дело № 2-4394/2018
изготовлено 12.11.2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Ярославль | 06 ноября 2018 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Козлова А.Ю.,
при секретаре Шамариной А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению федеральной почтовой связи Ярославской области – филиалу федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» о защите прав потребителя,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к филиалу ФГУП «Почта России» - УФПС Ярославской области, просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей, штраф в размере 50 % от присужденной суммы, ссылаясь на нарушение его прав, как потребителя услуг почтовой связи.
В исковом заявлении указано, что 20.02.2017 года ФИО1 в отделении почтовой связи г. Ярославля отправил в г. Анадырь для личных нужд посредством Почты России заказное письмо с почтовым идентификатором №. В соответствии Нормативами частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольными сроками пересылки письменной корреспонденции, утв. постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 г. № 160 контрольный срок пересылки письменной корреспонденции из г. Ярославль в г. Анадырь составляет 7 дней (без учета дня приема), доставка письменной корреспонденции осуществляется ежедневно. Следовательно, письмо должно было поступить в отделение связи получателя не позднее 27.02.2017 г. и вручено адресату не позднее 28.02.2017 г. Фактически заказное письмо было вручено адресату 15.03.2017 года, то есть с нарушением срока доставки на 15 дней. Нарушение срока доставки для истца является существенным, в связи с некачественно оказанной услугой он испытал ощущения досады, разочарования и ненадежности. 18.03.2017 г. истец обратился к ответчику с письменной претензией о компенсации морального вреда, которая оставлена без удовлетворения.
В судебном заседании истец ФИО1 поддержал исковые требования по доводам искового заявления.
Представитель ответчика по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, привела доводы, изложенные в письменном отзыве на иск. Факт несвоевременной доставки почтовой корреспонденции не оспаривала, полагала, что требования истца не отвечают принципам разумности, истцом не доказана соразмерность заявленной суммы компенсации морального вреда, просила снизить размер компенсации морального вреда, судебных расходов.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.
Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2006 г. № 160 утверждены «Нормативы частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции».
В соответствии с п. 6 Нормативов контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) между городами федерального значения, административными центрами субъектов Российской Федерации, а именно г. Ярославль - г. Анадырь составляют 8 дней.
Нормативы частоты доставки письменной корреспонденции составляют на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации - ежедневно не менее 1 раза в день (п. 4 Нормативов).
Вместе с тем, судом установлено, и подтверждается отчетом об отслеживании отправления, что почтовая корреспонденция, отправленная истцом в город Анадырь, была доставлена адресату с нарушением установленных Нормативами сроки. 20 февраля 2017 г. через ФГУП "Почта России" истцом было отправлено регистрируемое почтовое отправление, что подтверждается кассовым чеком, его пересылка должна была быть осуществлена до 28 февраля 2017 г. Письмо прибыло в место вручения 13 марта 2017 г., вручено адресату 15 марта 2017 г. Таким образом, общий срок услуг почтовой связи нарушен на 14 дней.
Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
В силу п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при рассмотрении гражданских дел судам следует учитывать, что отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей либо Закон), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В данном случае истец является потребителем услуг почтовой связи, поскольку заказал услугу по отправке почтовой корреспонденции для собственных личных нужд.
Несвоевременная доставка почтовой корреспонденции явилась нарушением прав истца как потребителя услуг связи, предоставляемых ответчиком.
Согласно ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителя» за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Принимая во внимание требования разумности и справедливости, все заслуживающие внимание обстоятельства, в том числе характер допущенного нарушения, срок задержки почтового отправления, степень переживаний истца, последствия допущенного нарушения, суд считает, что компенсация морального вреда, подлежащая взысканию с ответчика, должна быть определена в размере 600 рублей.
В силу п. 46 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).
Из материалов дела следует, что истец письменно обращался к ответчику с претензией, которая была оставлена им без ответа, в связи с чем, в его пользу подлежит взысканию штраф в размере 300 рублей.
Суд не усматривает явной несоразмерности штрафа допущенному нарушению, поскольку, несмотря на признание нарушения, требования истца в добровольном порядке не были удовлетворены.
В силу п. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина в размере 300 руб., от уплаты которой истец при подаче иска был освобожден, взыскиваются с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с Управления федеральной почтовой связи Ярославской области – филиала федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 600 рублей, штраф в размере 300 рублей, а всего 900 рублей.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с Управления федеральной почтовой связи Ярославской области – филиала федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в бюджет муниципального образования города Ярославля государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Ярославский областной суд через Кировский районный суд г. Ярославля.
Судья А.Ю. Козлов