61RS0023-01-2022-005740-19
дело № 2-4387/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 сентября 2022 года
Шахтинский городской суд Ростовской области
в составе: председательствующего судьи Черепановой Л.Н.,
при секретаре Ларионовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чувашского транспортного прокурора к Вороненко А. Н. о запрете деятельности по эксплуатации воздушного судна,
установил:
Чувашским транспортный прокурор обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на следующее.
Прокурором Чувашской транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения законодательства о безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта.
29.06.2022г. Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора) на посадочной площадке, расположенной в д.Миренко Алатырского района Чувашской Республики, в рамках постоянного рейда проведен осмотр воздушного судна Ан-2 с опознавательными знаками ФЛА-3816 под управлением Вороненко А.Н. которое выполняло авиационно-химические работы на сельскохозяйственных полях ООО «Агрохолдинг КиПиАй».
Данной проверкой было установлено, что судно Ан-2 с опознавательными знаками ФЛА-3816 в государственном реестре гражданских воздушных судов РФ не зарегистрировано, сведений о наличии сертификата летной годности на воздушное судно Ан-2 не имеется, что подтверждается письмом от 08.07.2022г. № исх-10.3398/ПМТУ Приволжского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта от 08.07.2022г., письмом от 12.07.2022г. № исх-27924/02 Федерального агентства воздушного транспорта, материалами УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора по результатам проведенного 29.06.2022г. постоянного рейда.
При таких обстоятельствах Вороненко А.Н.ДД.ММ.ГГГГ не мог управлять воздушным судном Ан-2, поскольку у него отсутствует выданный в установленном законом порядке сертификат летной годности на воздушное судно.
Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской "авиации Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 2.4.1 ФАП № 128 каждый член экипажа воздушного судна отвечает требованиям к обладателям свидетельств, выданных Российской Федерацией, установленным в Федеральных авиационных правилах «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации», утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.09.2008 № 147, и имеет действительное свидетельство с надлежащими квалификационными отметками, которое выдано государством регистрации воздушного судна или которому придана сила государством регистрации воздушного судна.
Приказом Минтранса России от 12.09.2008 № 147 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации».
Согласно п. 2.1-2.2 ФАП № 147 для выполнения функций командира воздушного судна или второго пилота самолета, дирижабля объемом более 4600м3, свободного аэростата, планера, вертолета, сверхлегкого воздушного судна с массой конструкции более 115кг необходимо получить свидетельство, предусмотренное настоящими Правилами.
При выдаче свидетельства пилота в свидетельство вносятся отметка о виде воздушного судна и квалификационные отметки, соответствующие классу или типу воздушных судов, которые использовались в ходе проверки знаний, навыков (умений).
Согласно п.2 ФАП № 50 по результатам медицинского освидетельствования выдается медицинское заключение, являющееся неотъемлемой частью свидетельства авиационного персонала.
В силу п.7 ФАП № 50 авиационный персонал без медицинского заключения или с истекшим сроком действия медицинского заключения к выполнению профессиональных обязанностей не допускается.
Проверкой установлено, что 18.03.2015г. Южным межрегиональным территориальным управлением Вороненко А.Н. было выдано свидетельство коммерческого пилота № с внесенной квалификационной отметкой о типе воздушного судна «самолет Ан-2», однако сведения о наличии у Вороненко А.Н. действующего медицинского заключения соответствующего класса отсутствуют, что подтверждается письмом от 14.07.2022г. № исх-4568/04/ЮМТУ Южного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, письмом от 12.07.2022г. № федерального агентства воздушного транспорта, материалами УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора.
При указанных обстоятельствах Вороненко А.Н. 29.06.2022 не мог управлять воздушным судном Ан-2 с опознавательными знаками ФЛА-3816, поскольку у него отсутствуют действующие документы, подтверждающие соответствие его здоровья требованиям, предъявляемым к состоянию здоровья членов летного экипажа.
Из этого следует, что Вороненко А.Н. в нарушение требований, предусмотренных п. 1.3 ст. 53 ВК РФ, п. 7 ФАП № 50, управлял 29.06.2022 воздушным судном Ан-2 с опознавательными знаками ФЛА-3816 в отсутствие действующих документов, подтверждающих соответствие его здоровья требованиям, предъявляемым к состоянию здоровья членов летного экипажа.
Указанные нарушения являются недопустимыми в области безопасности полетов и влекут запрет на эксплуатацию воздушного судна.
Кроме того, в ходе проверки в действиях Вороненко А.Н. выявлены нарушения требований, предусмотренных п. 3 ст. 61, п. 1 ст. 115, п.3 ст.61 ВК РФ.
Согласно сведениям ФГИС Вороненко А.Н. не имеет сертификата эксплуатанта на выполнение авиационных работ, однако 29.06.2022 воздушным судном Ан-2 под управлением Вороненко А.Н. выполнялись авиационно-химические работы на сельскохозяйственных полях ООО «Агрохолдинг КиПиАй».
Сведений о заключении договора на выполнение авиационных работ соответствующего вида не имеется.
Также в ходе проверки установлено, что Вороненко А.Н. 29.06.2022 при осуществлении полета на воздушном судне Ан-2 с опознавательными знаками ФЛА-3816 допущены нарушения требований, предусмотренных п. 1 ст. 67 ВК РФ, п. 2.8, 2.20 ФАП № 128, заключающиеся в следующем.
Согласно п. 1 ст. 67 ВК РФ на борту гражданского воздушного судна должны находиться следующая документация: судовые документы, в том числе: свидетельство о государственной регистрации для воздушных судов, подлежащих государственной регистрации; сертификат (свидетельство) эксплуатанта (копия), сертификат летной годности, за исключением воздушных судов, эксплуатация которых допускается без сертификата летной годности; бортовой и санитарный журналы, руководство по летной эксплуатации разрешение на бортовую радиостанцию, если воздушное судно оборудовано радиоаппаратурой; документы, предусмотренные уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Согласно п.п. 2.8, 2.20 ФАП № 128 при полете в целях выполнения авиационных работ или авиации общего назначения на борту воздушных судов должны находиться в том числе: свидетельство о государственной регистрации;
сертификат (свидетельство) эксплуатанта (копия), за исключением случаев выполнения полетов на сверхлегких и легких воздушных судах в целях АОН; сертификат летной годности; на бумажном или электронном носителе бортовой и санитарный журналы, а также РЛЭ, за исключением случаев эксплуатации сверхлегких гражданских воздушных судов; разрешение на бортовую радиостанцию, если воздушное судно оборудовано радиоаппаратурой; свидетельства членов экипажа воздушного судна и документы: подтверждающие соответствие членов экипажа требованиям к состоянию их здоровья; справку о прохождении проверки навыков, предусмотренной пунктом 2.22 Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудниками по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации», утвержденных приказом Минтранса России от 12.09.2008 № 147; список находящихся на борту воздушного судна лиц, указанный в пункте 2.21 настоящих правил.
В ходе проведенного 29.06.2022 УГАН НОТЕ ПФО Ространснадзора постоянного рейда установлено, что вышеперечисленные документы на борту воздушного судна Ан-2 с опознавательными знаками ФЛА-3816 отсутствовали, при себе Вороненко А.Н. документов на право управления данным типом воздушного судна не имел, что свидетельствует о нарушении требований, предусмотренных п. 1 ст. 67 ВК РФ, пунктами 2.8, 2.20 ФАП №128.
Данные нарушения подтверждаются материалами УГАН НОТЕ ПФО Ространснадзора по результатам проведенного 29.06.2022 постоянного рейда.
Помимо этого, Вороненко А.Н. 29.06.2022 при осуществлении полета на воздушном судне Ан-2 с опознавательными знаками ФЛА-3816 допущены следующие нарушения требований воздушного законодательства.
Пунктом 10 ФАП № 138 определено, что воздушное пространство над территорией Российской Федерации, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию, классифицируется следующим образом:
а) класс А - разрешаются полеты, выполняемые только по правилам полетов по приборам. Все воздушные суда обеспечиваются диспетчерским обслуживанием и эшелонируются. Ограничения по скорости не применяются. Наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) обязательно. Все полеты над территорией Российской Федерации выполняются при наличии разрешения на использование воздушного пространства, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Федеральных правил;
б) класс С - разрешаются полеты, выполняемые по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Все воздушные суда обеспечиваются диспетчерским обслуживанием. Воздушные суда, выполняющие полеты по правилам полетов по приборам, эшелонируются относительно других воздушных судов, выполняющих полеты по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Воздушные суда, выполняющие полеты по правилам визуальных полетов, эшелонируются относительно воздушных судов, выполняющих полеты по правилам полетов по приборам, и получают информацию о движении в отношении других воздушных судов, выполняющих полеты по правилам визуальных полетов. Для воздушных судов, выполняющих полеты по правилам визуальных полетов, на высотах ниже 3050 м действует ограничение по скорости, составляющее не более 450 км/ч. Наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) обязательно. Все полеты над территорией Российской Федерации выполняются при наличии разрешения на использование воздушного пространства, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Федеральных правил; в) класс G - разрешаются полеты, выполняемые по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Эшелонирование воздушных судов не производится. Все полеты по запросу обеспечиваются полетно-информационным обслуживанием. Для всех полетов на высотах ниже 3050 м действует ограничение по скорости, составляющее не более 450 км/ч. Воздушные суда, выполняющие полеты по правилам полетов по приборам, обязаны иметь постоянную двухстороннюю радиосвязь с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами). При полетах воздушных судов по правилам визуальных полетов наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) не требуется. При выполнении всех полетов воздушных судов наличие разрешения на использование воздушного пространства не требуется.
По смыслу содержания пунктов 107-108 ФАП № 138 планы использования воздушного пространства подразделяются на: планы полетов воздушных судов; планы запуска шаров-зондов; планы проведения стрельб, пусков ракет и взрывных
План использования воздушного пространства представляется в одной из следующих форм: сообщение экипажа с борта воздушного судна, содержащее информацию о представленном плане или изменениях в текущий план; сообщение по авиационной наземной сети передачи данных и телеграфных сообщений, содержащее информацию о представленном плане или повторяющемся плане; сообщение с использованием телефонной сети связи общего пользования или сети Интернет, содержащее информацию о представленном плане или повторяющемся плане; сообщение на бумажном носителе, включая факсимильное сообщение, содержащее информацию о представленном плане или повторяющемся плане
В соответствии с пунктом 109 ФАП № 138 план использования воздушного пространства представляется пользователем воздушного пространства или его представителем в органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации.
План полета пилотируемого воздушного судна представляется для получения разрешения на использование воздушного пространства классов А и С, а также в целях уведомления органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) при использовании воздушного пространства класса G.
Проверкой установлено, что в нарушение требований, предусмотренных пунктами 10, 109 ФАП № 138, Вороненко А.Н. план полета 29.06.2022 воздушного судна Ан-2 с опознавательным знаком ФЛА-3816 в органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации, не направлялся.
Согласно письму Чувашского Центра ОВД филиала «Аэронавигация Центральной Волги» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от 08.07.2022 № 683 в адрес Самарского Регионального центра ЕС ОрВД филиала «Аэронавигация Центральной Волги» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от Вороненко А.Н. план- полета воздушного судна Ан-2 с опознавательным знаком ФЛА-3816 не поступал.
Согласно письму Нижегородского Центра ОВД филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОРВД» от 12.07.2022 № 1618.14-1787 в адрес Нижегородского Центра ОВД филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОРВД» план полета воздушного судна Ан-2 с опознавательным знаком ФЛА-3816 не поступал.
Приказом Минтранса России от 27.11.2020 № 519 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования к летной годности гражданских воздушных судов. Форма и порядок оформления сертификата летной годности гражданского воздушного судна. Порядок приостановления действия и аннулирования сертификата летной годности гражданского воздушного судна» (далее - ФАП №519).
Пунктом 6 Приложения № 2 к ФАП № 519 закреплено, что ВС должно быть оборудовано в соответствии с эксплуатационной документацией и обеспечено эксплуатационной документацией для полетов в заявленных условиях навигации.
В силу пункта 8 Приложения № 2 к ФАП № 519 ВС должно быть укомплектовано согласно перечню оборудования, установленного на ВС.
В соответствии с пунктом 2.8 ФАП № 128 КВС перед полетом в целях выполнения авиационных работ или АОН обязан убедиться в том, что воздушное судно пригодно к полетам и на борту находятся документы, указанные в пункте 2.20 настоящих Правил, а также на борту установлены приборы и оборудование, необходимые для ожидаемых условий полета. КВС убеждается в работоспособности указанных приборов и оборудования в соответствии с требованиями РЛЭ.
Проверкой установлено, что в ходе осмотра 29.06.2022 УГАН НОТЕ ПФО Ространснадзора воздушного судна Ан-2 с опознавательными знаками ФЛА-3816 выявлено, что воздушное судно не укомплектовано поисковыми и аварийно-спасательные средствами. У Вороненко А.Н. отсутствуют какие-либо документы на воздушное судно, в том числе эксплуатационная документация данного воздушного судна, перечень оборудования, установленного на нем.
Из этого следует, что Вороненко А.Н.ДД.ММ.ГГГГ осуществлял полет на вышеуказанном воздушном судне с нарушением требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 66, статьей 68, пунктом 4 статьи 88 Воздушного кодекса РФ, пунктами 6, 8 Приложения № 2 к ФАП № 519, пунктами 2.8, 2.20 ФАП № 128.
Просит запретить Вороненко А.Н. деятельность по эксплуатации воздушного судна Ан-2 с опозновательными знаками ФЛА-3816 до регистрации данного воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ, до получения сертификата летной годности на данное воздушное судно, до прохождения обязательного медицинского освидетельствования и получения по его результатам медицинского заключения.
В судебное заседание явился представитель истца - помощник прокурора г. Шахты Шакуров Р.Р., исковые требования поддержал.
Ответчик в судное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в ходе досудебной подготовки исковые требования признал полностью.
Выслушав представителя истца, изучив письменные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Неопределенный круг лиц – это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Указанное исковое заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как определить точный и исчерпывающий круг лиц, чьи права и интересы нарушаются в результате не исполнения законодательства о безопасности дорожного движения на территории города, и привлечь их в процесс в качестве истцов не представляется возможным.
В силу пункта 3 статьи 61 Воздушного кодекса РФ эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта. Требования к эксплуатанту определяются федеральными авиационными правилами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 115 Воздушного кодекса РФ по договору на выполнение авиационных работ подрядчик (эксплуатант) обязуется выполнить для заказчика авиационные работы в порядке, в сроки, в объеме и на условиях, которые предусмотрены этим договором.
Согласно пункту 1 статьи 67 Воздушного кодекса РФ на борту гражданского воздушного судна должны находиться следующая документация: судовые документы, в том числе: свидетельство о государственной регистрации для воздушных судов, подлежащих государственной регистрации; сертификат (свидетельство) эксплуатанта (копия), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 61 настоящего Кодекса; сертификат летной годности, за исключением воздушных судов, эксплуатация которых допускается без сертификата летной годности; бортовой и санитарный журналы, руководство по летной эксплуатации (при эксплуатации сверхлегких и беспилотных гражданских воздушных судов наличие бортового и санитарного журналов, руководства по летной эксплуатации необязательно); разрешение на бортовую радиостанцию, если воздушное судно оборудовано радиоаппаратурой; соответствующие документы на каждого члена экипажа пилотируемого воздушного судна;
документы, предусмотренные уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Согласно пункту 4 статьи 88 Воздушного кодекса РФ полеты пилотируемых воздушных судов, не обеспеченных поисковыми и аварийно-спасательными средствами, запрещаются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Воздушного кодекса РФ к полету допускается воздушное судно, имеющее государственный и регистрационный или учетный опознавательные знаки, прошедшее необходимую подготовку и имеющее на борту соответствующую документацию.
Согласно статье 68 Воздушного кодекса РФ полету воздушного судна должна предшествовать подготовка воздушного судна и его экипажа. Порядок подготовки к полету воздушного судна и его экипажа, порядок осуществления контроля за их готовностью и порядок выполнения полета устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Судом установлено, что 29.06.2022г. Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора) на посадочной площадке, расположенной в д.Миренко Алатырского района Чувашской Республики, в рамках постоянного рейда проведен осмотр воздушного судна Ан-2 с опознавательными знаками ФЛА-3816 под управлением Вороненко А.Н. которое выполняло авиационно-химические работы на сельскохозяйственных полях ООО «Агрохолдинг КиПиАй».
Данной проверкой было установлено, что судно Ан-2 с опознавательными знаками ФЛА-3816 в государственном реестре гражданских воздушных судов РФ не зарегистрировано, сведений о наличии сертификата летной годности на воздушное судно Ан-2 не имеется, что подтверждается письмом от 08.07.2022г. № исх-10.3398/ПМТУ Приволжского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта от 08.07.2022г., письмом от 12.07.2022г. № исх-27924/02 Федерального агентства воздушного транспорта, материалами УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора по результатам проведенного 29.06.2022г. постоянного рейда.
При таких обстоятельствах Вороненко А.Н. 29.06.2022 не мог управлять воздушным судном Ан-2, поскольку у него отсутствует выданный в установленном законом порядке сертификат летной годности на воздушное судно.
Приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128 утверждены Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской "авиации Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 2.4.1 ФАП № 128 каждый член экипажа воздушного судна отвечает требованиям к обладателям свидетельств, выданных Российской Федерацией, установленным в Федеральных авиационных правилах «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации», утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.09.2008 № 147, и имеет действительное свидетельство с надлежащими квалификационными отметками, которое выдано государством регистрации воздушного судна или которому придана сила государством регистрации воздушного судна.
Приказом Минтранса России от 12.09.2008 № 147 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации».
Согласно п. 2.1-2.2 ФАП № 147 для выполнения функций командира воздушного судна или второго пилота самолета, дирижабля объемом более 4600м3, свободного аэростата, планера, вертолета, сверхлегкого воздушного судна с массой конструкции более 115кг необходимо получить свидетельство, предусмотренное настоящими Правилами.
При выдаче свидетельства пилота в свидетельство вносятся отметка о виде воздушного судна и квалификационные отметки, соответствующие классу или типу воздушных судов, которые использовались в ходе проверки знаний, навыков (умений).
Согласно п.2 ФАП № 50 по результатам медицинского освидетельствования выдается медицинское заключение, являющееся неотъемлемой частью свидетельства авиационного персонала.
В силу п.7 ФАП № 50 авиационный персонал без медицинского заключения или с истекшим сроком действия медицинского заключения к выполнению профессиональных обязанностей не допускается.
Проверкой установлено, что 18.03.2015г. Южным межрегиональным территориальным управлением Вороненко А.Н. было выдано свидетельство коммерческого пилота №0005900 с внесенной квалификационной отметкой о типе воздушного судна «самолет Ан-2», однако сведения о наличии у Вороненко А.Н. действующего медицинского заключения соответствующего класса отсутствуют, что подтверждается письмом от 14.07.2022г. № исх-4568/04/ЮМТУ Южного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, письмом от 12.07.2022г. №27924/02 федерального агентства воздушного транспорта, материалами УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора.
При указанных обстоятельствах Вороненко А.Н. 29.06.2022 не мог управлять воздушным судном Ан-2 с опознавательными знаками ФЛА-3816, поскольку у него отсутствуют действующие документы, подтверждающие соответствие его здоровья требованиям, предъявляемым к состоянию здоровья членов летного экипажа.
Из этого следует, что Вороненко А.Н. в нарушение требований, предусмотренных п. 1.3 ст. 53 ВК РФ, п. 7 ФАП № 50, управлял 29.06.2022 воздушным судном Ан-2 с опознавательными знаками ФЛА-3816 в отсутствие действующих документов, подтверждающих соответствие его здоровья требованиям, предъявляемым к состоянию здоровья членов летного экипажа.
Указанные нарушения являются недопустимыми в области безопасности полетов и влекут запрет на эксплуатацию воздушного судна.
Кроме того, в ходе проверки в действиях Вороненко А.Н. выявлены нарушения требований, предусмотренных п. 3 ст. 61, п. 1 ст. 115, п.3 ст.61 ВК РФ.
Согласно сведениям ФГИС Вороненко А.Н. не имеет сертификата эксплуатанта на выполнение авиационных работ, однако 29.06.2022 воздушным судном Ан-2 под управлением Вороненко А.Н. выполнялись авиационно-химические работы на сельскохозяйственных полях ООО «Агрохолдинг КиПиАй».
Сведений о заключении договора на выполнение авиационных работ соответствующего вида не имеется.
Также в ходе проверки установлено, что Вороненко А.Н. 29.06.2022 при осуществлении полета на воздушном судне Ан-2 с опознавательными знаками ФЛА-3816 допущены нарушения требований, предусмотренных п. 1 ст. 67 ВК РФ, п. 2.8, 2.20 ФАП № 128, заключающиеся в следующем.
Согласно п. 1 ст. 67 ВК РФ на борту гражданского воздушного судна должны находиться следующая документация: судовые документы, в том числе: свидетельство о государственной регистрации для воздушных судов, подлежащих государственной регистрации; сертификат (свидетельство) эксплуатанта (копия), сертификат летной годности, за исключением воздушных судов, эксплуатация которых допускается без сертификата летной годности; бортовой и санитарный журналы, руководство по летной эксплуатации разрешение на бортовую радиостанцию, если воздушное судно оборудовано радиоаппаратурой; документы, предусмотренные уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Согласно п.п. 2.8, 2.20 ФАП № 128 при полете в целях выполнения авиационных работ или авиации общего назначения на борту воздушных судов должны находиться в том числе: свидетельство о государственной регистрации;
сертификат (свидетельство) эксплуатанта (копия), за исключением случаев выполнения полетов на сверхлегких и легких воздушных судах в целях АОН; сертификат летной годности; на бумажном или электронном носителе бортовой и санитарный журналы, а также РЛЭ, за исключением случаев эксплуатации сверхлегких гражданских воздушных судов; разрешение на бортовую радиостанцию, если воздушное судно оборудовано радиоаппаратурой; свидетельства членов экипажа воздушного судна и документы: подтверждающие соответствие членов экипажа требованиям к состоянию их здоровья; справку о прохождении проверки навыков, предусмотренной пунктом 2.22 Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудниками по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации», утвержденных приказом Минтранса России от 12.09.2008 № 147; список находящихся на борту воздушного судна лиц, указанный в пункте 2.21 настоящих правил.
В ходе проведенного 29.06.2022 УГАН НОТЕ ПФО Ространснадзора постоянного рейда установлено, что вышеперечисленные документы на борту воздушного судна Ан-2 с опознавательными знаками ФЛА-3816 отсутствовали, при себе Вороненко А.Н. документов на право управления данным типом воздушного судна не имел, что свидетельствует о нарушении требований, предусмотренных п. 1 ст. 67 ВК РФ, пунктами 2.8, 2.20 ФАП №128.
Данные нарушения подтверждаются материалами УГАН НОТЕ ПФО Ространснадзора по результатам проведенного 29.06.2022 постоянного рейда.
Помимо этого, Вороненко А.Н. 29.06.2022 при осуществлении полета на воздушном судне Ан-2 с опознавательными знаками ФЛА-3816 допущены следующие нарушения требований воздушного законодательства.
Пунктом 10 ФАП № 138 определено, что воздушное пространство над территорией Российской Федерации, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию, классифицируется следующим образом:
а) класс А - разрешаются полеты, выполняемые только по правилам полетов по приборам. Все воздушные суда обеспечиваются диспетчерским обслуживанием и эшелонируются. Ограничения по скорости не применяются. Наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) обязательно. Все полеты над территорией Российской Федерации выполняются при наличии разрешения на использование воздушного пространства, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Федеральных правил;
б) класс С - разрешаются полеты, выполняемые по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Все воздушные суда обеспечиваются диспетчерским обслуживанием. Воздушные суда, выполняющие полеты по правилам полетов по приборам, эшелонируются относительно других воздушных судов, выполняющих полеты по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Воздушные суда, выполняющие полеты по правилам визуальных полетов, эшелонируются относительно воздушных судов, выполняющих полеты по правилам полетов по приборам, и получают информацию о движении в отношении других воздушных судов, выполняющих полеты по правилам визуальных полетов. Для воздушных судов, выполняющих полеты по правилам визуальных полетов, на высотах ниже 3050 м действует ограничение по скорости, составляющее не более 450 км/ч. Наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) обязательно. Все полеты над территорией Российской Федерации выполняются при наличии разрешения на использование воздушного пространства, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Федеральных правил; в) класс G - разрешаются полеты, выполняемые по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Эшелонирование воздушных судов не производится. Все полеты по запросу обеспечиваются полетно-информационным обслуживанием. Для всех полетов на высотах ниже 3050 м действует ограничение по скорости, составляющее не более 450 км/ч. Воздушные суда, выполняющие полеты по правилам полетов по приборам, обязаны иметь постоянную двухстороннюю радиосвязь с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами). При полетах воздушных судов по правилам визуальных полетов наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) не требуется. При выполнении всех полетов воздушных судов наличие разрешения на использование воздушного пространства не требуется.
По смыслу содержания пунктов 107-108 ФАП № 138 планы использования воздушного пространства подразделяются на: планы полетов воздушных судов; планы запуска шаров-зондов; планы проведения стрельб, пусков ракет и взрывных
План использования воздушного пространства представляется в одной из следующих форм: сообщение экипажа с борта воздушного судна, содержащее информацию о представленном плане или изменениях в текущий план; сообщение по авиационной наземной сети передачи данных и телеграфных сообщений, содержащее информацию о представленном плане или повторяющемся плане; сообщение с использованием телефонной сети связи общего пользования или сети Интернет, содержащее информацию о представленном плане или повторяющемся плане; сообщение на бумажном носителе, включая факсимильное сообщение, содержащее информацию о представленном плане или повторяющемся плане
В соответствии с пунктом 109 ФАП № 138 план использования воздушного пространства представляется пользователем воздушного пространства или его представителем в органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации.
План полета пилотируемого воздушного судна представляется для получения разрешения на использование воздушного пространства классов А и С, а также в целях уведомления органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) при использовании воздушного пространства класса G.
Проверкой установлено, что в нарушение требований, предусмотренных пунктами 10, 109 ФАП № 138, Вороненко А.Н. план полета 29.06.2022 воздушного судна Ан-2 с опознавательным знаком ФЛА-3816 в органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации, не направлялся.
Согласно письму Чувашского Центра ОВД филиала «Аэронавигация Центральной Волги» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от 08.07.2022 № 683 в адрес Самарского Регионального центра ЕС ОрВД филиала «Аэронавигация Центральной Волги» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от Вороненко А.Н. план- полета воздушного судна Ан-2 с опознавательным знаком ФЛА-3816 не поступал.
Согласно письму Нижегородского Центра ОВД филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОРВД» от 12.07.2022 № 1618.14-1787 в адрес Нижегородского Центра ОВД филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОРВД» план полета воздушного судна Ан-2 с опознавательным знаком ФЛА-3816 не поступал.
Приказом Минтранса России от 27.11.2020 № 519 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования к летной годности гражданских воздушных судов. Форма и порядок оформления сертификата летной годности гражданского воздушного судна. Порядок приостановления действия и аннулирования сертификата летной годности гражданского воздушного судна» (далее - ФАП №519).
Пунктом 6 Приложения № 2 к ФАП № 519 закреплено, что ВС должно быть оборудовано в соответствии с эксплуатационной документацией и обеспечено эксплуатационной документацией для полетов в заявленных условиях навигации.
В силу пункта 8 Приложения № 2 к ФАП № 519 ВС должно быть укомплектовано согласно перечню оборудования, установленного на ВС.
В соответствии с пунктом 2.8 ФАП № 128 КВС перед полетом в целях выполнения авиационных работ или АОН обязан убедиться в том, что воздушное судно пригодно к полетам и на борту находятся документы, указанные в пункте 2.20 настоящих Правил, а также на борту установлены приборы и оборудование, необходимые для ожидаемых условий полета. КВС убеждается в работоспособности указанных приборов и оборудования в соответствии с требованиями РЛЭ.
Проверкой установлено, что в ходе осмотра 29.06.2022 УГАН НОТЕ ПФО Ространснадзора воздушного судна Ан-2 с опознавательными знаками ФЛА-3816 выявлено, что воздушное судно не укомплектовано поисковыми и аварийно-спасательные средствами. У Вороненко А.Н. отсутствуют какие-либо документы на воздушное судно, в том числе эксплуатационная документация данного воздушного судна, перечень оборудования, установленного на нем.
Из этого следует, что Вороненко А.Н. 29.06.2022 осуществлял полет на вышеуказанном воздушном судне с нарушением требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 66, статьей 68, пунктом 4 статьи 88 Воздушного кодекса РФ, пунктами 6, 8 Приложения № 2 к ФАП № 519, пунктами 2.8, 2.20 ФАП № 128.
Оценивая полученные судом доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленным ст.ст. 59,60 ГПК РФ, и, вследствие изложенного, содержат доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливает обстоятельства, которые могут быть подтверждены только данными средствами доказывания. Помимо изложенного, все собранные по настоящему делу доказательства обеспечивают достаточность и взаимную связь в их совокупности.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
запретить Вороненко А. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт гражданина РФ №№, деятельность по эксплуатации воздушного судна Ан-2 с опозновательными знаками ФЛА-3816 до регистрации данного воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ, до получения сертификата летной годности на данное воздушное судно, до прохождения обязательного медицинского освидетельствования и получения по его результатам медицинского заключения.
Взыскать с Вороненко А. Н. государственную пошлину в местный бюджет в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Л.Н. Черепанова
Решение в окончательной форме изготовлено 3 октября 2022 года.