ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4386/18 от 20.09.2018 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р. Ф.

20 сентября 2018 года <адрес>

Промышленный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Рогозина С.В.,

при секретаре Хаджиахметовой Р.М.,

с участием представителя от истца - ФИО1, представителя ответчика – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Промышленного районного суда <адрес> гражданское дело по иску ФИО3 к Управлению Пенсионного фонда России по городу <адрес> о признании права на трудовую пенсию,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилась с иском к ГУ УПФ России по городу <адрес> с вышеобозначенным иском.

Свои доводы мотивировала тем, что с датаФИО3 является получателем пенсии по старости.

ФИО3 обратилась в УПФ РФ по городу <адрес> с заявлением о пересчете размера страховой пенсии по старости с учетом заработной платы за период работы с дата по дата на фабрике детских игрушек в Азербайджанской Республике.

В ответ на обращение ФИО3 УПФР по <адрес> письмом от дата сообщило, что проверив фактические обстоятельства пенсионного обеспечения ФИО3 по материалам выплатного дела, Управлением установлено, что архивные справки о заработной плате, которые представлены в Управление, не могут быть приняты в целях исчисления размера страховой пенсии по старости, поскольку акты проверок с подтверждением сумм заработной платы за указанные выше периоды в адрес Управления не поступили.

С дата размер страховой пенсии по старости исчислен без заработной платы и составил 2248 руб. 55 коп., размер фиксированной выплаты не изменился и составил - 4982 руб. 90 коп., суммарный размер пенсионных выплат составил 7231 руб. 45 коп. (2248 руб. 55 коп. + 4982 руб. 90 коп.).

Истец считает, что данное решение ответчика не соответствует нормам действующего законодательства, поскольку право на пенсионное обеспечение с учетом периода работы с дата по дата на фабрике детских игрушек в Азербайджанской Республике подтверждено соответствующими справками, выданными уполномоченными органами Азербайджанской Республике, перевод которых заверен нотариусом. Просит иск удовлетворить и признать за ней право на трудовую пенсию с учетом размера трудового стажа и заработной платы за период с дата по дата на фабрике детских игрушек в Азербайджанской Республике, а также возложить обязанность на ГУ УПФ РФ о <адрес> назначить ей страховую пенсию по старости с дата, с учетом стажа работы: с дата по дата.

В судебное заседание ФИО3 не явилась, воспользовавшись процессуальным правом на участие в заседании посредством своего представителя.

Представитель истца ФИО1 просил исковые требования удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении

Представитель ГУ УПФ РФ по <адрес>ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований истца указав, что пенсионный фонд не может принять уточняющие справки о заработной плате истицы в спорный период для расчета ее пенсии без соответствующего дополнительного подтверждения подлинности данных справок.

Выслушав стороны по делу, изучив материалы дела, дав им оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела с датаФИО3 является получателем пенсии по старости.

ФИО3 обратилась в УПФ РФ по городу <адрес> с заявлением о пересчете размера страховой пенсии по старости с учетом заработной платы за период работы с дата по дата на фабрике детских игрушек в Азербайджанской Республике.

В ответ на обращение ФИО3 УПФР по <адрес> края письмом от дата сообщило о том, что архивные справки о заработной плате, которые представлены в Управление, не могут быть приняты в целях исчисления размера страховой пенсии по старости, поскольку акты проверок с подтверждением сумм заработной платы за указанные выше периоды в адрес Управления не поступили.

С дата размер страховой пенсии по старости исчислен без заработной платы и составил 2248 руб. 55 коп., размер фиксированной выплаты не изменился и составил - 4982 руб. 90 коп., сумарный размер пенсионных выплат составил 7231 руб. 45 коп. (2248 руб. 55 коп. + 4982 руб. 90 коп.)".

Статьи 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сферепенсионногообеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В связи с заключением Соглашения от дата «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированного Постановлением Верховного Совета РСФСР от дата, СССР как геополитическое образование прекратил свое существование, с дата.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Соглашения стран СНГ от дата «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения» для установления права на пенсию, в том числе пенсии на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Указанное Соглашение <адрес> не подписала. Тем не менее, в соответствии с пунктом 2 Письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от дата при назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от дата, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до дата. Трудовой стаж, приобретенный на территории государств, не являющихся участниками Соглашения от дата, после этой даты, засчитывается в порядке, предусмотренном статьей 89 Закона РСФСР от дата.

В соответствии со статьей 89 Закона РСФСР от дата в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другого кооперативного предприятия (организации); иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.

Решая вопрос о наличии у граждан, прибывших из государств - республик бывшего СССР, права на трудовую пенсию по старости, в том числе на досрочную трудовую пенсию по старости, необходимо учитывать также рекомендации, содержащиеся в Распоряжении Правления Пенсионного фонда РФ от датар «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Р. Ф. из государств - республик бывшего СССР».

В соответствии с пунктом 8 рекомендаций, содержащихся в Распоряжении Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от датар «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Р. Ф. из государств - республик бывшего СССР» для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Ф. (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до дата, независимо от уплаты страховых взносов (письмо Минтруда России от дата).

Из анализа указанных норм следует, что периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и специальный стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Иное толкование вышеуказанных норм приведет к нарушению пенсионных прав истца, которая в период осуществления трудовой деятельности на территории Азербайджанской ССР имела право рассчитывать на гарантированное государством в тот период времени пенсионное обеспечение независимо от изменения в последующем законодательства, регулирующего пенсионные правоотношения в каждом из вновь образованных государств.

В соответствии со ст. 6 Соглашения "О гарантиях прав граждан Государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения" от дата, назначение пенсии гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

В соответствии со ст. 11 Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств (далее Содружества) и государств, входивших в состав СССР или до дата, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

В качестве гарантии права граждан государств - участников Содружества на пенсионное обеспечение впункте 2 статьи 6Соглашения от дата закреплена норма, согласно которой "для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого изэтих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения".

Из содержания данной нормы следует, что при определении трудового стажа граждан государств - участниковСоглашениядолжны учитываться: во-первых, трудовая деятельность на территории любого государства-участника Соглашения; во-вторых, трудовая деятельность на территории бывшего СССР до вступления в силу Соглашения, то есть до дата. Указанные положения различаются по их действию в территориальной, субъектной и временной сферах.

Из Решения Экономического Суда СНГ от дата, следует, что действие первого положения, касающегося учета трудового стажа, приобретенного гражданами на территории государства-участникаСоглашения, ограничивается только территориями государств - участников Соглашения. Это согласуется состатьей 29Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, устанавливающей обязательную силу договора для каждого участника в отношении всей его территории, истатьей 34, закрепляющей, что договор не создает обязательств или прав для третьего государства без его на то согласия.

В качестве субъектов толкуемогоСоглашениявыступают как государства - участники Соглашения, так и государства - участники Содружества.

Из смыслапункта 2 статьи 6Соглашения от дата, рассматриваемого в контексте спреамбулойи другими статьями Соглашения, вытекает, что правилопункта 2действует в полном объеме только в отношении государств - участников Соглашения и их граждан. Временные рамки действия Соглашения для этих субъектов определеныстатьями 12и13, согласно которым Соглашение вступает в силу с момента его подписания каждым из государств - участников и действует до выхода государств из Соглашения путем письменного уведомления депозитария о его денонсации.

Что касается государств - участников Содружества, то в соответствии состатьями 9,10,11Соглашения от дата указанные государства должны рассматривать вопросы, не урегулированные Соглашением, а также связанные с его применением, путем переговоров; информировать друг друга о действующем пенсионном законодательстве, последующих его изменениях; осуществлять необходимые меры по установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера; принимать на своих территориях без легализации необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества и государств, входивших в состав СССР до дата.

Экономический Суд отмечает, что при назначении пенсии гражданам всех государств - участников Содружества, в том числе не ставших участникамиСоглашенияот дата, учитывается трудовой стаж, приобретенный ими за время трудовой деятельности на территории государств, входивших в состав СССР. При этом трудовой стаж граждан исчисляется с учетом конкретных временных рамок, установленных законодательством государств - участников Содружества или двусторонними международными договорами.

В сообщении Министерства социальной защиты населения Российской Федерации указывается, что при назначении пенсий гражданам, прибывшим в Р. Ф. из государств - участниковСоглашенияот дата, учитывается трудовой стаж, приобретенный ими на территории бывшего Советского Союза за время до принятия указанного Соглашения, а также приобретенный на территории государств - участников Соглашения после его принятия. При назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию Российской Федерации из государств, не являющихся участниками Соглашения от дата, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории государств за время до дата.

Таким образом, анализ законодательства государств - участников Содружества и их договорной практики позволяет Суду сделать вывод о том, что трудовой стаж граждан, приобретенный на территории государств в период их вхождения в состав бывшего СССР, учитывается при назначении пенсии как в государствах-участникахСоглашенияо гарантиях прав граждан государств - участников Содружества в области пенсионного обеспечения от дата, так и в государствах Содружества, не являющихся его участниками. Правовыми основаниями для такого учета являются: нормы национального законодательства, имплементирующиепункт 2 статьи 6Соглашения от дата; правила, устанавливающие приоритетность норм международного договора перед национальным законодательством; положения двусторонних международных договоров.

Что касается вопроса о легализации документов, представленных из государственных органов Республики Азербайджан, то в соответствии со статьей 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях Договаривающихся сторон без какого -либо удостоверения. Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов.

В Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу <адрес> была представлена архивная справка из Национального Архива Азербайджанской Республики из содержания которой видно, что ФИО3, родившаяся дата в Азербайджанской Республике, по архивным сведениям имела непрерывный стаж работы пять лет с 1980 по 1984 года. дата она была принята на работу швеёй - мотористкой по 2 разряду в цех полиэтиленовых игрушек на фабрику детских игрушек (приказ от дата). дата она была переведена в швеи по 3 разряду в цех сборки игрушек из пластмасс (приказ от дата). дата она была переведена швеей по 3 разряду в цех сборки кукол на той же фабрике (приказ от дата). дата она была уволена на основании поданного письма и заявления из <адрес> (приказ от дата) за подписью начальника Отдела К. Г. А.Р. За период работы с дата по дата получала заработную плату в рублях с указанием помесячно заработной платы.

Всего за спорный период истицей получено 17565,4 рублей (семнадцать тысяч пятьсот шестьдесят пять рублей четыре копейки).

При обращении ФИО3 в УПФР по <адрес> края в качестве подтверждения трудового стажа с дата по дата, были представлены следующие документы:

- Копия паспорта гражданина РФ;

- Заявление о назначении пенсии по старости в РФ;

- Трудовая книжка;

- Копия Архивной справки.

Все документы, представленные на иностранном языке во исполнение п. 3 Письма Минсоцзащиты от дата были переведены, а их перевод засвидетельствован нотариусом.

Указанное свидетельствует о наличии оснований для признания права истицы на перерасчет страховой пенсию по старости с дата, с учетом стажа работы: с дата по дата.

На основании изложенного, а также руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования ФИО3 - удовлетворить в полном объеме.

Признать за ФИО3 право на трудовую пенсию с учетом размера трудового стажа и заработной платы за период с дата по дата на фабрике детских игрушек в Азербайджанской Республике.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края назначить ФИО3 страховую пенсию по старости с дата, с учетом стажа работы: с дата по дата.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд путем подачи жалобы через Промышленный районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья С.В. Рогозин