ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-439/20 от 29.09.2020 Тункинского районного суда (Республика Бурятия)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации 29 сентября 2020 года с. Кырен

Тункинский районный суд Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Торгобоева Д.С., с участием помощника прокурора Тункинского района Цыренжаповой Е.Т., при секретаре Арзухаевой З.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тункинского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО СП «<данные изъяты>» о понуждении обратиться с заявлением о принятии на учет гидротехнического сооружения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тункинского района Республики Бурятия, обращаясь в суд в интересах неопределенного круга лиц просит признать незаконным бездействие администрации МО СП «<данные изъяты>», выразившееся в непринятии мер по обращению в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Бурятия с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости: гидротехническое сооружение – дамба вдоль реки Кыренка, обязать администрацию МО СП «<данные изъяты> обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Бурятия с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости: гидротехническое сооружение – дамба вдоль реки Кыренка.

Исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой Тункинского района проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений (далее - ГТС). Проверкой установлено, что на территории муниципального образования сельское поселение «<данные изъяты>» находится 1 ГТС - дамба вдоль реки Кыренка. Указанный объект является противопаводковым объектом, право собственности на указанный объект не зарегистрировано. Прокуратурой Тункинского района 18.05.2020 главе МО СП <данные изъяты>» внесено представление об устранении нарушений, необходимости принять меры по признанию гидротехнического сооружения бесхозяйным. До настоящего времени администрация МО СП «<данные изъяты>» не обратилась в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения.

В судебном заседании помощник прокурора Тункинского района Цыренжапова Е.Т.. поддержала исковые требования в полном объеме, настаивала на их удовлетворении по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, просит обязать ответчика устранить выявленные нарушения.

Представители ответчики ФИО1 и ФИО2 с исковыми требованиями согласилась.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Федеральный закон № 117-ФЗ) гидротехнические сооружения - плотины, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, каналы, насосные станции, сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, предусмотренных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении»; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

В силу ч.1 ст. 51 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статьей 210 ГК РФ установлено, что собственник имущества, по общему правилу, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, то есть на него возлагается обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, что предполагает и регистрацию им своего права.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны в том числе обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Согласно п. 1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной вещью является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался

В соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В силу п.2 Приказ Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" (далее - Порядок) принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - федеральный орган, орган регистрации прав); территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - орган регистрации прав).

Согласно п. 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений.

Проверкой установлено, что на территории муниципального образования сельское поселение «<данные изъяты>» находится 1 ГТС - дамба вдоль реки Кыренка. Указанный объект является противопаводковым объектом, право собственности на указанный объект не зарегистрировано.

Прокуратурой Тункинского района 18.05.2020 главе МО СП <данные изъяты>» внесено представление об устранении нарушений, необходимости принять меры по признанию гидротехнического сооружения бесхозяйным. До настоящего времени администрация МО СП «<данные изъяты>» не обратилась в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения.

Отсутствие собственника у гидротехнического сооружения, свидетельствует о ненадлежащей эксплуатации указанного объекта, вследствие чего возникает угроза населению в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Авария гидротехнического сооружения может повлечь ущерб окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

При этом орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного.

В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

С учетом вышеприведенных правовых норм, принимая во внимание мнение прокурора Цыренжаповой Е.Т., суд обращает решение суда к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 и ст.212 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковое заявление прокурора Тункинского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО СП «<данные изъяты> о понуждении обратиться с заявлением о принятии на учет гидротехнического сооружения.

Признать незаконным бездействие администрации МО СП «<данные изъяты> выразившееся в непринятии мер по обращению в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Бурятия с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости: гидротехническое сооружение – дамба вдоль реки Кыренка.

Обязать администрацию МО СП «<данные изъяты>» обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Бурятия с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости: гидротехническое сооружение – дамба вдоль реки Кыренка.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

На решение может быть принесено апелляционное представление или подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Бурятия через Тункинский районный суд в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.

Судья Д.С. Торгобоев