ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4389/2021 от 23.11.2021 Ново-савиновского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Д ело №2-4389/2021

2.095

УИД 16RS0049-01-2021-009672-79

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

23 ноября 2021 года город Казань

Ново-Савиновский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Л.М. Нуруллиной,

при секретаре судебного заседания А.Р. Бухарбаевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному казенному учреждению "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" об отмене решения и возложении обязанности по назначению пособия,

У С Т А Н О В И Л:

Истец ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" об отмене решения и возложении обязанности по назначению пособия.

В обоснование исковых требований указано, что с --.--.---- г. по настоящее время истец работает учителем в сельской школе МБОУ «Усадская СОШ» Высокогорского муниципального района Республики ФИО2.

Истец является воином-интернационалистом, принимал участие в боевых действиях в ФИО3 Афганистан в период с --.--.---- г. по --.--.---- г., что подтверждается военным билетом ПН №-- от --.--.---- г., является получателем меры социальной поддержки в соответствии с ФЗ №-- «О ветеранах».

До --.--.---- г. истец получал через органы социальной защиты населения в рамках реализации норм статьи 47 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» компенсацию по расходам на оплату отопления и освещения, как сельский учитель.

В январе 2021 года истцом было получено решение отделения №-- Государственного казенного учреждения "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" в Высокогорском муниципальном районе №-- от --.--.---- г. об отказе в предоставлении меры социальной поддержки как сельскому учителю в связи с тем, что истец является получателем иных мер социальной поддержки.

С указанным решением истец не согласен, поскольку он, являясь ветераном боевых действий, получает ежемесячную денежную выплату из средств федерального бюджета в размере 3212,04 рублей на основании ФЗ «О ветеранах». При этом меры социальной поддержки по оплате жилищных и коммунальных услуг, как ветерану боевых действий, ему не предоставлялись. Работая же в сельской школе с --.--.---- г., истец получал от государства меры социальной поддержки по жилищно-коммунальным расходам, как сельский учитель, которые закреплены в ФЗ «Об образовании». Отказ ответчика считает незаконным, поскольку нормативно-правовой акт субъекта Российской Федерации, а именно Постановление Кабинета ФИО2 от --.--.---- г.№-- не может ограничить его права на получение социальной поддержки по иному основанию. Как сельский учитель другой субсидии он не получает, льгот не имеет.

Истец просил отменить решение отделения №-- Государственного казенного учреждения "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" в Высокогорском муниципальном районе №-- от --.--.---- г. об отказе в предоставлении ему меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на отопление и освещение, как сельскому учителю, признать за ним право на получение меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на отопление и освещение, как сельскому учителю, в рамках реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», обязать ответчика назначить ему меру социальной поддержки в виде компенсации по оплате коммунальных услуг, как сельскому учителю, в рамках реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» с --.--.---- г., взыскать 300 рублей в возврат государственной пошлины.

В судебном заседании истец ФИО1 и представитель ФИО7 исковые требования поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить.

Представитель ответчика ФИО5 в судебном заседании, представив возражение на исковое заявление, просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, Кабинета ФИО2 Республики ФИО2 и Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики ФИО2 Р.Д. Асьмаева в судебное заседание не явилась, представила возражение и просила в удовлетворении иска отказать.

Выслушав стороны, изучив представленные доказательства в их совокупности и рассмотрев дело в пределах исковых требований, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).

В судебном заседании установлено, что истец ФИО1 является ветераном боевых действий, принимал участие в боевых действиях в ФИО3 Афганистан в период с --.--.---- г. до --.--.---- г. и в соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона «О ветеранах» на него распространяются права и льготы, установленные п.1 ст.16 ФЗ «О ветеранах», что подтверждается справкой военного комиссара ... ... РТ, военным билетом и удостоверением серии А №-- (л.д. 17, 18).

Согласно справке Отделения Пенсионного фонда России в ... ... РТ, ФИО1 является получателем ежемесячной денежной выплаты с --.--.---- г. бессрочно, как ветеран боевых действий (л.д.21).

На основании поданного ФИО1--.--.---- г. заявления о предоставлении мер социальной поддержки ФИО1 решением №-- от --.--.---- г. была назначена субсидия-льгота, как педагогическому работнику муниципального учреждения образования.

Решением отделения №-- Государственного казенного учреждения "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" в Высокогорском муниципальном районе №-- от --.--.---- г.ФИО1 отказано в предоставлении меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на отопление и освещение, как сельскому учителю.

Ответчик в своем отказе сослался на то, что истец получает меры социальной поддержки по иным основаниям, а именно по ФЗ «О ветеранах», и соответственно не имеет права получать меры социальной поддержки, как педагогический работник муниципальной образовательной организации.

В представленном отзыве ответчика и из пояснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что ФИО1 являлся получателем субсидии-льготы в период с --.--.---- г. по --.--.---- г. на основании постановления Кабинета ФИО2 от --.--.---- г. «192 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), по оплате жилья и коммунальных услуг. --.--.---- г.ФИО1 обратился в отделение РЦМП с заявлением о назначении субсидии-льготы по категории педагогический работник муниципальной образовательной организации. Согласно сведениям Пенсионного фонда, ФИО1 является ветераном боевых действий и получает ежемесячную денежную выплату с --.--.---- г.. На основании ст.15 Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), по оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденным постановлением Кабинета ФИО2 от --.--.---- г.№--, ФИО1 было отказано в назначении субсидии-льготы, поскольку он получает ежемесячную денежную выплату как ветеран боевых действий. На основании решения №-- от --.--.---- г. с --.--.---- г.ФИО1 была назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения в размере 50%, как ветерану боевых действий, в соответствии с ФЗ «О ветеранах. Решением от --.--.---- г. указанная субсидия-льгота была отменена на основании личного заявления ФИО1

Однако, решение ответчика об отказе в назначении ФИО1 мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на отопление и освещение как педагогическому работнику, работающему в сельском населенном пункте, суд считает незаконным по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от --.--.---- г. №5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся, в том числе: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3); военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов; (подпункт 3 пункта 1 статьи 3); военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий (подпункт 4 пункта 1 статьи 3); лица (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий (подпункт 5 пункта 1 статьи 3); лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно.

Статьей 13 Федерального закона "О ветеранах" в подпунктах 1 - 5 пункта 1 предусмотрено, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, предоставление жилых помещений, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.

Статьей 16 Федерального закона "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.

К числу таких мер социальной поддержки относятся льготы по пенсионному обеспечению, предоставляемые ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 данного федерального закона, в соответствии с законодательством, а также право на ежемесячную денежную выплату ветеранам боевых действий, установленное подпунктом 3 пункта 1 статьи 23.1 данного федерального закона.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах», право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

В соответствии с положениями статьи 23.2 названного Федерального закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Как было указано выше, истцу была назначена ежемесячная денежная выплата с --.--.---- г. бессрочно, как ветерану боевых действий, на основании ФЗ «О ветеранах».

Данный факт ответчиком не оспаривался.

--.--.---- г. решением №--ФИО1 была назначена субсидия-льгота, как педагогическому работнику муниципального учреждения образования, которую истец получал вплоть до --.--.---- г..

В силу части 8 статьи 47 Федерального закона от --.--.---- г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1.1 Постановления Кабинета ФИО2 Республики ФИО2 от --.--.---- г.№-- «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), по оплате жилья и коммунальных услуг» следует, что в целях предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Республики ФИО2, Кабинет ФИО2 Республики ФИО2 постановляет установить, что педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики ФИО2, муниципальных образовательных организаций, руководителям указанных образовательных организаций и их заместителям, руководителям структурных подразделений указанных образовательных организаций и их заместителям, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в размере 100 процентов расходов на оплату жилья, отопления, освещения без ограничений пределов социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Республики ФИО2, с учетом нормативов потребления коммунальных услуг. Указанная мера социальной поддержки предоставляется также вышедшим на пенсию гражданам, гражданам, достигшим возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), а также гражданам, которые соответствуют условиям назначения пенсии, предусмотренным федеральными законами "О страховых пенсиях", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", по состоянию на --.--.---- г., но не достигшим возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), из числа указанных работников, которые проживают в сельской местности и проработали в государственных образовательных организациях Республики ФИО2 и муниципальных образовательных организациях, расположенных в сельской местности, не менее 10 лет.

Механизм предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), по оплате жилья и коммунальных услуг определен Порядком предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), по оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденным вышеуказанным постановлением Кабинета ФИО2 Республики ФИО2 от --.--.---- г.№-- «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), по оплате жилья и коммунальных услуг» (далее Порядок).

Согласно пунктам 2,3 Порядка, субсидии-льготы предоставляются отдельным категориям граждан, указанным в пунктах 1, 1.1 Постановления Кабинета ФИО2 Республики ФИО2 от --.--.---- г. N 192 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), по оплате жилья и коммунальных услуг" (далее – заявители).

Определение размера субсидии-льготы осуществляется согласно Положению о порядке и условиях предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в ФИО2, утвержденному Постановлением Кабинета ФИО2 Республики ФИО2 от --.--.---- г.№-- "О предоставлении субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в ФИО2".

В судебном заседании установлено, что ежемесячная денежная выплата истцу назначена в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», а компенсацию на отопление и освещение истец получал на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а именно как учитель, работающий в сельской местности.

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Положения федеральных законов, и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, и (или) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, предусматривающие предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, должны содержать порядок определения общего объема субвенций для осуществления переданных полномочий и показатели (критерии) распределения между субъектами Российской Федерации общего объема указанных субвенций.

Согласно части 3 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и являются источником финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 25 Закона Республики ФИО2 от --.--.---- г.№---ЗРТ «Об образовании», педагогические работники, руководители образовательных организаций и их заместители, руководители структурных подразделений образовательных организаций и их заместители, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики ФИО2, муниципальных образовательных организаций, руководителям указанных образовательных организаций и их заместителям, руководителям структурных подразделений указанных образовательных организаций и их заместителям, определяются Кабинетом ФИО2 Республики ФИО2 и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики ФИО2.

Установлено, что назначенная истцу мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, как ветерану боевых действий, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.

В то же время меры социальной поддержки истцу в виде компенсации за освещение и отопление истцу были назначены на основании ФЗ «Образовании в Российской Федерации», как педагогическому работнику, работающему в сельской местности, и эти меры обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики ФИО2.

На момент отказа ответчиком в назначении мер социальной поддержки ФИО1 получателем иных мер по ФЗ «Об образовании в РФ» не являлся.

Кроме того, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и 68-ЗРТ «Об образовании» не содержат норм, которые указывали бы на то, что педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельском населенном пункте, при наличии права на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору педагогического работника.

Таким образом установлено, что истец ФИО1 вне зависимости от назначения ему ежемесячной денежной выплаты, как ветерану боевых действий, имеет право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации за отопление и освещение, как педагогический работник, проживающий и работающий в сельском населенном пункте, на основании ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и нормативно-правовых актов Республики ФИО2, поскольку указанные меры были назначены в связи с осуществлением истцом трудовых функций и назначение указанных мер не исключают ранее назначенные ему меры социальной поддержки, как ветерану боевых действий.

Ответчик в своем отказе руководствовался пунктом 15 Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), по оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденным постановлением Кабинета ФИО2 от --.--.---- г.№--, согласно которому заявителю, имеющему право на получение мер социальной поддержки одновременно по нескольким основаниям, меры социальной поддержки предоставляются по одному из них по выбору заявителя, если иное не установлено федеральным законодательством и законодательством Республики ФИО2.

Однако, в данном случае суд не может принять во внимание данные доводы, так как указанный Порядок определяет механизм предоставления мер социальной поддержки в виде субсидий-льгот в соответствии с Постановлением Кабинета ФИО2 Республики ФИО2 от --.--.---- г.№-- "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), по оплате жилья и коммунальных услуг", в то время как ежемесячная денежная выплата истцу была назначена на основании ФЗ «О ветеранах», и эта выплата не должна учитываться при назначении мер социальной поддержки на основании Постановления Кабинета ФИО2 Республики ФИО2 от --.--.---- г.№--.

При таких обстоятельствах суд считает решение ответчика об отказе в назначении истцу мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на отопление и освещение, как педагогическому работнику муниципальной образовательной организации, незаконным, а потому исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме с отменой решения и возложением обязанности по назначению мер социальной поддержки.

Поскольку судом удовлетворены исковые требования истца в полном объеме, уплаченная истцом государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, как с проигравшей спор стороны.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 к Государственному казенному учреждению "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" об отмене решения и возложении обязанности по назначению пособия удовлетворить.

Отменить решение отделения №-- Государственного казенного учреждения "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" в Высокогорском муниципальном районе №-- от --.--.---- г. об отказе в предоставлении ФИО1 меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на отопление и освещение, как сельскому учителю.

Признать за ФИО1 право на получение меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на отопление и освещение, как сельскому учителю, в рамках реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Обязать Государственное казенное учреждение "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" назначить ФИО1 меру социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, как сельскому учителю, в рамках реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» с --.--.---- г..

Взыскать с Государственного казенного учреждения "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" в пользу ФИО1 300 рублей в возврат государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики ФИО2 через Ново-Савиновский районный суд ... ... в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Л.М. Нуруллина

Решение03.12.2021