ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4387/2022 от 26.09.2022 Шахтинского городского суда (Ростовская область)

61RS0023-01-2022-005740-19

дело № 2-4387/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 сентября 2022 года

Шахтинский городской суд Ростовской области

в составе: председательствующего судьи Черепановой Л.Н.,

при секретаре Ларионовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чувашского транспортного прокурора к Вороненко А. Н. о запрете деятельности по эксплуатации воздушного судна,

установил:

Чувашским транспортный прокурор обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на следующее.

Прокурором Чувашской транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения законодательства о безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта.

29.06.2022г. Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора) на посадочной площадке, расположенной в д.Миренко Алатырского района Чувашской Республики, в рамках постоянного рейда проведен осмотр воздушного судна Ан-2 с опознавательными знаками ФЛА-3816 под управлением Вороненко А.Н. которое выполняло авиационно-химические работы на сельскохозяйственных полях ООО «Агрохолдинг КиПиАй».

Данной проверкой было установлено, что судно Ан-2 с опознавательными знаками ФЛА-3816 в государственном реестре гражданских воздушных судов РФ не зарегистрировано, сведений о наличии сертификата летной годности на воздушное судно Ан-2 не имеется, что подтверждается письмом от 08.07.2022г. № исх-10.3398/ПМТУ Приволжского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта от 08.07.2022г., письмом от 12.07.2022г. № исх-27924/02 Федерального агентства воздушного транспорта, материалами УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора по результатам проведенного 29.06.2022г. постоянного рейда.

При таких обстоятельствах Вороненко А.Н.ДД.ММ.ГГГГ не мог управлять воздушным судном Ан-2, поскольку у него отсутствует выданный в установленном законом порядке сертификат летной годности на воздушное судно.

Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской "авиации Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 2.4.1 ФАП № 128 каждый член экипажа воздушного судна отвечает требованиям к обладателям свидетельств, выданных Российской Федерацией, установленным в Федеральных авиационных правилах «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации», утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.09.2008 № 147, и имеет действительное свидетельство с надлежащими квалификационными отметками, которое выдано государством регистрации воздушного судна или которому придана сила государством регистрации воздушного судна.

Приказом Минтранса России от 12.09.2008 № 147 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации».

Согласно п. 2.1-2.2 ФАП № 147 для выполнения функций командира воздушного судна или второго пилота самолета, дирижабля объемом более 4600м3, свободного аэростата, планера, вертолета, сверхлегкого воздушного судна с массой конструкции более 115кг необходимо получить свидетельство, предусмотренное настоящими Правилами.

При выдаче свидетельства пилота в свидетельство вносятся отметка о виде воздушного судна и квалификационные отметки, соответствующие классу или типу воздушных судов, которые использовались в ходе проверки знаний, навыков (умений).

Согласно п.2 ФАП № 50 по результатам медицинского освидетельствования выдается медицинское заключение, являющееся неотъемлемой частью свидетельства авиационного персонала.

В силу п.7 ФАП № 50 авиационный персонал без медицинского заключения или с истекшим сроком действия медицинского заключения к выполнению профессиональных обязанностей не допускается.

Проверкой установлено, что 18.03.2015г. Южным межрегиональным территориальным управлением Вороненко А.Н. было выдано свидетельство коммерческого пилота с внесенной квалификационной отметкой о типе воздушного судна «самолет Ан-2», однако сведения о наличии у Вороненко А.Н. действующего медицинского заключения соответствующего класса отсутствуют, что подтверждается письмом от 14.07.2022г. № исх-4568/04/ЮМТУ Южного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, письмом от 12.07.2022г. федерального агентства воздушного транспорта, материалами УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора.

При указанных обстоятельствах Вороненко А.Н. 29.06.2022 не мог управлять воздушным судном Ан-2 с опознавательными знаками ФЛА-3816, поскольку у него отсутствуют действующие документы, подтверждающие соответствие его здоровья требованиям, предъявляемым к состоянию здоровья членов летного экипажа.

Из этого следует, что Вороненко А.Н. в нарушение требований, предусмотренных п. 1.3 ст. 53 ВК РФ, п. 7 ФАП № 50, управлял 29.06.2022 воздушным судном Ан-2 с опознавательными знаками ФЛА-3816 в отсутствие действующих документов, подтверждающих соответствие его здоровья требованиям, предъявляемым к состоянию здоровья членов летного экипажа.

Указанные нарушения являются недопустимыми в области безопасности полетов и влекут запрет на эксплуатацию воздушного судна.

Кроме того, в ходе проверки в действиях Вороненко А.Н. выявлены нарушения требований, предусмотренных п. 3 ст. 61, п. 1 ст. 115, п.3 ст.61 ВК РФ.

Согласно сведениям ФГИС Вороненко А.Н. не имеет сертификата эксплуатанта на выполнение авиационных работ, однако 29.06.2022 воздушным судном Ан-2 под управлением Вороненко А.Н. выполнялись авиационно-химические работы на сельскохозяйственных полях ООО «Агрохолдинг КиПиАй».

Сведений о заключении договора на выполнение авиационных работ соответствующего вида не имеется.

Также в ходе проверки установлено, что Вороненко А.Н. 29.06.2022 при осуществлении полета на воздушном судне Ан-2 с опознавательными знаками ФЛА-3816 допущены нарушения требований, предусмотренных п. 1 ст. 67 ВК РФ, п. 2.8, 2.20 ФАП № 128, заключающиеся в следующем.

Согласно п. 1 ст. 67 ВК РФ на борту гражданского воздушного судна должны находиться следующая документация: судовые документы, в том числе: свидетельство о государственной регистрации для воздушных судов, подлежащих государственной регистрации; сертификат (свидетельство) эксплуатанта (копия), сертификат летной годности, за исключением воздушных судов, эксплуатация которых допускается без сертификата летной годности; бортовой и санитарный журналы, руководство по летной эксплуатации разрешение на бортовую радиостанцию, если воздушное судно оборудовано радиоаппаратурой; документы, предусмотренные уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Согласно п.п. 2.8, 2.20 ФАП № 128 при полете в целях выполнения авиационных работ или авиации общего назначения на борту воздушных судов должны находиться в том числе: свидетельство о государственной регистрации;

сертификат (свидетельство) эксплуатанта (копия), за исключением случаев выполнения полетов на сверхлегких и легких воздушных судах в целях АОН; сертификат летной годности; на бумажном или электронном носителе бортовой и санитарный журналы, а также РЛЭ, за исключением случаев эксплуатации сверхлегких гражданских воздушных судов; разрешение на бортовую радиостанцию, если воздушное судно оборудовано радиоаппаратурой; свидетельства членов экипажа воздушного судна и документы: подтверждающие соответствие членов экипажа требованиям к состоянию их здоровья; справку о прохождении проверки навыков, предусмотренной пунктом 2.22 Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудниками по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации», утвержденных приказом Минтранса России от 12.09.2008 № 147; список находящихся на борту воздушного судна лиц, указанный в пункте 2.21 настоящих правил.

В ходе проведенного 29.06.2022 УГАН НОТЕ ПФО Ространснадзора постоянного рейда установлено, что вышеперечисленные документы на борту воздушного судна Ан-2 с опознавательными знаками ФЛА-3816 отсутствовали, при себе Вороненко А.Н. документов на право управления данным типом воздушного судна не имел, что свидетельствует о нарушении требований, предусмотренных п. 1 ст. 67 ВК РФ, пунктами 2.8, 2.20 ФАП №128.

Данные нарушения подтверждаются материалами УГАН НОТЕ ПФО Ространснадзора по результатам проведенного 29.06.2022 постоянного рейда.

Помимо этого, Вороненко А.Н. 29.06.2022 при осуществлении полета на воздушном судне Ан-2 с опознавательными знаками ФЛА-3816 допущены следующие нарушения требований воздушного законодательства.

Пунктом 10 ФАП № 138 определено, что воздушное пространство над территорией Российской Федерации, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию, классифицируется следующим образом:

а) класс А - разрешаются полеты, выполняемые только по правилам полетов по приборам. Все воздушные суда обеспечиваются диспетчерским обслуживанием и эшелонируются. Ограничения по скорости не применяются. Наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) обязательно. Все полеты над территорией Российской Федерации выполняются при наличии разрешения на использование воздушного пространства, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Федеральных правил;

б) класс С - разрешаются полеты, выполняемые по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Все воздушные суда обеспечиваются диспетчерским обслуживанием. Воздушные суда, выполняющие полеты по правилам полетов по приборам, эшелонируются относительно других воздушных судов, выполняющих полеты по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Воздушные суда, выполняющие полеты по правилам визуальных полетов, эшелонируются относительно воздушных судов, выполняющих полеты по правилам полетов по приборам, и получают информацию о движении в отношении других воздушных судов, выполняющих полеты по правилам визуальных полетов. Для воздушных судов, выполняющих полеты по правилам визуальных полетов, на высотах ниже 3050 м действует ограничение по скорости, составляющее не более 450 км/ч. Наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) обязательно. Все полеты над территорией Российской Федерации выполняются при наличии разрешения на использование воздушного пространства, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Федеральных правил; в) класс G - разрешаются полеты, выполняемые по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Эшелонирование воздушных судов не производится. Все полеты по запросу обеспечиваются полетно-информационным обслуживанием. Для всех полетов на высотах ниже 3050 м действует ограничение по скорости, составляющее не более 450 км/ч. Воздушные суда, выполняющие полеты по правилам полетов по приборам, обязаны иметь постоянную двухстороннюю радиосвязь с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами). При полетах воздушных судов по правилам визуальных полетов наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) не требуется. При выполнении всех полетов воздушных судов наличие разрешения на использование воздушного пространства не требуется.

По смыслу содержания пунктов 107-108 ФАП № 138 планы использования воздушного пространства подразделяются на: планы полетов воздушных судов; планы запуска шаров-зондов; планы проведения стрельб, пусков ракет и взрывных

План использования воздушного пространства представляется в одной из следующих форм: сообщение экипажа с борта воздушного судна, содержащее информацию о представленном плане или изменениях в текущий план; сообщение по авиационной наземной сети передачи данных и телеграфных сообщений, содержащее информацию о представленном плане или повторяющемся плане; сообщение с использованием телефонной сети связи общего пользования или сети Интернет, содержащее информацию о представленном плане или повторяющемся плане; сообщение на бумажном носителе, включая факсимильное сообщение, содержащее информацию о представленном плане или повторяющемся плане

В соответствии с пунктом 109 ФАП № 138 план использования воздушного пространства представляется пользователем воздушного пространства или его представителем в органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации.

План полета пилотируемого воздушного судна представляется для получения разрешения на использование воздушного пространства классов А и С, а также в целях уведомления органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) при использовании воздушного пространства класса G.

Проверкой установлено, что в нарушение требований, предусмотренных пунктами 10, 109 ФАП № 138, Вороненко А.Н. план полета 29.06.2022 воздушного судна Ан-2 с опознавательным знаком ФЛА-3816 в органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации, не направлялся.

Согласно письму Чувашского Центра ОВД филиала «Аэронавигация Центральной Волги» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от 08.07.2022 № 683 в адрес Самарского Регионального центра ЕС ОрВД филиала «Аэронавигация Центральной Волги» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от Вороненко А.Н. план- полета воздушного судна Ан-2 с опознавательным знаком ФЛА-3816 не поступал.

Согласно письму Нижегородского Центра ОВД филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОРВД» от 12.07.2022 № 1618.14-1787 в адрес Нижегородского Центра ОВД филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОРВД» план полета воздушного судна Ан-2 с опознавательным знаком ФЛА-3816 не поступал.

Приказом Минтранса России от 27.11.2020 № 519 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования к летной годности гражданских воздушных судов. Форма и порядок оформления сертификата летной годности гражданского воздушного судна. Порядок приостановления действия и аннулирования сертификата летной годности гражданского воздушного судна» (далее - ФАП №519).

Пунктом 6 Приложения № 2 к ФАП № 519 закреплено, что ВС должно быть оборудовано в соответствии с эксплуатационной документацией и обеспечено эксплуатационной документацией для полетов в заявленных условиях навигации.

В силу пункта 8 Приложения № 2 к ФАП № 519 ВС должно быть укомплектовано согласно перечню оборудования, установленного на ВС.

В соответствии с пунктом 2.8 ФАП № 128 КВС перед полетом в целях выполнения авиационных работ или АОН обязан убедиться в том, что воздушное судно пригодно к полетам и на борту находятся документы, указанные в пункте 2.20 настоящих Правил, а также на борту установлены приборы и оборудование, необходимые для ожидаемых условий полета. КВС убеждается в работоспособности указанных приборов и оборудования в соответствии с требованиями РЛЭ.

Проверкой установлено, что в ходе осмотра 29.06.2022 УГАН НОТЕ ПФО Ространснадзора воздушного судна Ан-2 с опознавательными знаками ФЛА-3816 выявлено, что воздушное судно не укомплектовано поисковыми и аварийно-спасательные средствами. У Вороненко А.Н. отсутствуют какие-либо документы на воздушное судно, в том числе эксплуатационная документация данного воздушного судна, перечень оборудования, установленного на нем.

Из этого следует, что Вороненко А.Н.ДД.ММ.ГГГГ осуществлял полет на вышеуказанном воздушном судне с нарушением требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 66, статьей 68, пунктом 4 статьи 88 Воздушного кодекса РФ, пунктами 6, 8 Приложения № 2 к ФАП № 519, пунктами 2.8, 2.20 ФАП № 128.

Просит запретить Вороненко А.Н. деятельность по эксплуатации воздушного судна Ан-2 с опозновательными знаками ФЛА-3816 до регистрации данного воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ, до получения сертификата летной годности на данное воздушное судно, до прохождения обязательного медицинского освидетельствования и получения по его результатам медицинского заключения.

В судебное заседание явился представитель истца - помощник прокурора г. Шахты Шакуров Р.Р., исковые требования поддержал.

Ответчик в судное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в ходе досудебной подготовки исковые требования признал полностью.

Выслушав представителя истца, изучив письменные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Неопределенный круг лиц – это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Указанное исковое заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как определить точный и исчерпывающий круг лиц, чьи права и интересы нарушаются в результате не исполнения законодательства о безопасности дорожного движения на территории города, и привлечь их в процесс в качестве истцов не представляется возможным.

В силу пункта 3 статьи 61 Воздушного кодекса РФ эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта. Требования к эксплуатанту определяются федеральными авиационными правилами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 115 Воздушного кодекса РФ по договору на выполнение авиационных работ подрядчик (эксплуатант) обязуется выполнить для заказчика авиационные работы в порядке, в сроки, в объеме и на условиях, которые предусмотрены этим договором.

Согласно пункту 1 статьи 67 Воздушного кодекса РФ на борту гражданского воздушного судна должны находиться следующая документация: судовые документы, в том числе: свидетельство о государственной регистрации для воздушных судов, подлежащих государственной регистрации; сертификат (свидетельство) эксплуатанта (копия), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 61 настоящего Кодекса; сертификат летной годности, за исключением воздушных судов, эксплуатация которых допускается без сертификата летной годности; бортовой и санитарный журналы, руководство по летной эксплуатации (при эксплуатации сверхлегких и беспилотных гражданских воздушных судов наличие бортового и санитарного журналов, руководства по летной эксплуатации необязательно); разрешение на бортовую радиостанцию, если воздушное судно оборудовано радиоаппаратурой; соответствующие документы на каждого члена экипажа пилотируемого воздушного судна;

документы, предусмотренные уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Согласно пункту 4 статьи 88 Воздушного кодекса РФ полеты пилотируемых воздушных судов, не обеспеченных поисковыми и аварийно-спасательными средствами, запрещаются.

В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Воздушного кодекса РФ к полету допускается воздушное судно, имеющее государственный и регистрационный или учетный опознавательные знаки, прошедшее необходимую подготовку и имеющее на борту соответствующую документацию.

Согласно статье 68 Воздушного кодекса РФ полету воздушного судна должна предшествовать подготовка воздушного судна и его экипажа. Порядок подготовки к полету воздушного судна и его экипажа, порядок осуществления контроля за их готовностью и порядок выполнения полета устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Судом установлено, что 29.06.2022г. Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора) на посадочной площадке, расположенной в д.Миренко Алатырского района Чувашской Республики, в рамках постоянного рейда проведен осмотр воздушного судна Ан-2 с опознавательными знаками ФЛА-3816 под управлением Вороненко А.Н. которое выполняло авиационно-химические работы на сельскохозяйственных полях ООО «Агрохолдинг КиПиАй».

Данной проверкой было установлено, что судно Ан-2 с опознавательными знаками ФЛА-3816 в государственном реестре гражданских воздушных судов РФ не зарегистрировано, сведений о наличии сертификата летной годности на воздушное судно Ан-2 не имеется, что подтверждается письмом от 08.07.2022г. № исх-10.3398/ПМТУ Приволжского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта от 08.07.2022г., письмом от 12.07.2022г. № исх-27924/02 Федерального агентства воздушного транспорта, материалами УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора по результатам проведенного 29.06.2022г. постоянного рейда.

При таких обстоятельствах Вороненко А.Н. 29.06.2022 не мог управлять воздушным судном Ан-2, поскольку у него отсутствует выданный в установленном законом порядке сертификат летной годности на воздушное судно.

Приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128 утверждены Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской "авиации Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 2.4.1 ФАП № 128 каждый член экипажа воздушного судна отвечает требованиям к обладателям свидетельств, выданных Российской Федерацией, установленным в Федеральных авиационных правилах «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации», утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.09.2008 № 147, и имеет действительное свидетельство с надлежащими квалификационными отметками, которое выдано государством регистрации воздушного судна или которому придана сила государством регистрации воздушного судна.

Приказом Минтранса России от 12.09.2008 № 147 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации».

Согласно п. 2.1-2.2 ФАП № 147 для выполнения функций командира воздушного судна или второго пилота самолета, дирижабля объемом более 4600м3, свободного аэростата, планера, вертолета, сверхлегкого воздушного судна с массой конструкции более 115кг необходимо получить свидетельство, предусмотренное настоящими Правилами.

При выдаче свидетельства пилота в свидетельство вносятся отметка о виде воздушного судна и квалификационные отметки, соответствующие классу или типу воздушных судов, которые использовались в ходе проверки знаний, навыков (умений).

Согласно п.2 ФАП № 50 по результатам медицинского освидетельствования выдается медицинское заключение, являющееся неотъемлемой частью свидетельства авиационного персонала.

В силу п.7 ФАП № 50 авиационный персонал без медицинского заключения или с истекшим сроком действия медицинского заключения к выполнению профессиональных обязанностей не допускается.

Проверкой установлено, что 18.03.2015г. Южным межрегиональным территориальным управлением Вороненко А.Н. было выдано свидетельство коммерческого пилота №0005900 с внесенной квалификационной отметкой о типе воздушного судна «самолет Ан-2», однако сведения о наличии у Вороненко А.Н. действующего медицинского заключения соответствующего класса отсутствуют, что подтверждается письмом от 14.07.2022г. № исх-4568/04/ЮМТУ Южного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, письмом от 12.07.2022г. №27924/02 федерального агентства воздушного транспорта, материалами УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора.

При указанных обстоятельствах Вороненко А.Н. 29.06.2022 не мог управлять воздушным судном Ан-2 с опознавательными знаками ФЛА-3816, поскольку у него отсутствуют действующие документы, подтверждающие соответствие его здоровья требованиям, предъявляемым к состоянию здоровья членов летного экипажа.

Из этого следует, что Вороненко А.Н. в нарушение требований, предусмотренных п. 1.3 ст. 53 ВК РФ, п. 7 ФАП № 50, управлял 29.06.2022 воздушным судном Ан-2 с опознавательными знаками ФЛА-3816 в отсутствие действующих документов, подтверждающих соответствие его здоровья требованиям, предъявляемым к состоянию здоровья членов летного экипажа.

Указанные нарушения являются недопустимыми в области безопасности полетов и влекут запрет на эксплуатацию воздушного судна.

Кроме того, в ходе проверки в действиях Вороненко А.Н. выявлены нарушения требований, предусмотренных п. 3 ст. 61, п. 1 ст. 115, п.3 ст.61 ВК РФ.

Согласно сведениям ФГИС Вороненко А.Н. не имеет сертификата эксплуатанта на выполнение авиационных работ, однако 29.06.2022 воздушным судном Ан-2 под управлением Вороненко А.Н. выполнялись авиационно-химические работы на сельскохозяйственных полях ООО «Агрохолдинг КиПиАй».

Сведений о заключении договора на выполнение авиационных работ соответствующего вида не имеется.

Также в ходе проверки установлено, что Вороненко А.Н. 29.06.2022 при осуществлении полета на воздушном судне Ан-2 с опознавательными знаками ФЛА-3816 допущены нарушения требований, предусмотренных п. 1 ст. 67 ВК РФ, п. 2.8, 2.20 ФАП № 128, заключающиеся в следующем.

Согласно п. 1 ст. 67 ВК РФ на борту гражданского воздушного судна должны находиться следующая документация: судовые документы, в том числе: свидетельство о государственной регистрации для воздушных судов, подлежащих государственной регистрации; сертификат (свидетельство) эксплуатанта (копия), сертификат летной годности, за исключением воздушных судов, эксплуатация которых допускается без сертификата летной годности; бортовой и санитарный журналы, руководство по летной эксплуатации разрешение на бортовую радиостанцию, если воздушное судно оборудовано радиоаппаратурой; документы, предусмотренные уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Согласно п.п. 2.8, 2.20 ФАП № 128 при полете в целях выполнения авиационных работ или авиации общего назначения на борту воздушных судов должны находиться в том числе: свидетельство о государственной регистрации;

сертификат (свидетельство) эксплуатанта (копия), за исключением случаев выполнения полетов на сверхлегких и легких воздушных судах в целях АОН; сертификат летной годности; на бумажном или электронном носителе бортовой и санитарный журналы, а также РЛЭ, за исключением случаев эксплуатации сверхлегких гражданских воздушных судов; разрешение на бортовую радиостанцию, если воздушное судно оборудовано радиоаппаратурой; свидетельства членов экипажа воздушного судна и документы: подтверждающие соответствие членов экипажа требованиям к состоянию их здоровья; справку о прохождении проверки навыков, предусмотренной пунктом 2.22 Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудниками по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации», утвержденных приказом Минтранса России от 12.09.2008 № 147; список находящихся на борту воздушного судна лиц, указанный в пункте 2.21 настоящих правил.

В ходе проведенного 29.06.2022 УГАН НОТЕ ПФО Ространснадзора постоянного рейда установлено, что вышеперечисленные документы на борту воздушного судна Ан-2 с опознавательными знаками ФЛА-3816 отсутствовали, при себе Вороненко А.Н. документов на право управления данным типом воздушного судна не имел, что свидетельствует о нарушении требований, предусмотренных п. 1 ст. 67 ВК РФ, пунктами 2.8, 2.20 ФАП №128.

Данные нарушения подтверждаются материалами УГАН НОТЕ ПФО Ространснадзора по результатам проведенного 29.06.2022 постоянного рейда.

Помимо этого, Вороненко А.Н. 29.06.2022 при осуществлении полета на воздушном судне Ан-2 с опознавательными знаками ФЛА-3816 допущены следующие нарушения требований воздушного законодательства.

Пунктом 10 ФАП № 138 определено, что воздушное пространство над территорией Российской Федерации, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию, классифицируется следующим образом:

а) класс А - разрешаются полеты, выполняемые только по правилам полетов по приборам. Все воздушные суда обеспечиваются диспетчерским обслуживанием и эшелонируются. Ограничения по скорости не применяются. Наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) обязательно. Все полеты над территорией Российской Федерации выполняются при наличии разрешения на использование воздушного пространства, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Федеральных правил;

б) класс С - разрешаются полеты, выполняемые по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Все воздушные суда обеспечиваются диспетчерским обслуживанием. Воздушные суда, выполняющие полеты по правилам полетов по приборам, эшелонируются относительно других воздушных судов, выполняющих полеты по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Воздушные суда, выполняющие полеты по правилам визуальных полетов, эшелонируются относительно воздушных судов, выполняющих полеты по правилам полетов по приборам, и получают информацию о движении в отношении других воздушных судов, выполняющих полеты по правилам визуальных полетов. Для воздушных судов, выполняющих полеты по правилам визуальных полетов, на высотах ниже 3050 м действует ограничение по скорости, составляющее не более 450 км/ч. Наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) обязательно. Все полеты над территорией Российской Федерации выполняются при наличии разрешения на использование воздушного пространства, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Федеральных правил; в) класс G - разрешаются полеты, выполняемые по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Эшелонирование воздушных судов не производится. Все полеты по запросу обеспечиваются полетно-информационным обслуживанием. Для всех полетов на высотах ниже 3050 м действует ограничение по скорости, составляющее не более 450 км/ч. Воздушные суда, выполняющие полеты по правилам полетов по приборам, обязаны иметь постоянную двухстороннюю радиосвязь с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами). При полетах воздушных судов по правилам визуальных полетов наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) не требуется. При выполнении всех полетов воздушных судов наличие разрешения на использование воздушного пространства не требуется.

По смыслу содержания пунктов 107-108 ФАП № 138 планы использования воздушного пространства подразделяются на: планы полетов воздушных судов; планы запуска шаров-зондов; планы проведения стрельб, пусков ракет и взрывных

План использования воздушного пространства представляется в одной из следующих форм: сообщение экипажа с борта воздушного судна, содержащее информацию о представленном плане или изменениях в текущий план; сообщение по авиационной наземной сети передачи данных и телеграфных сообщений, содержащее информацию о представленном плане или повторяющемся плане; сообщение с использованием телефонной сети связи общего пользования или сети Интернет, содержащее информацию о представленном плане или повторяющемся плане; сообщение на бумажном носителе, включая факсимильное сообщение, содержащее информацию о представленном плане или повторяющемся плане

В соответствии с пунктом 109 ФАП № 138 план использования воздушного пространства представляется пользователем воздушного пространства или его представителем в органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации.

План полета пилотируемого воздушного судна представляется для получения разрешения на использование воздушного пространства классов А и С, а также в целях уведомления органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) при использовании воздушного пространства класса G.

Проверкой установлено, что в нарушение требований, предусмотренных пунктами 10, 109 ФАП № 138, Вороненко А.Н. план полета 29.06.2022 воздушного судна Ан-2 с опознавательным знаком ФЛА-3816 в органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации, не направлялся.

Согласно письму Чувашского Центра ОВД филиала «Аэронавигация Центральной Волги» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от 08.07.2022 № 683 в адрес Самарского Регионального центра ЕС ОрВД филиала «Аэронавигация Центральной Волги» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от Вороненко А.Н. план- полета воздушного судна Ан-2 с опознавательным знаком ФЛА-3816 не поступал.

Согласно письму Нижегородского Центра ОВД филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОРВД» от 12.07.2022 № 1618.14-1787 в адрес Нижегородского Центра ОВД филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОРВД» план полета воздушного судна Ан-2 с опознавательным знаком ФЛА-3816 не поступал.

Приказом Минтранса России от 27.11.2020 № 519 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования к летной годности гражданских воздушных судов. Форма и порядок оформления сертификата летной годности гражданского воздушного судна. Порядок приостановления действия и аннулирования сертификата летной годности гражданского воздушного судна» (далее - ФАП №519).

Пунктом 6 Приложения № 2 к ФАП № 519 закреплено, что ВС должно быть оборудовано в соответствии с эксплуатационной документацией и обеспечено эксплуатационной документацией для полетов в заявленных условиях навигации.

В силу пункта 8 Приложения № 2 к ФАП № 519 ВС должно быть укомплектовано согласно перечню оборудования, установленного на ВС.

В соответствии с пунктом 2.8 ФАП № 128 КВС перед полетом в целях выполнения авиационных работ или АОН обязан убедиться в том, что воздушное судно пригодно к полетам и на борту находятся документы, указанные в пункте 2.20 настоящих Правил, а также на борту установлены приборы и оборудование, необходимые для ожидаемых условий полета. КВС убеждается в работоспособности указанных приборов и оборудования в соответствии с требованиями РЛЭ.

Проверкой установлено, что в ходе осмотра 29.06.2022 УГАН НОТЕ ПФО Ространснадзора воздушного судна Ан-2 с опознавательными знаками ФЛА-3816 выявлено, что воздушное судно не укомплектовано поисковыми и аварийно-спасательные средствами. У Вороненко А.Н. отсутствуют какие-либо документы на воздушное судно, в том числе эксплуатационная документация данного воздушного судна, перечень оборудования, установленного на нем.

Из этого следует, что Вороненко А.Н. 29.06.2022 осуществлял полет на вышеуказанном воздушном судне с нарушением требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 66, статьей 68, пунктом 4 статьи 88 Воздушного кодекса РФ, пунктами 6, 8 Приложения № 2 к ФАП № 519, пунктами 2.8, 2.20 ФАП № 128.

Оценивая полученные судом доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленным ст.ст. 59,60 ГПК РФ, и, вследствие изложенного, содержат доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливает обстоятельства, которые могут быть подтверждены только данными средствами доказывания. Помимо изложенного, все собранные по настоящему делу доказательства обеспечивают достаточность и взаимную связь в их совокупности.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

запретить Вороненко А. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт гражданина РФ , деятельность по эксплуатации воздушного судна Ан-2 с опозновательными знаками ФЛА-3816 до регистрации данного воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ, до получения сертификата летной годности на данное воздушное судно, до прохождения обязательного медицинского освидетельствования и получения по его результатам медицинского заключения.

Взыскать с Вороненко А. Н. государственную пошлину в местный бюджет в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Л.Н. Черепанова

Решение в окончательной форме изготовлено 3 октября 2022 года.