является «ритуальная деятельность».

На основании ст. 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Представители ответчиков требования прокурора признал в полном объеме.

Согласно ст. 65 КАС РФ обстоятельства, которые признаны сторонами в результате достигнутого ими в судебном заседании или вне судебного заседания соглашения, а также обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.

Если обстоятельства, признанные и удостоверенные сторонами или стороной в порядке, установленном настоящей статьей, приняты судом, они не подлежат проверке в ходе производства по административному делу.

Суд принимает признание иска представителями ответчиков, в связи с чем исковые требования прокурора Орловского района подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать бездействие администрации Островянского сельского поселения
Орловского района Ростовской области, связанное с непринятием необходимых мер по образованию земельных участков под кладбищами, незаконным.

Обязать администрацию Островянского сельского поселения Орловского
района в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу
провести работы по образованию земельных участков их земель государственной или муниципальной собственности под пятью кладбищами, расположенными в
х. Островянском, х. Веселом, х. Большевик, х. Верхнезундов, х. Нижнезундов, и приведению категории или вида разрешенного использования вышеуказанных земельных участков в соответствии с земельным законодательством.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Решение в окончательной форме изготовлено 23 июля 2021года.