дело № 2-488/2024
УИД 66RS0002-02-2023-003998-88
Решение в окончательной форме изготовлено 12 февраля 2024 года.
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
05 февраля 2024 года г. Екатеринбург
Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Мельниковой Е.П.,
при секретаре судебного заседания Пекареве Н.Р.,
с участием представителя истца, представителей ответчика,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Уральскому федеральному округу о признании незаконными решений об отказе в предоставлении дополнительных дней отдыха, возложении обязанности принять новое решение о выплате денежной компенсации
установил:
ФИО1 обратился с иском к Управлению на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Уральскому федеральному округу о признании незаконными решений об отказе в предоставлении дополнительных дней отдыха, возложении обязанности принять новое решение о выплате денежной компенсации.
Определением от 22.12.2023, занесенным в протокол судебного заседания (л.д.153-156 том 1), к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Линейный отдел МВД России на ст. Нижний Тагил.
В обоснование заявленных исковых требований истец в иске указал, что в период с 01.10.1994 по 07.09.2023 проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации, а именно в Линейном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации на станции Нижний Тагил в должности начальника отдела, в специальном звании полковника полиции. 07.09.2023 прекратил службу в органах внутренних дел Российской Федерации, в связи с выходом на заслуженную пенсию, в связи с достижением 20 летнего стажа службы. Свои служебные обязанности, предусмотренные должностным регламентом, за весь период службы в органах внутренних дел Российской Федерации выполнял добросовестно и надлежащим образом. В период с января 2020 года по декабрь 2020 года истец неоднократно привлекался к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, в общем количестве 25 дней. В период с января 2021 года по декабрь 2021 года истец также неоднократно привлекался к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, в общем количестве 17 дней. Выполнение истцом служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени зафиксировано в табелях рабочего времени. В целях реализации права на предоставление дополнительных дней отдыха соответствующей продолжительности, 31.07.2023 истец обратился к ответчику с рапортами, в одном из которых просил предоставить ему дополнительные дни отдыха с 07.09.2023 по 01.10.2023 включительно в количестве 25 календарных дней, за ранее отработанное время в период с января 2020 года по декабрь 2020 года; во втором просил предоставить ему дополнительные дни отдыха со 02.10.2023 по 18.10.2023 включительно в количестве 17 календарных дней, за ранее отработанное время в период с января 2021 года по декабрь 2021 года. В ответ на обращение УТ МВД России по УрФО от 13.09.2023 сообщил, что поскольку в 2020 году и в 2021 году приказы начальника УТ МВД России по УрФО, как непосредственного руководителя истца о привлечении его к выполнению служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, в ночное время не издавались, правовых оснований для предоставления компенсации в виде дополнительных дней отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, за 2020-2021 годы не имеется. Вместе с тем, ответчиком не приняты во внимание данные табеля учета рабочего времени истца в JIO МВД России на ст. Нижний Тагил, согласно которым в течении 2020-2021 гг. истец неоднократно заступал на суточные дежурства. С решениями ответчика об отказе в предоставлении дополнительных дней отдыха истец не согласен, считает, что они вынесены незаконно и необоснованно, ссылаясь на положения Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Приказа МВД России от 01.02.2018 № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации», Приказа МВД России от 31.03.2021 № 181 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации». Поскольку истец прекратил службу в органах внутренних дел, в связи с выходом на заслуженную пенсию, реализовать свое право, предусмотренное законодательством о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации, на получение дополнительных дней отдыха, по объективным причинам не предоставляется возможным, а потому в целях защиты нарушенного права и его восстановления, истец просит признать решения от 13.09.2023 об отказе в предоставлении дополнительных дней отдыха незаконными, а также возложить на ответчика обязанность принять новое решение о выплате денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, в размере 149 940 рублей.
Истцом ФИО1 в дополнение доводов, изложенных в исковом заявлении, представлены письменные объяснения (л.д.70-72), в которым указывает, что УТ МВД России по УрФО включало истца в общий график ответственных по отделам на месяц вперед, а также требовали в указанные дни выполнение обязанностей, как с ответственного ЛО МВД России на ст. Нижний Тагил. В период дежурств в течение суток находился на рабочем месте, в период дежурных суток регулярно составлялись отчеты и происшествиях и проведенной работе. Истец неоднократно подвергался проверкам, как со стороны УТ МВД России по УрФО, так и со стороны МВД РФ. Табели учета рабочего времени всегда подвергались проверкам, никогда не ставилось под сомнение законность дежурств истца в качестве ответственного по отделу. Основанием для осуществления дежурства являлись указания УТ МВД России по УрФО, в которых прямо перечислялись лица, заступающие ответственными по отделу, которыми являлись начальник отдела и его заместитель. Ежемесячно направлялись копии графика дежурств, где указывалось, что истец осуществляет дежурства, после чего он всегда включался в общий графи дежурств ответственных по отделу. УТ МВД России по УрФО по причине своей халатности не издавало соответствующих приказов о привлечении истца в качестве ответственного по отделу. Порядок привлечения истца в качестве ответственного по отделу нигде не прописан, до истца не доводился.
Ответчиком Управлением на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Уральскому федеральному округу представлен письменный отзыв на исковое заявление (л.д.62-66 том 1), в котором считает требования истца необоснованными. В обоснование возражений указано, что вопрос привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, регулируется Порядком организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённым приказом МВД России от 01.02.2018 № 50, пунктом 275 которого предусмотрено, что сотрудник привлекается к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании правового акта Министра, заместителя Министра, руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России, начальника структурного подразделения органа, организации, подразделения МВД России, в составе которого имеется кадровое подразделение, которому он подчинён по службе. Указанный правовой акт доводится до сведения сотрудника под расписку. Руководитель (начальник), привлёкший сотрудника к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, несёт дисциплинарную ответственность за законность и обоснованность такого привлечения. Таким образом, обязанность предоставления компенсации сотруднику, привлекаемому к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные или нерабочие праздничные дни возникает, если данный сотрудник привлечён к сверхурочной работе в установленном законом порядке. В соответствии с пунктом 2 Положения о Линейном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации на станции Нижний Тагил, утверждённого приказом УТ МВД России по УрФО от 22.07.2011 № 423, Линейный отдел является территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне и подчинён Управлению на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Уральскому федеральному округу. Поскольку истец являлся руководителем Линейного отдела, то его высшим должностным лицом, привлечение его к сверхурочной работе могло осуществляться путём издания приказа руководителем, которому он подчинён по службе, в данном случае таковым является начальник УТ МВД России по УрФО. Согласно выписок из табелей учёта служебного времени ЛО МВД России на ст. Нижний Тагил истец заступал на суточные дежурства в течение 2020-2021 гг. в качестве ответственного дежурного по линейному органу из числа руководящего состава. В соответствии со списком руководящих должностей линейного органа УТ МВД России по УрФО для назначения лиц, замещающих данные должности, ответственными дежурными по линейному органу, утверждённым приказом УТ МВД России по УрФО от 29.01.2020 № 32, в 2020-2021 годах должность начальника линейного органа не входила в перечень руководящих должностей линейного органа для назначения лиц ответственными дежурными от руководства, выполнение обязанностей ответственного дежурного руководителем органа внутренних дел противоречит данному приказу. В 2020-2021 годах приказы начальника УТ МВД России по УрФО как непосредственного руководителя истца о привлечении его к выполнению служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, в ночное время не издавались. Правовых оснований для издания данных приказов не имелось, а привлечение истца к выполнению служебных обязанностей ответственного дежурного противоречило бы приказу УТ МВД России по УрФО от 29.01.2020 № 32. Правовых оснований для предоставления истцу компенсации в виде дополнительных дней отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, за 2020-2021 годы не имеется. Утверждение истца об осуществлении несения службы в сверхурочном режиме, является нарушением требований приказа УТ МВД России по УрФО от 29.01.2020 № 32, а также требований пункта 275 Порядка прохождения службы. При таких обстоятельствах у ответчика не возникает обязанность производить истцу компенсационные выплаты. В течение 2021 года истец осуществлял выполнение обязанностей ответственного дежурного по линейному органу на основании приказов, изданных лицом, временно исполняющим обязанности начальника линейного отдела, вместе с тем, привлечение истца к сверхурочной работе входит в компетенцию начальника вышестоящего органа - УТ МВД России по УрФО. Кроме того, истец при подаче рапортов о предоставлении ему дополнительных дней отдыха не учёл требования пункта 285 Порядка прохождения службы, согласно которому компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к основному или дополнительному отпуску в текущем году либо в течение следующего года. Истец требовал предоставить ему дни отдыха за сверхурочную работу за 2020 и 2021 годы, но обратился с рапортом в 2023 году, то есть после истечения сроков для предоставления дней отдыха. Дни отдыха за 2020 год истец мог получить в течение 2020 и 2021 года, за 2021 год в течение 2021 и 2022 года. Истец обращался с рапортами о предоставлении дополнительных дней отдыха, на что получил законный и обоснованный отказ, рапорт о выплате компенсации истец не подавал. При отсутствии рапорта о выплате компенсации оснований для такой выплаты не имелось, со стороны ответчика не допущено нарушений действующего законодательства, прав и законных интересов истца.
В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности (л.д.60-61 том 1) поддержал заявленные исковые требования по основаниям указанным в исковом заявлении, в письменных объяснениях истца. Дополнительно указал, что ранее истец ФИО1 не обращался к ответчику с рапортами о предоставлении дополнительных дней отдыха, поскольку имел желание использовать дополнительные дни перед увольнением со службы.
Представители ответчика ФИО3, ФИО4, действующие на основании доверенностей (л.д.67 том 1, л.д.74, 91 том 2) исковые требования не признали в полном объеме, просили в удовлетворении требований отказать по доводам, подробно изложенным в письменном отзыве на иск. Дополнительно указали, что приказами ЛО МВД России на ст. Нижний Тагил от 16.07.2018 № 217, от 16.12.2020 № 407 утвержден список сотрудников, ответственных за ведение табелей учета служебного времени, в которых истец не значится. В нарушение пункта 280 Порядка прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 01.02.2018 № 50, истец подписывал прилагаемые табеля учета служебного времени за 2020-2021 годы.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, уведомлен своевременно и надлежащим образом (л.д.159 том 1, л.д. 68 том 2), воспользовался правом на ведение дела в суде через представителя, обеспечив явку представителя в судебное заседание.
Третье лицо Линейный отдел МВД России на ст. Нижний Тагил в судебное заседание своего представителя не направил, уведомлен надлежащим образом (л.д.158 том 1, л.д.69 том 2). Представлен письменный отзыв на исковое заявление (л.д.77-79 том 2), в котором третье лицо полагает требования истца необоснованными.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, в том числе, путем размещения информации на официальном интернет-сайте суда, в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав представителя истца, представителей ответчика, исследовав письменные доказательства, оценивая представленные сторонами доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, указанным Федеральным законом, Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Согласно части 2 статьи 53 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу с 1 января 2012 г., нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю.
В соответствии с частью 5 данной статьи ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников органов внутренних дел, замещающих должности старшего и высшего начальствующего состава. Правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения ненормированный служебный день может устанавливаться для сотрудников, замещающих иные должности в органах внутренних дел, в соответствии с утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел перечнем должностей в органах внутренних дел, что указывается в контракте. Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 5 статьи 58 указанного Федерального закона.
Согласно части 6 статьи 53 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Приказом МВД России от 01.02.2018 № 50 утвержден Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха.
Пунктом 275 Порядка установлено, что сотрудники привлекаются к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании правового акта Министра, заместителя Министра, руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России, а также правового акта руководителя (начальника) структурного подразделения территориального органа МВД России, имеющего право назначения сотрудников на должности. Указанный правовой акт доводится до сведения сотрудника под расписку. Руководитель (начальник), привлекший сотрудника к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, несет дисциплинарную ответственность за законность и обоснованность такого привлечения.
В целях учета продолжительности выполнения сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни составляются табели учета служебного времени, в которых указывается время начала и окончания выполнения сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, количество отработанных часов, дата предоставления дополнительного времени отдыха, дополнительных дней отдыха либо номер приказа о присоединении дополнительных дней отдыха к отпуску или о выплате денежной компенсации (пункт 277 Порядка).
В соответствии с пунктом 284 Порядка, утвержденного Приказом МВД России от 01.02.2018 № 50, сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха.
На основании пункта 285 Порядка, утвержденного Приказом МВД России от 01.02.2018 № 50, компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. В приказе о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска указываются количество дополнительных дней отдыха, подлежащих компенсации, и вид компенсации.
В соответствии с пунктом 286 Порядка, сотрудники, которым установлен ненормированный служебный день, могут эпизодически привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени по решению прямого руководителя (начальника). За выполнение указанными сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности не предоставляется. Сотрудникам, которым установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 5 статьи 58 Закона о службе.
Привлечение сотрудников, которым установлен ненормированный служебный день, к выполнению служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также предоставление им в связи с таким привлечением компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности осуществляются в соответствии с главой XIII настоящего Порядка (пункт 287).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел обязан знать и соблюдать законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение.
В судебном заседании установлено, не являлось предметом спора, что истец проходил службу в органах внутренних дел, с 01.01.2012 в должности начальника ЛО МВД России на ст. Нижний Тагил, на которую был назначен приказом УТ МВД России по УрФО № 82 л/с от 31.01.2012 (л.д.107 том 1).
Приказом УТ МВД России по УрФО от 04.09.2023 ФИО1 уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) 07.09.2023 (л.д.150 том 1).
28.08.2023, 29.08.2023 до прекращения прохождения службы в органах внутренних дел, истец обратился к ответчику с рапортами, в одном из которых просил предоставить ему дополнительные дни отдыха с 07.09.2023 по 01.10.2023 включительно в количестве 25 календарных дней, за ранее отработанное время в период с января 2020 года по декабрь 2020 года; во втором просил предоставить ему дополнительные дни отдыха со 02.10.2023 по 18.10.2023 включительно в количестве 17 календарных дней, за ранее отработанное время в период с января 2021 года по декабрь 2021 года (л.д.142, 146 том 1).
В ответах на обращения УТ МВД России по УрФО от 13.09.2023 сообщил, что поскольку в 2020 году и в 2021 году приказы начальника УТ МВД России по УрФО, как непосредственного руководителя истца о привлечении его к выполнению служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, в ночное время не издавались, правовых оснований для предоставления компенсации в виде дополнительных дней отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, за 2020-2021 годы не имеется.
Оспаривая решения УТ МВД России по УрФО от 13.09.2023 об отказе в предоставлении дополнительных дней отдыха истец ссылается на их незаконность. В обоснование незаконности принятых решений истцом указано, что в период 2020-2021 годы он неоднократно привлекался к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. Выполнение истцом служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени зафиксировано в табелях рабочего времени. УТ МВД России по УрФО по причине своей халатности не издавало соответствующих приказов о привлечении истца в качестве ответственного по отделу. Порядок привлечения истца в качестве ответственного по отделу нигде не прописан, до истца не доводился.
Разрешая вопрос о законности принятых ответчиком УТ МВД России по УрФО 13.09.2023 решений об отказе в предоставлении дополнительных дней отдыха, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд не находит оснований для их признания незаконными по следующим основаниям.
Согласно пункту 275 Порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха, утвержденного Приказом МВД России от 01.02.2018 № 50, сотрудники привлекаются к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании правового акта Министра, заместителя Министра, руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России, а также правового акта руководителя (начальника) структурного подразделения территориального органа МВД России, имеющего право назначения сотрудников на должности. Указанный правовой акт доводится до сведения сотрудника под расписку. Руководитель (начальник), привлекший сотрудника к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, несет дисциплинарную ответственность за законность и обоснованность такого привлечения.
С учетом указанной нормы обязанность предоставления компенсации сотруднику, привлекаемому к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные или нерабочие праздничные дни возникает, если данный сотрудник был привлечён к сверхурочной работе в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 2 Положения о Линейном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации на станции Нижний Тагил, утверждённого приказом УТ МВД России по УрФО от 22.07.2011 № 423, Линейный орган является территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне и подчинён Управлению на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Уральскому федеральному округу.
С учётом того, что истец являлся руководителем Линейного органа, его высшим должностным лицом, привлечение его к сверхурочной работе могло осуществляться путём издания приказа руководителем, которому он подчинён по службе, а именно начальником УТ МВД России по УрФО - руководителем вышестоящего органа внутренних дел.
Согласно выписок из табелей учёта служебного времени ЛО МВД России на ст. Нижний Тагил истец заступал на суточные дежурства в течение 2020-2021 гг. в качестве ответственного дежурного по линейному органу из числа руководящего состава.
В соответствии со списком руководящих должностей линейного органа УТ МВД России по УрФО для назначения лиц, замещающих данные должности, ответственными дежурными по линейному органу, утверждённым приказом УТ МВД России по УрФО от 29.01.2020 № 32, в 2020-2021 годах должность начальника линейного органа не входила в перечень руководящих должностей линейного органа для назначения лиц ответственными дежурными от руководства, выполнение обязанностей ответственного дежурного руководителем органа внутренних дел противоречит данному приказу.
В 2020-2021 годах приказы начальника УТ МВД России по УрФО как непосредственного руководителя истца о привлечении его к выполнению служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, в ночное время не издавались. Кроме того, правовых оснований для издания данных приказов не имелось, поскольку привлечение истца к выполнению служебных обязанностей ответственного дежурного противоречило бы приказу УТ МВД России по УрФО от 29.01.2020 № 32.
В судебном заседании установлено, усматривается из представленных приказов (л.д.184-249 том 1, л.д.1-59 том 2), что истец осуществлял выполнение обязанностей ответственного дежурного по линейному органу на основании приказов, изданных лицом, временно исполняющим обязанности начальника линейного отдела.
Вместе с тем, привлечение истца к сверхурочной работе лицом, временно исполняющим обязанности начальника линейного отдела, противоречит положениям пункта 275 Порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, утвержденного Приказом МВД России от 01.02.2018 № 50, поскольку привлечение истца к сверхурочной работе входит в компетенцию начальника вышестоящего органа - УТ МВД России по УрФО.
Доказательств, подтверждающих факт привлечения истца к сверхурочной работе начальником вышестоящего органа - УТ МВД России по УрФО, истцом не представлено, судом не установлено. Ответчиком указано, а истцом не опровергнуто, что в 2020-2021 гг. приказы начальника УТ МВД России по УрФО как непосредственного руководителя истца о привлечении его к выполнению служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, в ночное время не издавались.
Позицию истца, что УТ МВД России по УрФО по причине своей халатности не издавало соответствующих приказов о привлечении истца в качестве ответственного по отделу, а порядок привлечения истца в качестве ответственного по отделу нигде не прописан, до истца не доводился, суд находит несостоятельной. Вопрос привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, регулируется Порядком, утвержденным Приказом МВД России от 01.02.2018 № 50. Истец, являясь начальником ЛО МВД на ст. Нижний Тагил, в силу пункта 1 части 1 статьи 12 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязан знать и соблюдать законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение.
Довод истца, что основанием для осуществления дежурства являлись указания УТ МВД России по УрФО, в которых прямо перечислялись лица, заступающие ответственными по отделу, которыми являлись начальник отдела и его заместитель, не нашел своего подтверждения в ходе судебного заседания, поскольку поименованные истцом Указания вышестоящего органа не представлены, наличие таких указаний судом не установлено.
Суд находит заслуживающими внимание также доводы ответчика, что истец ФИО1 не наделен полномочиями по подписанию табелей учета служебного времени. Приказами ЛО МВД России на ст. Нижний Тагил от 16.07.2018 № 217, от 16.12.2020 № 407 утвержден список сотрудников, ответственных за ведение табелей учета служебного времени, в которых истец не значится (л.д.82-90 том 2). В нарушение пункта 280 Порядка прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 01.02.2018 № 50, истец подписывал прилагаемые табеля учета служебного времени за 2020-2021 годы.
Таким образом, оценивая изложенные обстоятельства в совокупности, суд приходит к выводу, что истец в 2020-2021 гг. был привлечён к выполнению сверхурочной работы с нарушением установленного законом порядка, а потому у ответчика отсутствовала обязанность по предоставлению истцу компенсации в виде дополнительного времени отдыха.
Кроме того, при разрешении настоящего спора суд приходит к следующему.
В силу пункта 290 Порядка, утвержденного приказом МВД России от 01.02.2018 № 50, предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником).
Рапорт с резолюцией руководителя (начальника), указанного в пункте 290 настоящего Порядка, доводится до сведения сотрудника и передается ответственному за ведение табеля (пункт 291).
Согласно пункту 293 Порядка, утвержденного приказом МВД России от 01.02.2018 № 50, сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация в порядке, установленном приказом МВД России от 31.01.2013 № 65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».
В соответствии с пунктами 56, 57, 58 указанного Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. В приказе руководителя указывается количество дней, за которые выплачивается денежная компенсация. Количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год.
Приказом МВД России от 31.03.2021 № 181 утвержден новый Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, в пунктах 61, 62 и 63 которого содержатся аналогичные положения.
Исходя из приведенных выше положений законодательства следует, что для реализации сотрудником органов внутренних дел права на использование дополнительных дней отдыха (замена дополнительных дней отдыха денежной компенсацией) за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, дополнительно отработанных дней в выходные и нерабочие праздничные дни; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку, как следует из положений пункта 285 Порядка, дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы. При этом срок обращения с рапортом о предоставлении дополнительного времени отдыха либо замены такого отдыха денежной компенсацией при наличии к тому оснований ограничен периодом прохождения сотрудником службы в органах внутренних дел. Сотруднику, которому установлен ненормированный служебный день, компенсация в виде дополнительных дней отдыха (замена дополнительных дней отдыха денежной компенсацией) за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени не предоставляется.
Разрешая спор по существу, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что выплата денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни вместо предоставления дополнительных дней отдыха может осуществляться только по просьбе сотрудника, изложенной в рапорте. В отсутствие волеизъявления сотрудника, выраженного в форме поданного в период прохождения службы рапорта о предоставлении вместо дней отдыха денежной компенсации, являющегося обязательным условием реализации права на получение этой компенсации, ее выплата по инициативе работодателя невозможна.
Пункта 285 Порядка прохождения службы компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к основному или дополнительному отпуску в текущем году либо в течение следующего года.
В судебном заседании установлено, что в поданных рапортах истец просилпредоставить ему дни отдыха за сверхурочную работу, выполняемую на протяжении 2020-2021 гг., но обратился с рапортами лишь в 2023 году, то есть после истечения сроков для предоставления дней отдыха. Дни отдыха за 2020 год истец мог получить в течение 2020 и 2021 года, за 2021 год в течение 2021 и 2022 года.
Судом принимает во внимание, что нормативно-правовое регулирование выплаты требуемой истцом денежной компенсации не предполагает произвольное, неограниченное по времени обращение сотрудника с рапортом о выплате таковой, а предусматривает разрешение этого вопроса путем предоставления, по общему правилу, дней отдыха в другие дни недели или же присоединение таких дней к ежегодному оплачиваемому отпуску, а при обращении сотрудника - рассмотрение возможности выплаты денежной компенсации именно в очередном календарном (текущем) году.
ФИО1, не реализовавший свое право на получение компенсации в виде дополнительных дней отдыха за сверхурочную работу в 2020, 2021 и 2022 годах, которые в дальнейшем не могли быть суммированы к предстоящим отпускам за последующие годы, должен был соответственно в начале 2021, 2022 года обратиться с рапортом о выплате ему денежной компенсации вместо предоставления дополнительных дней отдыха, однако данным правом не воспользовался.
При этом, суд также учитывает то обстоятельство, что истец обращался к ответчику с рапортами о предоставлении именно дополнительных дней отдыха, на что получил отказ, вместе с тем, с рапортами о выплате денежной компенсации истец до обращения с настоящим иском истец не обращался, отказа в выплате такой компенсации ответчиком не принималось.
На основании изложенного, с учетом изложенных обстоятельств в совокупности, принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства установлено отсутствие правовых актов о привлечении ФИО1 к сверхурочной работе, работе в выходные и нерабочие дни в 2020-2021 гг. с учетом соблюдения положений пункта 275 Порядка, утвержденного приказом МВД России от 01.02.2018 № 50, отсутствия доказательств обращения истца с рапортами о предоставлении дополнительных дней либо выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени с соблюдением сроков обращения к руководителю, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований истца.
Иных требований и ходатайств сторонами на разрешение суда не поставлено, в силу статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает дело в пределах заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Уральскому федеральному округу о признании незаконными решений об отказе в предоставлении дополнительных дней отдыха, возложении обязанности принять новое решение о выплате денежной компенсации.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга.
Судья Е.П. Мельникова