ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4385/2021 от 20.01.2022 Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

УИД 04RS0007-01-2021-008322-59

2-45/2022 (2-4385/2021;)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 января 2022 г. г. Улан-Удэ

Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Алтаевой Т.Н., при секретаре Карповой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Прокурора Заиграевского района РБ в интересах Черниновой Оксаны Юрьевны к Министерству социальной защиты населения РБ об обязании предоставить единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения многодетной семье, имеющей шесть и более детей,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Заиграевского района РБ обратился в суд в интересах Черниновой О.Ю. с иском к ответчику, просил обязать предоставить истцу единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения многодетной семье, имеющей шесть и более детей в размере <данные изъяты> руб.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что семья Черниновой О.Ю. относится к категории семей, имеющих 6 и более детей, состоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. 04.03.2020 истцом подано заявление о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии с п. 1.3 ч. 1 ст. 6 Закона РБ № 1810-III от 06.07.2006 «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Бурятия». Вместе с тем, Министерством социальной защиты населения решение по заявлению Черниновой О.Ю. не принято. Законом Республики Бурятия от 06.07.2021 «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О мерах социальной поддержки многодетных семей Республики Бурятия» (вступил в законную силу 17.07.2021) внесены изменения в ст. 6 Закона РБ № 1810-III от 06.07.2006, которые предусмотрели иную меру социальной поддержки для семей, имеющих шесть и более детей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в виде получения целевого жилищного займа (жилищный сертификат). В соответствии с изменениями целевой жилищный займ предоставляется однократно одному из родителей в размере не более 3 000 000 руб. на приобретение жилого помещения с использованием ипотечного кредита, выданного на основании соответствующего кредитного договора. В соответствии со ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к правоотношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Поскольку на момент подачи Черниновой О.Ю. заявления от 04.03.2020 в Законе РБ действовало положение о мере социальной поддержки многодетных семей в виде предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, Чернинова О.Ю. имеет право на получение указанной выплаты. В связи с несвоевременным выполнением своих обязанностей Министерством социальной защиты населения РБ нарушены права Черниновой О.Ю. в части размера социальной поддержки. Так, размер единовременной денежной выплаты составляет 5 379 886, 05 руб. и значительно превышает сумму целевого жилищного займа.

Определением суда от 08.12.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Правительство Республики Бурятия, Министерство финансов Республики Бурятия, РГУ «Центр социальной поддержки населения».

В судебном заседании прокурор Васильева А.В. требования уточнила, просила признать за истцом право на получение меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения многодетной семье, имеющей шесть и более детей, в соответствии с Законом Республики Бурятия от 06.07.2006 N 1810-III «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Бурятия» в редакции от 06.12.2019, обязать ответчика предоставить истцу денежную выплату на приобретение жилого помещения многодетной семье, имеющей шесть и более детей, в размере <данные изъяты> руб. Кроме того, пояснила, что решение ответчиком по заявлению Черниновой О.Ю. своевременно не принято, в связи с чем ответчик обязан предоставить истцу единовременную денежную выплату, а не целевой жилищный займ, поскольку изменения в Закон Республики Бурятия обратной силы не имеют.

Чернинова О.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что РГУ «Центр социальной поддержки населения» в Заиграевском районе РБ в 2020 году сообщили ей о включении ее в единый сводный список на предоставление единовременной денежной выплаты, в связи с чем она подала такое заявление, однако решение по ее заявлению не принято, в 2021 году, когда она обращалась за ответом по ее заявлению, устной ей сообщили, что скоро примут изменения в закон о предоставлении жилищных сертификатов, который они смогут получить вместо единовременной денежной выплаты, с чем она не была согласна. Заявление о предоставлении ей целевого займа в ходе рассмотрения дела написала вынужденно, сертификат не получала, от него отказывается.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Золтуева С.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что отказ по заявлению Черниновой О.Ю. не вынесен, поскольку основания для отказа отсутствовали, однако средства, выделяемые республиканским бюджетом на поддержку многодетных семей, распределяются согласно очередности в соответствии со сводным списком. В 2020 году средств для предоставления меры социальной поддержки семье Черниновой О.Ю. не хватило, выплата предоставлена 10 семьям, имеющим 6 и более детей, 4 семьям, в которых родилось одновременно 3 и более ребенка. С июля 2021 года предоставляются целевые жилищные займы на приобретение жилья, в связи с чем основания для предоставления единовременной денежной выплаты отсутствуют. Кроме того, в ходе рассмотрения дела Черниновой О.Ю. подано заявление о выдаче ей целевого жилищного займа, сертификат истцу подготовлен, но не получен.

Представители третьих лиц Правительства РБ, Министерства финансов РБ, РГУ «Центр социальной поддержки населения» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); семья, материнство и детство находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39, часть 1).

Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» определение категорий семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации.

Пунктом 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей).

В соответствии с ч. 1 ст. 2, ст. 3 Закона Республики Бурятия от 06.07.2006 № 1810-III «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Бурятия» (далее – Закон РБ о мерах социальной поддержки многодетных семей) многодетной признается семья, имеющая в своем составе трех и более детей и воспитывающая их до восемнадцатилетнего возраста, проживающая на территории Республики Бурятия, в которых один или оба родителя являются гражданами Российской Федерации.

Ст. 6 указанного Закона РБ (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений – на дату обращения истца за предоставлением меры социальной поддержки) содержит перечень общих мер социальной поддержки, оказываемой многодетным семьям, а также специальные меры социальной поддержки для отдельных категорий многодетных семей, таких как: семьи, в которых одновременно родилось трое и более детей, нуждающиеся в улучшении жилищных условий (ч. 1.1 ст. 6 Закона РБ о мерах социальной поддержки многодетных семей); семьи, имеющие пять и более несовершеннолетних детей, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Бурятия, постоянно проживающие на территории Республики Бурятия, признанные нуждающимися в жилом помещении (ч. 1.2 ст. 6 Закона РБ о мерах социальной поддержки многодетных семей); семьи, имеющие шесть и более несовершеннолетних детей (в том числе усыновленных), нуждающиеся в улучшении жилищных условий (ч. 1.3 ст. 6 Закона РБ о мерах социальной поддержки многодетных семей); многодетные семьи, среднедушевой доход которых ниже 1,5 величины прожиточного минимума, установленного в Республике Бурятия, при рождении (усыновлении) третьего или последующих детей (ч. 1.4 ст. 6 Закона РБ о мерах социальной поддержки многодетных семей).

Мера социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилых помещений за счет средств республиканского бюджета предусмотрена указанным законом для двух категорий семей: семьи, в которых одновременно родилось трое и более детей, нуждающиеся в улучшении жилищных условий (ч. 1.1 ст. 6 Закона РБ о мерах социальной поддержки многодетных семей); семьи, имеющие шесть и более несовершеннолетних детей (в том числе усыновленных), нуждающиеся в улучшении жилищных условий (ч. 1.3 ст. 6 Закона РБ о мерах социальной поддержки многодетных семей).

В силу ч. 1.3. ст. 6 Закона РБ о мерах социальной поддержки многодетных семей (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) семьи, имеющие шесть и более несовершеннолетних детей (в том числе усыновленных), нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилых помещений за счет средств республиканского бюджета из расчета 11 квадратных метров общей площади жилья на каждого рожденного (усыновленного) ребенка в возрасте до восемнадцати лет и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Республике Бурятия, устанавливаемой федеральным законодательством.

Единовременная денежная выплата на приобретение жилых помещений предоставляется семьям, проживающим на территории Республики Бурятия не менее пяти лет на дату рождения (усыновления) шестого и последующего ребенка.

Согласно ст. 7 Закона РБ о мерах социальной поддержки многодетных семей финансирование расходов, связанных с предоставлением установленных мер социальной поддержки многодетных семей производится из республиканского бюджета в пределах средств, предусмотренных законом Республики Бурятия о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Порядок предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилых помещений на момент подачи Черниновой О.Ю, заявления от 04.03.2020 регулировался Порядком предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилых помещений многодетным семьям, имеющим шесть и более детей, утвержденным Постановлением Правительства РБ от 08.06.2011 № 283 (далее – Порядок предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилых помещений многодетным семьям, имеющим шесть и более детей), Административным регламентом Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по предоставлению государственной услуги по предоставлению единовременной денежной выплаты на приобретение жилых помещений многодетным семьям, имеющим шесть и более детей» (далее – Регламент по предоставлению единовременной денежной выплаты), утвержденным Приказом Минсоцзащиты РБ от 04.02.2019 № 51.

Указанный Порядок утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РБ от 07.10.2021 № 574, указанный регламент действует с 05.03.2019.

В соответствии с п. 2. Порядка предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилых помещений многодетным семьям, имеющим шесть и более детей, предоставление единовременной денежной выплаты осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на обеспечение мер социальной поддержки многодетных семей в соответствии с Законом Республики Бурятия от 06.07.2006 № 1810-III «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Бурятия».

Согласно п. 3 Порядка предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилых помещений многодетным семьям, имеющим шесть и более детей, единовременная денежная выплата предоставляется в размере, рассчитанном исходя из 11 квадратных метров общей площади жилья на каждого рожденного (усыновленного) ребенка, не достигшего восемнадцати лет на дату рождения (усыновления) шестого и последующего ребенка, включая шестого (и последующего) ребенка.

Как следует из п. 7, 8, 8.1, 8.2, 9 Порядка предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилых помещений многодетным семьям, имеющим шесть и более детей, подразделения республиканского государственного учреждения «Центр социальной поддержки населения» (далее - подразделения РГУ) ежегодно в срок до 20 января получают в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия:

Подразделения РГУ ежегодно в срок до 15 февраля на основании сведений о семьях, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, представленных органами местного самоуправления, сведений о регистрации по месту жительства (месту пребывания) на территории Республики Бурятия, представленных Министерством внутренних дел Российской Федерации, и сведений о проживании членов семьи на территории Республики Бурятия, представленных органами местного самоуправления, информационным расчетным центром, составляют списки семей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по городу (району) (далее - списки) с указанием фамилии, имени, отчества (последнее при наличии) законного представителя детей, состоящего на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - получатель единовременной денежной выплаты), и направляют их в Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия (далее - Министерство).

Министерство формирует сводный список получателей единовременной денежной выплаты по Республике Бурятия (далее - сводный список).

В сводный список включаются семьи, имеющие шесть и более детей (в том числе усыновленных), не достигших восемнадцати лет на дату рождения (усыновления) шестого и (или) последующего ребенка, проживающие на территории Республики Бурятия не менее пяти лет на дату рождения (усыновления) шестого и (или) последующего ребенка, и состоящие на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Сводный список формируется в хронологическом порядке по дате постановки семьи с шестью и более детьми на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в органах местного самоуправления. В случае рождения шестого или последующего ребенка позднее даты постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении семья включается в сводный список по дате рождения шестого или последующего ребенка.

Подразделение РГУ в течение 10 рабочих дней со дня представления заявителем заявления и документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, формирует личное дело заявителя и направляет его в Министерство.

Министерство ежегодно, до 15 февраля, корректирует сводный список путем включения получателей единовременной денежной выплаты на основании списков, представляемых подразделениями РГУ, и исключения получателей единовременной денежной выплаты.

Министерство ежегодно, до 20 февраля, формирует список получателей единовременной денежной выплаты на соответствующий финансовый год в хронологическом порядке, предусмотренном при формировании сводного списка, и исходя из объема средств, предусмотренных в республиканском бюджете на соответствующий финансовый год (далее - список получателей).

Ежегодно, до 25 февраля, министерство направляет сводный список и список получателей в подразделения РГУ.

Граждане, включенные в список получателей единовременной денежной выплаты на текущий финансовый год (далее - заявители), представляют в подразделение РГУ по месту жительства заявление о предоставлении единовременной денежной выплаты.

Подразделение РГУ в течение 10 рабочих дней со дня представления заявителем заявления и документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, формирует личное дело заявителя и направляет его в Министерство.

Министерство рассматривает заявление и документы, указанные в пункте 8.2 настоящего Порядка, принимает решение о предоставлении единовременной денежной выплаты или об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты в форме приказа Министерства. Оформленное Министерством свидетельство о предоставлении единовременной денежной выплаты или уведомление об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты направляется в подразделение РГУ для выдачи заявителю в течение 20 рабочих дней со дня регистрации заявления и документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка. Заявитель вправе самостоятельно получить свидетельство либо уведомление об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты в Министерстве.

Министерство ежегодно, до 20 февраля, формирует список получателей единовременной денежной выплаты на соответствующий финансовый год в хронологическом порядке, предусмотренном при формировании сводного списка, и исходя из объема средств, предусмотренных в республиканском бюджете на соответствующий финансовый год (далее - список получателей).

Подразделения РГУ в течение 20 календарных дней со дня получения сводного списка и списка получателей извещают семьи о включении их в указанные списки.

Граждане, включенные в список получателей единовременной денежной выплаты на текущий финансовый год (далее - заявители), представляют в подразделение РГУ по месту жительства заявление о предоставлении единовременной денежной выплаты по форме согласно приложению № 1.

Подразделение РГУ регистрирует заявление и документы, указанные в пункте 8 настоящего Порядка, в день их поступления в подразделение РГУ.

Подразделение РГУ в течение 10 рабочих дней со дня представления заявителем заявления и документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, формирует личное дело заявителя и направляет его в Министерство.

Министерство рассматривает заявление и документы, указанные в пункте 8.2 настоящего Порядка, принимает решение о предоставлении единовременной денежной выплаты или об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты в форме приказа Министерства. Оформленное Министерством свидетельство о предоставлении единовременной денежной выплаты или уведомление об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты направляется в подразделение РГУ для выдачи заявителю в течение 20 рабочих дней со дня регистрации заявления и документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка.

Порядок предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилых помещений многодетным семьям, имеющим шесть и более детей, предусматривает закрытый перечень оснований для отказа в предоставлении семьям единовременной денежной выплаты:

1) представление гражданином недостоверных сведений;

2) отсутствие решения органа местного самоуправления о признании нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и постановке на учет для обеспечения жилым помещением;

3) отсутствие права на получение единовременной денежной выплаты.

Также Порядок предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилых помещений многодетным семьям, имеющим шесть и более детей, в п. 11 предусматривает, что в случае отказа семьи от предоставления единовременной денежной выплаты в очередном финансовом году право за семьей на получение единовременной денежной выплаты сохраняется.

Регламент по предоставлению единовременной денежной выплаты предусматривает аналогичный порядок и сроки рассмотрения заявления, принятия решения Министерством социальной защиты населения РБ, как и в Порядке предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилых помещений многодетным семьям, имеющим шесть и более детей.

Согласно п. 2.2.1. Регламента по предоставлению единовременной денежной выплаты государственную услугу по предоставлению единовременной денежной выплаты предоставляют Министерство социальной защиты населения РБ, подразделения РГУ.

Как указано в п. 2.3.1. Регламента по предоставлению единовременной денежной выплаты, результатом предоставления государственной услуги является предоставление единовременной денежной выплаты или письменный отказ в предоставлении единовременной денежной выплаты.

Пунктом 2.4.1. Регламента по предоставлению единовременной денежной выплаты предусмотрено, что Министерство принимает решение о предоставлении или отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты семьям, подавшим заявление со всеми необходимыми документами, в течение 20 календарных дней со дня регистрации заявления в подразделении РГУ.

В качестве оснований для отказа в предоставлении государственной услуги в части предоставления единовременной денежной выплаты указанный Регламент предусматривает следующий закрытый перечень:

1) представление недостоверных сведений;

2) отсутствие решения органа местного самоуправления о признании нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и постановке на учет для обеспечения жилым помещением;

3) отсутствие права на получение единовременной денежной выплаты.

Регламентом по предоставлению единовременной денежной выплаты указано, что процедура предоставления государственной услуги по предоставлению единовременной денежной выплаты включает в себя только два этапа:

- прием от гражданина заявления и документов, необходимых для предоставления единовременной денежной выплаты;

- рассмотрение документов и принятие решения о предоставлении или об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты, выдача свидетельства, предоставление единовременной денежной выплаты (п. 3.1.1 Регламента по предоставлению единовременной денежной выплаты).

Основанием для начала административной процедуры, рассмотрения является поступление в подразделение РГУ заявление о предоставлении единовременной денежной выплаты с копиями паспортов, свидетельств о рождении, свидетельства о заключении брака.

Согласно п. 3.3.2. Регламента по предоставлению единовременной денежной выплаты ответственный специалист подразделения РГУ в целях получения документов и информации для предоставления единовременной денежной выплаты формирует межведомственный запрос о предоставлении необходимых сведений, указанных в пункте 2.7 настоящего Административного регламента, и направляет его по системе межведомственного электронного взаимодействия, либо курьером, либо почтой, либо факсом. Действие выполняется в течение двух дней со дня приема заявления и документов, указанных в пункте 2.6.1 настоящего Административного регламента. После предоставления документов и информации по межведомственным запросам ответственный специалист подразделения РГУ в течение 2 рабочих дней формирует комплект документов, необходимых для предоставления государственной услуги (личное дело), и передает его в Министерство.

Министерство рассматривает заявление и документы, указанные в пункте 2.6.1 настоящего Административного регламента, сведения, указанные в пункте 2.7 настоящего Административного регламента, полученные в порядке межведомственного взаимодействия, и принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты в форме приказа Министерства и направляет его заявителю способом, указанным в заявлении, в течение 20 календарных дней со дня регистрации заявления в подразделении РГУ (п. 3.3.3. Регламента по предоставлению единовременной денежной выплаты).

При принятии решения о предоставлении единовременной денежной выплаты Министерство оформляет свидетельство о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения и направляет его в подразделение РГУ в течение 10 календарных дней с даты подписания приказа Министерства о предоставлении единовременной денежной выплаты (п. 3.3.4. Регламента по предоставлению единовременной денежной выплаты).

Подразделения РГУ осуществляют выдачу свидетельства о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в течение 15 рабочих дней после его оформления (п. 3.3.5. Регламента по предоставлению единовременной денежной выплаты).

Результатом административной процедуры являются перечисление единовременной денежной выплаты на банковский счет получателя единовременной денежной выплаты или приказ об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты (п. 3.3.9. Регламента по предоставлению единовременной денежной выплаты).

Органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами (часть 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

Судом установлено и из материалов дела следует, что истец Чернинова О.Ю. состоит в зарегистрированном браке с Ч1., что подтверждается свидетельством о заключении брака I-СП ..., выданным Администрацией муниципального образования Урдо-<адрес>***.

Чернинова О.Ю., Ч1. являются родителями детей:

- А., *** г.р. (свидетельство о рождении I-АЖ ..., выдано ***<адрес> отделом Управления ЗАГС РБ).

- Б., *** г.р. (свидетельство о рождении I-АЖ ..., выдано ***<адрес> отделом Управления ЗАГС РБ).

- Р., *** г.р. (свидетельство о рождении I-АЖ ..., выдано ***<адрес> отделом Управления ЗАГС РБ).

- Л., *** г.р. (свидетельство о рождении I-АЖ ..., выдано ***<адрес> отделом Управления ЗАГС РБ).

- Д., *** г.р. (свидетельство о рождении I-АЖ ..., выдано ***<адрес> отделом Управления ЗАГС РБ).

- С., *** г.р. (свидетельство о рождении II-АЖ ..., выдано ***<адрес> отделом Управления ЗАГС РБ).

- Я., *** г.р. (свидетельство о рождении II-АЖ ..., выдано ***<адрес> отделом Управления ЗАГС РБ).

- Ц., *** г.р. (свидетельство о рождении II-АЖ ..., выдано ***<адрес> отделом Управления ЗАГС РБ).

Решением Администрации МО СП «Илькинское» Заиграевского района РБ от 28.10.2011 № 08 Чернинова О.Ю. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

С рождением в семье 6 ребенка - А., с *** семья Черниновой О.Ю. претендовала на получение мер социальной поддержки в виде получения единовременной денежной выплаты семье, имеющей 6 и более детей, на приобретение жилых помещений за счет средств республиканского бюджета из расчета 11 квадратных метров общей площади жилья на каждого рожденного (усыновленного) ребенка в возрасте до восемнадцати лет и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Республике Бурятия.

В соответствии с п. 8 Порядка предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилых помещений многодетным семьям, имеющим шесть и более детей, на 2020 год в сводный список получателей единовременной денежной выплаты, исходя из объема средств, предусмотренных в республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, вошли 11 семей, в том числе семья Черниновой О.Ю. (11 номер в сводном списке), о чем извещена семья истца.

04.03.2020 Чернинова О.Ю. обратилась в отдел социальной защиты населения в Заиграевском районе РБ с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, приложив документы, предусмотренные п. 2.6.1 Регламента по предоставлению единовременной денежной выплаты.

На момент обращения за предоставлением меры социальной поддержки семья Черниновой О.Ю. состояла из 9 человек (2 родителей, 7 несовершеннолетних детей).

Заявление Черниновой О.Ю. в установленном указанным регламентом порядке (в соответствии с п. 3.2.1., 3.2.2., 3.2.3., 3.3.2. регламента) зарегистрировано сотрудниками РГУ и направлено для рассмотрения в Министерство социальной защиты населения РБ.

Вместе с тем, вопреки положениям п. 2.4.1. Регламента по предоставлению единовременной денежной выплаты, п. 9 Порядка предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилых помещений многодетным семьям, имеющим шесть и более детей, Министерство не приняло решение о предоставлении или отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты по заявлению Черниновой О.Ю. в течение 20 календарных дней со дня регистрации заявления в подразделении РГУ. (Срок рассмотрения заявления истекал 24.03.2020).

На 2020 год в республиканском бюджете на цели предоставления субсидии на приобретение жилья для многодетных семей (5410161500) предусмотрено 85 258 000 руб.

В ответе первого заместителя Министра социальной защиты населения РБ от 25.08.2021, адресованного прокурору Заиграевского района РБ, указано, что в рамках, выделенных денежных средств из республиканского бюджета на 2020 год, единовременная денежная выплата предоставлена 10 семьям, имеющим 6 и более детей, 4 семьям, в которых одновременно родилось 3 и более детей, на общую сумму в размере 81 042 800 руб. Оставшегося объема средств в размере 4 213 100 руб. не было достаточно для выплаты семье Черниновой О.Ю., которая с учетом количества членов семьи претендовала на выплату в размере 5 222 140 руб. В связи с чем рассмотрение вопроса отложено на очередной финансовый год. Отказ не выдан, оснований для отказа в предоставлении мер социальной поддержки в соответствии с Регламентом по предоставлению единовременной денежной выплаты не имелось.

В ходе судебного заседания представитель ответчика Золтуева С.В. пояснила, что одна из 10 семей, относящихся к семьям, имеющих 6 и более детей, состоявших на учете ранее семьи Черниновой О.Ю., на момент подачи заявления о предоставлении единовременной денежной выплаты усыновила еще 7 детей, в связи с чем указанной семье предоставлена выплата с учетом 13 детей в семье на момент предоставления. Денежных средств на предоставление меры социальной поддержки истцу не хватило.

Возражая против удовлетворения требований, заявленных прокурором, ответчик ссылается на вступление 17.07.2021 в законную силу Закона Республики Бурятия от 06.07.2021 № 1579-VI «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Бурятия», которым для семей, имеющих шесть и более детей, предусмотрена мера социальной поддержки в виде предоставления целевого жилищного займа на приобретение жилого помещения (жилого дома), земельного участка, занятого приобретаемым жилым помещением (жилым домом), за счет средств республиканского бюджета.

В соответствии с абз. 2 ч. 1.3. ст. 6 Закона РБ о мерах социальной поддержки многодетных семей (в редакции Закона Республики Бурятия от 06.07.2021 № 1579-VI) целевой жилищный заем предоставляется однократно одному из родителей (усыновителей) (далее - гражданин) в размере не более 3000000 рублей на приобретение жилого помещения (жилого дома), земельного участка, занятого приобретаемым жилым помещением (жилым домом), с использованием ипотечного кредита (займа), выданного на основании соответствующего кредитного договора (далее - ипотечный кредит).

Порядок предоставления целевого жилищного займа, порядок погашения обязательств по ипотечному кредиту, порядок оплаты расходов на ежегодное страхование жизни и здоровья, ежегодное страхование жилого помещения (жилого дома), других расходов, связанных с оформлением ипотечного кредита, установлен Порядком предоставления целевого жилищного займа многодетным семьям, имеющим шесть и более детей, погашения (исполнения) обязательств по ипотечному кредиту (займу), оплаты расходов на ежегодное страхование жизни и здоровья граждан, ежегодное страхование жилого помещения (жилого дома), других расходов, связанных с оформлением ипотечного кредита (займа), и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Правительства Республики Бурятия, утвержденным Постановлением Правительства РБ от 07.10.2021 № 574 (вступил в законную силу 11.10.2021).

Вместе с тем, даже если следовать доводам ответчика, средства на обеспечение мер социальной поддержки многодетных семей в соответствии с Законом Республики Бурятия от 06.07.2006 № 1810-III «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Бурятия» на 2021 финансовый год в республиканском бюджете были предусмотрены в размере 85 258 000 руб.

Поскольку заявление Черниновой О.Ю. заявление в установленном порядке не рассмотрено, решение об удовлетворении либо об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты в 2020 году не принято, его рассмотрение отложено на следующий финансовый год, в соответствии с п. 8, 9 Порядка предоставления единовременной денежной выплаты, до 25.02.2021 у Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия имелась обязанность сформировать сводный список на 2021 год, а в марте 2021 года – обязанность по рассмотрению заявления Черниновой О.Ю., поданного в установленном Постановлением Правительства РБ от 08.06.2011 № 283 порядке, который действовал в спорный период.

В период с января по июль 2021 года изменения в Закон РБ о мерах социальной поддержки многодетных семей не были внесены, учитывая ограниченные сроки рассмотрения заявления о предоставлении единовременной денежной выплаты, обязанность ответчика по рассмотрению заявления Черниновой О.Ю. до июля 2021 года возникла и должна быть исполнена ответчиком. Оснований для отказа Черниновой О.Ю. в предоставлении единовременной денежной выплаты, в том числе в связи с отсутствием права на ее получение, не имелось.

Однако до вступления в законную силу изменений в Закон РБ о мерах социальной поддержки многодетных семей до 17.07.2021 со стороны Министерства социальной защиты населения РБ мер по рассмотрению заявления Черниновой О.Ю. не предпринималось, имело место бездействие по рассмотрению заявления истца, что безусловно нарушало права Черниновой О.Ю., претендовавшей на предоставление меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.

Ни Закон Республики Бурятия от 06.07.2021 № 1579-VI «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Бурятия», ни Порядок предоставления целевого жилищного займа многодетным семьям, имеющим шесть и более детей, не содержат указания на то, что указанные нормативные правовые акты имеют обратную в силу в отношении ранее поданных заявлений. В связи с чем ссылка ответчика на вступление в законную силу норм, предусматривающих предоставление многодетным семьям, имеющим 6 и более детей, меры социальной поддержки в виде получения целевого жилищного займа вместо единовременной денежной выплаты на приобретение жилья, не состоятельна и не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Доводы о недостаточности средств республиканского бюджета на предоставление Черниновой О.Ю. меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты не могут быть приняты во внимание,

Подача заявления Черниновой О.Ю. о предоставлении ей меры социальной поддержки в виде получения целевого жилищного займа в ходе рассмотрения дела (06.12.2021) на выводы суда не влияет. Как пояснила, прокурор в ходе судебного заседания, указанное заявление было подано ей вынуждено в результате неоднократных отказов ей со стороны РГУ «Центр социальной поддержки населения» в предоставлении ей единовременной денежной выплаты. Кроме того, Порядок предоставления целевого жилищного займа, предусматривает возможность отказа заявителя от получения меры социальной поддержки, сертификат на момент рассмотрения спора истцом не получен и не реализован, действие его ограничено во времени.

Таким образом, исковые требования прокурора обоснованы, за Черниновой О.Ю. следует признать право на получение меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения многодетной семье, имеющей шесть и более детей, в соответствии с Законом Республики Бурятия от 06.07.2006 N 1810-III «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Бурятия» в редакции до 06.07.2021.

Кроме того, прокурор просил обязать ответчика предоставить истцу денежную выплату на приобретение жилого помещения многодетной семье, имеющей шесть и более детей, в размере 5 379 886, 05 руб.

Учитывая, что в пределах выделенных средств республиканским бюджетом в 2020 году предоставление меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты семье Черниновой О.Ю. не реализовано, рассмотрение заявления отложено на следующий финансовый год, принимая во внимание, что расчет размера единовременной денежной выплаты производится на дату выдачи свидетельства о предоставлении единовременной денежной выплаты и зависит от размера средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Республике Бурятия, установленной на соответствующий квартал федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, а также количества детей в семье (28.09.2020 в семье родился 8й ребенок, 25.02.2021 старший ребенок в семье Черниновой О.Ю. достиг совершеннолетия), суд считает необходимым удовлетворить требования частично и обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия предоставить истцу денежную выплату на приобретение жилого помещения многодетной семье, имеющей шесть и более детей, в соответствии с Порядком предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилых помещений многодетным семьям, имеющим шесть и более детей, утвержденным Постановлением Правительства РБ от 08.06.2011 № 283 с учетом размера средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Республике Бурятия, установленной на соответствующий квартал федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, а также с учетом количества детей в семье.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Заиграевского района РБ удовлетворить частично.

Признать за Черниновой Оксаной Юрьевной, *** года рождения, право на получение меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения многодетной семье, имеющей шесть и более детей, в соответствии с Законом Республики Бурятия от 06.07.2006 N 1810-III «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Бурятия» в редакции до 06.07.2021.

Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия предоставить истцу денежную выплату на приобретение жилого помещения многодетной семье, имеющей шесть и более детей, в соответствии с Порядком предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилых помещений многодетным семьям, имеющим шесть и более детей, утвержденным Постановлением Правительства РБ от 08.06.2011 № 283, исходя из размера средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Республике Бурятия, установленной на соответствующий квартал федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, а также количества детей в семье.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья Т.Н. Алтаева

Решение суда в окончательной форме изготовлено 27.01.2022