Дело № 2-4380/2023 08 ноября 2023 года
78RS0017-01-2023-005313-45
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Петроградский районный суд Санкт- Петербурга в составе:
председательствующего судьи Байбаковой Т.С.,
при секретаре Симоновой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Санкт-Петербурга в интересах Российской Федерации в лице Министерства культуры Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Кинокомпания Север» о взыскании денежных средств, процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в Петроградский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ответчику о взыскании в пользу федерального бюджета Российской Федерации в лице Министерства культуры Российской Федерации денежные средства в размере 29 868 663,07 рублей.
В обоснование своих требований истец указал, что проверкой установлено, что Министерством Культуры Российской Федерации на основании соглашения от 15.11.2019 № 054-11-2019-241 Обществу предоставлена субсидия на возмещение затрат на производство национального фильма «Храни меня, мой инстаграм» в размере 25 000 000 рублей.
Приказом Министерства от 10.03.2016 № 522 утвержден Порядок отбора организаций кинематографии-получателей субсидий на производство национальных фильмов.
На основании итогового протокола заседания Экспертного совета по игровому кино режиссеров-дебютантов от 15.08.2019 по итогам отбора организаций кинематографии-получателей субсидий на производство национальных фильмов Департаменту кинематографии Министерства рекомендовано включить проект дебютного фильма «Храни меня, мой инстаграм» (режиссеры <ФИО>3 и <ФИО>4, автор сценария <ФИО>4) и представившее его Общество в перечень организаций кинематографии – получателей субсидий в 2019 году.
Приказом заместителя Министерства от 28.08.2019 № 1262 утвержден перечень организаций кинематографии - получателей субсидий из федерального бюджета на производство игровых национальных фильмов режиссеров-дебютантов в 2019 году, пунктом 10 которого Общество включено в указанный перечень с размером субсидии 25 000 000 рублей.
На основании платежных поручений от 29.11.2019 № 207818 и от 25.12.2019 № 369945 средства в размере 10 000 000 руб. и 15 000 000 руб., перечислены Министерством на расчетный счет ответчика.
Министерством по результатам сравнительной экспертизы сценария Фильма и представленной первой копии Фильма составлено заключение, в соответствии с которым указанные материалы являются независимыми друг от друга кинематографическими произведениям.
Впоследствии Обществом документов и сведений о надлежащем исполнении обязательств, определенных Соглашением, в Министерство не представлено.
Министерством письмом от 09.09.2022 № 2525-03-3 в адрес Общества направлено уведомление о приятом решении об одностороннем отказе от исполнения Соглашения. При этом Обществом обязательства в соответствии с указанным Соглашением не выполнены, денежные средства в доход федерального бюджета не возвращены.
Поскольку ответчиком не исполнены обязательства в добровольном порядке, истец обратился в суд с иском к ответчику.
В судебное заседание явился представитель истца, поддержал исковые требования в полном объёме.
В судебное заседание явился представитель Министерства культуры РФ, поддержала исковые требования, о чем представили письменную позицию
В судебное заседание явился представитель ответчика, не возражала против удовлетворения требований в части взыскании суммы основного долга в размере 25 000 000 рублей, возражала против взыскания процентов в указанном размере, полагала, что период с которого подлежат взысканию проценты рассчитаны истцом неверно, кроме того полагает возможным применить к указанным правоотношениям мораторий на начисление неустоек, представила отзыв на исковое заявление.
Суд, изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, оценив добытые по делу, приходит к следующему.
Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора, и его условия определяются по своему усмотрению.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным с момента, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Как следует из материалов дела, проверкой установлено, что Министерством Культуры Российской Федерации на основании соглашения от 15.11.2019 № 054-11-2019-241 Обществу предоставлена субсидия на возмещение затрат на производство национального фильма «Храни меня, мой инстаграм» в размере 25 000 000 рублей.
Приказом Министерства от 10.03.2016 № 522 утвержден Порядок отбора организаций кинематографии-получателей субсидий на производство национальных фильмов.
На основании итогового протокола заседания Экспертного совета по игровому кино режиссеров-дебютантов от 15.08.2019 по итогам отбора организаций кинематографии-получателей субсидий на производство национальных фильмов Департаменту кинематографии Министерства рекомендовано включить проект дебютного фильма «Храни меня, мой инстаграм» (режиссеры <ФИО>3 и <ФИО>4, автор сценария <ФИО>4) и представившее его Общество в перечень организаций кинематографии – получателей субсидий в 2019 году.
Приказом заместителя Министерства от 28.08.2019 № 1262 утвержден перечень организаций кинематографии - получателей субсидий из федерального бюджета на производство игровых национальных фильмов режиссеров-дебютантов в 2019 году, пунктом 10 которого Общество включено в указанный перечень с размером субсидии 25 000 000 рублей.
Между Министерством культуры Российской Федерации (Минкультуры России) ООО «Кинокомпания «Север» (Получатель) 15.11.2019 заключено Соглашение 054-11-2019-241 1.1 по условиям которого является предоставление из федерального бюджета в 2019-2021 годах субсидии в целях финансового обеспечения затрат Получателя, связанных с производством национального фильма, что подтверждается удостоверением национального фильма № 30085 от 18 сентября 2019 года, название «ХРАНИ МЕНЯ, МОЙ ИНСТАГРАМ!», жанр – Комедия, количество серий – Одна, хронометраж (мин.) - 90 мин, носитель – Цифровой, формат кадра – Обычный, звук - Долби стерео, цвет – Цветной, автор сценария - <ФИО>4, режиссер-постановщик - <ФИО>4, <ФИО>3.
В целях реализации Получателем следующих проектов: производство национального игрового фильма «ХРАНИ МЕНЯ, МОЙ ИНСТАГРАМ».
Пунктом 2.1. соглашения предусмотрено, что субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств федерального бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации на цели, указанные в разделе 1 настоящего Соглашения, в следующем размере:
в 2019 году 15 000 000,00 (пятнадцать миллионов) рублей.
в 2020 году 10 000 000,00 (десять миллионов) рублей.
Минкультуры России в соответствии с п.2.1. Соглашения предоставило Получателю в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств федерального бюджета, субсидию в размере 25 000 000 руб., что подтверждается платежными поручениями №207818 от 29.1 1.20.1 9 и №069945 от 25.12.2019.
В соответствии с п. 2.5 Соглашения содержание фильма должно соответствовать сценарию, представленному для участия в отборе на получение субсидии.
Пунктом 2.7 Соглашения установлено, что этапы и сроки производства фильма определены календарно-постановочным планом, при этом контрольные сроки изменению не подлежат.
Вследствие введения ограничительных санитарно-эпидемиологических и мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции между Министерством и Обществом 16.12.2020 согласован календарно-постановочный план производства Фильма, в соответствии с которым срок предоставления в Министерство: первой копии Фильма для просмотра - 23.04.2021-04.05.2021, генеральной сметы производства Фильма, акта о приемке исходных материалов Фильма на хранение в Госфильмофонд России, акта сдачи-приемки выполненных работ - 06.07.2021, копии завершенного производством Фильма - 15.07.2021, отчета о достижении показателей результативности - 26.07.2021.
Пунктом 5.2.1 Соглашения установлено, что Министерство вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Соглашения в случае нарушения обществом п.п. 1.1., 2.5., 2.6., 2.8., 4.3.1.1., 4.3.1.7, 4.3.1.10, 4.3.1.15 Соглашения. При этом Общество обязуется возвратить в доход федерального бюджета полученные денежные средства в полном объеме с учетом процентов за весь период их использования.
В соответствии с требованиями п. 4.3.1.9 Соглашения Обществом 04.05.2021 в Министерство представлена первая копия Фильма, по результатам проверки которой установлено несоответствие ее содержания сценарию, представленному для участия в ежегодном конкурсном отборе организаций кинематографии - получатели субсидий на производство национальных фильмов, в связи с чем письмом от 13.05.2021 № 942-03-2 Министерство уведомило Общество об ответственности в случае неисполнения, ненадлежащего или несвоевременного исполнения обязательств по Соглашению.
Министерством по результатам сравнительной экспертизы сценария Фильма и представленной первой копии Фильма составлено заключение, в соответствии с которым указанные материалы являются независимыми друг от друга кинематографическими произведениям.
Впоследствии Обществом документов и сведений о надлежащем исполнении обязательств, определенных Соглашением, в Министерство не представлено.
Таким образом, взятые на себя обязательства по Соглашению ООО Кинокомпания «Север» не выполнило.
В нарушение пунктов 2.7., 4.3.1.1., 4.3.1.9., 14.3.1.10., 4.3.1.12., 4.3.1.14., 4.3.1.15., 4.3.8.2. условии Соглашения не осуществлено производство фильма; не представлены документы. подтверждающие целевое использование субсидии: генеральная смета производства фильма, первая копия фильма, акт Госфильмофонда России о приемке на постоянное хранение исходных материалов фильма, копия завершенного производством фильма (на русском языке, с субтитрами на английском языке, с тифлокомментированием и субтитрами на русском языке), акт сдачи-приемки выполненных работ, отчет о достижении показателей результативности.
Письмом от 09.09.2022 № 2525-03-3 в адрес ООО «Кинокомпания «Север» направлено уведомление о принятом Минкультуры России решении об одностороннем отказе от исполнения Соглашения. При этом ООО «Кинокомпания Север» обязано возвратить в доход федерального бюджета денежные средства размере 25 000 000 рублей, выделенные по Соглашению, также уплатить проценты за весь период пользования денежными средствами (с момента получения на расчетный или лицевой счет до момента осуществления возврата) в размере, определяемом ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня расторжения соглашения путем перечисления указанной суммы на расчетный счет Минкультуры России.
Общество признало нарушение условий Соглашения, произвело выплату неустойки по п. 5.2.2. Соглашения, что подтверждается платежным поручением № 17 от 22.02.2022 на сумму 1 146 232,86 рублей.
В судебном заседании ответчик факт неисполнения своих обязательств по соглашению не оспаривал, в части взыскания 25 000 000 рублей не возражал.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходя из отсутствия в материалах дела доказательств, свидетельствующих об исполнении ответчиком обязательств по соглашению от 15.11.2019 № 054-11-2019-241, Министерство культуры Российской Федерации воспользовалось своим право предусмотренным договором направило в адрес ответчика заявление об отказе от исполнения договора, в связи с неисполнением своих обязательств по соглашению и возврате денежных средств, однако до настоящего времени денежные средства не возвращены, обязательства по соглашению ответчиком надлежащим образом не исполнены, что не оспаривалось ответчиком, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца о взыскании уплаченных по соглашению денежных средств в размере 25 000 000 рублей.
Истец просит взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 4 868 663,07 рублей за период с 29.11.2019 с даты получениям денежных средств в размере 15 000 000 рублей по платежному поручению № 207818 и с 25.12.2019, проценты, начисленные на общую сумму долга в размере 25 000 000 рублей.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от обязательств не допускается.
Пунктом 1 статьи 329 ГК РФ установлено, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Под неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Пунктом 5.2.1. Соглашения при одностороннем отказе Министерства от исполнения настоящего соглашения Получатель обязуется возвратить в доход федерального бюджета денежные средства, перечисленные Получателю в полном объеме с уплатой процентов за весь период их использования (с момента получения на расчетный или лицевой счет до момента осуществления возврата) в размере, определяемом ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня расторжения.
Поскольку денежные средства не возращены, что не оспаривается ответчиком, по условиям соглашения предусмотрено начисление процентов на сумму долга при одностороннем отказе от соглашения, суд приходит к выводу, что требования о взыскании процентов подлежат удовлетворению.
Согласно представленному расчету, размер процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 4 868 663,07 рублей за период с 29.11.2019 с даты получениям денежных средств в размере 15 000 000 рублей по платежному поручению № 207818 и с 25.12.2019, проценты, начисленные на общую сумму долга в размере 25 000 000 рублей.
Возражая против представленного растёт ответчик указывает на то, что расчет процентов по статье 395 ГК РФ произведен за период с 29.11.2019 года по 09.09.2022 года произведен без учета моратория - Мораторий на начисление неустоек, установленный Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 424, следовательно, с 01 апреля 2022 года по 01 октября 2022 года не должен учитываться в расчете.
Также в расчете не учтено, что требования основаны на договорных отношениях и окончание работ по соглашению установлено приложением № 4 «календарно постановочный план» к Соглашению - 04.05.2021 года, следовательно, дата, с которой должен начинаться расчетный период - с 04.05.2022 года.
Таким образом, период с которого подлежат начислению проценты с 14.01.2022 года по 01 апреля 2022 года и составляет 723 630,13 рублей.
Между тем суд не принимает во внимание расчет ответчика о начислении процентов с 04.05.2021, поскольку это противоречии п. 5.2.1. Соглашения, согласно которому при одностороннем отказе от исполнения настоящего соглашения получатель обязуется возвратить в доход федерального бюджета денежные средства, перечисленные получателю в полном объеме с уплатой процентов за весь период их использования (с момента получения на расчётный или лицевой счет до момента осуществления возврата) в размере определяемом ост. 395 ГК РФ в течение 30 календарных дней со дня расторжения).
Таким образом, проценты за пользование чужими денеными средствами подлежат начислению с момента зачисления каждой суммы на расчетный счет ответчика.
Между тем, суд первой инстанции приходит к выводу о применении Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497) к начисленным истцом процентам ввиду следующего.
В силу положений п. 1 ст. 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
В акте Правительства Российской Федерации о введении моратория могут быть указаны отдельные виды экономической деятельности, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, а также отдельные категории лиц и (или) перечень лиц, пострадавших в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, на которых распространяется действие моратория.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2022 г. N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторам" введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении любых юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, за исключением категорий должников, прямо поименованных в пункте 2 настоящего Постановления (застройщиков многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в соответствии со статьей 23.1 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в единый реестр проблемных объектов на дату вступления в силу настоящего Постановления и включенных в перечень лиц, деятельность которых регулируется Федеральным законом "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации" и (или) Федеральным законом "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", а также положениями, предусмотренными Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и (или) Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации", касающимися лиц, выполняющих функции иностранных агентов, либо которые являются аффилированными лицами указанных лиц).
Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования (1 апреля 2022 г.) и действует в течение 6 месяцев.
Ответчик не относятся к должникам, указанным в п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2022 г. N 497, следовательно на них распространяется действие данного моратория.
Как как следует из разъяснений, приведенных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2020 г. N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", целью введения моратория является обеспечение стабильности экономики путем оказания поддержки отдельным хозяйствующим субъектам.
Согласно пп. 2 п. 3 ст. 9.1 Закона о банкротстве на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 названного Закона.
В частности, не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей (абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
Согласно разъяснений п. 7 приведенного выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ), неустойка (ст. 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (пп. 2 п. 3 ст. 9.1, абзац десятый п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве). В частности, это означает, что не подлежит удовлетворению предъявленное в общеисковом порядке заявление кредитора о взыскании с такого лица финансовых санкций, начисленных за период действия моратория. Лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить возражения об освобождении от уплаты неустойки (пп. 2 п. 3 ст. 9.1, абзац десятый п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве) и в том случае, если в суд не подавалось заявление о его банкротстве.
Таким образом, согласно приведенного правового регулирования в период с 1 апреля 2022 года до 1 октября 2022 года прекращается начисление неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 3 569 690,47 рублей, (с 29.11.2019 по 24.12.2019 исходя из суммы задолженности в размере 15 000 000 рублей, далее с 25.12.2019 по 31.03.2022, исходя из суммы 25 000 000 рублей, исходя из ставки ЦБ России).
Доводы истца о том, что к возникшим правоотношениям не подлежат применению положения Постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2022 года N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", несостоятельны поскольку ответчик об отказе от действия моратория не заявлял, к должникам, указанным в пункте 2 указанного Постановления, не относится, а потому действие указанного Постановления на них распространяется и в рассматриваемом случае подлежит применению.
Доводы ответчика о том, что ранее к ответчику были применены штрафные санкции в период действия Соглашения за нарушение сроков производства и несвоевременное исполнение обязательств, которые со стороны ответчика были исполнены, не принимается судом, поскольку данная неустойка, выплаченная ответчиком в размере 1 146 232,86 руб. была начислена за несвоевременное представление в Минкультуры России первой копии фильма по п. 5.2.2. соглашения и является самостоятельным видом ответственности.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.12, 56, 67-68, 98, 167, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования заместителя прокурора Санкт-Петербурга в интересах Российской Федерации в лице Министерства культуры Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Кинокомпания Север» о взыскании денежных средств, процентов за пользование чужими денежными средствами,– удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Кинокомпания Север», ИНН <***> в доход федерального бюджета Российской Федерации в лице Министерства культуры Российской Федерации денежные средства в размере 25 000 000 рублей, проценты в размере 3 569 690,47 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательном форме посредством подачи апелляционной жалобы через Петроградский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья:
Мотивированное решение суда изготовлено 20.11.2023