07RS0001-02-2018-004524-55
Дело № 2-4392/18
Решение
Именем Российской Федерации
10 декабря 2018 года гор. Нальчик
Нальчикский городской суд в составе председательствующего судьи Безрокова Б.Т., при секретаре Гукетловой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО4 к Местной администрации городского округа Нальчик и МКУ « Управление земельных отношений Местной администрации городского округа Нальчик» о признании отказа незаконным, возложении обязанности осуществить необходимые действия по подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка
Установил:
ФИО1 обратился в суд с настоящим иском в котором просит признать незаконным отказ и МКУ « Управление земельных отношений Местной администрации городского округа Нальчик» в выкупе земельного участка с кадастровым номером 07:09:0104001:351, расположенного по адресу: <адрес>, пл. 3 342,0 кв.м., выраженный в письме с исходящим номером С-3679 от 25.07.2018 года и обязать МКУ « Управление земельных отношений Местной администрации городского округа Нальчик» в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу подготовить проект договора купли - продажи земельного участка, с кадастровым номером 07:09:0104001:351, расположенного по адресу: <адрес>, пл. 3 342,0 кв.м., в трех экземплярах, подписать их и направить ( выдать) истцу для подписания.
Исковые требования мотивированы тем, что он, ФИО1, 02.07.2018 г. обратился в МКУ «Управление земельных отношений» местной администрации г.о.Нальчик с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером 07:09:0104001:351, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 3342,0 кв.м.
На указанном земельном участке расположен объект недвижимости, принадлежащий истцу на праве собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 29.06.2018г.
К заявлению были приложены все необходимые документы, предусмотренные ст.ст. 39.15, 39.17 ЗК РФ и Приказа Минэкономразвития России от 12.01.2015 N1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов".
Письмом исх. № С-3679 от 25.07.2018г. ответчик отказал истцу в выкупе земельного участка по тем основаниям, что имеется задолженность по арендной плате за пользование земельным участком; участок имеет два контура; вид разрешенного использования не соответствует классификатору.
Между тем, наличие у ФИО1 задолженности перед ответчиком по договору аренды земельного участка, не может ограничивать право истца в установленном законом порядке выкупить земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий ему на праве собственности. Кроме того, Истец в любое время готов погасить задолженность по договору аренды, после полного расчета задолженности при расторжении договора аренды ввиду заключения договора купли-продажи, как это обычно и практикуется при выкупе арендованного земельного участка.
Вид разрешенного использования земельного участка приводится в соответствие с классификатором по заявлению собственника земельного участка, которым в настоящий момент является ответчик. Кроме того, ответчик сам провел аукцион на право аренды под застройку данного участка с таким видом разрешенного использования. После выкупа, истец также имеет право на приведение вида разрешенного использования в соответствие с классификатором.
Участок, состоящий из двух контуров, имеет один кадастровый номер №, один адрес - <адрес> и является единым земельным участком, в соответствии с Земельным кодекс РФ,
Указанные в письме доводы не входят в перечень оснований для отказа в выкупе земельных участков, установленный Земельным кодексом РФ.
Истец ФИО1, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без своего участия.
Представители Местной администрации городского округа Нальчик и МКУ « Управление земельных отношений Местной администрации городского округа Нальчик» в судебное заседание не явились. О времени и месте слушания дела были извещены.
При таких обстоятельствах, суд в соответствии с требованиями ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требования, по следующим основаниям.
Нормами земельного законодательства предусмотрен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено указанной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них, в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса, осуществляется без проведения торгов.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов перечислены в статье 39.16 ЗК РФ и носят исчерпывающий характер.
Согласно п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Из материалов дела усматривается, что 18.02.2016 года между МКУ « Управление земельных отношений Местной администрации городского округа Нальчик» ( арендодатель) и ФИО1 ( арендатор) на основании постановления Местной администрации г.о. Нальчик «О проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка" от 25.10.2015 года № 2394 и Протокола о результатах открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, заключен договор № 3891-АЗ аренды земельного участка, по которому арендодатель передает арендатору в аренду земельный участок с кадастровым номером №, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства автомастерских, салона и стоянки, расположенного по адресу: <адрес> пл. 3 342,0 кв.м. Срок аренды- 3 года с момента подписания договора. Указанный договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним 07.03. 2016 года за №, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Вышеуказанный земельный участок передан арендодателем арендатору по акту приема-передачи от 18.02.2016 года.
Согласно выписке из ЕГРН от 29.06.2018 г. № 07/501/18-117811 за истцом зарегистрировано право собственности на нежилое здание, площадью 136,2 кв. м, расположенный по адресу: КБР, <...>.
Истец 02.07.2018 года обратился в Местную администрацию г.о. Нальчик с заявлением о предоставлении занимаемого земельного участка в собственность за плату, т.е. путем заключения договора купли-продажи.
Письмом МКУ « Управление земельных отношений Местной администрации городского округа Нальчик» от 25.07.2018 года истцу было отказано в предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка по тем основаниям, что земельный участок состоит из двух контуров в связи с чем собственник объекта недвижимости должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях.
Также, в качестве основания для отказа указано наличие задолженности по арендной плате и, что установленный вид разрешенного использования запрашиваемого земельного участка - «для строительства автомастерских, салона и стоянки», не соответствует классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Министерства экономического развития РФ от 01 сентября 2014 года N 540.
Между тем, оснований для отказа в предоставлении спорного земельного участка, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации не установлено.
По смыслу подпункта статьи 39.16 ЗК РФ наличие права аренды в отношении испрашиваемого в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не препятствует осуществлению исключительного права на приобретение земельных участков в собственность гражданами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, если арендатор по договору и обладатель указанного исключительного права совпадают в одном лице.
При заключении договора аренды земельного участка сторонами договора был определен разрешенный вид использования земельного участка, в соответствии с градостроительным регламентом в зависимости от вида соответствующей территориальной зоны.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 7 ЗК РФ, виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Вместе с тем, согласно пункту 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Следовательно, виды разрешенного использования земельных участков, установленные до дня утверждения указанного выше Классификатора видов разрешенного использования земельных участков (утвержден приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540) признаются действительными вне зависимости от их соответствия указанному классификатору.
Установленный спорному участку вид разрешенного использования не отменен и оспорен. Возведенное на земельном участке здание соответствует виду разрешенного использования и отвечает критериям пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ. Доказательств использования испрашиваемого истцом земельного участка вопреки установленному виду разрешенного использования не представлено.
Договор аренды по причине неисполнения денежных обязательств не расторгнут, истец не отказывается от погашения задолженности по арендной плате.
Таким образом, учитывая, что на спорном земельном участке расположен принадлежащий на праве собственности истцу объект недвижимого имущества суд приходит к выводу о признании незаконным отказа МКУ « Управление земельных отношений Местной администрации городского округа Нальчик» в передаче в собственность истца земельного участка, и возложил на ответчика обязанность в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу подготовить проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка.
В соответствии с частью 2 статьи 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района отнесено к вопросам местного значения, находящихся в полномочиях муниципальных районов.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Муниципальное казенное учреждение "Управление земельных отношений Местной администрации городского округа Нальчик" (далее - Управление) создано на основании постановления местной администрации городского округа Нальчик от 18 сентября 2015 г. N 1694 и является исполнительным органом, обеспечивающим деятельность местной администрации городского округа Нальчик по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности городского округа Нальчик, в пределах полномочий, установленных действующим законодательством РФ.
Учредителем Управления является местная администрация городского округа Нальчик.
Управление является юридическим лицом, структурным подразделением местной администрации городского округа Нальчик, подотчетно главе местной администрации городского округа Нальчик и курирующему заместителю главы местной администрации городского округа Нальчик.
Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Конституцией КБР, законодательством Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики, муниципальными правовыми актами городского округа Нальчик, Уставом городского округа Нальчик, настоящим Уставом и несет ответственность за выполнение возложенных на него задач перед местной администрацией городского округа Нальчик.
Основными задачами Управления являются, в том числе:
- распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа Нальчик;
- управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности городского округа Нальчик, в том числе при продаже, передаче в аренду, в пользование и в собственность;
В целях выполнения возложенных на него задач Управление выступает в качестве арендодателя и продавца земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, собственность на которые не разграничена.
Постановлением Местной администрации городского округа Нальчик КБР от 10.09.2018 N 1694 "О реорганизации муниципального казенного учреждения "Управление городского имущества" и муниципального казенного учреждения "Управление земельных отношений" (вместе с "Уставом муниципального казенного учреждения "Департамент городского имущества и земельных отношений" местной администрации городского округа Нальчик") МКУ "Управление городского имущества Местной администрации городского округа Нальчик" и МКУ "Управление земельных отношений Местной администрации городского округа Нальчик" реорганизовано путем присоединения МКУ "Управление городского имущества Местной администрации городского округа Нальчик" к МКУ "Управление земельных отношений Местной администрации городского округа Нальчик".
МКУ "Управление земельных отношений Местной администрации городского округа Нальчик" переименовано в МКУ "Департамент городского имущества и земельных отношений Местной администрации городского округа Нальчик", функции учредителя, которого осуществляет местная администрация городского округа Нальчик и основные цели деятельности МКУ "Управление городского имущества Местной администрации городского округа Нальчик" и МКУ "Управление земельных отношений Местной администрации городского округа Нальчик" сохраняются для МКУ "Департамент городского имущества и земельных отношений Местной администрации городского округа Нальчик".
В связи, с этим полномочиями по распоряжению спорными земельными участками в настоящем случае наделен МКУ "Департамент городского имущества и земельных отношений Местной администрации городского округа Нальчик", на которую следует возложить обязанность по заключению договора купли-продажи земельного участка.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
признать незаконным отказ МКУ « Управление земельных отношений Местной администрации городского округа Нальчик» ФИО1 ФИО4 в выкупе земельного участка с кадастровым номером 07:09:0104001:351, расположенного по адресу: <адрес> пл. 3 342,0 кв.м., выраженный в письме с исходящим номером № С-3679 от 25.07.2018 года;
обязать МКУ "Департамент городского имущества и земельных отношений Местной администрации городского округа Нальчик" в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу подготовить проект договора купли-продажи земельного участка, с кадастровым номером 07:09:0104001:351, расположенного по адресу: <адрес>, пл. 3 342,0 кв.м., в трех экземплярах, подписать их и направить ( выдать) ФИО1 ФИО4 для подписания.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд КБР через Нальчикский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено10 декабря 2018 года.
Судья Безроков Б.Т.