ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-439/20 от 18.03.2020 Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

18 марта 2020 года г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе

председательствующего судьи Лисиенкова К.В.,

при секретаре судебного заседания Якуповой А.У.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-439/2020 по иску прокурора города Салехарда в интересах ФИО1 опекуна ФИО2 к государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу о взыскании компенсации самостоятельно приобретённых средств технической реабилитации, признании незаконными бездействия и решения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Салехард в интересах ФИО1 обратился в Салехардский городской суд с иском к государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу о взыскании компенсации самостоятельно приобретенных средств технической реабилитации, признании незаконными бездействия. В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 является опекуном ФИО2, который является инвалидом и нуждается в технических средствах реабилитации (ТСР), а именно ФИО1 обратилась с заявлением о компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации – <данные изъяты> в сумме 10 484, 43 рубля. ГУ РО Фондом социального страхования РФ по ЯНАО вынесено решение от 07.08.2019 о предоставлении законному представителю ФИО1 компенсации за приобретенные ТСР, до настоящего времени компенсация во исполнение вышеуказанного решения, не произведена. Прокурор просит обязать ГУ РО ФСС РФ по ЯНАО выплатить ФИО1 компенсацию за самостоятельно приобретенные ТСР в размере 10 484, 43 рубля, просит признать бездействие ГУ РО ФСС РФ по ЯНАО по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР ФИО1, признать незаконным п. 2 решения ГУ РО ФСС по ЯНАО от 07.08.2019.

В судебном заседании прокурор г. Салехард Коробка О.С., доводы искового заявления в части требований признании незаконными бездействия и решения поддержала в полном объеме. От требования о взыскании компенсации самостоятельно приобретенных средств технической реабилитации отказалась, поскольку указанная компенсация к дате рассмотрения дела в суде выплачена.

Истец ФИО1 принимая участие в судебном заседании до объявления 18.03.2020 года в нем перерыва заявляла, что компенсацию не получила. После объявления перерыва и продолжения судебного заседаний 18.03.2020 года, в судебное заседание не явилась, подала в адрес суда заявление о том, что не поддерживает требования иска в части взыскания компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР в размере 10 484, 43 рубля, поскольку она ее получила.

Согласно положений ст.39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска. Суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно положений ч.2 ст.45 ГПК РФ в случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно положений ст.173 ГПК РФ заявление истца об отказе от иска, заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом. В случае, если отказ от иска, выражен в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания. Суд разъясняет истцу последствия отказа от иска.

В рассматриваемом деле отказ истца от иска четко не выражен, он указан в форме не поддерживаю требования, последствия отказа от иска судом истцу не разъяснены, поскольку он не участвовал в судебном заседании после подачи им указанного заявления, а в самом заявлении, поданном в адрес суда, нет указания на разъяснение истцу последствий отказа от иска, поэтому требования иска, отказ от которых заявил прокурор, не может быть принят судом, и данные требования рассматриваются судом в полном объеме.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено с федеральным законом.

Федеральным законом от 04.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ст. 2 Федерального закона №181-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

В силу п. 15 (1) если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги.

Как следует из материалов дела, ФИО3 обратилась в ГУ РО ФСС по ЯНАО с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР.

Решением ГУ РО ФСС по ЯНАО от 07.08.2019 истцу ФИО1 как опекуну недееспособного инвалида ФИО2 предусмотрена компенсация за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в размере 10 484, 43 рубля.

Приказом -ТС от 25.11.2019 ГУ РО ФСС по ЯНАО принято решение о выплате ФИО2 компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР (слуховой аппарат 1 шт.) в размере 10 454,43 рублей.

Данная компенсация оплачена, что подтверждается платежным поручением от 13.12.2019.

Приказом -ТС от 25.11.2019 ГУ РО ФСС по ЯНАО принято решение о выплате ФИО2 компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР (вкладыш ушной 1 шт.) в размере 30 рублей.

Данная компенсация оплачена, что подтверждается платежным поручением от 13.12.2019.

В связи с чем, заявленные требования прокурора в данной части, исполнены ответчиком в полном объеме, оснований для их удовлетворения, не имеется.

Рассматривая исковые требования о признании бездействия ответчика и п. 2 решения ГУ РО ФСС РФ по ЯНАО от 07.08.2019 незаконными, суд исходит из следующего.

В силу ст. 10 Федерального закона №181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Согласно ст. 11 Федерального закона №181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Пунктами 2-4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями предусмотрено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Обеспечение инвалидов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется, в том числе путем выплаты компенсации расходов на мероприятие, указанное в подпункте «в» указанного пункта (в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида, ветерана), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации (пункт 3 Правил).

Согласно пункту 15 (1) данных Правил порядок выплаты компенсации за технические средства (изделия) и (или) услуги по их ремонту, включая порядок определения ее размера и порядок информирования инвалидов (ветеранов) о размере указанной компенсации, определяется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 Порядка н решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации.

Однако, указанные сроки ГУ РО ФСС РФ по ЯНАО были нарушены. Решение о выплате компенсации принято 07.08.2019 фактически выплата произведена 13.12.2019, хотя фактически денежные средства для ее выплаты имелись 15.08.2019 года, что следует из ответа ответчика, направленного в адерс прокурор 21.11.2019 года , тем самым, со стороны ответчика допущено бездействие, нарушающее права инвалида ФИО2 на получение компенсации в установленный срок.

Из п. 2 решения следует, что проведение выплаты компенсации подлежит после выделения средств из федерального бюджета и поступления их на счета УФК, то есть выплата компенсации производится за счет бюджетных ассигнований, выделяемых Фондом социального страхования РФ территориальным подразделениям.

Нарушение заключается не в невыплате компенсации, а в ее несвоевременной выплате. Доказательств того, что на момент принятия решения о выплате опекуны недееспособного инвалида, ассигнования были исчерпаны, ответчик суду не представил. Кроме того, ответчиком не представлены сведения о своевременности принятия достаточных мер для увеличения ассигнований.

Исходя из этого, суд приходит к выводу о признании незаконным бездействия ГУ РО ФСС РФ по ЯНАО, выразившееся в не предоставлении законному представителю в установленный законом срок компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, а также признании незаконным п. 2 решения ГУ РО ФСС РФ по ЯНАО от 07.08.2019.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу, выразившееся в не выплате в установленный законом срок компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации ФИО1.

Признать незаконным п.2 решения государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу от 07.08.2019 года №524.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления прокурором) через Салехардский городской суд.

Председательствующий/подпись/

Копия верна судья Лисиенков К.В.