ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-438/20 от 10.03.2020 Нефтеюганского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2- 438/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 марта 2020 года г. Нефтеюганск

Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Кузнецова А.Ю.,

при секретаре Емельяновой Е.В.,

с участием истца ФИО1,

представителя истца ФИО2,

представителя ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нефтеюганске ХМАО – Югры (межрайонное) о признании незаконными действий ответчиков, выразившихся в направлении запроса о стаже работы и заработной платы на неверный адрес и в срок по истечении шести месяцев со дня обращения за назначением пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее ГУ-ОПФ РФ), Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Нефтеюганске ХМАО – Югры (межрайонное) (далее ГУ-УПФ РФ), в котором с учетом уточнения требований просит признать незаконными действия ответчиков, выразившиеся в направлении на неверный адрес и в срок по истечении шести месяцев со дня обращения за назначением пенсии по старости ФИО1 запроса от 02.05.2017 г. за в Агентство социального страхования и пенсии при Правительстве республики Таджикистан в отношении ФИО1 Взыскать с ответчиков в пользу истца судебные расходы в размере 300 рублей.

Требования мотивированы тем, что 16.10.2016 года истец обратился с заявлением в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Нефтеюганску о назначении пенсии по старости, при этом выразил свое желание об оказании содействия в быстрой доставке соответствующих запросов в республику Таджикистан. О чем получил ответ в устной форме о том, что ГУ Пенсионного фонда выполнит все свои обязанности самостоятельно и в его содействии не нуждается.

28.02.2019 года истец обратился с заявлением в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Нефтеюганску с просьбой сообщить - поступал ли ответ из республики Таджикистан на запрос ответчика от 02.05.2017 г. . Если поступал, то выражалась просьба - выдать копию ответа.

Письмом от 12.03.2019 года ответчик сообщил, что необходимую информацию можно получить в ГУ - Управлении Пенсионного фонда РФ по г. Нефтеюганску.

15.04.2019 года ГУ - Управление ПФ РФ в г. Нефтеюганске направило в адрес истца сообщение , в котором указало следующее: «На запрос ГУ - Отделения ПФР по ХМАО-Югре от 02.05.2017 поступила информация из Управления персонифицированного учета Агентства социального страхования и пенсии при Правительстве Республики Таджикистан (исх. от 08/06/2018). В представленной информации нет ссылки на документы, на основании которых она составлена. В связи с этим периоды работы с 09.12.1992 года по 16.01.1995 года, с 16.01.1995 года по 01.09.2008 года не включены Вам в страховой стаж».

Представитель истца - ФИО4 20.05.2019 года обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Нефтеюганске с просьбой выдать копию ответа из Управления Агентства социального страхования и пенсии при Правительстве республики Таджикистан (исх. от 08/06/2018).

Письмом от 24/05/2019 ответчик выслал копию документа.

Согласно ответу от Агентства Социального страхования и пенсии при Правительстве республики Таджикистан от 08.06.2018 за вытекает следующее:

Запрос от 02.05.2017 г. за к ним не поступал,

В запросе от 02.05.2017 г. за был указан неверный адрес, что выяснилось после того, как ФИО1 предоставил им копию запроса.

Ответ устраняет сомнения в определении стажа работы, которые возникли у ответчика при принятии решения о назначении пенсии ФИО1 по старости.

Истец полагает, что действия ответчиков, выразившиеся в недобросовестном исполнении своих должностных обязанностей, оказались неправомерными, поскольку нарушили, в конечном итоге, его конституционное право на получение от государства содержание по старости в виде пенсионных выплат. А именно: 26.01.2017 года ответчиком было окончательно оформлено решение об отказе ФИО1 в назначении пенсии.

02.05.2017 года ответчиком по истечении шестимесячного срока с момента обращения истца за назначением пенсии был направлен запрос в Агентство Социального страхования и пенсии при Правительстве Республики

Таджикистан. Вместе с тем, согласно ст.22 ч.9 Закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" вопрос о назначении пенсии должен быть решен в течение максимум трех месяцев, и этот срок может быть продлен в случае неполучения ответов от государственных органов и органов муниципальных образований еще на три месяца. Более того запрос был направлен на неверный адрес.

31.10.2017 года Нефтеюганский районный суд своим решением полностью отказал ФИО1 в удовлетворении исковых требований относительно признания стажа работы и назначения пенсии по старости.

20.02.2018 года апелляционным определением суда ХМАО-Югры принято решение об удовлетворении требований истца частично. При этом, вероятно, окончательное решение могло быть иным, учитывая сведения, данные Агентством Социального страхования и пенсии при Правительстве республики Таджикистан.

Таким образом, вина ответчика, в не направлении своевременно запроса является умышленной, а в отношении неверного адреса - неосторожной.

Если направляется запрос, то следует четко и понятно указать на какие первичные документы необходимо ссылаться на сведения о стаже или же предоставить копии первичных документов, из которых вытекает стаж работы. Поскольку таковой ссылки в запросе нет, это действие ответчика также является незаконным. Аргументы. Согласно общим принципам и нормам Конституции РФ действия государственных органов по отношению к гражданам должны носить предсказуемый характер. Ответчик же, делая запрос, заведомо идет на обман, который заключается в следующем. Он знает, что в силу отсутствия правовой культуры государственных служащих других городов и государств, получив ответ, можно будет найти то самое основание, по которому следует отказать в назначении пенсии. Таким образом ответчик, делая запрос, сознательно не желает решить вопрос гражданина в его пользу. Получив ответ, он выдвигает новые претензии следующего характера: "А в документах, которые прислал нам Пенсионный фонд, нет ссылки - на основании каких первичных документов вам засчитали стаж?" И такие претензии могут быть бесконечными. То есть, для устранения нарушения неправомерного действия есть необходимость ответчику сейчас сделать новый запрос, в котором указать подробный перечень необходимых ссылок на первичные документы за период с 09.12.1992 г. по 01.09.2008г.

Из возражений ГУ-ОПФ РФ следует, что с требованиями истца не согласны на основании следующего.

Государственным учреждением - Управление ПФР в г. Нефтеюганске ХМАО-Югры был сформирован запрос от 18.04.2017г. на ФИО1, на основании которого Отделением направлен соответствующий запрос от 02.05.2017 в Агентство социального страхования и пенсий при Правительстве Республики Таджикистан.

В запросе Отделения в реквизите «адрес» указано (адрес). Адрес указан в соответствии с письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 24.05.2004г. "О направлении запросов в Республику Таджикистан".

При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган ПФР принимает решения и распоряжения об?

установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии на основании совокупности представленных документов на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения их документов (пункты 22, 23 Правил 884н).

Кроме того, вопрос периодичности направления повторных запросов социально-пенсионного характера в Министерства и Ведомства других стран, в случае неполучения соответствующих право определяющих документов, прежде всего решается территориальным органом ПФР, куда непосредственно обратился гражданин. В рассматриваемом случае, ФИО1 обратился в Управление. Следовательно, при отсутствии ответа на запрос, Управление должно было сформировать повторный запрос об истребовании уточняющих документов.

Согласно действующему законодательству, в частности, положениям части 1 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и пункту 10 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015 (далее по тексту - Правила 1015), при подсчете страхового стажа периоды, предусмотренные статьями 11 и 12 указанного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с пунктом 59 Правил 1015 документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы).

Учитывая необходимость подтверждения периодов трудовой деятельности ФИО1 в нескольких предприятиях, находящихся в различных городах Согдийской области (ранее Ленинабадской) Республики Таджикистан, уточняющие справки, должны быть представлены по 10 периодам трудовой деятельности, различными предприятиями, либо архивными органами соответствующих городов и районов Республики Таджикистан, согласно представленному дубликату трудовой книжки.

Так в качестве документов, подтверждающих трудовой (страховой) стаж и заработок, могут приниматься: справки, оформленные компетентными

учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства бывших республик СССР; документы, содержащиеся в пенсионных (выплатных) делах пенсионеров, на основании которых назначалась и выплачивалась пенсия в период проживания на территории бывшей республики СССР.

Кроме того, для подтверждения юридических фактов, необходимых для установления пенсии, гражданин должен представить документы, предусмотренные Перечнем документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденным приказом Минтруда России от 28.11.2014 №958н. Следовательно, обязанность представления необходимых подтверждающих документов законодательно закреплена за самим гражданином для реализации его пенсионных прав.

Таким образом, учитывая, содержание ответа от 08.06.2018 (перечисление периодов трудовой деятельности в различных предприятиях и городах, без ссылки на первичные документы), представленного Управлением персонифицированного учета Агентства на запрос Отделения от 02.05.2017 даже в случае верного указания адреса Агентства, содержание ответа было бы аналогичным, поскольку отсутствуют обязательные реквизиты в документе (основания выдачи). Следовательно, в качестве подтверждения страхового стажа, ответ от 08.06.2018 , не был принят в качестве документа подтверждающего трудовую деятельность ФИО1, (о чем ФИО1 своевременно проинформирован).

В судебном заседании истец и его представитель уточненные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили суд их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ГУ - ОПФР в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил.

Представитель ответчика ГУ - УПФР ФИО3 в судебном заседании просил в иске отказать, указывая на то, что запрос был направлен по имеющемуся в Таджикистане адресу, в соответствии с письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 24.05.2004г. "О направление запросов в Республику Таджикистан". Из ответа на запрос от 02.05.2017 08.06.2018 не следует, что у истца подтвержден стаж работы в запрашиваемый период, а, следовательно, указанные периоды не подлежат включению в страховой стаж.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 16.10.2016 года истец обратился с заявлением в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г.Нефтеюганску о назначении пенсии по старости, при этом выразил свое желание об оказании содействия в быстрой доставке соответствующих запросов в республику Таджикистан. О чем получил ответ в устной форме о том, что ГУ Пенсионного фонда выполнит все свои обязанности самостоятельно и в его содействии не нуждается.

28.02.2019 года истец обратился с заявлением в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Нефтеюганску с просьбой сообщить - поступал ли ответ из республики Таджикистан на запрос ответчика от 02/05/2017 г. .

Письмом от 12.03.2019 года ответчик сообщил, что необходимую информацию можно получить в ГУ - Управлении Пенсионного фонда РФ по г. Нефтеюганску.

15.04.2019 года ГУ - Управление ПФ РФ в г. Нефтеюганске направило в адрес истца сообщение , в котором было указано на получение ответа на запрос ГУ - Отделения ПФР по ХМАО-Югре от 02.05.2017 из Управления персонифицированного учета Агентства социального страхования и пенсии при Правительстве Республики Таджикистан (исх. от 08.06.2018) и отсутствие в представленной информации ссылки на документы, на основании которых она составлена. В связи с этим периоды работы с 09.12.1992 года по 16.01.1995 года, с 16.01.1995 года по 01.09.2008 года истцу в страховой стаж не включены.

Также из указанного ответа следует, что запрос от 02.05.2017 в Агентство социального страхования и пенсии при Правительстве Республики Таджикистан, поскольку в запросе указан неверный адрес, местоположение Агентства (адрес), индекс 734033.

Решением Нефтеюганского районного суда от 31.10.2017 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 относительно признания стажа работы и назначения пенсии по старости было отказано.

20.02.2018 года апелляционным определением суда ХМАО-Югры решение Нефтеюганского районного суда от 31.10.2017 года отменено, по делу принято решение об удовлетворении требований истца частично. За ФИО1 признано наличие стажа, дающего право на назначение пенсии по старости, за исключением периодов работы с 09.12.1992 года по 16.01.1995 года, с 16.01.1995 года по 01.09.2008 года.

В соответствии с ч.1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе (ч.ч.3,4 ст.22 ФЗ №400-ФЗ).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (ч.ч.7,8,9 ст.21 ФЗ №400-ФЗ).

Заявление о назначении страховой пенсии, заявление о переводе на страховую пенсию или заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой рассматривается не позднее чем через 10 рабочих дней со дня приема этого заявления органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе с учетом положений части 8 статьи 21 настоящего Федерального закона, либо со дня представления дополнительно документов в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.

В случае проведения проверки документов, необходимых для установления страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.

В случае отказа в удовлетворении заявления о назначении страховой пенсии, заявления о переводе на страховую пенсию или заявления о переводе с одного вида страховой пенсии на другой орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять рабочих дней после дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвращает все представленные им документы (ч.ч.7,8,9 ст.22 ФЗ №400-ФЗ).

В соответствии с п.п.22,23 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 884н, при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:

а) дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов;

б) проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица;

в) запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе;

г) приостанавливает срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации для установления пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, необходимых для установления пенсии;

д) принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения;

е) принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации;

ж) возвращает заявителю подлинники представленных им документов;

з) приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях.

Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно положениям ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и п. 10 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015, при подсчете страхового стажа периоды, предусмотренные статьями 11 и 12 указанного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 59 Правил 1015 документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы).

Доводы стороны истца о том, что ответчиками запрос в подтверждение страхового стажа в Республику Таджикистан был направлен на неверный адрес судом в о внимание не принимаются, так как в соответствии с письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 24.05.2004г. "О направлении запросов в Республику Таджикистан" запросы, касающиеся направления пенсионных дел, подтверждения льготных условий работы и др., в случае отсутствия адреса соответствующего отдела социальной защиты направлять в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан по адресу: (адрес), что и было сделано ГУ- ОПФ РФ.

Судом установлено, что запрос ГУ - ОПФ РФ направило в Республику Таджикистан 02.05.2017 года по истечении шестимесячного срока с момента обращения истца за назначением пенсии.

Вместе с тем, полученный из Агентства социального страхования и пенсии при Правительстве Республики Таджикистан ответ исх. от 08.06.2018 не подтверждает страховой стаж истца за периоды работы с 09.12.1992 года по 16.01.1995 года, с 16.01.1995 года по 01.09.2008 года, так как отсутствуют необходимые для этого документы, указанные выше по тексту.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что нарушение сроков направления запроса в Республику Таджикистан не нарушает прав истца. К этому следует добавить, что повторно направленный ГУ - УПФ РФ запрос в Агентство социального страхования и пенсии при Правительстве Республики Таджикистан от 27.09.2019 года, последним до настоящего времени оставлен без ответа

В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Поскольку истцу в удовлетворении требований отказано, понесённые им расходы по уплате государственной пошлины не подлежат возмещению ответчиком.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать за их необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с подачей апелляционной жалобы через Нефтеюганский районный суд.

Судья: подпись