ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4383/20 от 27.11.2020 Советского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Краснодар ДД.ММ.ГГГГ

Советский районный суд г. Краснодара в составе:

судьи Кантимира И.Н.

при секретаре Черкашиной И.В.

с участием:

ответчика ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску АО «Ямалкоммунэнерго» к ФИО1 о взыскании задолженности за потребленный коммунальный ресурс,

УСТАНОВИЛ:

АО «Ямалкоммунэнерго» обратилось в суд с исковым заявлением о взыскании с ФИО1 задолженности за коммунальный ресурс за период июнь, июль 2019 года в размере <данные изъяты>, пени за период с 11.07.2019 года по 02.04.2020 года в размере <данные изъяты>, пени в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, начиная с 03.04.2020 года и по день фактической оплаты долга, а также расходов по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.

В обоснование заявленных требований указано, что между АО и ответчиком заключен договор холодного водоснабжения, водоотведения № 10.405.03.2017 от 01.06.2017 года. Ответчик является собственником нежилого помещения – торгового павильона «Мир цветов», расположенного по адресу: ЯНАО, <...> район магазина «Товары для дома». Соответственно, ответчик является потребителем поставляемых истцом коммунальных услуг. В соответствии с договором истец обязуется осуществлять подачу питьевой воды, а ответчик обязуется принять и оплатить подачу питьевой воды в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором. Во исполнение условий договора истец за июнь, июль 2019 года поставил ответчику питьевую воду на общую сумму <данные изъяты>. Однако, ответчик оплату до настоящего времени не произвела. На основании изложенного они вынуждены обратиться в суд с настоящим иском.

Представитель истца АО «Ямалкоммунэнерго», надлежащим образом извещенный о дне, месте и времени проведения судебного заседания, в суд не явился.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что безучетное потребление ресурсов, в том числе холодного водоснабжения и водоотведения, могло осуществляться ею в случае нарушения целостности (повреждения) прибора учета, установленного в нежилом помещении принадлежащем ей. Согласно акта № 4407 от 05.02.2019 года, с прибора учета была снята пломба истцом для осуществление ремонтных работ. Исходя из изложенного, истцом безучетное потребление ресурсов ответчиком обоснованно вышеуказанным актом № 4407 от 05.02.2019 года. Она, как потребитель водоснабжения (водоотведения) является заинтересованной стороной при проведении проверки прибора учета, при этом, согласно акта № 4407 от 05.02.2019 года, потребитель при проверки прибора учета не присутствовал. О составлении акта о безучётном потреблении ресурсов потребитель должен быть уведомлён, проведение проверки приборов учёта должно осуществляться в присутствии потребителя, при отсутствии в месте проверки представителей потребителя акт о безучётном потреблении электроэнергии должен составляться в присутствии двух незаинтересованных лиц. Она не обладала информацией о неисправности прибора учета, фактически прибор учета не был демонтирован и продолжал свою работу. С момента составления акта № 4407 от 05.02.2019 года она не сомневалась в исправности прибора учета и в соответствии со своими обязательствами регулярно предоставляла показания прибора учета по объему потребленного ресурса в адрес истца. Таким образом, безучётное потребление ресурсов истец подтверждает актом № 4407 от 05.02.2019 года, который составлен с нарушением Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (ред. от 30.04.2020) «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии». На основание изложенного расчет истцом безучетного потребления холодной воды не может быть применен, поскольку фактически потребление воды не являлось безучетным.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения ответчика, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, истец произвел расчет безучетного потребления холодной воды на основании Методических указаний утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17.10.2014 № 641/пр с учетом диаметра трубы в 15 мм.

Согласно абз. 14 п. 2 ч. 1 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 года N 442 (ред. от 30.04.2020) «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», «безучетное потребление» - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли- продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета, измерительного комплекса, измерительных трансформаторов тока и (или) напряжения, соединенных между собой по установленной схеме вторичными цепями, через которые приборы учета установлены (подключены) (далее - измерительные трансформаторы), системы учета, компонентов интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) в случаях нарушения целостности (повреждения) прибора учета, измерительного комплекса, измерительных трансформаторов, нарушения (повреждения) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета, измерительный комплекс, измерительные трансформаторы, систему учета, компоненты интеллектуальной системы электрической энергии (мощности), на приспособления, препятствующие доступу к ним, расположенные до места установки прибора учета электрической энергии (точки измерения прибором учета), когда в соответствии с настоящим документом прибор учета, измерительный комплекс, измерительные трансформаторы, система учета, компоненты интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) установлены в границах балансовой принадлежности потребителя (покупателя) и (или) в границах земельного участка, принадлежащего такому потребителю на праве собственности или ином законном основании, на котором расположены энергопринимающие устройства потребителя (далее - границы земельного участка) или, если обязанность по обеспечению целостности и сохранности прибора учета, измерительного комплекса, измерительных трансформаторов (системы учета) возложена на потребителя (покупателя), а также с нарушением указанного порядка, обнаруженным в границах балансовой принадлежности потребителя (покупателя) подключения энергопринимающих устройств до точки измерения прибором учета или в границах земельного участка потребителя (покупателя) подключения до точки измерения прибором учета энергопринимающих устройств, расположенных в границах этого земельного участка.

Таким образом, безучетное потребление ресурсов ответчиком, в том числе холодного водоснабжения и водоотведения, могло осуществляться ответчиком в случае нарушения целостности (повреждения) прибора учета, установленного в нежилом помещении принадлежащему ответчику.

Согласно акта № 4407 от 05.02.2019 года с прибора учета была снята пломба истцом для осуществление ремонтных работ.

Исходя из изложенного истцом в исковом заявлении и в отзыве на возражение ответчика, безучетное потребление ресурсов ответчиком обоснованно вышеуказанным актом № 4407 от 05.02.2019 года.

Согласно п. 172 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 года N 442 (ред. от 30.04.2020) «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», сетевая организация (гарантирующий поставщик) в случаях, предусмотренных пунктом 170 настоящего документа, обязана не позднее 3 рабочих дней со дня наступления соответствующих обязательств провести внеплановую проверку приборов учета с приглашением ее инициатора и заинтересованных сторон. В случае если для проведения проверки приборов учета лицу, проводящему проверку прибора учета, требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя (объекту по производству электрической энергии (мощности), проверка прибора учета должна быть проведена не позднее 10 рабочих дней со дня получения заявления о необходимости проведения внеплановой проверки.

Форма внеплановой проверки приборов учета может быть указана в заявлении о необходимости проведения внеплановой проверки, в противном случае форму проверки выбирает сетевая организация (гарантирующий поставщик).

В случае если внеплановая проверка приборов учета проводится по заявлению потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), то сетевая организация обязана пригласить гарантирующего поставщика (энергосбытовую, энергоснабжающую организацию), обслуживающего этого потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), для участия в такой проверке. Потребитель (производитель электрической энергии (мощности) на розничном рынке) вправе привлекать к участию в проверке со своей стороны аккредитованных в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридических лиц (индивидуальных предпринимателей).

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 года N 442 (ред. от 30.04.2020) «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», субъектами розничных рынков являются: потребители.

Таким образом, ответчик, как потребитель водоснабжения (водоотведения) является заинтересованной стороной при проведении проверки прибора учета, при этом, согласно акта № 4407 от 05.02.2019 года, потребитель при проверки прибора учета не присутствовал.

Согласно п. 173 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 года N 442 (ред. от 30.04.2020) «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», результаты проверки приборов учета оформляются актом проверки расчетного прибора учета, который составляется сетевой организацией (гарантирующим поставщиком), подписывается такой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке. Акт составляется в количестве экземпляров по числу лиц, принимавших участие в проверке, по одному для каждого участника. При отказе лица, принимавшего участие в проверке, от подписания акта в нем указывается причина такого отказа.

Сетевая организация (гарантирующий поставщик) передает гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, сетевой организации), в случае если он не участвовал в проведении проверки, копии актов проверки расчетных приборов учета в течение 3 рабочих дней после их составления.

Результатом проверки прибора учета является заключение о пригодности расчетного прибора учета для осуществления расчетов за потребленную (произведенную) на розничных рынках электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии, о соответствии (несоответствии) расчетного прибора учета требованиям, предъявляемым к такому прибору учета, а также о наличии (об отсутствии) безучетного потребления или о признании расчетного прибора учета утраченным.

В акте проверки расчетного прибора учета должны быть указаны: дата, время и адрес проведения проверки, форма проверки и основание для проведения проверки;

лица, принявшие участие в проверке;

лица, приглашенные в соответствии с требованиями настоящего документа для участия в проверке, но не принявшие в ней участие;

характеристики и место установки проверяемого расчетного прибора учета (измерительных трансформаторов - при их наличии), показания прибора учета на момент проверки и дата истечения интервала между поверками прибора учета (измерительных трансформаторов);

соответствие оттиску поверителя в свидетельстве о поверке и (или) записи в паспорте (формуляре) средства измерений и место установки контрольных пломб и знаков визуального контроля, установленных на момент начала проверки, а также вновь установленных (если они менялись в ходе проверки);

результат проверки;

характеристики используемого при проведении проверки оборудования, в случае если проводится инструментальная проверка;

лица, отказавшиеся от подписания акта проверки либо несогласные с указанными в акте результатами проверки, и причины такого отказа либо несогласия.

При несогласии лица, принимавшего участие в проверке прибора учета, с результатами проверки прибора учета должна быть сделана соответствующая отметка в акте проверки прибора учета с кратким описанием причин такого несогласия.

Таким образом, системный анализ вышеприведённых норм основных положений Постановления Правительства № 442 позволяет сделать вывод: о составлении акта о безучётном потреблении ресурсов потребитель должен быть уведомлён, проведение проверки приборов учёта должно осуществляться в присутствии потребителя, при отсутствии в месте проверки представителей потребителя акт о безучётном потреблении электроэнергии должен составляться в присутствии двух незаинтересованных лиц.

При составлении акта № 4407 от 05.02.2019 года были допущены следующие нарушения вышеуказанных норм:

- ответчик, в нарушение вышеуказанных норм, при составлении акта № 4407 от 05.02.2019 года не присутствовал,

- уполномоченные представители ответчика при проверке и составлении акта не присутствовали, согласно акта № 4407 представителем абонента (потребителя) и подписантом является продавец ФИО4,

- два незаинтересованных лица при составлении акта № 4407 не присутствовали;

- надлежащим образом о проверке ответчик уведомлен не был,

- с актом ответчик не ознакомлен,

- экземпляр акта ответчик не получал,

- согласиться или не согласиться с актом ответчик возможности не имел,

- фото или видео съемка, подтверждающая неисправность прибора учета и надлежащее составление акта при проверке прибора учета, истцом не представлена.

Как следует из материалов дела, ответчик о необходимости проверки прибора учета истцу не сообщал, таким образом, ответчик не обладал информацией о неисправности прибора учета, фактически прибор учета не был демонтирован и продолжал свою работу.

С момента составления акта № 4407 от 05.02.2019 года ответчик в соответствии со своими обязательствами регулярно предоставлял показания прибора учета по объему потребленного ресурса в адрес истца.

Таким образом, безучётное потребление ресурсов ответчиком, истец подтверждает актом № 4407 от 05.02.2019 года, который составлен с нарушением Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 года N 442 (ред. от 30.04.2020) «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

На основании изложенного расчет истцом безучетного потребления холодной воды ответчиком не может быть применен, поскольку фактически потребление воды ответчиком не являлось безучетным.

Исходя из вышеизложенного акт № 4407 от 05.02.2019 года, составлен с нарушением законодательства.

Согласно ч. 2 ст. 5 ГПК РФ, доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

Таким образом, акт № 4407 от 05.02.2019 года не может являться доказательством в настоящем деле.

Возможность начисления безучетного потребления истец связал с выявлением факта выхода из строя прибора учета.

Вместе с тем, истец не предоставил сведения и доказательства о том, было ли известно ответчику о неисправности прибора учета.

Доказательств об осведомленности ответчика о неисправности прибора учета истец не предоставил (о необходимости предоставления таких сведений и доказательств говориться также в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.04.2017 года N 303-ЭС17-2245)

Таким образом, ответчик не имея сведений и неисправности прибора учета не мог осуществляет безучетное потребление ресурсов.

Согласно свидетельства о поверке № 189758 от 23.10.2019 года, прибор учета - средство измерений номер 0903276В12 был исправен и прошёл поверку, ответчиком прибор учета не демонтировался и не снимался, истцом прибор учета также не демонтировался.

Таким образом, прибор учета был исправен на протяжении всего времени его эксплуатации.

Согласно п. 4 раздела I Общих правил Постановления Правительства РФ от 04.09.2013 года N 776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод», приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом или организацией, осуществляющей транспортировку горячей воды, холодной воды, сточных вод (далее - транзитная организация), на границе балансовой принадлежности сетей или на границе эксплуатационной ответственности абонента и (или) транзитной организации с организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение), другими организациями, эксплуатирующими водопроводные и (или) канализационные сети, если иное не предусмотрено договорами водоснабжения, договором водоотведения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, договором по транспортировке холодной воды, договором по транспортировке горячей воды, договором по транспортировке сточных вод, договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, договором по водоподготовке, договором по очистке сточных вод, а также иными договорами, заключаемыми с организациями, осуществляющими водоснабжение и (или) водоотведение.

Прибор учета размещается на границе балансовой принадлежности потребителя и ресурсоснабжающей организации или ответчика и истца.

Таким образом, зона ответственности ответчика заканчивается после места установки самого прибора учета.

Согласно акта № 4407 от 05.02.2019 года, ремонтные работы необходимы в виду течи через гайку. При этом не указанно к чьей балансовой принадлежности (истца или ответчика) относиться гайка, указанная в акте № 4407 от 05.02.2019 года.

Таким образом, даже если бы прибор учета был неисправен, подтверждения такой неисправности по вине ответчика или подтверждение ответственности за такую неисправность ответчиком отсутствует.

Как следует из материалов дела, ответчиком в адрес истца регулярно подавались показания прибора учета. Порядок принятия показаний истцом определен таким образом, что истец не предоставляет подтверждения предоставления показаний.

Истец самостоятельно ведет учет предоставленных ему показаний.

В целях расчета фактически потребленных объемов холодного водоснабжения ответчиком в период с июня по июль 2019 года, ответчик неоднократно обращался к истцу с просьбой предоставить выписку по показаниям предоставляемым ответчиком в 2019 году. Ответы на указанные заявления ответчика истец не предоставил.

Согласно ч. 1 ст. 544 Гражданского кодекса РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В целях установления фактически потребленных объемов водоснабжения, ответчиком в материалы дела представлен следующий расчет:

- согласно акта № 4407 от 05.02.2019 года, предоставленного истцом, показания прибора учета на февраль 2019 составляют 00325,2 М3;

- с декабря 2019 года по август 2020 года истцом в адрес ответчика были выставлены счета-фактуры на общий объем потребления холодного водоснабжения в размере 65, 226 М3. Таким образом, 65,226 М3 это объем потребления и объем водоотведения предоставленного истцом для ответчика с момента составления акта № 4407 от 05.02.2019 года по текущий момент;

- текущие показания прибора учета ответчика составляют 00441,8 М3 (фотоизображение представлено в материалы дела).

Таким образом, объем потребления холодного водоснабжения ответчиком за период с февраля 2019 года по октябрь 2019 года (включительно), составляет:

00441,8 М3-00325,2 М3-65,226 М3=51,4 М3

51,4 М3 объем потребления ответчиком холодного водоснабжения в период с февраля 2019 года по октябрь 2019 года (включительно), всего 9 месяцев.

Истец, согласно искового заявления заявляет требования за 2 календарных месяца - июнь и июль 2019 года.

Объем потребления холодного водоснабжения ответчиком за 2 календарных месяца составляет:

М3: 9 месяцев = 5,71М3 в месяц

5,71М3 *2 месяца июнь и июль 2019г.=11,42 М3

Таким образом, 11,42 М3 объем потребления ответчиком холодного водоснабжения за июнь и июль 2019 года.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований АО «Ямалкоммунэнерго» к ФИО1 о взыскании задолженности за потребленный коммунальный ресурс – отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Советский районный суд г. Краснодара в течение месяца.

Судья Советского

районного суда г. Краснодара И.Н. Кантимир

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Советского

районного суда г. Краснодара И.Н. Кантимир