Кировский районный суд г. Самары
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Кировский районный суд г. Самары — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 сентября 2010 года г.Самара
Кировский районный суд г.Самары составе
председательствующего Родомакина И.А.,
с участием помощника прокурора Кировского района г.Самары Данилкиной А.А.
при секретаре Мигуновой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4382/10 по заявлению зарегистрированного кандидата в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 31 ФИО1 об отмене решения окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 31 от 04.08.10 "О регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 31 ФИО2",
УСТАНОВИЛ:
Зарегистрированный кандидат в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 31 ФИО1 в лице своего представителя по доверенности ФИО3 обратился в Кировский районный суд г.Самары с заявлением об отмене решения окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 31 от 04.08.10 "О регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 31 ФИО2", указав, что 17 июля 2010 года было опубликовано решение Думы городского округа Самара о назначении муниципальных выборов городского округа Самара на !0 октября 2010 г. Кандидат ФИО2 в установленные законом сроки представил необходимое в соответствие с п. 1 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту - ФЗ «Об основных гарантиях») количество подписей, однако все подписи представленные кандидатом ФИО2 в качестве основания регистрации являются недействительными в силу пп.1 п. 10 ст.37 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» (далее по тексту - Закон Самарской области). В частности, указанное выше основание предусматривает, что все подписи на подписном листе, изготовленном с нарушением формы подписного листа. Согласно п. 8 ст. 37 ФЗ «Об основных гарантиях», форма подписного листа устанавливается законом. Форма подписного листа установленная Законом Самарской области предусматривает в качестве необходимого реквизита указание места жительства кандидата. Понятие места жительства кандидата избирательным законодательством не предусмотрено, однако п.5 ст.2 ФЗ «Об основных гарантиях» предусмотрено понятие «адреса места жительства», которое включает в себя - наименование субъекта РФ, района, населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры. С точки зрения избирательного законодательства понятия адреса места жительства и места жительства являются идентичными. Учитывая, что подписных листах кандидата ФИО2 в качестве места жительства указаны лишь Самарская область и город Самара, то место жительства кандидата ФИО2 в подписных листах является неуказанным, что автоматически обуславливает недействительность формы подписного листа кандидата ФИО2, а также недействительность всех представленных подписей. Данное обстоятельство свидетельствует, по мнению заявителя, о наличии непоправимого основания отказа в регистрации кандидату, предусмотренного пп.«д» п.24 ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях». Учитывая, что кандидат ФИО2 при наличии указанного выше основания все же был зарегистрирован, то факт его регистрации нарушает право кандидата ФИО1, предусмотренное ст.39 ФЗ «Об основных гарантиях», в частности право равенства участников избирательного процесса. На основании изложенного заявитель просит суд:
отменить решение окружной избирательной комиссии № 31 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва от 4 августа 2010 г. № 5/1 «О регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 31 ФИО2».
В судебном заседании 10.09.10 представитель заявителя ФИО1 - по доверенности ФИО3 заявление поддержал в полном объеме, просил его удовлетворить по основаниям, в нем изложенным, представил дополнительное заявление, в котором также просил признать незаконным решение окружной избирательной комиссии № 31 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва от 4 августа 2010 г. № 5/1 «О регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 31 ФИО2», указав, что форма подписного листа, согласно п. 8 ст. 37 ФЗ «Об основных гарантиях», устанавливается законом. Применительно к текущим выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва таким законом является Закон Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» (далее по тексту - Закон Самарской области). Законом Самарской области установлены пять форм подписных листов, в частности приложения № 2,3,4,5 и 6 к закону Самарской области. Учитывая, что документ - подписной лист - является документом установленной формы, исходя из буквального толкования приведенной выше нормы, принципиальное значение имеет указание в подписном листе всей совокупности необходимых реквизитов в форме подписного листа, включая номер приложения к закону и наименование нормативного акта. Избирательное законодательство не содержит понятия документа, однако п. 11 ст.2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» содержит понятие документированной информации. Документированная информация - это зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель. Неуказание в форме подписного листа номера приложения к Закону Самарской области фактически лишает избирательную комиссию и иных заинтересованных лиц определить форму документа, и влечет несоблюдение формы подписного листа. Форма подписных листов кандидата ФИО2 не содержит указания на номер приложения подписного листа, а также дополнительную информацию по форме, поэтому все подписные листы ФИО2 помимо указанного основания должны быть признаны недействительными в соответствие с пп. 11 п. 10 ст. 37 Закона Самарской области. Основанием отказа в регистрации ФИО2, исходя из изложенных выше обстоятельств, является пп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях». Данное обстоятельство является самостоятельным основанием отказа в регистрации помимо заявленного при первоначальном обращении в суд, при этом также все подписи должны быть признаны недействительными. Также отдельным обстоятельством, свидетельствующим о наличии основания отказа в регистрации, предусмотренном пп. «д» п. 24 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях» являются следующие факты: Согласно п. 8 ст. 37 ФЗ «Об основных гарантиях» порядок заверения подписного листа также устанавливается Законом Самарской области. В соответствие с п. 6 ст. 36 Закона Самарской области сборщик подписи собственноручно указывает свой адрес места жительства. Как неоднократно подтверждено многочисленной практикой Верховного Суда РФ, указание адреса места жительства, применительно к избирательным документа, должно осуществляться в порядке предусмотренном п. 5 ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях». Данная норма предусматривает понятие адреса места жительства, и относит к нему наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры. В порядке п. 2 ст. 3 Закона Самарской области, положения и нормы ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях» используются при проведении муниципальных выборов в Самарской области. Одним из сборщиков подписей у ФИО2 являлась ФИО4 Адрес ФИО4 как сборщика подписей был указан в подписных листах в следующем виде: <...>. «Город Москва», согласно п. 1 ст. 65 Конституции Российской Федерации является обособленным субъектом Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 15 Устава города Москвы (Закон города Москвы в редакции от 15.02.2006 г.) территориальными единицами города Москвы являются районы и административные округа, имеющие наименования и границы, закрепленные правовыми актами города Москвы. Таким образом, с точки зрение избирательного законодательства, указание в адресе сборщика наименования района города Москвы является важным и принципиальным. В случае отсутствия указания района в адресе места жительства сборщика подписей все подписи избирателей в подписных листах признаются недействительными на основании пп. 3 п. 10 ст.37 Закона Самарской области. Всего ФИО4 собраны и заверены с нарушением следующие листы: Лист № 1 (количество недействительных подписей - 5); Лист № 17 (количество недействительных подписей - 4); Лист № 32 (количество недействительных подписей - 5); Лист № 35 (количество недействительных подписей - 5); Лист № 64 (количество недействительных подписей - 5); Лист № 85 (количество недействительных подписей - 5); Лист № 91 (количество недействительных подписей - 3); Лист № 96 (количество недействительных подписей - 5); Лист № 116 (количество недействительных подписей - 5); Лист№ 121 (количество недействительных подписей - 5). Кроме того, в подписных листах ФИО2 имеются специально неотмеченные исправления, которые также влекут признание подписей избирателей недействительными, согласно пп.7 п.10 ст. 37 Закона Самарской области, это следующие подписи: подписи 1-3 в подписном листе № 22; Подписи 1-5 в подписном листе № 37; Подписи 1-5 в подписном листе № 49; Подпись № 3 лист № 63; Три подписи лист № 79. Итого, по основаниям не связанным с заверением подписного листа, должны быть признаны недействительными 64 (шестьдесят четыре) подписи. Учитывая, что по избирательному округу № 31 необходимое для регистрации количество подписей составляет 495 (четыреста девяносто пять), а ФИО2 было представлено максимально возможное количество подписей 545 (пятьсот сорок пять), количество действительных и достоверных подписей является недостаточным даже без учета формы подписного листа, выполненной с нарушением. Согласно п. 44 ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях» недействительная подпись - подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа. Кроме того, все подписи представленные в избирательную комиссию кандидатом ФИО2 не проверялись избирательной комиссией на предмет соответствия действительности сведений об избирателях и сборщиках подписей ни по системе ГАС «Выборы», ни по данным УФМС по Самарской области. Представитель заявителя ФИО3 дополнительно пояснил, что неуказание в подписном листе ФИО2 сведений о районе и улице проживания кандидата имеет значение для избирателей, так как влияет на восприятие избирателями информации о кандидате. Кроме того, ФИО2 нарушена форма подписного листа, поскольку в нем нет указание на то, каким именно приложением и к какому закону данный подписной лист является.
Представитель окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 31 по доверенности ФИО5 просил суд в удовлетворении основного и дополнительного заявлений кандидата К. отказать, поддержал предоставленный письменный отзыв, в котором указано, что ОИК №31 была проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», закона Самарской области от 08.06.2006г. №57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» при выдвижении кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва ФИО2 и установлено соответствие сбора подписей избирателей в поддержку его выдвижения, оформления подписных листов и документов, представленных для регистрации кандидата требованиям ст.ст. 32, 33, 34, 37 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст.ст. 33,34,36 закона Самарской области от 08.06.2006 №57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования». Согласно п. 6 ст. 36 закона Самарской области от 08.06.2006г. №57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложении № 2 вышеназванного закона. Установленная форма подписного листа предусматривает одним из необходимых реквизитов указание места жительства. Кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному округу № 31 ФИО2 в качестве места жительства в подписных листах указано: Самарская область, г. Самара, т.е. форма подписного листа, установленного законом Самарской области от 08.06.2006г. №57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» соблюдена. В связи с изложенным, 04.08.2010г. на заседании ОИК №31 было принято решение №5\1 «О регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу №31 ФИО2». Таким образом, окружная избирательная комиссия по одномандатному округу № 31 по Кировскому району городского округа Самара не усматривает нарушений избирательного законодательства в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному округу № 31 ФИО2 и оснований для отмены решения ОИК №5/1 от 04.08.20 Юг.
Представители заинтересованного лица - зарегистрированного кандидата в депутаты ФИО2, по доверенности ФИО6 и ФИО7 в судебном заседании просили суд в удовлетворении заявления отказать, поддержали свои письменные возражения, в которых указали, что В обоснование своих требований заявитель ссылается на пп.1 п. 10 ст. 37 Закона Самарской области от 8 июня 2006 года № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» - (далее - Закон Самарской области), пп.1 п. 10 ст. 37 закона Самарской области устанавливает, что недействительными подписи следует считать подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем округе. Доказательств того, что в подписных листах кандидата в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 31 ФИО8), присутствуют подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в одномандатном избирательном округе № 31, не представлено. Проведенная окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа № 31 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва проверка представленных кандидатом ФИО2 подписей не выявила в них подписей избирателей, не обладающих активным избирательным правом в данном избирательном округе. Таким образом, признать все подписи, представленные в поддержку выдвижения кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара по одномандатному избирательному округу № 31 ФИО2 недействительными по основанию, на которое ссылается заявитель, невозможно, ввиду отсутствия доказательств. Утверждение заявителя, что все подписи в подписных листах кандидата ФИО2 необходимо признать недействительными, поскольку не соблюдена форма подписного листа, также не основано на законе. В соответствии с п. 8 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2001 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) форма подписного листа устанавливается законом. В соответствии с п. 6 ст. 36 закона Самарской области подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложениях со 2 по 6 к настоящему Закону. В приложении № 2 к закону Самарской области указано, что кандидат в подписном листе указывает свое место жительства. Как справедливо заметил заявитель, понятие места жительства кандидата избирательным законодательством не установлено. Но нельзя согласиться с утверждением заявителя о том, что с точки зрения избирательного законодательства понятия адрес места жительства и места жительства являются идентичными. Действующее избирательное законодательство не содержит каких-либо норм, подтверждающих истинность этого утверждения. В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона адрес - (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Таким образом, избирательное законодательство прямо связывает понятие адреса места жительства гражданина с местом его регистрации. Действующее Российское законодательство довольно неоднозначно даёт определение термина «место жительства». Часть 1 статьи 20 Гражданского кодекса РФ, определяя термин «место жительства», указывает, что «местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает». Понятие «проживание» дано в статье 3 Федерального закона "О гражданстве РФ", в котором оно определяется как проживание лица на законном основании на территории РФ или за ее пределами. Что касается понятия «место жительства», то Конституция России место жительства физического лица как бы подразделяет на две категории: постоянное место жительства и место пребывания (ст. 27, ч. 1. Конституции РФ). Однако статья 20 ГК РФ четко определяет, что местом жительства признается место постоянного или преимущественного проживания. Следовательно, ГК РФ говорит о месте жительства, но не о месте пребывания. В части 1 статьи 150 ГК РФ употребляются понятия «право свободного передвижения», «выбор места пребывания и жительства». Определения понятия «место пребывания» в ГК РФ нет. Также не раскрывается смысл термина «постоянное и преимущественное проживание». Установление постоянного или преимущественного проживания лица должно осуществляться по временной схеме, т.е. лицо должно проживать по данному адресу либо всегда, либо срок его проживания по данному адресу должен превышать срок его проживания в любом другом месте в течение его жизни. Закон РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» от 25 июня 1993 года определяет место жительства так: жилые дома, квартиры, служебные помещения, иные жилые помещения, в которых гражданин проживает постоянно либо преимущественно в качестве собственника, по договору найма, договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ Местом пребывания Закон называет гостиницы, санатории, больницы, другие подобные учреждения, а также жилые помещения, являющиеся местом жительства граждан, где он проживает временно. Таким образом, место пребывания подгоняется под место жительства, и их конкретизация идет по объекту нахождения, т.е. ставится в зависимость от помещения, о месте проживания в котором лицо обязано уведомить государство. Законодательный казус проявляется в том. что Конституция предполагает свободу передвижения гражданина как основной элемент его прав и свобод, не увязывая их с моментом возникновения, изменения и прекращения каких-либо правовых аспектов, связанных с гражданином, а законы и нормативные правовые акты напрямую увязывают место жительства гражданина в качестве основного составного элемента содержания его прав и обязанностей. Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 13 июля 2000 года № 185-0 место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (например, подтверждаемых договором найма с собственником жилого помещения, актом о вселении). Определение Верховного Суда РФ от 22 июня 2005 года (дело N 93-Г05-7) указывает, что регистрация не входит в понятие «место жительства» и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания. Отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета. В Определении Конституционного Суда РФ от 16 октября 2003 года N 334-0 регистрация определяется лишь предусмотренным Законом РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания и жительства: то есть факт нахождения гражданина по месту пребывания и жительства устанавливается (подтверждается) не только регистрацией. Закон РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» 1993 г. устанавливает, что «в соответствии с Конституцией РФ и международными актами о правах человека каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» (ст. 1, абзац 1). Данная норма, провозглашая свободу передвижения граждан, устанавливает, как и норма ст.З указанного Закона, что «в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан». Целью существования регистрирующей процедуры является реализация прав и свобод гражданина по месту пребывания и жительства, а наличие или отсутствие факта регистрации не могут служить основанием для ограничения прав граждан. Так, в соответствии с п.27 ст.2 Федерального закона под избирательным правом пассивным (пассивное избирательное право) понимается право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. П.2 ст.4 Федерального закона, п.З ст.5 закона Самарской области установлено, что гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. То есть право быть избранным не зависит от места проживания кандидата, в отличие от активного избирательного права, то есть права избирать, которое напрямую связано с местом регистрации гражданина (п.4 ст.4 Федерального закона, п.1 ст.5 закона Самарской области). Так, указание полного адреса места жительства у избирателя в подписном листе является необходимым, поскольку право поставить подпись в поддержку выдвижения кандидата обладает лишь гражданин, который проживает в округе, в котором выдвигается кандидат. Кроме этого, установленная законом форма подписного листа прямо указывает, что в подписном листе избиратель, который ставит свою подпись в поддержку выдвижения кандидата, обязан указать адрес своего места жительства (пп.8 ст.37 Федерального закона, пп.7 ст.36 закона Самарской области - избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина). То есть действующее избирательное законодательство содержит требования к заполнению подписного листа избирателем, лицом, осуществляющим сбор подписей и требования к его заверению, но не содержит требований, обязывающих кандидата указывать свой адрес места жительства. Поскольку право быть избранным существует у гражданина Российской Федерации не зависимо от места его проживания, а избирательное законодательство не требует указания в подписном листе адреса места жительства кандидата, то не указание в подписном листе в месте жительства кандидата наименования улицы, номера дома и квартиры не является нарушением формы подписного листа. Кроме этого, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя. отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. В соответствии со ст. 7 указанного закона и Указа Президента РФ от 06 марта 1997 года № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» информация о месте жительства кандидата является конфиденциальной и в силу ст. 23 Конституции РФ охраняется государством. Любое ограничение права гражданина на неприкосновенность частной жизни (сведений конфиденциального характера) недопустимо в силу ст. 55 Конституции РФ. Эта же статья Конституции РФ указывает, что права и свободы гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Об этом же указывает и п. 2 ст. 9 закона «О персональных данных». Поскольку Федеральным законом не устанавливается требование об обязательном раскрытии сведений об адресе места жительства кандидата перед избирателями (а лишь имеется требование об указании адреса в заявлении кандидата), кандидат не обязан указывать в подписном листе конфиденциальную информацию о себе. В противном случае это бы нарушало его конституционное право на неприкосновенность частной жизни. Таким образом, основания, изложенные в заявлении в качестве отмены регистрации кандидата ФИО2 являются надуманными и не основаны на законе.
Выслушав представителя заявителя ФИО3, представителя окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 31 Короля А.А., представителей заинтересованного лица -зарегистрированного кандидата в депутаты ФИО2 ФИО6 и ФИО7, заключение помощника прокурора Кировского района г.Самары Данилкиной А.А., предлагавшей суду заявление удовлетворить, решение окружной избирательной комиссии отменить, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.259 ч.1 ГПК РФ, избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Из ст.261 ч.2 ГПК РФ следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным
В соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.02 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
В силу положений ст.ст.37,38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом.
В соответствии с п.8 ст.37 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", форма подписного листа устанавливается законом.
Согласно п.З ст.38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", законом должны предусматриваться основания для признания подписей недействительными.
В со ст.4 ч.З Закона Самарской области от 08.06.06 «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», выборы депутатов представительного органа муниципального образования организуют и проводят избирательные комиссии.
Согласно ч.1 ст. 12 указанного Закона, выборы депутатов представительного органа муниципального образования нового созыва, за исключением случая, предусмотренного в части 12 настоящей статьи, назначает представительный орган муниципального образования.
В соответствии со ст.25 Закона Самарской области от 08.06.06 «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», окружные избирательные комиссии формируются при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования по одномандатным или многомандатным избирательным округам. Окружная избирательная комиссия. ..осуществляет регистрацию кандидатов.
Согласно ч.1 ст.34 Закона Самарской области от 08.06.06 «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
Из ч.1, ч.б ст.36 Закона Самарской области от 08.06.06 "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования" следует, что в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется настоящим Законом. Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложениях со 2 по 6 к настоящему Закону. Подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, ставит свою подпись и дату ее внесения, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, либо кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения, или его доверенным лицом, которые напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения.
В силу ч.2 ст.36 Закона Самарской области от 08.06.06 "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования", количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в одномандатном избирательном округе, списков кандидатов в едином избирательном округе, составляет два процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа в соответствии с частью 4 статьи 16 настоящего Закона, но не может быть менее десяти.
Согласно ст.37 Закона Самарской области от 08.06.06 "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования", если регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется на основании необходимого в соответствии с частью 2 статьи 36 настоящего Закона количества собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов подписей избирателей, соответствующая избирательная комиссия осуществляет проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов. По результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной и действительной либо недостоверной или недействительной. Недействительными подписями следует считать... все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных приложениями N 2 - N 6 к настоящему Закону. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Согласно ст.76 ч.б ФЗ-67 от 12.06.02 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии со ст.75 ФЗ-67 от 12.06.02 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд. С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии.
Согласно ст.2 п.5 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Судом установлено, что 17.07.10 в Самарской газете официально опубликовано решение Думы городского округа Самара от 15.07.10 № 950 «О назначении выборов депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва и Главы городского округа Самара».
Согласно решению от 13.08.10 № 8\1 избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 31 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва, кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 31 зарегистрирован ФИО1 л.д.7).
С заявлением о регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 31 обратился ФИО2, который представил в окружную избирательную комиссию 122 подписных листа, содержащих 545 подписей избирателей.
02.08.10 рабочей группой составлен итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 31 ФИО2, в соответствии с которым из 545 проверенных рабочей группой подписей избирателей признано недействительными 22 подписи, что в процентном соотношении составляет 4% подписей, собранных в поддержку выдвижения ФИО2
Решением от 04.08.10 № 5\1 избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 31 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва, кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 31 зарегистрирован ФИО2 л.д.6).
В судебном заседании осмотрены предоставленные окружной избирательной комиссией на обозрение суда подлинники подписных листов ФИО2, переданные последним в окружную избирательную комиссию для рассмотрения вопроса о его регистрации в качестве кандидата в депутаты.
При этом судом установлено, что все указанные подписные листы по форме совпадают между собой, в заголовке каждого подписного листа в качестве места жительства ФИО2 указано "Самарская область, г.Самара". При осмотре подписных листов судом визуально не выявлены неоговоренные исправления и иные нарушения, помимо указанных в итоговом протоколе проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 31 ФИО2
Форма подписного листа, установленная приложением № 2 к Закону Самарской области от 08.06.06 "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования", предусматривает в качестве необходимого реквизита указание места жительства лица, в поддержку которого собираются подписи избирателей.
Действующее избирательное законодательство не содержит понятия "места жительства", о чем указано также в заявлении представителя кандидата ФИО1 - ФИО3
Вывод представителя заявителя о тождественности предусмотренного избирательным законодательством понятия "адрес места жительства" (ст.2 п.5 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации") и не предусмотренного избирательным законодательством понятия "место жительства" обусловлен неправильным толкованием правовых норм и по сути является предположением.
Кроме того, отсутствие в подписном листе в наименовании места жительства кандидата в депутаты указания улицы, дома и квартиры, не может является предусмотренным законом обстоятельством, влияющим на волеизъявление избирателей, поскольку в соответствии с действующим избирательным законодательством пассивное избирательное право лица (право быть избранным) не ставится, в отличии от активного избирательного права, в зависимость от проживания лица в конкретном избирательном округе (территории).
Суд не может согласиться с доводами представителя заявителя о том, что неуказание в подписном листе ФИО2 сведений о районе и улице проживания кандидата имеет значение для избирателей, так как влияет на восприятие избирателями информации о кандидате, поскольку выяснение степени восприятия и толкования сведений, содержащихся в подписных листах, нарушило бы принцип равенства всех кандидатов перед законом.
Доводы представителя заявителя о том, что подписи избирателей, предоставленные ФИО2, не проверялись окружной избирательной комиссией, опровергаются итоговым протоколом проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата ФИО2 от 02.08.10, в соответствии с которым проверка подписей, предоставленных ФИО2 в окружную избирательную комиссию, проведена рабочей группой, при этом признано недействительными 22 подписи из 545 (4% от общего количества подписей).
Также несостоятельны доводы представителя заявителя о том, что указанный в подписном листе адрес одного из лиц, собиравших подписи - ФИО4: "<...> (подписные листы №№1,17,32,35,64,85,91,96,116,121), составлен с нарушением требований ст.2 п.5 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с неуказанием района и административного округа, поскольку, в соответствии с указанной правовой нормой, адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Указание в приложении № 2 к Закону Самарской области от 08.06.06 "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования" на номер соответствующего приложения и наименования закона, приложением к которому оно является, не является элементом формы данного приложения - подписного листа, в связи с чем доводы представителя заявителя об обратном несостоятельны.
Поскольку судом установлено, что решение от 04.08.10 № 5\1 избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 31 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва "О регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 31 ФИО2" вынесено с соблюдением закона, оснований для удовлетворения заявления кандидата в депутаты ФИО1 об отмене данного решения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления кандидата в депутаты ФИО1 об отмене решения окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 31 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва от 04.08.10 № 5\1 "О регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 31 ФИО2" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд г.Самары в течении 5 дней.
Председательствующий И.А. Родомакин