ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4393/2021 от 14.12.2021 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело

55RS0-10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 декабря 2021 года <адрес>

Центральный районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Мезенцевой О.П., при секретаре судебного заседания ФИО2, при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Центрального административного округа <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к БПОУ «ФИО1 технологический колледж», Министерству образования ФИО1<адрес> об устранении нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности,

Установил:

Истец обратился в суд с названным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой округа проведена проверка бюджетного профессионального образовательного учреждения ФИО1<адрес> «ФИО1 технологический колледж» (далее по тексту– БПОУ «ФИО1 технологический колледж») на предмет соблюдения законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой установлено следующее.

В нарушение п. 6.4.4. СП 484.1311500.2020 на объектах, расположенных по адресам: <адрес> 21-я Амурская, <адрес>, формирование сигналов на управление эвакуацией людей при пожаре, осуществляется от одного пожарного извещения.

В нарушение п ДД.ММ.ГГГГ СП 1.13130.2020 на объекте, расположенном по адресу: <адрес>, ширина эвакуационных выходов из здания менее 1,2 м. при числе эвакуирующихся более 50 чел.

<адрес> в сентябре 2021 года проведена проверка соблюдения законодательства в сфере пожарной безопасности, по результатам которой были выявлены вышеуказанные нарушения, в связи с чем заместителем прокурора округа в адрес директора БПОУ «ФИО1 технологический колледж» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление в целях их устранения.

По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования учреждением в ответе на него было указано, что нарушения не устранены в связи с отсутствием денежного финансирования.

Директором БПОУ «ФИО1 технологический колледж» неоднократно в Министерство образования ФИО1<адрес> направлялись письма, в которых ставился вопрос о выделении необходимых денежных средств для устранения нарушений, вместе с тем по настоящее время никаких мер не выполнено, нарушения не устранены.

Согласно п. 1.2 Устава образовательного учреждения его учредителем является ФИО1<адрес>. Функции и полномочия учредителя учреждения в соответствии с компетенцией осуществляет Министерство образования ФИО1<адрес>.

ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положения о Министерстве образования ФИО1<адрес> (далее по тексту - Положение).

В соответствии с п. 8 Положения Министерство образования ФИО1<адрес> организует предоставление среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования в государственных образовательных организациях ФИО1<адрес>, функции и полномочия учредителя, в отношении которых осуществляет Министерство.

Принимая во внимание изложенное, объем ответственности Министерства образования ФИО1<адрес> за выявленные в учреждении нарушения требований закона о пожарной безопасности определяется тем, что последний несет обязанности по финансированию бюджетных учреждений от имени учредителя.

Выявленные нарушения, в случае возникновения пожара могут повлечь массовую гибель людей и причинение тяжкого вреда здоровью, что не соответствует установленным федеральным законодательством требованиям приоритета защиты прав и законных интересов граждан.

Указанные обстоятельства требуют незамедлительного принятия мер прокуратурой округа в целях обеспечения прав граждан, в том числе несовершеннолетних.

В силу статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, в частности лиц, осуществляющих свою трудовую деятельность непосредственно в здании Учреждения, его учащихся.

На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. ст. 27, 35 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации», просит обязать бюджетное профессиональное образовательное учреждение ФИО1<адрес> «ФИО1 технологический колледж» устранить нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности, а именно:

- в здании, расположенном по адресу: <адрес>: обеспечить формирование сигналов на управление эвакуацией людей при пожаре, от двух пожарных извещателей;

- в здании, расположенном по адресу: <адрес>: обеспечить формирование сигналов на управление эвакуацией людей при пожаре, от двух пожарных извещателей; обеспечить ширину эвакуационных выходов из здания не менее 1,2 м.

Обязать Министерство образования ФИО1<адрес> осуществить финансирование вышеуказанных работ.

В судебном заседании представитель прокуратуры ЦАО <адрес>ФИО4 требования иска поддержала, просила удовлетворить.

В судебном заседании представители ответчика: ФИО5, действующая на основании распоряжения, ФИО8, действующая на основании доверенности, требования иска не признали, пояснили, что предписанием, выданным ГУ МЧС по ФИО1<адрес>, срок для устранения нарушения установлен до ДД.ММ.ГГГГ. На неоднократные просьбы финансирование для устранения установленных нарушений, выделено не было.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства образования ФИО1<адрес> участие не принимал, был извещен, представил письменный отзыв, в котором указал, что Министерство является ненадлежащим ответчиком по настоящему иску, поскольку законом предусмотрена субсидиарная ответственность учредителя только в случае причинения вреда гражданам.

В силу частей 1, 2, 9, 10 ст. 9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - ФЗ ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, образования, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено пунктами 13 и 14 статьи 9.2 ФЗ или абзацем третьим пункта 3 статьи 27 ФЗ .

Законом предусмотрено, что на учреждение может быть возложена обязанность выполнения государственного задания с выделением соответствующего финансирования в виде субсидий на данные цели (ч. 3 статьи 27 ФЗ ).

Во исполнение вышеприведенных положений постановлением Правительства ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п утверждено Положение о порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания государственными учреждениями ФИО1<адрес> (далее - Положение), устанавливающее порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее государственное задание) государственными учреждениями ФИО1<адрес>, в том числе порядок предоставления из областного бюджета бюджетным и автономным учреждениям ФИО1<адрес> субсидий на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания (далее - субсидии).

В соответствии с п. 8 Положения финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетными и автономными учреждениями ФИО1<адрес> осуществляется путем предоставления субсидий рассчитанных с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание имущества ФИО1<адрес>.

Объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание бюджетными и автономными учреждениями ФИО1<адрес> государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам, утверждаемых отраслевым органом, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти.

Базовый норматив затрат на оказание государственной услуги состоит из базового норматива затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги; базового норматива затрат на общехозяйственные нужды на оказание государственной услуги.

Постановлением Правительства ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 151-п также предусматривается возможность предоставления из областного бюджета субсидий бюджетным и автономным учреждениям ФИО1<адрес> на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения ими государственного задания.

В соответствии с пунктом 1 ст. 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

В силу пункта 5 статьи 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым пункта 5 статьи 123.22 ГК РФ может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

Таким образом, законодатель предусмотрел возможность привлечения к субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения только по обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам.

Согласно Уставу Учреждения учредителем является ФИО1<адрес>, функции которого в пределах своих полномочий осуществляют: Министерство образования ФИО1<адрес> как отраслевой орган исполнительной власти ФИО1<адрес>; Министерство имущественных отношений ФИО1<адрес> как орган исполнительной власти ФИО1<адрес> в сфере управления собственностью ФИО1<адрес>.

Учреждение является некоммерческой организацией, юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевые счета, печать со своим наименованием, штампы, бланки. Учреждение имеет право приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии с законодательством и Уставом.

Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного учреждением за счет выделенных средств, а также недвижимого имущества.

ФИО1<адрес> в лице отраслевого органа несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание.

Из вышеприведенных положений закона и Устава Учреждения следует, что ответственность учредителя бюджетного учреждения возможна только при исполнении деликтных обязательств.

С учетом изложенного полагаем, что правовые основания для удовлетворения требований Истца к Министерству отсутствуют.

Дополнительно сообщил, что финансовое обеспечение подведомственных Министерству образовательных организаций осуществляется в соответствии с федеральным и областным законодательством.

В соответствии со статьей 154 Бюджетного кодекса Российский Федерации (далее - БК РФ) исполнительные органы государственной власти обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные БК РФ и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Частью 2 статьи 172 БК РФ предусмотрено, что составление проектов бюджетов основывается на: прогнозе социально-экономического развития; бюджетном прогнозе (проекте бюджетного прогноза, проекте изменений бюджетного прогноза) на долгосрочный период; государственных программах (проектах государственных программ, проектах изменений указанных программ).

Статьей 9 Закона ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджетном процессе в ФИО1<адрес>» предусмотрено, что объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных программ ФИО1<адрес> утверждается законом ФИО1<адрес> об областном бюджете по соответствующей каждой государственной программе ФИО1<адрес> целевой статье расходов областного бюджета в соответствии с утвердившим государственную программу ФИО1<адрес> нормативным правовым актом Правительства ФИО1<адрес>.

Государственные программы ФИО1<адрес>, предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, а также изменения в ранее утвержденные государственные программы ФИО1<адрес> подлежат утверждению в сроки, установленные Правительством ФИО1<адрес>.

В настоящее время предусмотренные средства областного бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов на реализацию мероприятия распределены в полном объеме.

Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных программ ФИО1<адрес> на 2022 финансовый год и плановый период 2023 и 2024 годов будет утвержден соответствующим законом ФИО1<адрес> (далее - Закон).

Министерство осуществляет финансовое обеспечение Учреждения, в том числе на ремонт зданий, сооружений, установку систем пожарной и общей безопасности, а также на материально-техническое обеспечение в соответствии с государственной программы ФИО1<адрес> «Развитие системы образования ФИО1<адрес>», утвержденной постановлением Правительства ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п (далее - Государственная программа) (мероприятия .2.1.3, 1.2.1.5 приложения «Структура государственной программы ФИО1<адрес> «Развитие системы образования ФИО1<адрес>» к Государственной программе).

В 2020 году в целях реализации указанного мероприятия Учреждению выделены средства в объеме 164,57 тыс. руб. на ремонт системы отопления.

В 2021 году Учреждению выделены денежные средства в рамках финансового обеспечения выполнения государственного задания на ремонт санитарных узлов и умывальной комнаты в объеме 340 тыс. руб., на ремонт пола и установку противопожарных перегородок - 720 тыс. руб., на приобретение мебели - 260 тыс. руб., на приобретение компьютерной техники - 700 тыс. руб.

В настоящее время у Учреждения имеется потребность в денежных средствах в размере более 12 млн. руб. для устранения всех нарушений, выявленных надзорными органами ФИО1<адрес>.

В соответствии с законодательством устранение вышеназванных нарушений Учреждения, требует внесения изменения в Закон, а также в Государственную программу в части увеличения объема бюджетных ассигнований на соответствующие цели на 2022 финансовый год.

Ежегодно Министерством направляются предложения в Министерство финансов ФИО1<адрес> о потребности в увеличении бюджетных ассигнований на предоставление средств областного бюджета на проведение ремонтных работ в зданиях государственных образовательных организаций, в том числе на ремонт зданий Учреждения.

При подготовке изменений в Закон в феврале 2022 года Министерством будут направлены предложения в Министерство финансов ФИО1<адрес> о выделении дополнительных средств областного бюджета на устранение нарушений Учреждением.

В настоящее время предусмотренные средства областного бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов на реализацию мероприятия распределены в полном объеме. В случае выделения дополнительных средств областного бюджета будут внесены соответствующие изменения в Государственную программу, после чего денежные средства будут перечислены Учреждению.

После поступления денежных средств Учреждению в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» необходимо значительное время на проведение мероприятий, связанных с осуществление закупок, а также определением поставщика (подрядчика, исполнителя) для выполнения соответствующих работ (оказания услуг) и фактического выполнения таких работ (оказания услуг) с последующей их приемкой со стороны Учреждения.

Таким образом, устранение выявленных нарушений в силу объективных причин потребует значительного времени (как минимум, до ДД.ММ.ГГГГ). Просит в случае удовлетворения заявленных требований, установить срок для удовлетворения заявленных требований до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель третьего лица ГУ МЧС России по ФИО1<адрес>ФИО6, по доверенности, участие не принимала, была извещена.

Ранее в ходе рассмотрения дела полагала требования иска законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п. 2, п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон - ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.

Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 названного закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ) руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению, осуществлять непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и нести персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ) пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при полном объеме выполнения требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и если пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 6.4.4. СП 484.1311500.2020 «Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты», утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ (далее - СП 484.1311500.2020), алгоритм C должен выполняться при срабатывании одного автоматического ИП и дальнейшем срабатывании другого автоматического ИП той же или другой ЗКПС, расположенного в этом помещении.

При использовании адресных автоматических ИП и получении сигнала «Неисправность» от одного или нескольких адресных автоматических ИП в помещении допускается формировать сигнал «Пожар» при срабатывании одного адресного автоматического ИП.

При использовании безадресных автоматических ИП, подключенных в разные, но взаимозависимые линии связи одной ЗКПС, в случае наличия извещения о неисправности одной линии связи или нескольких из них допускается формировать сигнал «Пожар» при срабатывании одного безадресного автоматического ИП.

В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ (далее - СП 1.13130.2020) ширина эвакуационных выходов должна быть, как правило, не менее 0,8 м. Из технических помещений и кладовых площадью не более 20 м2 без постоянных рабочих мест, туалетных и душевых кабин, санузлов, а также из помещений с одиночными рабочими местами, допускается предусматривать эвакуационные выходы шириной не менее 0,6 м.

Минимальная ширина эвакуационных выходов из помещений и зданий, при числе эвакуирующихся через указанные выходы более 50 человек, должна быть не менее 1,2 м.

Обеспечение пожарной безопасности, является одной из важнейших задач государства и регламентируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», другими правовыми актами.

Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлен ряд основных понятий: пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В силу статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Согласно части 1 статьи 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

Из материалов дела следует, что во исполнение распоряжения главного государственного инспектора Центрального АО <адрес> по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ ст. 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в период с 12-30 ч. по 13-00 ч. ДД.ММ.ГГГГ и с 12-00 ч. по 12-30 ч. ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором проведена внеплановая выездная проверка в отношении БПОУ ОО «ФИО1 технологический колледж», используемого в процессе осуществления своей деятельности объекта защиты по адресу: <адрес> совместно с директором названного учреждения ФИО5.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности состоящих из 1 пункта – Формирование сигналов на управление эвакуацией людей при пожаре, осуществляется от одного пожарного извещателя.

Как следует из предписания от ДД.ММ.ГГГГ в ходе внеплановой выездной проверки по адресу: <адрес> выявлены следующие нарушения:

- Формирование сигналов на управление эвакуацией людей при пожаре, осуществляется от одного пожарного извещателя;

- ширина эвакуационных выходов из здания менее 1,2 м при числе эвакуирующихся более 50 человек.

Срок устранения недостатков, согласно предписаниям определен до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ на имя директора Учреждения заместителем прокурора округа вынесено представление о принятии мер по устранению допущенных нарушений.

ДД.ММ.ГГГГ директором Учреждения направлен ответ на представление, из которого следует, что для устранения выявленных нарушений необходимы значительные финансовые затраты, колледж обратился к своему учредителю с просьбой о выделении необходимых денежных средств, после выделения денежных средств колледжем будут устранены выявленные нарушения.

В материалы дела стороной ответчика представлены предписания пожарной инспекции № (нарушение – формирование сигналов на управление эвакуаций людей при пожаре, осуществляется от одного пожарного извещателя), 160 (нарушения – формирование сигналов на управление эвакуаций людей при пожаре, осуществляется от одного пожарного извещателя; - ширина эвакуационных выходов из здания менее 1,2 м при числе эвакуирующихся более 50 человек) от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми срок для устранения выявленных нарушений Колледжу продлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 136,137 Том 1).

Также стороной ответчика в материалы дела представлена переписка по вопросу выделения денежных средств (письмо от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 155 Том 1), письмо от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.160 Том 10, письмо от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 165 Том 1), письмо от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 170 Том 1), письмо от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.175 Том 1), письмо от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.180 Том 1), письмо от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.185 Том 1), письмо от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.190 Том 1), письмо от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.1195 Том 1)), для выполнения требований предписаний надзорных и судебных органов.

Как следует из материалов дела, финансирование не произведено.

Таким образом, заявленные исковые требования основаны на законе. Не устранение администрацией образовательного учреждения выявленных нарушений норм пожарной безопасности не соответствует установленным законодательством требованиям приоритета защиты прав и законных интересов граждан, целям предупреждения возникновения и развития, а также минимизации последствий чрезвычайных ситуаций. Продолжение эксплуатации объекта с массовым пребыванием людей является бездействием, которое недопустимо, несвоевременное принятие мер к его устранению может привести к чрезвычайной ситуации во время пожара, учитывая, что несоблюдение требований законодательства о пожарной безопасности отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учебном заведении, и нарушает права неопределенного круга лиц, включая несовершеннолетних, на охрану жизни и здоровья.

На основании изложенного требования <адрес> о возложении на БПОУ «ФИО1 технологический колледж» обязанности по устранению нарушений в сфере пожарной безопасности - в части устранения нарушений «Формирование сигналов на управление эвакуацией людей при пожаре, осуществляется от одного пожарного извещателя» в здании, расположенном по адресу: <адрес>, подлежат удовлетворению.

Стороной истца возражения против предоставления ответчику времени для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ не заявлено.

Согласно части 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание сложность и большой объем работ необходимых для устранения нарушений, учитывая особенности контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленные Федеральным законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ, суд приходит к выводу о необходимости установления срока для устранения нарушений действующего законодательства до ДД.ММ.ГГГГ.

Относительно требований об устранении нарушений законодательства в сфере пожарной безопасности, а именно: в здании, расположенном по адресу: <адрес>: обеспечить ширину эвакуационных выходов из здания не менее 1,2 м, суд исходит из следующего.

В силу статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон N 69-ФЗ) к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (абзац 4 статьи 20 Закона N 69-ФЗ).

Закон № 123-ФЗ определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1).

В соответствии с ч. 4 ст. 4 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация, которая была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

В силу статьи 6 Закона № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

Системный анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что в отношении объектов, введенных в эксплуатацию до введения в действие Технического регламента, данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта.

Согласно данным технического паспорта, представленного в материалы дела, здание по адресу: <адрес>, является постройкой 1973 года, в связи с чем оснований для удовлетворения требования в данной части суд не усматривает.

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ), суд обеспечивает равенство прав участников судебного разбирательства по представлению и исследованию доказательств и заявлению ходатайств.

При рассмотрении гражданских дел, суд исходит из представленных истцом и ответчиком доказательств.

Ст. 56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ст. 55 ГПК РФ предусмотрено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела (ч. 1).

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

В соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ суд оценивает по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Применительно к требованиям ст. ст. 12, 56 ГПК РФ доказательств, подтверждающих факт возможности проведения капитального ремонта в целях увеличения ширины эвакуационных выходов из здания до 1,2 м, исковой стороной не представлено, как и не представлено заключение специалиста, эксперта, подтверждающих доводы исковой стороны.

Также не представлено доказательств, подтверждающих наличие угрозы жизни и здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара, при наличии формирования сигналов на управление эвакуацией людей при пожаре, от двух пожарных извещателей; и ширине эвакуационных выходов из здания менее 1,2 м.

Согласно п. 1.2 Устава образовательного учреждения его учредителем является ФИО1<адрес>. Функции и полномочия учредителя учреждения в соответствии с компетенцией осуществляет Министерство образования ФИО1<адрес>.

ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положения о Министерстве образования ФИО1<адрес> (далее по тексту - Положение).

В соответствии с п. 8 Положения Министерство образования ФИО1<адрес> организует предоставление среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования в государственных образовательных организациях ФИО1<адрес>, функции и полномочия учредителя, в отношении которых осуществляет Министерство.

Согласно выписке ЕГРЮЛ учредителем ответчика БПОУ «ФИО1 технологический колледж» являются: Министерство имущественных отношений ФИО1<адрес>, Министерство образования ФИО1<адрес> (л.д. 39 Том 1).

В соответствии с п. 5 ст. 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

Поскольку исковые требования заявлены к БПОУ «ФИО1 технологический колледж», собственником имущества которого является Министерство образования ФИО1<адрес>, применению подлежат положения п. 5 ст. 123.22 ГК РФ.

Вместе с тем, исходя из буквального толкования абз. 2 указанного пункта следует, что субсидиарная ответственность собственника имущества бюджетного учреждения возникает при определенных правовых основаниях, установленных законодателем, в связи с чем, собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого бюджетного учреждения, которые связаны с причинением вреда гражданам.

Поскольку исковые требования не связаны с причинением вреда здоровью, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие это обстоятельство, что БПОУ «ФИО1 технологический колледж» не располагает денежными средствами, достаточными для исполнения удовлетворенных требований истца, оснований для возложения обязанности по финансированию на уполномоченного собственника – Министерство образования ФИО1<адрес>, не имеется.

Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании ст. 333.19 НК РФ с БПОУ «ФИО1 технологический колледж» в бюджет <адрес> подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Обязать бюджетное профессиональное образовательное учреждение ФИО1<адрес> «ФИО1 технологический колледж» устранить нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности, а именно:

- в здании, расположенном по адресу: <адрес>: обеспечить формирование сигналов на управление эвакуацией людей при пожаре, от двух пожарных извещателей в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

- в здании, расположенном по адресу: <адрес>: обеспечить формирование сигналов на управление эвакуацией людей при пожаре, от двух пожарных извещателей в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальной части требований истцу отказать.

Взыскать с БПОУ «ФИО1 технологический колледж» в бюджет <адрес> государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в ФИО1 областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья О.П. Мезенцева

Мотивированное решение

изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.