ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-438/2022 от 27.04.2022 Северобайкальского городского суда (Республика Бурятия)

Дело №2-438/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казаковой Е.Н., при секретаре помощнике судьи Звонаревой Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ООО «Регистр. Кичера» о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с иском к ООО «Регистр. Кичера» о защите прав потребителей, в котором просила взыскать с ответчика сумму неосновательного обогащения в размере сумма денежную компенсацию морального вреда в размере сумма., пени в размере сумма., указывая, что ответчик ненадлежащим образом оказывает услугу по отоплению.

Требования мотивированы тем, она является собственником жилого помещения по адресу: . Ответчик в течение длительного времени оказывал услуги по отоплению ненадлежащего качества. Никакие меры для изменения ситуации и предоставления услуги надлежащего качестве ответчик не предпринимал. Ненадлежащее исполнение обязанностей имело место ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что ответчик должен ей выплатить неосновательное обогащение, которое возникло вследствие сбережения денежных средств, оплаченных ею за услугу отопление, просила взыскать неустойку, а также денежную компенсацию морального вреда в размере сумма

В судебном заседании истица ФИО2 иск поддержала, суду пояснила, что является сособственником жилого помещения по адресу: . Ей принадлежит доли квартиры. В указанной квартире она проживает с матерью ДГН и братом ДНВ

ООО «Регситр. Кичера» является ресурсоснабжающей организацией по предоставлению услуги отопление и горячее водоснабжение. С 2019 г. ответчик надлежащим образом не оказывает услугу по отоплению. В результате чего она и члены семьи испытывают страдания из-за того, что вынуждены жить в некомфортных условиях, в квартире, в которой температура воздуха низкая. В зимнее время года они одевают в квартире теплые вещи, ходят в обуви, спят в одежде. В отопительный сезон 2019-2020 г.г. было очень холодно. Она неоднократно обращалась в администрацию поселения, чтобы они приняли меры к ООО «Регистр. Кичера», постоянно звонила по телефону в ООО «Регистр. Кичера», чтобы приняли меры. Считает, что низкие температуры в квартире только по причине того, что котельная в недостаточном количестве предоставляет тепло, отсутствует давление в трубопроводе, поэтому вода не циркулирует по системе отопления. Поскольку никакие меры не принимались, жители дома приобрели и установили в подвале дома насос, который стал циркулировать и подавать давление воды в системе отопления. Отопительные сезоны 2020-2021 г.г., 2021-2022 г.г. прошел более или менее нормально, однако давления в системе отопления так и не было.

Оплату за коммунальные услуги производит ее мать ДГН Однако она с матерью имеет единый бюджет.

Представитель истца ФИО3 иск поддержал, суду пояснил, что в 2019 г. было установлено несоответствие температуры воздуха в квартире истца, поэтому до устранения причин неисправности работы системы отопления, истец имеет право на получение с ответчика неосновательного обогащения. При этом считает, что фиксации низкой температуры в 2019 г. достаточно для удовлетворения требований истица в данной части. Просит на сумму неосновательного обогащения взыскать неустойку.

Моральный вред выразился в том, что истица длительное время испытывала страдания из-за отсутствия нормальной температуры в квартире, вынуждена была носить теплую одежду. Со стороны ответчика никакие меры для изменения ситуации не принимались.

Представитель ООО «Регистр. Кичера» по доверенности ФИО4 иск не признала, суду пояснила, что истцом не предоставлено доказательств причинения ей неосновательного обогащения. За весь период, указанный в иске, истица в ресурсоснабжающую организацию с заявлением о низкой температуре воздуха в квартире не обращалась. Акты составлены со стороны администрации поселения, в них отражено только то, что в квартире низкие температуры, однако температура подачи отопления на вводе дома нормальная. Считает, что собственники многоквартирного жилого дома не принимали меры для подготовки жилого дома к отопительному сезону, не промывали систему отопления. В результате зашлакованности трубопроводов, вода плохо циркулирует и соответственно, в квартире могли быть низкие температуры.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что истица ФИО1 является сособственником жилого помещения по адресу: 11. Истцу принадлежит доли квартиры.

В указанной квартире она проживает с матерью ДГН и братом ДНВ

Услуги отопления и горячего водоснабжения предоставляются ресурсоснабжающей организацией ООО «Регистр. Кичера».

ООО «Регистр. Кичера» утвержден температурный график, в котором указаны допустимые величины температуры теплоносителя подачи и обратки при предоставлении коммунальной услуги отопления жителям .

Жилой дом находится по адресу: , находится в непосредственном управлении собственников дома.

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ проверки температурного режима системы отопления МКД по адресу: , установлено, что температура наружного воздуха -3; температура теплоносителя на вводе в дом подача: 32 градуса, обратки 26 градусов,

Согласно графику температурного режима, объем теплоносителя, температура подача и обратки не соответствуют нормативу, который должен составлять подачи 55 градусов и обратка 45 градусов.

Согласно акту проверки температурного режима от ДД.ММ.ГГГГ системы отопления МКД по адресу: , установлено, что температура наружного воздуха -5; температура теплоносителя на вводе в дом подача: 38.99 градусов, обратки 37.5 градусов.

Судом исследован акт проверки температурного режима от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которым температура на вводе в жилой дом подача 76.47 градусов, обратка 48.44 градусов; Акт от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому температура на вводе в жилой дом подача 70.73 градусов, обратка 55.19 градусов, что на тот момент соответствовало температурному графику, утвержденному ООО «Регистр. Кчера».

Согласно акту проверки температурного режима от ДД.ММ.ГГГГ системы отопления МКД по адресу: , установлено, что температура наружного воздуха -17; произведены замеры температуры воздуха в – 19 градусов.

Температура подачи и обратки, в комнатах и кухне, соответственно: 70, 65, 63, 52 и 58, 43, 41, 39 градусов. Температура теплоносителя не замерялась.

Согласно акту проверки органом госконтроля Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора от ДД.ММ.ГГГГ, произведены замеры температуры теплоносителя на вводе в дом, - 65.6 градусов, сделан вывод, что результаты замеров параметров качества теплоснабжения в жилом помещении в , 20.9 градусов, что соответствует требованиям Правил предоставления коммунальных услуг.

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" ( далее Закон о защите прав потребителей )регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

В силу ст. 4 Закона о защите прав потребителей продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

Из положений ст. 28 Закона о защите прав потребителей следует, что если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) - сроки начала и (или) окончания выполнения работы (оказания услуги) и (или) промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги) или во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе, в том числе потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги);

В соответствии с п. 1 ст. 29 Закона о защите прав потребителей потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать, в том числе безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Статьей 30 Закона о защите прав потребителей определено, что недостатки работы (услуги) должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем.

Согласно п. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Статьей 157 ЖК РФ определен размер платы за коммунальные услуги.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее по тексту Правила), регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

В силу п. 98 указанных Правил требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам, а для случаев, предусмотренных пунктом 148(53) настоящих Правил, условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в жилом помещении за расчетный период в ценовых зонах теплоснабжения ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 3.

Согласно пункту 101 раздела IX Правил N 354 при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к настоящим Правилам.

Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.

Согласно п. 150 приведенных Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Пунктом 103 указанных правил предусмотрено, что если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая в соответствии с договором, содержащим положение о предоставлении коммунальных услуг, не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, то такая организация производит изменение размера платы за коммунальную услугу в том числе, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных инженерно-технического обеспечения.

В указанном случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальных услуг, превышающие их установленную продолжительность, возникли во внутридомовых инженерных системах, то изменение размера платы за коммунальную услугу не производится, а потребители вправе требовать возмещения причиненных им убытков, в том числе вызванных внесением платы за непредоставленную коммунальную услугу или коммунальную услугу ненадлежащего качества с лиц, привлеченных собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов (домовладений) для обслуживания внутридомовых инженерных систем.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354, в случае не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (п. 105).

Сообщение о непредоставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальной услуги или предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества, который подписывается потребителем и исполнителем.

Согласно п. 110 (1) указанных выше Правил, в случае непроведения исполнителем проверки в срок, установленный в пункте 108 настоящих Правил, а также в случае невозможности уведомить его о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя. В таком случае указанный акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом.

Анализ указанных нормативных актов свидетельствует, что в случае предоставления услуги, в том числе по отоплению, ненадлежащего качества, исполнитель услуги обязан произвести перерасчет платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложениями к Правилам. Перерасчет осуществляется при подтверждении непредоставления услуг на вводе в многоквартирный жилой дом. Если же ресурсоснабжающая организация, которая в соответствии с договором, не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, то убытки подлежат возмещению лицом, который осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных сетей.

Для перерасчета платы необходимо обращение с заявкой о проверке качестве предоставленной услуги, с составлением акта о непредоставлении коммунальной услуги или предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества.

Вместе с тем, судом установлено, что ФИО2, начиная ДД.ММ.ГГГГ с заявлением в ресурсонабжающую организацию о предоставлении ей ненадлежащего качества коммунальной слуги по отоплению не обращалась. Акты о непредоставлении коммунальной услуги или предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества ООО «Регистр. Кичера» не составлялись.

Указанное подтверждается тем, что в журналах учета входящих документов, заявления от Дымура не поступали, что и не отрицалось истцом в судебном заседании.

Истец ссылается в обоснование своих доводов на то, что ответчик получил обогащение в связи с получением от ФИО2 денежных средств в счет оплаты за отопление, неосновательно.

Из положений п.1 ст. 1102 ГК РФ следует, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Вместе с тем, указанные положения ст. 1102 ГК РФ не подлежат применению к настоящим правоотношениям. Оснований для взыскания с ответчика неосновательного обогащения суд не усматривает, поскольку в соответствии с Правилами, истец имела бы право требования перерасчета платы за некачественное предоставление услуг.

Соответственно, отсутствуют и основания для взыскания неустойки, рассчитанной истцом в соответствии с Законом о защите прав потребителей, на сумму неосновательного обогащения.

В данном случае суд приходит к выводу о ненадлежащем способе защиты нарушенного права.

По требованиям о взыскании денежной компенсации морального вреда.

Согласно ст. 15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Несмотря на то, что суд не усмотрел оснований для взыскания в пользу истицы суммы неосновательного обогащения, считает, что требования о взыскании в пользу ФИО2 денежной компенсации морального вреда за предоставление услуги ненадлежащего качестве в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд признает обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.

Факт ненадлежащего оказания услуг по предоставлению услуги отопления подтверждается актами от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, которые были составлены представителем администрации МО ГП «поселок Кичера» в лице главы администрации ГНД, инспектором по муниципальному жилищному контролю ПРА, контролером ООО «Регистр. Кичера» НАИ, в которых установлено предоставление услуги ненадлежащего качества в связи с низкими показателями температурного режима в теплоносителе на вводе в многоквартирный дом.

По фактам низкой температуры ФИО2 обращалась в администрацию поселения также ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ При этом, ДД.ММ.ГГГГ температура на теплоносителя при подаче не соответствовала температурному графику. Согласно температурному графику, утвержденному ООО «Регистр. Кичера», при температуре наружного воздуха -25 градусов, температура на вводе в дом должна быть 79 градусов, на обратке 60.3 градуса, в то время как было установлено на вводе 69.37 градусов, на обратке 48.19 градусов.

Судом исследованы документы, из которых следует, что в течение отопительного сезона 2019-2020 г.г. жители многоквартирных домов постоянно жаловались на низкие температуры в квартирах. В связи с чем, проводилась проверка соответствия качества предоставляемых услуг ООО «Регистр. Кичера» со стороны Республиканской службы жилищного надзора, имелись обращения главы поселения на имя главы администрации МО ГП «Северо-Байкальский район» о том, что в жилом жители многоквартирного дома замерзают, т.к. температура теплоносителя на вводе в дом не превышает 25 градусов от ДД.ММ.ГГГГ

Из указанного следует, что в отопительный сезон 2019-2020 г.г., начиная с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, когда было установлено, что температура на вводе в жилом дом соответствовала температурному режиму, истица испытывала нравственные страдания из-за некачественного предоставления коммунальных услуг в виде отопления, низкой температуры в квартире, необходимости в квартире одевать теплую одежду, обувь.

Судом допрошен свидетель ДГН, которая показала, что квартире в отопительный сезон было очень холодно, приходилось одевать теплую одежду, обувь, спать в одежде. Ситуация изменилась после установления в подвале дома насоса, в отопительный сезон 2020-2021 г.г.

Таким образом, с учетом изложенного, суд считает возможным взыскать в пользу истицы в с учетом степени нравственных страданий 7000 руб. При этом судом принимается во внимание, что некачественное предоставление услуг имело продолжительный период времени, ответчик не принимал никаких реальный действий для изменения ситуации, низкие температуры были в зимний период времени в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Для изменения работы отопительной системы жители многоквартирного жилого дома установили циркуляционный насос, что не отрицалось представителем ответчика ФИО4 Указанное свидетельствует, что сами жители и собственники квартир принимали меры для увеличения температуры воздуха в своих квартирах.

Доводы представителя ответчика ФИО4 о том, что низкие температуры воздуха в квартирах стали возможны только из –за отсутствия надлежащей подготовки многоквартирного дома к отопительному сезону, в частности из-за невыполнения работы по промывке внутридомовой системы отопления, суд признает не состоятельными, т.к. установление нарушения температурного режима было выявлено на вводе в дом, за что несет ответственность ООО «Регистр. Кичера» как ресурсоснабжающая организация.

В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлину в госдоход в размере сумма

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к ООО «Регистр. Кичера» о защите прав потребителей, удовлетворить частично.

Взыскать с ООО «Регистр. Кичера» в пользу ФИО1 денежную компенсацию морального вреда в размере сумма

В удовлетворении остальных требований отказать.

Взыскать с ООО «Регистр. Кичера» госпошлину в доход МО «город Северобайкальск» в размере сумма

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 29.04.2022 г.

Судья Е.Н. Казакова

УИД 04RS00-38