ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4391/2023 от 20.11.2023 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ года г. Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Тимофеевой А.М., при секретаре Устиновой Т.А.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Кировского районного суда г Иркутска – ФИО5, действующая на основании поручения,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>ФИО2<адрес>, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Киренскстройресурс» о взыскании ущерба (вреда), причиненного объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания,

УСТАНОВИЛ:

<адрес>ФИО2<адрес> обратился в Кировский районный суд <адрес>, в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с исковым заявлением к ООО «Киренскстройресурс» о взыскании ущерба (вреда), причиненного объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания, указав, что прокуратурой <адрес> в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды и объектов животного мира проанализирована хозяйственная деятельность по заготовке древесины, осуществленная лесопользователями в 2022 году на арендуемых ими по договорам аренды лесных участках на всей территории охотничьих угодий <адрес>ФИО2<адрес>.

В ходе проверки установлено, что ООО «ВЛК лесные причалы» в соответствии с договором аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ является арендатором лесного участка, площадью 68910 га, имеющего местоположение: ФИО2<адрес>, Киренское лесничество (ранее - ФГУ «Киренский лесхоз») Киренское участковое лесничество, «Нижне - Тунгусская дача» (ранее - Нижнее - Тунгусское лесничество), эксплуатационные леса: кварталы №, 340-349, 380-389, 415-432, 449-462, 484-493, 513-523, 545-551, 573-579, 581, 582.

На основании соглашения о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ по указанному договору аренды ООО «ВЛК лесные причалы» переданы новому арендатору ООО «Киренстройресурс».

Согласно выписке, из ЕГРЮЛ ООО «Киренскстройресурс» является юридическим лицом, дополнительным видом деятельности которого являются лесозаготовки.

Заготовка древесины по договору аренды с ДД.ММ.ГГГГ ООО «Киренсктройресурс» велась в соответствии с проектом освоения лесов, получившим положительные заключения государственной экспертизы.

Территория, в пределах которой осуществляется заготовка древесины ООО «Киренсктройресурс» является охотничьими угодьями, средой обитания охотничьих ресурсов - животного мира.

По требованию прокуратуры района службой по охране и использованию объектов животного мира ФИО2<адрес> выполнен расчет ущерба (вреда) (далее по тексту - Расчет), причиненный ООО «Древесное сырье» в 2022 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины по договору аренды лесного участка.

Территория, в пределах которой арендатором лесного участка осуществлялась заготовка древесины, является общедоступными охотничьими угодьями, а также закрепленные за охотпользователями средой обитания охотничьих ресурсов - животного мира.

Числовые и видовые показатели плотности населения объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты на территории охотничьих угодий <адрес>, используемые в Расчете, применены на основании отчета службы по охране и использованию объектов животного мира ФИО2<адрес> по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета численности охотничьих животных в <адрес>ФИО2<адрес>. Данные, отраженные в отчете, являются официальной информацией о видовом составе и плотности объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты на территории охотничьих угодий <адрес>ФИО2<адрес>.

Установление общей численности объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам на всей территории охотничьих угодий <адрес> обусловлено тем, что учетные работы ведутся по определенным маршрутам, которые заведомо проходят в удалении от территорий антропогенного воздействия. Как правило, данные маршруты располагаются в местах с оптимальными кормовыми и защитными условиями обитания, с наибольшей плотностью населения объектов животного мира.

Хозяйственная деятельность, связанная с рубками лесных насаждений, заставляет диких животных мигрировать с подверженных рубкам территорий. Таким образом, прослеживается тенденция увеличения (сохранения стабильного числа показателей) средней плотности населения охотничьих ресурсов в местах, где антропогенная нагрузка минимальна и существуют оптимальные кормовые и защитные условия обитания.

При рубках леса среда обитания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты (охотничьи ресурсы), со временем восстанавливается. Дикие животные, покинувшие данные участки вследствие антропогенного воздействия на них, постепенно возвращаются в привычные места обитания.

Поэтому в данном случае (рубки лесных насаждений) период воздействия (лаг времени) для зоны прямого воздействия принят периоду от 1 до 30 лет в зависимости от вида дикого животного и периода, воздействия, в течении которого осуществлялось непосредственное воздействие фактора беспокойства - работы бензопил, автотранспорта и другой техники в целях спиливания деревьев и их трелевки до места складирования и вывозки.

Из отчета по использованию лесов за 2022 год, представленному ООО «Киренсктройресурс» в территориальное управление министерства лесного комплекса области по Киренскому лесничеству следует, что продолжительность негативного воздействия фактора беспокойства - период рубки лесных насаждений (лаг времени) на охотничьи ресурсы составляет 1 год.

При произведенном расчете период воздействия в зонах косвенного воздействия (сильного, среднего и слабого) принят равным времени, в течение которого осуществлялось непосредственное воздействие фактора беспокойства - работы бензопил, автотранспорта и другой техники в целях спиливания деревьев и их трелевки до места складирования и вывозки.

В соответствии с Методикой для каждой зоны воздействия вводится соответствующий перечетный коэффициент, в том числе:

1 - пересчетный коэффициент для зоны необратимого

воздействия;

0,75 - пересчетный коэффициент для зоны сильного воздействия;

0,5 - пересчетный коэффициент для зоны среднего воздействия;

0,25 - пересчетный коэффициент для зоны слабого воздействия.

Расчет выполнен по всем четырем зонам воздействия.

Площадь зоны необратимого воздействия (полностью уничтоженной среды обитания охотничьих ресурсов) принята равной площади вырубленных лесных насаждений - 24,5 га.

С учетом особенностей воздействия на охотничьи ресурсы (сплошная рубка лесных насаждений) общий радиус зон косвенного воздействия принят равным 1 км. (от границы необратимого воздействия), т.е. по 0,333 км. для каждой из 3 зон косвенного воздействия, которые будут равны:

для зоны сильного воздействия - 224,597 Га;

для зоны среднего воздействия - 294,235 Га;

для зоны слабого воздействия - 363,873 Г а.

Расчеты вреда, причиненного охотничьим ресурсам и среде их обитания ООО «Киренсктройресурс» в результате рубки лесных насаждений по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> в 2022 году приведены в таблицах 1- 5, приложенных к расчету службы по охране и использованию объектов животного мира ФИО2<адрес>.

При определении периода воздействия (лаг времени), используемых в Расчете, учитывался не только период непосредственного влияния антропогенных факторов на охотничьи ресурсы, но и время, в течение которого происходит восстановление среды их обитания.

Поскольку различные виды диких животных в силу биологических особенностей по-разному реагируют на изменения среды их обитания, особенности восстанавливаемой кормовой базы и защитные функции лесных насаждений для каждого вида существует свой временной промежуток (лаг времени) возврата в восстанавливаемую среду обитания.

Поэтому в данном случае (рубки леса) период воздействия (лаг времени) для зоны прямого воздействия принят период от 1 до 30 лет в зависимости от вида животного и периода воздействия, в течение которого осуществлялось непосредственное воздействие фактора беспокойства - работы бензопил, автотранспорта и другой техники в целях спиливания деревьев и их трелевки до места складирования и вывозки.

Период рубки (лаг времени) на объекты животного мира (охотничьи ресурсы) составляет 1 год.

Так как при рубках лесных насаждений со временем происходит восстановление среды обитания охотничьих ресурсов. Расчет выполнен только по одной зоне с применением пересчетного коэффициента 0,75 по территории сильного воздействия.

Размер ущерба, причиненный на лесном участке, предоставленном по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ объектам животного мира и среде их обитания в результате вырубки лесных насаждений (уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов и воздействия фактора беспокойства) в 2022 году составил 188753 рублей (сто восемьдесят восемь тысяч семьсот пятьдесят три рубля).

Учитывая, что ответчик по вопросу компенсации причиненного ущерба (вреда) объектам животного мира (охотничьим ресурсам) самостоятельно в службу по охране и использованию объектов животного мира ФИО2<адрес> не обращался, прокурор, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обращается с указанным заявлением в суд о взыскании с ответчика ущерба, причиненного окружающей среде - животному миру и среде его обитания.

Со ссылками на 22, 56 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О животном мире», ст. 58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», просит суд взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Киренсктройресурс» пользу муниципального образования «<адрес>» в счет возмещения ущерба (вреда), причиненного в 2022 году, объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитая результате хозяйственной деятельности по заготовке древесин границах лесных участков по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, сумму в размере 188 753 руб.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Кировского районного суда г Иркутска – ФИО5, действующая на основании поручения, заявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить по доводам, и правовым основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании ответчик ООО «Киренскстройресурс», извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела в соответствии со ст.ст. 113, 119 ГПК РФ надлежащим образом, отсутствует, об уважительности причин неявки суд в известность не поставил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.

Судебная корреспонденция была получена ООО «Киренскстройресурс» в электронном виде ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается уведомлением о вручении заказного почтового отправления с почтовым идентификатором

Пунктом 3 ст. 10 ГК РФ закрепляется презумпция добросовестности участников гражданско-правовых отношений, осуществляя тем самым защиту гражданских прав, не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

С учетом указанных обстоятельств, в целях своевременного рассмотрения дела, недопущении волокиты при рассмотрении дела, соблюдения процессуальных сроков рассмотрения дела, необходимости соблюдения прав других участников процесса, запрета в злоупотреблении предоставленными правами, суд рассматривает дело в отсутствие ответчика ООО «Киренскстройресурс» в порядке заочного судопроизводства в соответствии с п.1 ст.233 ГПК РФ.

В судебном заседании третьи лица Служба по охране и использованию объектов животного мира ФИО2<адрес>, Администрация муниципального образования <адрес> отсутствуют, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке, причины неявки суду не представили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.

Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со ст. ст. 42, 58 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

При рассмотрении дела судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Территориальным управлением Агентства лесного хозяйства ФИО2<адрес> по Киренскому лесничеству (Арендодатель) и ООО «ВЛК лесные причалы» (Арендатор) заключен договор аренды лесного участка , по условиям которого Арендодатель, действующий в соответствии со статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», Порядком приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденным приказом МИР России от ДД.ММ.ГГГГ, обязуется предоставить, а Арендатор обязуется принять во временное возмездное пользование лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, определенный в пункте 1.2. настоящего Договора (п. 1.1 Договора)

В соответствии с п. 1.2 Договора, Лесной участок расположен в границах, определенных планом лесного участка, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 677-2008-12, площадью 68910 га, предоставляемый в аренду по настоящему Договору, имеет местоположение ФИО2<адрес>, Киренское лесничество (ранее - ФГУ «Киренский лесхоз») Киренское участковое лесничество, «Нижне - Тунгусская дача» (ранее - Нижнее - Тунгусское лесничество), эксплуатационные леса (ранее - леса третьей труппы):

- кварталы №,

Согласно п. 1.4 Договора, Арендатору передается десной участок для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины - 149 тыс. куб.м., в том числе по хвойному хозяйству - 133 тыс. куб.м.

Срок действия договора устанавливается с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (п. 6.1 Договора).

ДД.ММ.ГГГГ сторонами подписан Акт приема-передачи лесного участка.

ДД.ММ.ГГГГ между сторонами заключено Дополнительное соглашение к Договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым п. 1.2 Договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ изложен в новой редакции: «Лесной участок в границах, определенных планом лесного участка, с номером учетной записи в государственном лесном реестре , площадью 68910 га, с кадастровым номером , предоставляемый в аренду по настоящему Договору, имеет месторасположение: ФИО2<адрес>, Киренское лесничество (ранее - ФГУ «Киренский лесхоз») Киренское участковое лесничество, «<данные изъяты>» (ранее - Нижнее - Тунгусское лесничество), эксплуатационные леса (ранее - леса третьей труппы): - кварталы №,

Из материалов дела следует и установлено судом, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «ВЛК лесные причалы» (Сторона 1) и ООО «Киренскстройресурс» (Сторона 2) заключен договор о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Договор от ДД.ММ.ГГГГ о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по ФИО2<адрес>ДД.ММ.ГГГГ (номер регистрации

Актом приема-передачи прав и обязанностей к Договору о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, подписанным сторонами ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что арендатор передал, а новый арендатор принял лесной участок, расположенный в границах, определенных планом лесного участка, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 677-2008-12, площадью 68910 га, предоставляемый в аренду по настоящему Договору, имеет местоположение ФИО2<адрес>, <адрес> (ранее - ФГУ <адрес>») <адрес> эксплуатационные леса (ранее - леса третьей труппы): кварталы №, предоставленный в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины – 149 тыс. куб.м., в том числе по хвойному хозяйству – 133 тыс. куб.м.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, представленной истцом в материалы гражданского дела, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Киренскстройресурс» является действующим юридическим лицом, лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица указан ФИО6

В качестве основного вида деятельности ООО «Киренскстройресурс» указана аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом, в качестве дополнительного вида деятельности указаны: Лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность, Лесозаготовки, Предоставление услуг в области лесоводства и лесозаготовок, Производство изделий из бетона, цемента и гипса, Строительство жилых и нежилых зданий, Производство электромонтажных, санитарно-технических и прочих строительно-монтажных работ, Торговля оптовая лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием, Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта, Деятельность внутреннего водного грузового транспорта, Деятельность по складированию и хранению, Транспортная обработка грузов, Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками, Покупка и продажа собственного недвижимого имущества, Операции с недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе, Деятельность в области права и бухгалтерского учета, Деятельность в области архитектуры, инженерных изысканий и предоставление технических консультаций в этих областях, Деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния окружающей среды, ее загрязнения, Деятельность в области технического регулирования, стандартизации, метрологии, аккредитации, каталогизации продукции.

Заготовка древесины по договору аренды с ДД.ММ.ГГГГ ООО «Киренсктройресурс» велась в соответствии с проектом освоения лесов, получившим положительные заключения государственной экспертизы.

Продолжительность негативного воздействия фактора беспокойства – период рубки лесных насаждений (лаг времени) на охотничьи ресурсы составляет 1 год.

Территория, в пределах которой осуществляется заготовка древесины ООО «Киренсктройресурс» является охотничьими угодьями, средой обитания охотничьих ресурсов - животного мира.

Размер ущерба, причиненный на лесном участке, предоставленном по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ объектам животного мира и среде их обитания в результате вырубки лесных насаждений (уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов и воздействия фактора беспокойства) в 2022 году составил 188753 рублей.

Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, в частности: выпиской из ЕГРЮЛ, договором аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, Договором от ДД.ММ.ГГГГ о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, отчетом об использовании лесов за 2022 год, расчетом ущерба (вреда), подготовленного службой по охране и использованию объектов животного мира ФИО2<адрес>.

В силу пп. 1 п. 1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 209-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов относится, в том числе утверждение схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации.

Пунктом 15 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 209-ФЗ под охотничьими угодьями понимаются территории, в границах которых допускается осуществление деятельности в сфере охотничьего хозяйства. В границы охотничьих угодий включаются земли, правовой режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (п. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 209-ФЗ).

В соответствии со ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 209-ФЗ в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляются территориальное охотустройство и внутрихозяйственное охотустройство. Документом территориального охотустройства является схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 209-ФЗ под охотничьими ресурсами понимаются объекты животного мира, которые в соответствии с данным федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты. Животный мир представляет собой совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Объект животного мира - организм животного происхождения (дикое животное) (ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ).

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ) окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Компоненты природной среды - это земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты составляют природные ресурсы.

Согласно ч. 1 ст. 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования.

Согласно п. 3 ч. 5 ст. 12 Лесного кодекса РФ при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляется проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

В силу ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ животные и другие организмы, их генетический фонд являются объектами охраны окружающей среды от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

Любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира (ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ в основе осуществления хозяйственной и иной деятельности юридических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, лежит принцип платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

В силу ст. 75 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Согласно ст. 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ юридические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (пункт 1); вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 2).

Разъяснения по применению названной статьи Закона об охране окружающей среды даны в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", согласно которому по общему правилу в соответствии со статьей 1064 ГК РФ и статьей 77 Закона об охране окружающей среды лицо, причинившее вред окружающей среде, обязано его возместить при наличии вины. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Статья 58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 209-ФЗ предусматривает, что возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных в соответствии с Федеральным законом "О животном мире" такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии - исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.

В Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 12-П, опираясь на положения статей 9, 36, 42 и 58 Конституции Российской Федерации, а также на положения ее преамбулы, в совокупности устанавливающие принципы и ориентиры в сфере законодательного регулирования охраны окружающей среды, а равно управления находящимися в государственной собственности природными ресурсами, Конституционный Суд РФ сформулировал правовые позиции о том, что:

- необходимо достижение баланса частных и публичных интересов в экономической сфере и в сфере обеспечения экологической безопасности путем установления правового регулирования, ориентированного на профилактику экологических правонарушений и на стимулирование щадящих по отношению к окружающей среде методов хозяйствования в целях так называемого экосовместимого экономического развития, что предполагает использование как частноправовых, так и публично-правовых методов регулирования, включающих широкий набор правовых средств (административных, фискальных и др.);

- лес как природный ресурс является комплексной экологической системой, состоящей из почв, подземных и наземных источников, объектов растительного и животного мира, находящихся в тесной взаимосвязи, а потому негативное воздействие на отдельные компоненты экологической системы лесов влечет нарушение внутрисистемных связей, нанося тем самым вред экосистеме в целом; соответственно, исчисление размера вреда, причиненного лесам, должно производиться с учетом характера действий (бездействия) правонарушителя, их ближайших и отдаленных последствий, ущерба, нанесенного как экосистеме в целом, так и отдельным ее компонентам (элементам природной среды), например лесной растительности, животному миру, подземным водам;

- таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 100 Лесного кодекса Российской Федерации); хотя исчисление размера вреда посредством такс и методик позволяет получить лишь приблизительную оценку причиненного лесу ущерба, такой подход снижает издержки, связанные с определением ущерба, причиненного лесу как экосистеме.

Данные правовые позиции, сохраняющие свою юридическую силу, имеют общий характер и подлежат применению не только к отношениям по возмещению вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, но и к отношениям по возмещению вреда, причиненного объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в связи с правомерной хозяйственной деятельностью по заготовке древесины.

Лицо, которому предоставлено право пользования лесным участком, при совершении одних и тех же действий, связанных с рубкой лесных насаждений, является субъектом разных правоотношений: регулируемых как преимущественно лесным законодательством (осуществление разрешенной государством деятельности по заготовке древесины), так и законодательством о животном мире и об охоте (возмещение вреда объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания). Следовательно, само по себе соблюдение данным лицом требований относительно допустимого объема изъятия древесины, имеющих характер нормативов такого изъятия указанного компонента природной среды (пункт 1 статьи 26 Федерального закона "Об охране окружающей среды"), не исключает негативного воздействия его деятельности на иные компоненты этой природной среды - объекты животного мира (охотничьи ресурсы).

Часть 1 ст. 56 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ, п. 3 ст. 77, п. 1 ст. 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ предусматривают, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 22-уг утверждена Схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории ФИО2<адрес>, содержащая информацию об общедоступных и закрепленных охотничьих угодьях, в том числе на территории <адрес>ФИО2<адрес>.

Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 948 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам (далее по тексту - Методика).

Из пункта 1 Методики следует, что она предназначена для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Согласно указанной Методике под ущербом понимается размер вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов, навсегда или временно покинувших территорию обитания. Прямые потери - единовременная гибель, а также откочевка животных в результате уничтожения или нарушения их местообитаний.

Согласно пп. "б" п. 2 Методики настоящая Методика применяется для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, в том числе вследствие нарушения или уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов, если в результате такого нарушения охотничьи ресурсы навсегда (или временно) покинули территорию обитания, что повлекло их гибель, сокращение численности на данной территории, снижение продуктивности их популяций, а также репродуктивной функции отдельных особей.

Подготовка расчета размера ущерба (вреда), нанесенного (причиненного) объектам животного мира и среде их обитания, отнесена к функциям Службы по охране и использованию объектов животного мира ФИО2<адрес>, в соответствии с п. п. 5 п. 9 Положения о службе по охране и использованию объектов животного мира ФИО2<адрес>, утв. постановлением Правительства ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 908-пп.

В соответствии с ч. 3 ст. 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Согласно п. 1 ст. 45 Гражданско-процессуального Кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 22 ст. 46 Бюджетного Кодекса РФ платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов, если иное не установлено настоящим пунктом.

Таким образом, судом установлено, что ответчик в 2022 году в ходе лесозаготовки оказал негативное воздействие на охотничьи ресурсы, чем причинил ущерб объектам животного мира и среде их обитания, размер ущерба составил 188 753 руб.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора <адрес>ФИО2<адрес>, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Киренскстройресурс» о взыскании ущерба (вреда), причиненного объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания,.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 233-235 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес>ФИО2<адрес>, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц - удовлетворить.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Киренсктройресурс» (ОГРН 1063808138734, ИНН 380813923 пользу муниципального образования «<адрес>» в возмещения ущерба (вреда), причиненного в 2022 году, объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитая в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесин границах лесных участков по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ сумму в размере 188 753 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья A.M. Тимофеева

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ. Судья.