ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-439/18 от 29.01.2018 Центрального районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело № 2-439/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд города Кемерово Кемеровской области

в составе председательствующего Ларченко М.В.

при секретаре Воротилиной Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в города Кемерово

«29» января 2018г.

гражданское дело по иску Миланова Е.Ю. к Банку ВТБ (Публичное акционерное общество) о защите прав потребителей,

У С Т А Н О В И Л:

Маланов Е.Ю. обратился в суд с иском к Региональному операционному офису «Кемеровский» филиала «Сибирский» Банка ВТБ (ПАО) о защите прав потребителей.

Требования мотивировал тем, что **.**.**** в магазине Эльдорадо по карте ВТБ ###, принадлежащей ему, им была приобретена печь стоимостью 27948 руб. В связи с тем, что при осмотре товара были выявлены дефекты, он тут же вернул товар в магазин. Кассир выдал ему чек возврата денежных средств ###, указав, что деньги должны вернуться незамедлительно в этот же день. При попытке приобретения печи позднее он узнал о том, что денежные средства в сумме 27948 руб. на счет возвращены не были, а были заблокированы Банком ВТБ.

**.**.****г. он обратился в Региональный операционный офис «Кемеровский» Филиала «Сибирский» Банка ВТБ (ПАО) по адресу ..., где попросил разъяснить причину блокировки. Ему была выдана выписка по счету банковской карты, в которой 27948 руб. были указаны как заблокированные. Устно, сотрудником банка ему было сказано, что денежные средства были заблокированы в виду «подозрительных действий», разблокировка произойдет через 45 дней.

**.**.****г. он обратился с письменным заявление о разблокировке заблокированных денежных средств в Банк, передав заявление на имя директора банка Щ.И.А., сотруднику банка, главному специалисту службы продаж и обслуживанию Х.Д.В.Х.Д.В. мер по разблокировке средств на его карте никаких не принял, в устной форме указав ожидать истечения 45 дней Денежные средства в сумме 27948 руб. остаются заблокированными по настоящее время, что не позволяет ему приобрести обещанную его жене на новогодние праздники печь. Блокирование на карте средств не позволяет заблаговременно приобрести печь на выгодных для него условиях, приносят ему и его жене нравственные страдания, которые усугубляются тем, что старая печь в квартире неисправна, в результате чего невозможно полноценно приготовить еду.

Разблокировка денежных средств на карте через 45 дней – **.**.****, невозможность своевременного приобретения печи, неизбежно испортит не только новогодний стол, но и новогоднее настроение.

Никаких подозрительных действий он не совершал. На его карту ###, ему начисляется заработная плата.

Своими незаконными виновными действиями банк нарушил его права, как потребителя, в нарушение положений ст. 401 ГК РФ не проявил той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не принял все меры для надлежащего исполнения обязательства, даже после его обращений с соответствующими претензиями.

Просил признать действия Банка незаконными, обязать Банк разблокировать денежные средства на его карте ###.

Взыскать с Банка процент за пользование чужими денежными средствами в размере 6317 руб. 01 коп., компенсацию морального вреда 50000 руб., штраф в размере пятидесяти процентов от присужденной суммы, который составляет 13947 руб.

Определением Центрального районного суда г. Кемерово от **.**.****г. ненадлежащий ответчик Региональный операционный офис «Кемеровский» филиала «Сибирский» Банка ВТБ (ПАО) заменен на надлежащего Банк ВТБ (ПАО) (л.д. 14).

В судебном заседании Маланов Е.Ю. на требованиях настаивал.

Представитель ответчика Банка ВТБ (ПАО) Бин Д.А., действующий на основании доверенности ### от **.**.****г., требования не признал, суду представил письменные возражения.

Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд считает требования Маланова Е.Ю. не подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что на основании заявления от **.**.****г. Банком ВТБ (ПАО) на имя Маланова Е.Ю. открыт счет и выпущена банковская расчетная карта Мир Классическая ###, вид валюты: рубли РФ.

Из искового заявления следует, что **.**.****г. Маланов Е.Ю. с использованием банковской карты ### произвел покупку товара на сумму 27948 руб. в магазине «Эльдорадо». И в связи с отказом от товара в этот же день был оформлен возврат купленного товара, выдан чек об отмене покупки. При попытке приобретения печи позднее он узнал о том, что денежные средства в сумме 27948 руб. на счет возвращены не были, а были заблокированы Банком ВТБ. Маланов Е.Ю. обращался в банк с заявлением **.**.****г., в котором просил о разблокировке вышеуказанной суммы денежных средств.

Согласно п. 1 ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

В соответствии с п. 2 ст. 849 ГК РФ банк обязан по распоряжению клиента выдавать или перечислять со счета денежные средства клиента не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом, изданными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета.

Списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента (п. 1 ст. 854 ГК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 847 ГК РФ договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи (пункт 2 статьи 160), кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом.

Банковская карта, как электронное средство платежа, удостоверяет право распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, а также является средством для передачи распоряжений (заявлений) Банку о перечислении денежных средств со счетов клиента и составления документов, подтверждающих соответствующие операции, с использованием электронных программно-технических комплексов.

Порядок осуществления кредитными организациями операций с банковскими картами установлен Положением Банка России от 24 декабря 2004г. № 266-П «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием» (далее - Положение).

В соответствии с п. 2.9 Положения основанием для составления расчетных и иных документов для отражения сумм операций, совершаемых с использованием платежных карт, в бухгалтерском учете участников расчетов является реестр операций или электронный журнал. Списание или зачисление денежных средств по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в кредитную организацию реестра операций или электронного журнала.

Реестр операций, как указано в абзаце четвертом п. 1.3 Положения, это документ или совокупность документов, содержащих информацию о переводах денежных средств и других предусмотренных настоящим Положением операциях с использованием платежных карт за определенный период времени, составленных юридическим лицом или его структурным подразделением, осуществляющим сбор, обработку и рассылку кредитным организациям информации по операциям с платежными картами, и предоставляемых в электронной форме и (или) на бумажном носителе.

Пунктом 3.1 Положения предусмотрено, что при совершении операции с использованием платежной карты составляются документы на бумажном носителе и (или) в электронной форме (далее - документ по операциям с использованием платежной карты). Документ по операциям с использованием платежной карты является основанием для осуществления расчетов по указанным операциям и (или) служит подтверждением их совершения.

Согласно ст. 31 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитная организация осуществляет расчеты по правилам, формам и стандартам, установленным Банком России; при отсутствии правил проведения отдельных видов расчетов - по договоренности между собой; при осуществлении международных расчетов - в порядке, установленном федеральными законами и правилами, принятыми в международной банковской практике. Кредитная организация, Банк России обязаны осуществить перечисление средств клиента и зачисление средств на его счет не позже следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа, если иное не установлено федеральным законом, договором или платежным документом.

Частью 1 ст. 4 Федерального закона «О национальной платежной системе» оператор по переводу денежных средств оказывает услуги по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых с клиентами и между операторами по переводу денежных средств, в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Оператор по переводу денежных средств осуществляет перевод денежных средств по распоряжению клиента (плательщика или получателя средств), оформленному в рамках применяемой формы безналичных расчетов (далее - распоряжение клиента) (ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О национальной платежной системе»).

В соответствии с п. 8 ст. 9 Федерального закона «О национальной платежной системе» оператор по переводу денежных средств обязан рассматривать заявления клиента, в том числе при возникновении споров, связанных с использованием клиентом его электронного средства платежа, а также предоставить клиенту возможность получать информацию о результатах рассмотрения заявлений, в том числе в письменной форме по требованию клиента, в срок, установленный договором, но не более 30 дней со дня получения таких заявлений, а также не более 60 дней со дня получения заявлений в случае использования электронного средства платежа для осуществления трансграничного перевода денежных средств.

Согласно п. 8.3.5. Правил платежной системы «Мир» размещенных в свободном доступе на официальном сайте АО «Национальная система платежных карт» (НСПК) - оператор национальной платежной системы «Мир»: http://www.nspk.ru/cards-mir/terms-and-tariffs/, срок представления Эквайрером Операций Оплаты товаров (работ, услуг) и Выдачи наличных на платежный клиринг - 7 (семь) календарных дней после даты получения Авторизации по Операции. Таким образом, дата совершения операции и дата списания/зачисления денежных средств со счета/на счет клиента совпадать не могут.

В соответствии с п. 8.3.8. Правил платежной системы «Мир» указан порядок операции возврата товара (отказа от работ, услуг). Операция возврата производится в ТСП при возврате Держателем Карты товара (отказа от работ, услуг), приобретенного им ранее в данном ТСП и оплаченного с использованием Карты (реквизитов Карты). Решение о возврате денежных средств Держателю Карты ТСП принимает самостоятельно. Операция возврата должна быть обработана Эквайрером и передана на платежный клиринг в течение 7 (семи) календарных дней после даты совершения Операции возврата.

Возврат денежных средств должен быть осуществлен Эмитентом Держателю Карты в течение 15 (пятнадцати) календарных дней от даты обработки Операции возврата.

Согласно п. 4.3 Правил предоставления и использования банковских расчетных карт Банка (далее - Правила), являющихся Приложением № 5 к Правилам комплексного банковского обслуживания физических лиц в Банке, операции по Карточному счету, включая пополнение Карточного счета Держателем, проводятся в порядке, предусмотренном данными Правилами, законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, а также правилами Платежных систем и Тарифами Банка. Основанием для отражения Банком операций по Карточному счету являются Тарифы Банка, документы, предусмотренные правилами Платежных систем, договорами с контрагентами и внутренними нормативными документами Банка, подтверждающие факт совершения операций с использованием Карты и/или ее реквизитов.

Днем зачисления/списания средств на Карточный счет/с Карточного счета считается день обработки информации по совершенной операции в программном обеспечении Банка, независимо от фактической даты совершения операции. Зачисление/списание денежных средств на Карточный счет/с Карточного счета Держателя производится Банком не позднее одного рабочего дня, следующего за датой фактического поступления денежных средств в Банк/списания денежных средств с корреспондентского счета Банка (п. 4.4 Правил).

С Правилами Маланов Е.Ю. был ознакомлен и согласен, о чем имеется подпись в заявлении на предоставление банковской расчетной карты от **.**.****г.

Из пояснений представителя ответчика следует, что покупка и отмена покупки были осуществлены истцом посредством терминала АО «Россельхозбанк», который в данном случае выступает эквайером. После авторизации сумма транзакции не списывается со счета картодержателя и не зачисляется на счет, а откладывается до прихода отдельного финансового подтверждения (клирингового сообщения). Таким образом, поскольку магазин «Эльдорадо» работает со сторонним банком-эквайером, то есть транзакция происходит между участниками платежной системы, финансовое подтверждение поступает из платежной системы в Банк. Как было указано выше, в день совершения операции сумма только блокируется. **.**.****г. Малановым Е.Ю. совершена покупка на сумму 27948 руб., соответственно указанная сумма денежных средств была заблокирована до получения финансового подтверждения, позднее в этот же день оформлен отказ от покупки, который также исполняется банком после получения соответствующего подтверждения.

Согласно данным программного обеспечения Банка ВТБ (ПАО) денежные средства в размере 27948 руб. стали доступны держателю карты **.**.****г., что подтверждается представленными в материалы дела копиями, а также истцом Малановым Е.Ю. не оспаривалось.

Таким образом, с момента совершения Малановым Е.Ю. отказа от покупки **.**.****г. до даты, когда денежные средства стали доступны ему, прошло 11 календарных дней, согласно п. 8.3.8. Правил платежной системы «Мир», возврат денежных средств должен быть осуществлен в течение 15 (пятнадцати) календарных дней от даты обработки Операции возврата. Следовательно, денежные средства стали доступны истцу в сроки предусмотренные правилами платежной системы, нарушений его прав не усматривается.

С учетом вышеизложенного суд не усматривает оснований для признания действий ответчика незаконными и обязании банка разблокировать денежные средства на карте истца, поскольку на момент блокирования денежных средств банк действовал в соответствии с положениями действующего законодательства и денежные средства были разблокированы банком **.**.****г. до принятия искового заявления Маланова Е.Ю. судом.

Также не подлежат удовлетворению требования истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами как производные от первоначального требования.

Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Нарушение прав Маланова Е.Ю. как потребителя не установлены в ходе судебного следствия, поэтому требования истца о взыскании компенсации морального вреда также удовлетворению не подлежат.

Поскольку требования истца удовлетворению не подлежат, то, соответственно, не подлежат удовлетворению ее требования о взыскании штрафа в размере 50 % от суммы, взысканной в пользу потребителя.

На основании изложенного, оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Миланова Е.Ю. к Банку ВТБ (Публичное акционерное общество) о защите прав потребителей отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления решения суда в мотивированной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Кемерово.

Решение в мотивированной форме составлено «02» февраля 2018г.

Судья М.В. Ларченко

7