ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-439/17 от 16.11.2017 Тетюшского районного суда (Республика Татарстан)

Дело № 2-439/17

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 ноября 2017 г. гор. Тетюши

Тетюшский районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Суркова А.Г.,

с участием представителя истца ФИО1,

ответчика ФИО2,

при секретаре Красновой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан к ФИО2 о признании объектов недвижимости самовольными постройками, о возложении обязанности снести самовольные постройки, освободить самовольно занятый земельный участок лесного фонда, очистить его, привести в соответствие с лесным законодательством и взыскании ущерба, причиненного лесонарушениями,

у с т а н о в и л:

Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан обратилось в суд с иском к ФИО2 о признании объектов недвижимости самовольными постройками, о возложении обязанности снести самовольные постройки, освободить самовольно занятый земельный участок лесного фонда, очистить его, привести в соответствие с лесным законодательством и взыскании ущерба, причиненного лесонарушениями.

В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что министерством в ходе проверки выявлен факт самовольного захвата земель лесного фонда, возведения на них жилых и хозяйственных построек, расположенных в квартале <адрес>». На лесном участке, условный , кадастровый , относящемся к землям лесного фонда, выявлено лицо, осуществившее самовольное строительство дома из сруба с пристроем из досок площадью 36,28 кв. метров, двух навесов, покрытых шифером и рубероидом, площадью 18,72 кв. метра, ФИО2 - ответчик по делу. Решений о предоставлении в аренду или безвозмездное пользование ФИО2 данного участка земли не принималось. Самовольно занятый и используемый ответчиком земельный участок относится к землям лесного фонда и является федеральной собственностью.

Представитель истца по доверенности ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Ответчик ФИО2 в судебном заседании возражал относительно заявленных исковых требований, пояснил, что именно он в свое время построил этот бревенчатый дом и навесы. Более 30 лет он пользуется этим станом. У него там находится лодка «Казанка» и лодочный мотор. В этом домике живет охранник – ФИО3, у которого другого жилья не имеется. ФИО2 имеет разрешение на лов рыбы из водохранилища. Ему необходимы эти постройки, где бы он мог переодеться и обсушиться после возвращения с воды, разобрать и починить сети. Мусор он собирает в мешки и регулярно вывозит с берега. ДД.ММ.ГГГГ г. подал документы на оформление аренды земельного участка, документы находятся в работе. Просит суд в иске отказать.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Использование земель лесного фонда осуществляется в соответствии с принципами, установленными статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (пункт 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации).

По смыслу указанной нормы, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.

Как указано в статье 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

В силу подпункта 2 пункта 1 и подпункта 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации в случае самовольного занятия земельного участка нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками (пункт 2 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации).

Действующее земельное законодательство не предусматривает случаев предоставления земельных участков без оформления земельных отношений, поскольку их использование без надлежащего оформления нарушает принципы земельного законодательства.

Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора согласно их компетенции (ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации).

Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан является уполномоченным органом исполнительной власти в сфере лесных отношений, осуществляющим, в том числе, государственное управление и контроль в сфере лесных отношений.

Полагая, что ответчик, в нарушение принципа целевого использования, без законных на то оснований самовольно занял земельный участок, находящийся в собственности Российской Федерации, относящийся к землям лесного фонда, осуществил самовольные постройки, министерство обратилось в суд с настоящими исковыми требованиями.

Как следует из материалов дела и установлено судом, земельный участок, условный , кадастровый , в квартале <адрес>, относится к землям лесного фонда, из его состава не изымался, имеет вид разрешенного использования для ведения лесного хозяйства, находится в собственности Российской Федерации. Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет, его границы определены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В ходе проверки министерством выявлены факты самовольного занятия лесных участков, расположенных вблизи населенного пункта <адрес><адрес>. На самовольно занятых лесных участках без соответствующих разрешений и оформления каких-либо документов возведены дома и хозяйственные строения.

Территория лесного фонда Тарханского участкового лесничества в районе указанного населенного пункта незаконно используется для проживания и ведения хозяйства, о чем составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ.

В частности, в квартале <адрес> на лесном участке, условный , кадастровый , осуществлено самовольное строительство бревенчатого дома и хозяйственных построек.

Земельным кодексом Российской Федерации установлен принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В силу ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются строго для определенных целей, в перечень которых индивидуальное строительство, в том числе нежилых помещений, не входит.

Согласно предоставленной отделом МВД России по <адрес><адрес> информации владельцем незаконно возведенных строений является ФИО2, он в ходе судебного разбирательства не отрицал данного факта.

Сведения о предоставлении этого земельного участка в аренду или безвозмездное срочное пользование ФИО2, либо иным заинтересованным лицам, в министерстве отсутствуют, и то есть его фактическое использование, в том числе путем размещения на нем дома и других построек, является самовольным.

Доказательств обратного стороной ответчика не представлено.

Данные обстоятельства подтверждаются также ответом руководителя МКУ «Исполнительный комитет <адрес> Республики Татарстан» от ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах исковые требования о признании строений, расположенных на земельном участке лесного фонда в квартале <адрес>, самовольными постройками подлежат удовлетворении. На ответчика ФИО2 следует возложить обязанность в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу снести вышеуказанные самовольные постройки, освободить самовольно занятый вышеуказанный земельный участок лесного фонда, очистить его, привести в соответствие с лесным законодательством.

В соответствии со статьей 100 Лесного кодекса РФ суд установил, что акты о лесонарушении №, 22 от ДД.ММ.ГГГГ составлены в одностороннем порядке без участия представителя ответчика, доказательств извещения ответчика о времени и месте составления актов в материалы дела не представлено. Кроме того, истцовая сторона не представила суду оригиналы актов. Из представленных ксерокопий актов следует, что на момент обследования на месте был установлен гражданин ФИО2, однако ответчик это отрицает. В актах отсутствуют его объяснения. В деле не имеется экспертного заключения о том, что содержание химических веществ на загрязненном участке превышает допустимые нормы, деревья угнетены, произошла полная или частичная деградация естественных экологических систем, обнаружены вещества, наносящие невосполнимый ущерб состоянию почвы, на загрязненном участке. То есть истцовой стороной документально не подтвержден факт устойчивого повреждения (загрязнения) земельного участка лесного фонда по прошествии определенного периода времени, как необходимой составляющей реального ущерба.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым отказать во взыскании ущерба, причиненного нарушением лесного законодательства, поскольку истцом не доказаны факты лесонарушений, совершенных ответчиком, и размер причиненного ущерба.

Судебные расходы подлежат распределению в порядке статьи 98 ГПК РФ. Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан как государственный орган было освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления неимущественного характера, поэтому с ответчика следует взыскать госпошлину в доход государства в размере 6000 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан удовлетворить частично.

Признать дом из сруба с пристроем из досок площадью 36,28 кв. метров, два навеса, покрытые шифером и рубероидом, площадью 18,72 кв. метра, расположенные на земельном участке лесного фонда площадью 55 кв. метров, условный , кадастровый , в квартале <адрес>.

На ФИО2 возложить обязанность в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу снести вышеуказанные самовольные постройки, освободить самовольно занятый вышеуказанный земельный участок лесного фонда, очистить его, привести в соответствие с лесным законодательством.

В случае неисполнения ответчиком решения суда в течение установленного срока предоставить истцу право с соблюдением требований действующего законодательства осуществить действия по освобождению лесного участка путем сноса самовольно возведенных построек и очистки территории с последующим взысканием с ответчика понесенных расходов.

В удовлетворении остальных исковых требований Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан отказать.

Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации, в размере 6000 рублей.

На решение суда могут быть поданы апелляционные жалобы в Верховный Суд Республики Татарстан через Тетюшский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, то есть с 21.11.2017 г.

Председательствующий: А.Г. Сурков