ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-439/2013 от 15.10.2013 Гаврилов-ямского районного суда (Ярославская область)

Дело № 2-439-2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации   15 октября 2013 года г. Гаврилов-Ям

Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Коломейской Н.В.

с участием прокурора Чижовой С.А.

при секретаре Балакиной О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Гаврилов-Ямского района Ярославской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации городского поселения Гаврилов-Ям Ярославской области, Администрации Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области, ОАО «Ресурс» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере водоснабжения населения,

у с т а н о в и л :

Прокурор Гаврилов-Ямского района Ярославской области обратился в суд с иском о возложении на Администрацию городского поселения Гаврилов-Ям Ярославской области обязанности организовать водоснабжение жителей <адрес> в соответствии с требованиями к качеству коммунальных услуг, установленными Приложением № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

На основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области и ОАО «Ресурс».

В судебном заседании помощник прокурора Чижова С.А. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске. Пояснила, что прокуратурой района на основании коллективного обращения жителей домов по <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере водоснабжения населения. В результате установлено, что, начиная с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время водоснабжение жителей <адрес> организовано ненадлежащим образом, давление холодной воды в точке водоразбора в жилых домах не отвечает требованиям, установленным законодательством РФ. Аварийная ситуация на системе водоснабжения между жилыми домами № и № по <адрес> привела к ухудшению условий горячего водоснабжения и отопления домов. В жилых домах <адрес> организовано индивидуальное отопление, вместе с тем низкий напор воды в водопроводе приводит к невозможности работы водогрейных котлов. Кроме того, ненадлежащее водоснабжение приводит к невозможности работы бытовой техники – стиральных машин, газовых колонок, использования воды для общих бытовых нужд. Администрация городского поселения Гаврилов-Ям, зная о сложившейся ситуации, не принимает должных мер по решению вопросов местного значения по водоснабжению населения, отнесенных к ее компетенции Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Уставом муниципального образования. При этом нарушаются права граждан, потребителей коммунальных услуг по холодному водоснабжению по <адрес>, что лишает их права на комфортные условия проживания.

Представитель ответчика Администрации городского поселения Гаврилов-Ям Ярославской области ФИО2 исковые требования прокурора не признала, полагала, что Администрация городского поселения является ненадлежащим ответчиком по делу. Факт ненадлежащего водоснабжения жителей <адрес> не отрицала, однако пояснила, что водопроводные сети переданы на баланс ОАО «Ресурс», поэтому ответственность за ненадлежащее водоснабжение должны нести они, а не городское поселение.

Представитель ответчика ОАО «Ресурс» ФИО3 исковые требования прокурора не признал. Пояснил, что ОАО «Ресурс» переданы водопроводные сети, при этом магистральная сеть заканчивается колодцем дома № по <адрес> Участок водопроводных сетей от дома № до дома №, где имеет место утечка воды из водопровода, ни на балансе МП ЖКХ (в настоящее время - ОАО «Ресурс»), ни в Администрации района никогда не числился.

В судебном заседании представитель ОАО «Ресурс» ФИО4 исковые требования прокурора также не признал. Пояснил, что ОАО «Ресурс» (до преобразования – Гаврилов-Ямское МП ЖКХ) осуществляет деятельность по водоснабжению граждан в пределах своего баланса. Имущество для организации данной деятельности получено из муниципальной казны. Водоснабжение на <адрес> не соответствует установленным законом параметрам. Причинами слабого давления в точке водоразбора в первую очередь являются утечки в водопроводных сетях, которые находятся за рамками баланса ОАО «Ресурс», а также ограничение доступа к колодцу, который является границей баланса. Также пояснил, что спорная водопроводная сеть ОАО «Ресурс» не принадлежит.

Представитель ответчика Администрации Гаврилов-Ямского муниципального района в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще. В предыдущем судебном заседании представители Администрации ФИО5 и ФИО6 против удовлетворения заявленных прокурором исковых требований не возражали. ФИО6 пояснил, что ОАО «Ресурс» акционировался ДД.ММ.ГГГГ. При акционировании был оформлен акт приема-передачи, куда вошли все водопроводные сети города <данные изъяты>, которые на тот момент были на балансе Гаврилов-Ямского МП ЖКХ. Администрация всегда считала, что балансодержателем всех водопроводных сетей по <адрес> является МП ЖКХ, а затем его правопреемник – ОАО «Ресурс». Однако, ОАО «Ресурс» утверждает, что это бесхозяйственная водопроводная сеть. Администрация городского поселения с ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с требованиями законодательства обязана знать, кому принадлежат водопроводные сети.

Представитель третьего лица ООО «Управляющая жилищная компания» ФИО7 исковые требования прокурора полагала подлежащими удовлетворению. Пояснила, что в жилых домах по <адрес> давление холодной воды в точке водоразбора не отвечает требованиям, установленным законодательством РФ. В связи с данными обстоятельствами в управляющую компанию поступали жалобы от жителей, но до настоящего времени ситуация с водоснабжением не урегулирована.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Гаврилов-Ямского района Ярославской области подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 2 статьи 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», статье 8 Устава Администрации городского поселения Гаврилов-Ям к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация в границах поселения водоснабжения населения.

Данное требование также закреплено в пункте 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». В соответствии с положениями данной нормы права к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации водоснабжения на соответствующих территориях относится, кроме прочего, организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение, в том числе целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения (пункт 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

В соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

На основании Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в соответствии с подпунктами «в», «г» и «д» пункта 3 которого предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно; в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении № 1 к настоящим Правилам.

В Приложении № 1 к указанным Правилам установлено, что давление в системе холодного водоснабжения в точке водоразбора в многоквартирных домах и жилых домах должно составлять от 0,03 МПа (0,3 кгс/кв. см) до 0,6 МПа (6 кгс/кв. см).

В соответствии с пунктом 2.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» при возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества питьевой воды и условий водоснабжения населения, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, обязаны немедленно принять меры по их устранению и информировать об этом центр госсанэпиднадзора.

Как установлено судом, прокуратурой Гаврилов-Ямского района Ярославской области по коллективному обращению от ДД.ММ.ГГГГ. жильцов жилых домов по <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере водоснабжения населения.

В ходе данной проверки было установлено, что между жилыми домами № и № по <адрес> имеется утечка холодной воды из магистрального водопровода. Глубина образовавшейся канавы составляет более 1 метра. Данная аварийная ситуация на системе водоснабжения привела к ухудшению условий холодного водоснабжения жилых домов по <адрес>. В жилых домах по <адрес> организовано индивидуальное отопление, вместе с тем низкий напор воды в водопроводе приводит к невозможности работы водогрейных котлов. Кроме того, указанные обстоятельства приводят к невозможности работы бытовой техники - стиральных машин и газовых колонок.

Из письменных материалов дела усматривается, что жители <адрес> неоднократно обращались в Администрацию Гаврилов-Ямского муниципального района, Администрацию городского поселения Гаврилов-Ям, управляющую жилищную компанию по вопросу ненадлежащего водоснабжения, прокуратурой района в адрес главы Администрации городского поселения Гаврилов-Ям вынесено представление об устранении нарушений в сфере водоснабжения жителей <адрес>.

Работы по ремонту водопровода по <адрес> Администрацией Гаврилов-Ямского муниципального района и Администрацией городского поселения Гаврилов-Ям на основании Постановлений № от ДД.ММ.ГГГГ. и № от ДД.ММ.ГГГГ. были включены в план мероприятий по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Гаврилов-Ямского муниципального района к осенне-зимнему периоду ДД.ММ.ГГГГ годов.

ДД.ММ.ГГГГ. между Администрацией городского поселения Гаврилов-Ям и ОАО «Ресурс» в целях надлежащего исполнения полномочий по вопросам организации водоснабжения на территории городского поселения заключен договор № на выполнение работ по ремонту водопровода на улицах <адрес> и <адрес>. В судебное заседание представлены акты от ДД.ММ.ГГГГ. о приемке выполненных работ по указанному договору, в том числе и по <адрес>, подписанные представителем Администрации городского поселения (Т.1 л.д. 74). Однако, согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ. №, договор № от ДД.ММ.ГГГГ. исполнен ОАО «Ресурс» только в части проведения ремонтных работ водопровода на <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ. прокуратурой района с привлечением представителей Администрации Гаврилов-Ямского муниципального района, Администрации городского поселения Гаврилов-Ям, ООО «Управляющая жилищная компания», ОАО «Ресурс» вновь проведена проверка качества предоставления услуг по водоснабжению жителей <адрес>. По результатам проверки установлено, что в квартире <адрес> напор воды слабый (практически отсутствует), давление воды составляет менее 0,01 МПа. В квартире <адрес> напор воды слабый («тонкая струя»). В доме <адрес> напор воды слабый, давление воды составляет менее 0,03 МПа. В доме <адрес> напор воды слабый, давление воды составляет менее 0,02 МПа. Данные показатели не соответствует требованиям к давлению в системе холодного водоснабжения, изложенным в пункте 3 Приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354. Суд доверяет данным результатам проверки, поскольку она проводилась комиссией с участием представителей прокуратуры района, Администрации городского поселения Гаврилов-Ям, Администрации Гаврилов-Ямского муниципального района, ООО «Управляющая жилищная компания». Замеры давления холодной воды производились в точке водоразбора, как того требует действующее законодательство.

По результатам указанной проверки в адрес и.о. Главы Администрации Гаврилов-Ямского муниципального района ФИО1 прокурором района направлено информационное письмо о несоблюдении законодательства в сфере водоснабжения населения №, № от ДД.ММ.ГГГГ., в котором содержится требование о незамедлительном принятии мер по устранению выявленных нарушений. На данное требование прокурора Администрацией района представлен ответ, согласно которому все необходимые работы по устранению утечек на водопроводе по <адрес> будут выполнены до ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, как следует из пояснений прокурора Чижовой С.А. и не опровергается ответчиками, на день рассмотрения спора в суде ремонтные работы на водопроводе между жилыми домами № и № по <адрес> не произведены, водоснабжение жителей указанной улицы должным образом не организовано. При таких обстоятельствах имеются основания для удовлетворения требований прокурора и возложения на Администрацию городского поселения Гаврилов-Ям Ярославской области обязанности по организации водоснабжения жителей <адрес> в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ. Даная обязанность по организации надлежащего водоснабжения населения лежит на Администрации городского поселения Гаврилов-Ям в силу пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

В судебное заседание представителем ответчика ОАО «Ресурс» ФИО3 представлен акт замера давления в водопроводной сети <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данному акту комиссией в составе работников ОАО «Ресурс» ДД.ММ.ГГГГ. в 08 час. 45 мин. были произведены замеры давления воды в водопроводе по <адрес>, при этом выявились следующие показатели: жилой дом № – 1,5 атм; жилой дом № – 1,5 атм; жилой дом № – 1,1 атм; жилой дом № – 0,3 атм; жилой дом № – 0,6 атм; жилой дом № – 0,8 атм; жилой дом № – 0,5 атм. Потеря давления в домах №, а также в квартире № дома № связана с утечками на участке водопровода от дома № до дома №. Потеря давления в квартире № дома № связана с неисправностью внутренней водопроводной сети дома № по <адрес>. К показателям давления в водопроводе, указанным в данном акте, суд относится с недоверием, поскольку акт от ДД.ММ.ГГГГ. был составлен работниками ОАО «Ресурс» в отсутствие представителей прокуратуры, городской и районной администрации, управляющей жилищной компании. Кроме того, из пояснений прокурора Чижовой С.А. следует, что утром ДД.ММ.ГГГГ. до судебного заседания она беседовала с жителями <адрес>, которые пояснили, что к ним никто не приходил и замеры давления в водопроводе не производил.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского поселения Гаврилов-Ям ФИО2 не отрицала, что водоснабжение жителей <адрес> не соответствуют требованиям действующего законодательства, уровень давления в водопроводе ниже норм, предусмотренных пунктом 3 Приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354. В то же время ФИО2 полагала, что Администрация городского поселения Гаврилов-Ям является ненадлежащим ответчиком по делу, ответственность за ненадлежащее водоснабжение жителей <адрес> должно нести ОАО «Ресурс».

Суд не соглашается с данной позицией ответчика по следующим основаниям.

Согласно Уставу ОАО «Ресурс» в качестве основного вида деятельности осуществляет, в том числе распределение воды; предоставление различных видов коммунальных услуг, в том числе водоснабжение.

Как установлено судом, между Гаврилов-Ямским МП ЖКХ (в настоящее время – ОАО «Ресурс») и ООО «Управляющая жилищная компания» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор №, по условиям которого ЖКХ обязано по централизованной системе коммунального водоснабжения поставлять управляющей жилищной компании холодную воду для целей оказания коммунальной услуги по холодному водоснабжению. Согласно акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей водоснабжения границей раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей водоснабжения между ЖКХ и Управляющей компанией является наружная сторона стены дома на вводе инфраструктуры. Из пояснений представителя ОАО «Ресурс» ФИО3 следует, что поставка воды до настоящего времени осуществляется потребителям через управляющую компанию на основании данного договора.

По данным Администрации Гаврилов-Ямского муниципального района водопроводные сети по <адрес> в собственности муниципального района отсутствуют. Все водопроводные сети, которые ранее принадлежали на праве собственности Гаврилов-Ямскому муниципальному району, были закреплены на праве хозяйственного ведения за Гаврилов-Ямским МП ЖКХ. Постановлением Администрации Гаврилов-Ямского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. № Гаврилов-Ямское МП ЖКХ приватизировано путем преобразования в ОАО «Ресурс». В состав подлежащего приватизации имущественного комплекса Гаврилов-Ямского МП ЖКХ вошли и водопроводные сети (Т. 2, л.д. 110).

Однако, на основании пояснений представителя ОАО «Ресурс» ФИО4, письменного сообщения ОАО «Ресурс» от ДД.ММ.ГГГГ. № судом установлено, что водопроводные сети по <адрес> были построены ДД.ММ.ГГГГ. ОАО «Ресурс» осуществляет деятельность по водоснабжению только в пределах своего баланса. Вместе с тем, участок водопроводных сетей между домами № и №, где имеет место быть аварийная ситуация, на праве собственности ОАО «Ресурс» не принадлежит и на балансе не значится. Данные пояснения подтверждены Постановлением Администрации Гаврилов-Ямского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ., на основании которого Гаврилов-Ямское МП ЖКХ приватизировано путем преобразования в Открытое акционерное общество «Ресурс». Пунктом 2 указанного Постановления утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса Гаврилов-Ямского МП ЖКХ в соответствии с Приложением № 1 к постановлению. Изучив указанное Приложение № 1, суд приходит к выводу о том, что водопроводные сети между домами № и № по <адрес>, где имеется утечка воды из водопровода, в состав приватизированного имущества не вошли. По этой причине у суда имеются основания полагать, что ОАО «Ресурс» не является собственником и балансодержателем указанного участка водопроводных сетей, в связи с чем не может нести за них ответственность.

Пункт 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определяет, что к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация в границах поселения водоснабжения населения. Таким образом, закон прямо указывает на осуществление деятельности по организации водоснабжения населения непосредственно органами местного самоуправления городского поселения.

Поскольку вопросы по организации водоснабжения населения законодательством отнесены к ведению органов местного самоуправления поселения, суд признает обоснованным предъявление прокурором требований к Администрации городского поселения Гаврилов-Ям.

Право прокурора на обращение в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц предусмотрено статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Гаврилов-Ямского района Ярославской области удовлетворить.

Обязать Администрацию городского поселения Гаврилов-Ям Ярославской области организовать водоснабжение жителей <адрес> в соответствии с требованиями к качеству коммунальных услуг, установленными Приложением № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ярославского областного суда через Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.В. Коломейская