Дело № 2-4393/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 мая 2017 года г. Краснодар
Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе:
Председательствующего Бережинской Е.Е.,
с участием секретаря Подставной В.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к АМО г.Краснодара об устранении препятствий,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар, в котором просит устранить препятствия, чинимые ответчиком в предоставлении ему в аренду земельного участка.
Свои требования истец мотивировал тем, что обратился к Главе администрации муниципального образования город Краснодар с заявлением, в котором просил предоставить ему в аренду земельный участок, граничащий с земельным участком с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>, ориентировочной площадью <данные изъяты> м.кв., для размещения Объектов физической культуры и спорта (спорткомплексы, спортплощадки, спортзалы, теннисные корты и т.п.).
При утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории департаментом архитектуры было отказано в формировании земельного участка по причине наложения испрашиваемого земельного участка на другой земельный участок, находящийся в собственности третьих лиц.
С доводами, изложенными в отказе Администрации муниципального образования город Краснодар истец не согласен, считает их неправомерными и необоснованными, нарушающими действующее земельное законодательство, в частности, требования ст.ст. 11, 22, 39.1 ЗК РФ.
Истец указывает, что он в целях благоустройства прилегающей территории и создания благоприятных условий проживания в районе расположения испрашиваемого земельного участка, за счет собственных средств, произвел комплексное благоустройство близлежащей территории, созданы условия для подведения центральных коммуникаций.
На основании изложенного, просит обязать Администрацию муниципального образования город Краснодар сформировать в соответствии с действующим градостроительным зонированием, согласно Генерального плана города Краснодара, с присвоением кадастрового номера, категории «Земли населённых пунктов», разрешенного использования «Объекты физической культуры и спорта (спорткомплексы, спортплощадки, спортзалы, теннисные корты и т.п.)» спорному земельному участку, ориентировочной площадью <данные изъяты> м.кв. расположенному по следующим ориентирам<адрес> и в дальнейшем предоставить его в аренду сроком на 5 лет.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал, в обоснование приводил доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель администрации муниципального образования город Краснодар в судебном заседании требования иска не признал, просил в их удовлетворении отказать.
Выслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела установлено, что на основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 предоставлен в аренду сроком на 3 года земельный участок общей площадью <данные изъяты> м.кв., расположенный по адресу: <адрес>, для размещения объектов физической культуры и спорта (спорткомплексы, спортплощадки, спортзалы, теннисные корты и т.п.)
20.07.2016г. ФИО1 обратился к Главе администрации муниципального образования город Краснодар с заявлением, в котором просил провести работы по формированию земельного участка, расположенного по <адрес>, ориентировочной площадью <данные изъяты> м.кв. и предоставлению его в аренду. Указанный земельный участок, граничит с земельным участком с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>, находящимся у истца в аренде.
08.08.2016г. Департаментом архитектуры и градостроительства истцу было выдано заключение о возможности формирования земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. для целей, не связанных со строительством.
01.09.2016г. исх. № Департаментом муниципальной собственности и городских земель дан ответ «О предоставлении земельного участка», в котором было указано о проведении комплекса мероприятий по формированию данного земельного участка с целью дальнейшего предоставления в аренду.
При утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории департаментом архитектуры ФИО1 было отказано в формировании земельного участка площадью <данные изъяты> м.кв. по причине наложения испрашиваемого земельного участка на другой земельный участок, находящийся в собственности третьих лиц.
Впоследствии было выявлено, что на испрашиваемой территории отсутствуют земельные участки с утвержденными границами. ФИО1 неоднократно обращался в адрес ответчика с заявлениями об установлении границ земельного участка с соответствующей корректировкой выявленной накладки и дальнейшим предоставлением земельного участка в аренду, однако действий, направленных на устранение выявленного несоответствия данных кадастрового учета, со стороны ответчика не последовало, что в свою очередь является препятствием для реализации законных прав и интересов заявителя.
Согласно ч. 2 ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу положений ч. 2 ст. 22 ЗК РФ, земельные участки, за исключением указанных в ч. 4 ст. 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определены в ст. 39.1 ЗК РФ. Одним из оснований, предусмотренных названной статьей, является аренда земельных участков.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно положениям ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9-11 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что испрашиваемый истцом земельный участок на государственный кадастровый учет не поставлен, находится в муниципальной собственности.
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении уполномоченных органов администрации муниципального образования город Краснодар» уполномоченным органом администрации муниципального образования город Краснодар по вопросам:
утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории;
обеспечения в отношении земельных участков работ, в результате которых осуществляется подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке;
подачи заявления об осуществлении кадастрового учета земельных участков в уполномоченный орган;
государственной регистрации прав муниципальной собственности на земельные участки в уполномоченном органе, а также подготовке договоров аренды земельных участков и дополнительных соглашений к ним определен департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар.
В соответствии с п. 9 Административного регламента предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги «Предоставление в аренду земельных участков на территории муниципального образования город Краснодар на основании договора аренды», утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ№, органом, предоставляющим муниципальную услугу, является администрация муниципального образования город Краснодар.
Таким образом, Администрацией муниципального образования город Краснодар не выполнен комплекс работ, предусмотренных законодательством и необходимый для формирования земельного участка в целях заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
В этой связи, полученный истцом отказ в формировании и предоставлении земельного участка в аренду нельзя признать обоснованным. Заявление ФИО1 не было рассмотрено по существу, несмотря на установленную законом обязанность и предоставленные ответчику полномочия на принятие решений по вопросам распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Указанное обстоятельство препятствует реализации ФИО1 законного права на приобретение земельного участка в аренду.
Сведений о том, что земельный участок изъят из оборота либо ограничен в обороте, материалы дела не содержат. Испрашиваемый земельный участок, в силу своего фактического расположения, может быть использован только истцом и в целях, не связанных со строительством.
Кроме того, судом установлено и не опровергнуто стороной ответчика, что ФИО1 в целях благоустройства прилегающей территории и создания благоприятных условий проживания в районе расположения испрашиваемого земельного участка, за счет собственных средств, произвел комплексное благоустройство близлежащей территории, созданы условия для подведения центральных коммуникаций.
Таким образом, оснований, препятствующих предоставлению истцу в аренду земельного участка, в ходе рассмотрения дела не установлено.
Статья 1 Земельного кодекса, определяя основные принципы земельного законодательства, предусматривает, что земли делятся по целевому назначению на категории, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства. Этот принцип развивается в статье 7 ЗК РФ, уточняющей, что использование земли производится в соответствии с установленным для них целевым назначением с учетом принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земель.
Согласно Постановлению от 30 мая 2016 г. № 2183 предусмотрен порядок определения годовой арендной платы для земельных участков, предоставляемых в аренду без торгов. На основании изложенного расчет для данной категории земельных участков производится по методике, в соответствии с п. 3.6.3. Постановления от 30 мая 2016 г. № 2183.
В определении от 25.11.2010 № 1549-О-О Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что приведенные нормы направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии частью 5 статьи 4 Федерального закона РФ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
В соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального Закона РФ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд считает возможным заявленные требования удовлетворить, обязав ответчика обратиться с целью постановки на государственный кадастровый учет испрашиваемого ФИО1 земельного участка площадью 872 кв.м, в филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю и предоставить земельный участок в аренду истцу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО1 к администрации муниципального образования город Краснодар об устранении препятствий, чинимых ответчиком в предоставлении в аренду земельного участка, удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования город Краснодар сформировать в соответствии с действующим градостроительным зонированием, согласно Генерального плана города Краснодара, с присвоением кадастрового номера, категории «Земли населённых пунктов», разрешенного использования «Объекты физической культуры и спорта (спорткомплексы, спортплощадки, спортзалы, теннисные корты и т.п.)» спорному земельному участку, ориентировочной площадью <данные изъяты> м.кв. расположенному по следующим ориентирам: <адрес>
Обязать Администрацию муниципального образования город Краснодар предоставить Гражданину Российской Федерации ФИО1, <данные изъяты> в аренду сроком на 5 лет, с определением размера годовой арендной платы в соответствии с п. 3.6.3. Постановления Администрации муниципального образования, город Краснодар от 30 мая 2016 г. N 2183, земельный участок, ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м, для размещения Объектов физической культуры и спорта (спорткомплексы, спортплощадки, спортзалы, теннисные корты и т.п.), расположенному по следующим ориентирам: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через районный суд в течение месяца.
Председательствующий