Дело № 2-4391/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 октября 2018 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Паршуковой Н.В.,
при секретаре Костроминой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ГБУ КО «Школа-интернат № 7» в интересах несовершеннолетнего <данные изъяты> к Министерству социальной политики Калининградской области, третье лицо Управление по социальным вопросам администрации Гурьевского городского округа о признании незаконным уведомления об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области, о понуждении включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области,
У С Т А Н О В И Л:
ГБУ КО «Школа-интернат № 7» в интересах <данные изъяты>. обратилось в суд с названными выше исковыми требованиями, указав, что несовершеннолетний <данные изъяты> года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, находится на полном государственном обеспечении в ГБУ КО «Школа-интернат №». Мать <данные изъяты> умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец <данные изъяты>. отказался забрать ребенка из интерната. На основании постановлении администрации муниципального образования «Черняховский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ№ «О сохранении (закреплении) права пользования жилым помещениям за несовершеннолетним <данные изъяты> за ним сохранено право пользования муниципальным жилым помещением по адресу: <данные изъяты> общей площадью 53,5 кв.м. Согласно поквартирной карточке в квартире зарегистрировано 8 человек, на одного человека приходится 6,68 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ в интересах несовершеннолетнего <данные изъяты> ГБУ КО «Школа-интернат №» обратилось с заявлением о включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области, приложив к своему заявлению все необходимые документы. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком вынесено уведомление об отказе во включении несовершеннолетнего в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области. С такой позицией ответчика истец не согласен. Указывает, что мать <данные изъяты> – <данные изъяты> умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец несовершеннолетнего на момент ее смерти <данные изъяты>. отбывал наказание в ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области. Поскольку отец ребенка представил объяснение, в котором написал, что не намерен забирать <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ года рождения, то он имеет право на включение его в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес>. В связи с этим просит признать незаконным отказ Министерства социальной политики Калининградской области во включении <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области, признать за <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области и обязать ответчика включить <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, настаивая на их удовлетворении.
<данные изъяты> в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель Министерства социальной политики Калининградской области – ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась, указав, что ФИО3 на момент подачи заявления о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области не обладал таким статусом, поскольку не было представлено решение о лишении родительских прав его отца, акт об оставлении ребенка в организации данным документом не является.
Представитель третьего лица - Управления по социальным вопросам администрации Гурьевского городского округа, будучи извещенным о месте и времени рассмотрении дела, в судебное заседание не явился.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и дав им оценку в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ), суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ ГБУ КО «Школа-интернат №» в интересах несовершеннолетнего <данные изъяты>. обратилось с заявлением о включении его в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области.
При обращении были приложены следующие документы: доверенность, паспорт гражданина РФ, справка, ЕГРН, свидетельство о рождении, выписка из журнала первичного учета, акт об оставлении ребенка, свидетельство о смерти, направление, приказ, справка, паспорт гражданина РФ, поквартирная карточка, постановление (л.д. 25-26).
Однако уведомлением Министерства социальной политики Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе во включении несовершеннолетнего в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес> ГБУ КО «Школа-интернат №» было отказано в связи с непредставлением документов подтверждающих утрату родительского попечения со стороны отца ребенка.
Не согласившись с такой позицией ответчика, истец обратился в суд с настоящими исковыми требованиями, при этом доводы последнего, суд находит заслуживающими внимания.
Так, ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет, что к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (подп. 14.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Частью 4 ст. 8 Закона Калининградской области от 28 декабря 2005 года № 714 «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что порядок предоставления жилых помещений определяется Правительством Калининградской области.
В соответствии с Законом Калининградской области от 26 декабря 2012 года № 191 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Калининградской области в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда Калининградской области.
Ст. 6 Закона Калининградской области от 03 июля 2007 года № 151 «О специализированном жилищном фонде Калининградской области» предусматривает, что орган исполнительной власти Калининградской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения ведет учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях в домах системы социального обслуживания населения, жилых помещениях для социальной защиты отдельных категорий граждан специализированного жилищного фонда Калининградской области; формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящим законом.
В соответствии со ст. 43-3 Закона Калининградской области от 03 июля 2007 года № 151 «О специализированном жилищном фонде Калининградской области» в соответствии с законодательством право на однократное обеспечение благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области по договорам найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным по обстоятельствам, установленным статьей 43-5 настоящего Закона. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанные в пункте 1 настоящей статьи, включаются в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области органом исполнительной власти Калининградской области, уполномоченным в сфере социальной защиты населения.
Согласно ст. 43-5 указанного закона проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным в том числе если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Приказом Министерства социальной политики Калининградской области от 03 апреля 2017 года № 166 «Об утверждении Административного регламента Министерства социальной политики Калининградской области предоставления государственной услуги по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области» утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области, согласно приложению
Согласно п. 30 данного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень документов, предоставляемых заявителем лично.
В силу подп. 4 п. 30 данного регламента заявитель предоставляет документы, подтверждающие утрату гражданином в несовершеннолетнем возрасте родительского попечения: акт об оставлении ребенка, заявление родителей (матери ребенка) о согласии на его усыновление, решение суда о лишении родителей (родителя) родительских прав либо об ограничении родителей (родителя) в родительских правах в отношении гражданина, свидетельство (свидетельства) о смерти родителя (родителей), решение суда о признании родителей (родителя) безвестно отсутствующими (отсутствующим), решение суда о признании родителей (родителя) недееспособными (недееспособным), справка органа записи актов гражданского состояния, подтверждающая, что сведения об отце внесены в запись акта о рождении ребенка по заявлению матери ребенка, и иные документы, подтверждающие случаи признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Как усматривается из материалов дела при обращении ГБУ КО «Школа-интернат №» ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о включении <данные изъяты> в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес> был представлен акт об оставлении ребенка в организации ГБУ КО «Школа-интернат №» от ДД.ММ.ГГГГ № б/н.
Из содержания данного акта следует, что мать ребенка <данные изъяты> умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец отбывал наказание в местах лишения свободы, ребенка не посещал, по выходу из мест лишения свободы в организацию не обращался, отказался забрать ребенка, что подтверждается объяснительной <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
Соответственно, ГБУ КО «Школа-интернат №» были соблюдены вышеприведенные требования действующего законодательства в части представления документа, подтверждающего утрату гражданином в несовершеннолетнем возрасте родительского попечения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования ГБУ КО «Школа-интернат №» о признании незаконным отказа Министерства социальной политики Калининградской области во включении <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании также установлено, что постановлением главы администрации муниципального образования «Черняховский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ№ несовершеннолетний <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был направлен под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей под надзор в ГБУ КО «Школа-интернат №».
На основании постановлении администрации муниципального образования «Черняховский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ№ «О сохранении (закреплении) права пользования жилым помещениям за несовершеннолетним <данные изъяты> за ним сохранено право пользования муниципальным жилым помещением по адресу: <данные изъяты>
Согласно поквартирной карточке в квартире зарегистрировано 8 человек, на одного человека приходится 6,68 кв.м, что менее учетной нормы площади жилого помещения. Указанное обстоятельство подтверждается представленной поквартирной картой на данное жилое помещение (л.д. 18).
Основанием для помещения <данные изъяты> в государственное учреждение на полное государственное обеспечение послужило то обстоятельство, что его мать – <данные изъяты> умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец – <данные изъяты> отбывал наказание в ФКУ ИК-13 УФСИН России по <адрес>.
Указанные обстоятельства подтверждаются, свидетельством о <данные изъяты>., постановлением главы администрации муниципального образования «Черняховский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ№, свидетельством о смерти <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, направлением на помещение под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением администрации муниципального образования «Черняховский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ№ «О сохранении (закреплении) права пользования жилым помещениям за несовершеннолетним <данные изъяты>
Кроме того, судом установлено, что решением Московского районного суда г. Калининграда от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> лишен родительских прав в отношении <данные изъяты>
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что совокупностью собранных по делу доказательств достоверно подтверждено, что <данные изъяты> в возрасте 17 лет остался без попечения родителей, в связи с чем, последний соответствует статусу лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определенному в ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и признает исковые требования ГБУ КО «Школа-интернат №» в интересах несовершеннолетнего <данные изъяты> к Министерству социальной политики Калининградской области о признании за <данные изъяты> права на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области и понуждении включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда Калининградской области законными и обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ГБУ КО «Школа-интернат №» в интересах несовершеннолетнего <данные изъяты> к Министерству социальной политики Калининградской области, третье лицо Управление по социальным вопросам администрации Гурьевского городского округа о признании незаконным уведомления об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области, о понуждении включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области - удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства социальной политики Калининградской области во включении <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области.
Признать за <данные изъяты> года рождения, право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области.
Обязать Министерство социальной политики Калининградской области включить <данные изъяты> года рождения, в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 06 ноября 2018 года.
Судья: Н.В. Паршукова