ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4381/20 от 19.08.2020 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0001-01-2020-004560-26 Дело № 2-4381/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Чарковой Н.Н.,

при секретаре Антоновской Е.А.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 19 августа 2020 года гражданское дело по иску ФИО1 к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения
г. Сыктывкара» о признании незаконным решения от ** ** **, обязании назначить субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с исковым заявлением к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» о признании незаконным решения №298 от ** ** **; обязании назначить субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с заявлением от ** ** **, указав в обоснование, что одна воспитывает двух несовершеннолетних детей, ее семья признана малоимущей; в удовлетворении её заявления о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг было отказано, в связи с предоставлением договора аренды квартиры и не предоставлением сведений о полученных алиментах на детей.

Определением суда в порядке ст.43 ГПК РФ к участию в деле привлечено Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.

В судебном заседании истица исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласился.

Третье лицо, будучи надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило.

Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы настоящего дела и все представленные сторонами доказательства в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит требования истца не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Судом установлено, что ФИО1 ** ** ** обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставив договор аренды квартиры за коммунальные услуги от ** ** ** и судебные приказы №2-2464/2019 от ** ** ** и №2-2463/2019 от ** ** ** мирового судьи Пушкинского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей, а также справки от ООО «...», ООО «...», ООО «...».

Решением ответчика №298 от ** ** ** ФИО1 отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с отсутствием права на субсидию, поскольку согласно п.б п.3 Правил №761 от ** ** ** право на субсидию имеют наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилом фонде, а также в связи с отсутствием в пакете документов сведений о полученных алиментах на несовершеннолетних ФИО3 и ФИО4 за период с августа ** ** ** по январь ** ** **.

Судом установлено, что судебными приказами №2-2464/2019 от ** ** ** и №2-2463/2019 от ** ** ** мирового судьи Пушкинского судебного участка
... Республики Коми со ФИО5 в пользу ФИО1 взысканы алименты в размере ? части дохода на содержание несовершеннолетней ... В.Е., ... г.р., начиная взыскание с ** ** ** и до совершеннолетия ребенка; с ФИО6 в пользу ФИО1 взысканы алименты на содержание ... А.С., ....р., начиная взыскание с ** ** ** и до совершеннолетия ребенка (соответственно).

Согласно ответу ОСП по г. Сыктывкару №2 УФССП по Республике Коми в отношении должника ФИО5 возбуждено исполнительное производство № 84083/20/11025-ИП ** ** **; сведения относительно исполнительного производства в отношении должника ФИО6 отсутствуют.

Как следует из пояснений истца, судебный приказ на взыскание алиментов с ФИО6 предъявлен к исполнению по месту его работы в январе 2020 года.

Также установлено, что ФИО1 является нанимателем квартиры, расположенной по адресу: ... по договору аренды квартиры за коммунальные услуги, заключенному со ФИО7, от ** ** **.

В соответствии с разделом 3 указанного договора ФИО1 обязалась ежемесячно, в срок до 20 числа, оплачивать полную плату за коммунальные услуги, а также иные платежи, предусмотренные настоящим договором (п.3.1).

Согласно информации, представленной АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», УФРС по ... сведений о правах на имевшиеся/имеющиеся у ФИО1 объекты недвижимости на ** ** ** отсутствуют.

В силу ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

Во исполнение статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно п. 8 Правил для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства и приложением в том числе следующих документов: подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; подтверждающих доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.

Пунктом 20 Правил установлено, что размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии (пункт 32 Правил).

В соответствии с подп. «б» п. 33 Правил при исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии супругом (супругой); родителями или усыновителями несовершеннолетних детей; несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными.

Согласно п.п. «а» п. 34 Правил, совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется с учетом видов доходов, указанных в пункте 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512.

Согласно подп. «ж» п. 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года № 512, при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе алименты, получаемые членами семьи.

Суммы алиментов на содержание ребенка учитываются в доходе ребенка, которому они причитаются.

Как следует из объяснений сторон, истец в доходах детей никаких сумм не отразила.

Истец объяснила этот факт тем, что каких-либо средств на содержание детей от отцов детей она не получала, в подтверждение чего представила справки от работодателей.

Так, согласно справке № 007 от ** ** ** ООО «...» алименты с ФИО6 за ... не высчитывались и не перечислялись, поскольку исполнительный лист не поступал.

Из справки ООО «...» № 20 от ** ** ** следует, что ФИО6 в Общество трудоустроен с ** ** **, алименты будут перечисляться после окончания отпуска без сохранения заработной платы.

Согласно справке ООО «Комплексная эксплуатация недвижимости» от ** ** ** алименты с ФИО5 не удерживались за период работы с ** ** ** по настоящее время в связи с отсутствием исполнительного документа.

Как следует из пояснений истца, с ФИО6 она совместно не проживала, со ФИО5 фактически не проживает с марта ** ** **. За выдачей судебного приказа на алименты обратилась в декабре ** ** **, раньше не обращалась, поскольку ФИО5 обещал, что будет помогать в добровольном порядке, но не помогал, ФИО6 мог принести продукты или вещи ребенку. Непосредственно в декабре ** ** ** не отдала судебный приказ в отдел судебных приставов исполнителей, поскольку они требовали оригинал документа, а она не хотела отдавать оригинал, в связи с чем ей разъяснили, что она может самостоятельно предъявить судебный приказ по месту работы должников. В дальнейшем она и сын болели, также она выясняла место работы должников.

Анализируя представленные истцом документы для назначения субсидии, а также установленные по делу обстоятельства, суд находит решение ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» об отказе в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг законным и обоснованным.

Согласно ст. 80 Семейного кодекса РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. Родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов) в соответствии с главой 16 настоящего Кодекса. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от ** ** ** № 674-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО8 на нарушение ее конституционных прав положением подпункта «д» пункта 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и абзацем четвертым пункта 2 статьи 8 Закона Мурманской области «О государственной социальной помощи в Мурманской области», определение того, какие именно документы (соглашение об уплате алиментов, судебное решение или иные документы, подтверждающие фактическое добровольное исполнение алиментных обязательств плательщиком алиментов) в каждом конкретном случае подтверждают размер доходов, получаемых на содержание несовершеннолетних детей, обусловлено тем, какая форма реализации алиментных обязательств по отношению к таким детям выбрана их родителями (статья 80 Семейного кодекса Российской Федерации) - добровольная (соглашение родителей об уплате алиментов, фактическое добровольное исполнение алиментных обязательств) или принудительная (на основании решения суда).

Как установлено в ходе рассмотрения дела, с ФИО6 истец не проживала, а со ФИО5 не проживает с ** ** **, при этом, соглашение об уплате алиментов не заключалось, за выдачей судебного приказа истец обратилась только ** ** **, при этом, в отношении ФИО5 исполнительное производство возбуждено только ** ** **, а в отношении ФИО6 судебный приказ предъявлен к исполнение работодателю в январе ** ** **.

Таким образом, в отсутствие соглашения об уплате алиментов и финансовой помощи со стороны отцов, истец обратилась за выдачей судебного приказа только ** ** **, следовательно, представленные истцом ответчику документы не подтверждали размер дохода, получаемого на содержание несовершеннолетних за период с августа ** ** ** по январь ** ** ** года. При этом, в доходах детей каких-либо сумм истец не отразила.

С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что истцом не представлены надлежащие документы, подтверждающие факт неуплаты алиментов на несовершеннолетних детей.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

При этом, по мнению суда, правовых оснований для отказа в назначении субсидии по причине предоставления договора аренды, не имелось, поскольку, как следует из материалов дела, в собственности истца иное жилое помещение отсутствует, в соответствии с п. 3.2 договора плата за пользование квартирой вносится в счет ежемесячной оплаты коммунальных платежей, подлежащих оплате в соответствии с выставленными счетами.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» о признании незаконным решения об отказе в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от ** ** **, назначении субсидии в соответствии с заявлением от ** ** **, - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд РК в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий- Н.Н. Чаркова

Мотивированное решение составлено 24 августа 2020 года.